Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диафрагма 8 страница



 

13. Расположив левую руку на левом колене, согните правую руку в локте, не напрягая бицепс, предплечье и запястье (фот. 121 и 122) Для контроля ширины носовых проходов необходимы устойчивость, умение и чувствительность, но не усилие и напряжение

 

14. Не позволяйте согнутой правой руке касаться грудной клетки (фот 123). Не зажимайте подмышки. Не позволяйте рукам давить на грудную клетку Плечи должны быть опущены, руки — пассивны и легки, за исключением кончиков большого и безымянного пальцев и мизинца (фот 120).

 

 

Фото 117 Фото 118 Фото 119

Фото 120

 

15. Согните указательный и средний пальцы и расположите их кончики в углублении ладони (фот, 124). Это обеспечивает правильное положение кончиков безымянного пальца и мизинца напротив кончика большого пальца, создавая пространство между ними и большим пальцем. Это положение делает ладонь мягкой.

 

Фото 121 Фото 122 Фото 123

 

16. Индивидуальная ширина кончиков мизинца и безымянного пальца гораздо меньшая, чем у большого пальца Чтобы уравнять их, согните два пальца навстречу большому, соедините их кончики, сохраняя пространство между суставами (фот. 125), Если это трудно сделать, расположите между суставами округлый предмет, например, пробку, шириной около полудюйма (фот. 126).

Фото 124 Фото 125 Фото 126 Фото 127


 

Таким образом пальцы будут привыкать к новому положению. Центр большого пальца должен находиться напротив соединенных концов двух пальцев (фот. 127). Обычно кожа кончика большого пальца жестче и толще, чем у других Поэтому большим пальцем следует надавливать легче, чем другими, с тем чтобы нажатие было мягким,

17. Поднимите правое запястье так» чтобы кончики большого, безымянного пальцев и мизинца были напротив носа, передняя сторона запястья не должна касаться подбородка, кончики большого, безымянного пальцев и мизинца расположите горизонтально напротив ноздрей (фот 128),

 

Фото 128 Фото 129 Фото 130 Фото 131

 

18. Между костью я хрящом расположены очень маленькие бороздки перевернутой V-образной формы Кожа под этими бороздками образует впадину. Кончики пальцев имеют выпуклую форму Итак, расположите большой палец и два других в этих впадинах равномерно, как показано на фот. 129- Сохраняйте стенки носа параллельными перегородке, используя для этого надавливание верхними и нижними уголками пальцев на протяжении всей практики Пранаямы» Никогда не держите пальцы на ноздрях, как показано на фот. 130, а мягко поверните кончики пальцев к основанию носа, по направлению к ноздрям, чтобы ощущать течение дыхания (фот. 131 и 132). Закройте частично проходы обеих ноздрей так, чтобы поток дыхания распределялся равномерно в каждую (фот. НО). Если пальцы неустойчивы, поток дыхания становится неравномерным, порождая напряжение нервной системы и тяжесть в клетках мозга. Правильное расположение кончиков пальцев необходимо для того, чтобы расширить или сужать носовые проходы от момента к моменту в соответствии с движением дыхания, а также в зависимости от индивидуальных потребностей. Расширение или сужение носовых проходов при помощи контроля пальцами можно сравнить с хорошей регулировкой отверстия ирисовой диафрагмы линз фотоаппарата для правильной экспозиции цветной пленки Если отверстие установлено неточно, то цвета в результате будут переданы неправильно Аналогично, если отверстия носовых проходов не отрегулированы с точностью, результат пранаямы будет искажен. Правильное регулирование носовых проходов контролирует поток дыхания от внешней, измеримой области ноздрей к неизмеримой глубине внутри.

19. В регулируемой пальцами пранаяме большой палец и противостоящие ему безымянный и мизинец правой руки действуют подобно паре кронциркулей (фот. 127). Контроль осуществляется кончиками пальцев: большого- на правой ноздре, безымянного и мизинца -на левой. Эти три пальца используются в практике Пранаямы для достижения наилучших результатов.

20. Обычно кожа носа мягче, чем кожа на кончиках пальцев. Когда пальцы расположены на носу, их кончики напряжены сильнее. Чтобы ослабить напряжение, левой рукой оттяните назад кожу пальцев правой руки, от кончиков к суставам (фот. 133 и 134) Следите, чтобы кожа ноздрей и кончиков пальцев была одинаково мягкой Это делает слизистую оболочку пассивной и восприимчивой Тогда входящий и исходящий токи дыхания движутся плавно, мягко и правильной формой, проходя слизистую. Такая восприимчивость слизистой обоЯочки помогает пальцам, участвующим в пранаяме, постигать, чувствовать, проверять, регулировать и продлевать поток дыхания и его продолжительность. Для плавного и мягкого прохождение воздуха через слизистую оболочку пальцы на коже носа необходимо расположить точно и использовать их чувствительность.

21. Чем мягче и чувствительней кожа кончиков пальцев, тем более тщательным может быть контроль дыхания. Носовые проходы в каждой ноздре расширяются или сужаются очень легким и чутким надавливанием, чтобы регулировать поток дыхания и тонкие виды энергии, связанные с ним.

 

Фото 132 Фото 133 Фото 134

22. Не защемляйте и не раздражайте нос (фот. 135), не нарушайте положение носовой перегородки (фот. 136) Это не только нарушает поток дыхания через ноздри, но также заставляет подбородок склоняться к ущемленной стороне. Не делайте пальцами резких движений. Они должны быть чуткими и в то же время достаточно подвижными, чтобы правильно отрегулировать расширение или сужение носовых проходов.

23. Когда в слизистой ощущается сухость или раздражение, ослабьте нажатие пальцев, не теряя контакта, который способствует току крови. Это сохранит кожу носа и кончиков пальцев свежими, чистыми и восприимчивыми. Иногда, если кожа влажная, можно оттянуть вниз левой рукой наружную кожу носа (фот. 137 и 138)

24. Следите, чтобы подбородок не двигался вправо, когда вы поднимаете руку к ноздрям

 

Фото 135 Фото 136 Фото 137 Фото 138

25. У людей, использующих в праеаяме правую руку, подбородок и голова имеют тенденцию склоняться вправо, когда давление пальцами сменяется с левой стороны на правую. Те же, кто использует левую руку, могут отклонять подбородок и голову влево. Научитесь сохранять середину подбородка на одной линии с серединой грудины

26. Во время вдоха ноток воздуха через слизистую оболочку носа вверх, а во время выдоха вниз. Бессознательно пальцы следуют за дыханием. Верните их в нормальное положение, подвинув пальцы против потока воздуха,

27. В пранаяме дыхание входит в нос в центральной части, по бокам носовой перегородки, проскальзывая без усилий мимо нее, и затем движется вниз, в легкие Выходит дыхание по наружному краю ноздрей возле щек, Используйте кончики пальцев различно для вдоха и выдоха

 

28. Разделите кончики пальцев на две области: наружную, среднюю и внутреннюю (фот, 139) Во-время вдоха наружная область используется для контроля входящего дыхания, средняя для стабилизации, и внутренняя для направления дыхания в бронхи.

 

29. При вдохе верхняя (внутренняя) часть кончика кончики пальцев как ворота шлюзов, через которые вода устремляется в ирригационные каналы

     
 

пальца оказывает легкое надавливание с целью сузить проход в основании носа. Действия пальцев можно сравнить с водой, отводимой из резервуара на близлежащие поля. Воздух действует, как резервуар, бронхи. Поток контролируется воротами шлюзов, которые усмиряют мощь потока и контролируют уровень воды в канале. Каналы разветвляются на ирригационные канавы, по которым вода поступает на поля и питает урожай Бронхи разветвляются на бронхеолы, чтобы донести вдыхаемый воздух в самые отдаленные утолки альвеол.

 

30. При выдохе внутренняя часть кончиков пальцев используется для контроля, средняя — для стабилизации и ослабления силы дыхания, а наружная часть для направления дыхания. Если при выдохе узкие (внутренние) области кончиков пальцев используются так же, как и при вдохе, то результатом будет ощущение удушья. Ослабьте нажатие внутренними областями кончиков пальцев, а наружные части напрягите я сделайте их устойчивыми Это сделает исходящий ток дыхания плавным Выдох можно уподобить течению реки к морю. Поток дыхания из альвеол подобен бегу воды в горных источниках, которые растворяются в ручьях, бронхеолах Ручьи соединяются в притоки и, наконец, величественная река простирается в своей дельте, чтобы встретиться с морем Воздух в бронхиолах течет в бронхи и отсюда - в носовую полость, дельту, чтобы встретиться с океаном атмосферы.

31. Если звук дыхания груб, или дыхание - - быстрое, причина этому - слишком широкие носовые проходы. Поток воздуха становится более плавным, если сузить проходы. Если поток дыхания правильный и равномерный, то в кончиках пальцев ощущается мягкая вибрация. Прислушивайтесь к резонирующему звуку дыхания и улучшайте его Если звук не резонирующий, а грубый и жесткий, это указывает на то, что кончики пальцев расположены вертикально по отношению к ноздрям (фот. 130). Расположите их горизонтально.

32. Действуйте, сохраняя полное понимание того, что происходит между кончиками пальцев и слизистой оболочкой носа. Только прикосновение, равновесие и непрерывное надавливание кончиками пальцев, направляющее поток дыхания, могут привести к совершенству в пальцевой пранаяме.

33.

 

Фото 140 Фото 141 Фото 142

33. Подобно тому как мягко мы вдыхаем тонкий аромат цветка, практикуйте нракаяму, как втягивание в себя аромата воздуха

34. Если вдох, дольше выдоха, это указывает на большую бло-кированность носовых проходов во время вдоха, чем во время выдоха Чтобы увеличить продолжительность выдоха, мягко уменьшите давление пальцами во время вдоха, но увеличьте время выдоха. Если же выдох больше вдоха, поступайте наоборот. По достижении равной продолжительности вдоха и выдоха в течение периода времени, сузьте носовые проходы, чтобы сделать дыхание глубоким и долгим и в то же время плавным и тонким. Слишком сильное давление или отсутствие его делает кончики пальцев нечувствительными Необходимая чувствительность может быть достигнута только практикой и опытом.

35. Отметьте плавность и длительность первого вдоха и стремитесь сохранить её во время выдоха Первое дыхание - всегда определяющее. То же самое справедливо, когда вы увеличиваете продолжительность задержки и вообще во всей практике Правая мы, так как ритм и равновесие - - вот секрет йоги.

36. Мы бессознательно своим дыханием творим молитву «Со хам», «Он (Сах) - Бессмертный Дух - - есть я (Ахам) в дыхании».

 

Вдох течет со звуком «Сах», а выдох — со звуком «Ахам». Эта неосознаваемая молитва (джапа) произносится без понимания ее значения (артха) и ощущения (бхвана). Когда практикуете права-яму, прислушивайтесь к этой молитве с пониманием и ощущением ее, тогда это осознание становится наданусандхана — паСапиэапСпапа (нада — звук, анусандаана — поиск), в котором садха-ка растворяется в звуке своего дыхания. Это позволяет ему воспринимать входящее дыхание как эликсир жизни и благословение Господа, а исходящее дыхание — как сдачу себя Ему.

 

Этот звук не передается русским «х», а скорее является придыханием.

 

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма

 

Бхастрика Пранаяма

 

Бхастрика означает кузнечные меха: воздух с силой вводится и выводится из легких, как при работе кузнечных мехов. Во всех остальных видах пранаямы вдох задает длину, качество и ритм выдоху, но в бхастрике выдох задает силу и темп. В ней и вдох и выдох выполняются с усилием. Звук, производимый в этой прана-яме, похож на звук кузнечных мехов.

 

Ступень I

 

Ноздри на протяжении всей практики открыты.

 

Техника

 

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96).

2. Сделайте короткий сильный вдох и вытолкните воздух с быстрым сильным взрывным звуком. Повторите это, и вы обнаружите, что второй вдох быстрее и мощнее первого из-за усиленного предшествующего иыдоха.

3. Один быстрый вдох и такой же выдох, выполненные вместе, составляют один ход бхастрики, одно продувание

 

4. Сделайте четыре-восемь ходов подряд. Они составляют один цикл, который заканчивается выдохом.

5. Теперь сделайте несколько медленных и глубоких дыханий, как в удджайи, или, если хотите, можете задержать дыхание внутри, с мула бандхой, в течение пяти-восьми секунд (фот. 101). Затем выдохните медленно и глубоко, как в удджайи. Это дает отдых легким и диафрагме, подготавливает их к новому циклу бхастрики.

6. Повторите циклы продуваний бхастрикой, перемежающи-, еся с удджайи, с задержкой или без нее, три-четыре раза. Затем сделайте глубокое дыхание и лягте в шавасану (фот. 1821

7. По мере увеличения выносливости количество продуваний в каждом цикле, а также и число циклов можно увеличивать. Однако как только изменится звук дыхания — сразу останавливайтесь.

 

Ступень II

 

Обе ноздри частично закрыты на протяжении всей практики.

 

Техника

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).

2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

3. Частично закройте обе ноздри кончиками пальцев. Проследите, чтобы обе ноздри были закрыты равномерно (фот. 110).

4. Теперь выполняйте дыхание бхастрика, следуя технике, данной в пунктах 2 — 7 ступени I

5. Повторите пять-шесть раз, сделайте несколько глубоких дыханий и лягте в шавасану (фот. 182).

 

Ступень III

 

В этой ступени бхастрика выполняется через обе ноздри поочередно, перемежаясь дыханиями удджайи. Продвинувшиеся ученики могут делать ее без включений удджайи.

 

Техника

 

1. Сядьте- в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).

 

2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

3. С помощью контроля пальцами полностью закройте левую ноздрю и частично — правую (фот. 111)

4. Вдохните и выдохните с силой через правую ноздрю, выполняя подряд четыре-восемь продуваний, следя за тем, чтобы давление пальцами было все время одинаково. Наблюдайте за тем, чтобы из левой ноздри не выходил воздух, и завершите все сильным выдохом.

5. Теперь закройте правую ноздрю, частично откройте левую (фот. 112) и с силой дышите через нее, выполняя такое же количество дыханий, как через правую, и оказывая такое же давление. Следите, чтобы воздух не выходил через правую ноздрю. Завершите все сильным выдохом.

 

6. Это составляет один цикл ступени III.

7. Повторите его с обеими сторонами одновременно три-четыре раза, выполните несколько глубоких дыханий и лягте в шавасану(фот. 182)

8. Если вы не можете делать несколько циклов подряд, выполняйте после каждого цикла несколько дыханий удджайи, чтобы дать отдых легким.

 

Ступень IV

 

В ступени III один цикл продуваний бхастрика выполнялся через правую ноздрю, другой — через левую. В этой ступени вдох и выдох выполняются через обе ноздри поочередно: если вдох выполняется через правую ноздрю, то выдох — через левую, и затем наоборот. Четыре-пять таких дыханий образуют один полуцикл. Следующий полуцикл начинается со вдоха через левую ноздрю, за ним следует выдох через правую, соблюдается равное количество дыханий. Эти два полуцикла образуют один цикл ступени IV.

 

Техника

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких (фот. 96).

2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

3. Закройте левую ноздрю, правую держите наполовину открытой (фот 111) и сделайте через нее быстрый сильный вдох Быстро закройте правую ноздрю, наполовину откройте левую и выдохните через нее быстро и с силой (фот. 112) Сделайте четыре или пять таких продуваний в быстрой последовательности. Это образует первый полуцикл.

4. Теперь выполните второй полуцикл, повторив вышеописанную процедуру, но вдыхая через левую ноздрю и выдыхая через правую. Это завершает второй полуцикл. Выполните такое же количество продуваний, как и в первом полуцикле, поддерживая такой же ритм, ток и силу на протяжении всей практики.

5. Выполните три-четыре таких полных цикла, делая несколько дыханий удджайи, чтобы дать отдых легким, а затем отдохните в шавасане (фот. 182).

 

Капалабхати пранаяма

 

Некоторые называют кападабхати пранаямой, другое — крийей (капала означает череп, а бхати — свет иди блеск). Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды выполняется задержка. Выполняйте капалабхати вместо бхасгрики, если последняя требует слишком больших усилий.

 

Кападабхати можно разделить на стадии, аналогично бхастрике» и соответственно этому практиковать.

 

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

 

Обе эти пранаямы активизируют и укрепляют печень, селезенку, поджелудочную железу и брюшные мышцы, а также улучшают пищеварение. Они осушают носовые пазухи и останавливают насморк. Они порождают ощущение радости.

 

Примечания и предупреждения

 

1. Бхастрика генерирует прану, которая активизирует все тело Как слишком быстрая растопка взрывает котел или двигатель, так и слишком длительная практика бхастрика подвергает опасности легкие и истощает дыхательную систему из-за того, что процесс дыхания слишком интенсивен.

 

2. По мере того как звук убавляется, остановитесь и начните снова, либо уменьшите количество продуваний и циклов, либо приостановите практику на день.

3. Приостановите практику, когда чувствуете раздражение или напряжение

4. Прервите практику, если звук выдоха неправилен или продувания не наступают должным образом Всякое насильственное действие приведет к повреждению или кровотечению из носа.

 

5. Людям со слабым сложением и ограниченными возможностями легких не следует пытаться практиковать бхастрика или капалабхати, так как их кровеносные сосуды и мозг подвергнутся опасности

 

6. Эти две пранаямы не следует практиковать следующим людям:

 

а) женщинам, так как сильные продувания могут стать причиной выпадения абдоминальных органов и матки, а груди могут ослабеть и обвиснуть;

 

б) людям, страдающим от недугов глаз и ушей (например, гной в ушах, отслоение сетчатки* глаукома);

 

в) людям с повышенным или пониженным кровяным давлением;

 

г) страдающим носовым кровотечением, усиленной пульсацией или болью в ушах, Если что- либо из вышеперечисленного произошло с вами, немедленно прекратите практику на

 

несколько дней. Затем попытайтесь снова, и, если эти признаки повторятся, это означает, что такая практика вам не подходит.

 

7. Многие люди имеют неправильное представление, что бхастрика пранаяма пробуждает кундалини шакти Авторитетные книги утаермедают то же самое в отношении многих пранаям и асан, но это далеко от истины. Нет сомнения, что бхастрика и капалабхати освежают мозг и побуждают его к активности, но если /поди выполняют их по той причине, что они пробувдают кундалини, они могут в результате навлечь беду на свои тело, нервы и мозг

 

Таблица Бхрастрика Пранаямы

 

Ступень 1(НО) ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б П У Р У П У Р У или ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б П У АК М Б Р У
Ступень II (НОЧЗ) ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б П У Р У П У Р У или ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б П У АК М Б Р У
Ступень Ш (ПНЧЗ/ ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б ПР Б ПР У ПР У ПР У ПР У или П У АК М Б Р У
ЛНЧЗ) ПП ПП ПП ПП ЛЛ ЛЛ ЛЛ ЛЛ                

Ступень IV

(ПНЧЗ/

ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР П Р П Р

или

П

АК

М

Б

Р
  Б Б Б Б Б Б Б Б У У У У   У   У
ЛНЧЗ) пд ПЛ ПЛ ПЛ ЛП ЛП ЛП ЛП                

АК — Ангара кумбхака

Б — Бхрастрика (пурака короткая сильная, речака быстрая гильная)

ОНЧЗ — обе ноздри частично закрыты

МБ — мула бандха

НО — ноздри открыты

ПР — пурака, речака

ПНЧЗ — правая ноздря частично закрыта

П — правая

Л—левая

У — удджайи

 

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

 

В этих двух пранаямах вдох выполняется не через ноздри, а через рот и без джаландхара бандхи

 

Ситали Пранаяма

 

Эта Пранаяма охлаждает респираторную систему, отсюда и ее название

 

Ступень I

 

В этой ступени вдох производится через свернутый в трубочку язык, а задержка дыхания и выдох выполняются как в удджайи

 

Техника

 

 

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот 96)

2. Держите голову на естественном уровне Откройте рот и округлите губы как для произнесения буквы О

3. Высуньте язык и сверните его по длине так, чтобы его форма напоминала свежий, еще свернутый лист перед распусканием (фот 143)

4. Вытяните свернутый язык подальше (фот 144) и втяните через него воздух, как будто пьете жидкость через соломинку, и до предела наполните легкие Воздух увлажняется, проходя через свернутый в трубочку влажный язык

 

Фото 143

 

 

5. После полного вдоха верните язык в обычное его положение и закройте рот

6. Опустите голову и выполните джаландхара бандху (фот 57) Задержите дыхание на пять-десять секунд, замкнув мула банд ху, но можно и без бандхи (фот 101)

7. Выдохните как в удджайи

8. Это составляет один цикл ситали. Повторяйте его в течение пяти-десяти минут без перерывов В конце последнего цикла вдохните нормально через обе ноздри и затем лягте в шавасану (фот 182).

9.

Ступень II Фото 144

 

В этой ступени вдох выполняется так же, как и в ступени 1, а выдох - - через обе частично закрытые ноздри.

 

Техника

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот, 96)

2. Теперь вдохните, следуя технике пунктов 2 6 ступени 1 (фот 144) и завершите вдох мула бандою и (фот. 69).

 

3 Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 -22 гл 22 о пальцевой пранаяме.

4. Частично закройте обе ноздри кончиками пальцев, равномерно надавливая на обе стороны носа так, чтобы они были параллельны носовой перегородке (фот, ПО)

5. Выдохните медленно, равномерно и полностью, без напряжения. Расположите пальцы на ноздрях чутко и осторожно, чтобы контролировать силу и поток выдыхаемого воздуха равномерно через обе ноздри.

6. Когда вы ощутите, что легкие совершенно пусты, опустите руку и положите ее на колено.

7. Этим завершается один цикл. Повторяйте его в течение пятидесяти минут. В конце последнего цикла вдохните нормально через обе ноздри, затем лягте в шавасану (фот. 182)

 

Ступень III

 

В этой ступени вдох выполняется как в ступенях I и П, а выдох через обе ноздри попеременно, причем одна закрыта полностью, а другая частично

 

Техника

1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах I - 7 удджайи, ступень V, Глубоко выдохните (фот. 96).

2. Теперь вдохните, следуя технике пунктов 2 — 6 ступени I (фот 144), и завершите вдох внутренней задержкой с мула бандхой (фот. 101).

 

3. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме

4. Полностью закройте левую ноздрю, частично правую (фот 111) и выдохните медленно, равномерно и до предела через нее, не напрягаясь

5. Когда вы почувствуете, что легкие совершенно пусты, опустите руку и положите ее на колено. Вдохните снова, как описано в пунктах 2 - 6 ступени I

6. Поднимите правую руку к носу и закройте полностью правую ноздрю и частично —левую (фот. 112), выдохните медленно, равномерно и без напряжения Затем опустите руку

7. Этим завершается один цикл. Повторяйте его в течение пятидесяти минут. В конце последнего цикла вдохните нормально открытыми ноздрями, затем лягте в шавасану (фот 182).

 

Ситкари пранаяма

 

Ситкари — это то, что порождает холод. Это разновидность сигали пранаямы. Она также называется ситкари пранаяма, потому что дыхание шипящим звуком проходит между губами.

 

Техника

 

Следуйте всем вышеописанным ступеням и технике сигали, но не сворачивайте язык. Губы расположите слегка раскрытыми, а кончик языка слегка высуньте, но язык сохраняйте плоским.

 

Ситкари, подобно сигали, выполняется в три ступени, следуя той же технике, что и во всех ступенях сигали.

 

Воздействия

 

Эти две пранаямы создаюг радостное настроение. Они охлаждают дыхательную систему и успокаивают глаза и уши. Они благотворно действуют в случаях небольшого жара и разлития желчи. Они активизируют печень и селезенку, улучшают пищеварение и облегчают жажду. Они полезны при дурном запахе изо рта. Эти пранаямы садхака может выполнять, даже если ноздри блокированы.

 

Таблица Ситали и Ситкари Пранаямы

Сигали

 

Ступень Пурака, Антара Речака
    Кумбхака  
  Голова Прямая ДБ  
  Г ЯС Без МБ Г
    МБ  
I о о Оба варианта НО
    (МБ 5—10 сек)  
II О 0 0 ОНЧЗ
III 0 0 0 НЧЗП

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.