Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



 

ТЕМА 6. Древнерусское искусство.

 

План лекции:

– основные черты древнерусского собора;

– история древнерусского храма (XI-XII; XV-XVI; XVII-XVIII вв);

– древнерусская икона.

 

После принятия христианства на Руси начинается строительство соборов по византийскому образцу. Исконно русской считается деревянная пирамидальная конструкция с подклетями, галереями, лестницами и разноуровневыми куполами. Древнерусский каменный собор представляет собой крестово-купольный храм на 4 или 6 столбах, соединенных арками, поддерживающими барабан купола. С восточной стороны – три граненые или полукруглые апсиды. Сверху они завершались полукуполами – конхами. В средней апсиде – алтарь, отделенный сначала невысокой перегородкой, а потом иконостасом. В западной части храма располагались хоры для знати. Внешний вид отражал внутреннее строение. Стена разделялась вертикальными плоскими выступами (лопатками) на прясла, которые завершались закомарами. Последние могли иметь лопастную или килевидную форму. Отделенная от основной стены закомара превращалась в декоративный кокошник. Со временем стены стали белить. Шлемовидные купола постепенно сменяются более декоративными – луковичными.

 Собор Св. Софии в Киеве (1037 г. ) – пятинефная базилика с 13 главами (5 в центре). С трех сторон – галерея с круглой аркой. Внешний вид сохранился только в реконструкции.

Внутренний декор – фрески и мозаика (Богоматерь Оранта с поднятыми руками в центральной апсиде).

 Собор Св. Софии в Новгороде (1045-1050) – тоже монументальная пятинефная базилика, но проще, лаконичнее и строже: 5 куполов и только фрески во внутреннем убранстве.

Соборы во Владимире (XII в. ) отличаются аркатурно-колончатым поясом (маленькие колонки, соединенные арками). Успенский собор (1158) – однокупольный, перестроен в 1185 г. с 5 куполами).

Одноглавые храмы: Дмитриевский собор (1194-1197) – эпическая сила, орнаментальная резьба (святые, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы) и церковь Покрова на Нерли (1165) – легкость и изящество, преобладают вертикальные линии.

  Московское зодчество испытало влияние Владимира. Успенский собор Московского Кремля (1475-1479) построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, внесшим ренессансную соразмерность в конструкцию владимирских мастеров; простор внутреннего помещения объясняется отсутствием хоров.

 

Колокольня Ивана Великого (1505-1508), построенная архитектором Боном Фрязиным, первоначально представляла собой башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов на верху каждой призмы; плоские лопатки по углам и легкие карнизы подчеркивали ее изящество и торжественное величие. Архангельский собор (1505-1508) построен итальянцем Алевизом Новым как двузэтажное ренессансное палаццо; отделенные от основной стены закомары заполнены пышными резными раковинами, лопатки-пилястры обработаны филенками и завершены классическими капителями.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного на Красной площади) построен в 1555-1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в память взятия Казани. Он развивает смелые композиционные и декоративные приемы шатровой церкви Вознесения в Коломенском (1532) и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьчкове (1547? ). Вокруг центральной башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь маленьких храмиков, покрытых главами и связанных общей платформой подклета и галереями. Декоративность наружного убранства соединяет треугольные «деревянные» мотивы с разнообразными кокошниками и аркатурами. Цветистая роспись сделана в XVII-XVIII вв. Иностранцы сравнивали храм Василия Блаженного со сказочным гигантским растением.

Традиции древнерусского зодчества продолжаются в XVII и даже XVIII вв. в разных городах России: Ростове Великом (церковь Воскресения Христова в Кремле), Ярославле (церковь Ильи Пророка), Суздале (Никольская церковь), Соликамске (Троицкий собор). В основном они отличаются упрощением общей конструкции храма под влиянием европейского рационализма и разнообразием внешнего декора. В деревянном ансамбле Кижского погоста на Онежском озере самый знаменитый храм – Преображенская церковь (1714) с 22 главками.

Задание: рассмотрите среди НМ другие образцы древнерусского храма.

Для соборов XVII в. особенно характерна декоративность: несколько шатров, множество луковиц и кокошников, цветные поливные изразцы, боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон и т. п. Получает распространение бесстолпная церковь сложной конструкции с пышным убранством, напоминающая дворец; один из ранних вариантов – церковь Троицы в Никитинках (1631-1634).

 

В конце XVII в. складывается новый стиль («нарышкинское», или московское, барокко), для которого характерно соединение строгой симметрии центричной пирамидальной конструкции (четверик на восьмерике) с легкими и изящными декоративными элементами («петушиные гребешки», колонки классического типа, овальные или восьмиугольные окна, резные раковины и т. п. ). Примером «московского барокко» может служить усадебный храм Л. К. Нарышкина – церковь Покрова в Филях (1693-1695).

Икона и фреска составляют важное звено в синтезе древнерусского храма. Византийская икона Владимирская богоматерь в XII в. была вывезена из Константинополя сначала в Киев, затем во Владимир и в Москву. Она определила излюбленный на Руси иконографический тип «Умиление» (Богоматерь держит на руках младенца и прижимается к нему щекой).

Расцвет древнерусской живописи приходится на XIV-XVI вв. (период Возрождения в Европе). Соединение византийских и новгородских традиций в творчестве Феофана Грека (30-е гг. XIV в. – после 1405 г. ) определило суровость и страстность борьбы, выраженные в его живописной манере: монохромное сочетание красно-коричневых и желтых охр, пробела («движки») и высветления («вохрение по санкирю»). Все эти особенности очевидны в образе Христа Пантократора.

 

В 1405 г. Феофан Грек пригласил Андрея Рублева (около 1370 – 1430) и Прохора с Городца расписывать Благовещенский собор Московского Кремля. Частично сохранился лишь иконостас, в котором Рублеву приписываются несколько икон. Андрей Рублев был иноком Троицкого и Андроникова монастырей. Живописную манеру московского мастера отличает мягкость и плавность линий, свет и цвет, одухотворенное смирение и безграничная вера в божественную любовь.

Особенно ярко они выражены в поздней и самой знаменитой иконе Троица, посвященной Сергию Радонежскому. Внешняя сюжетность Ветхого Завета сменяется здесь ясностью и лаконизмом воплощения темы добровольной жертвы Христа, изображенного в центре. Круговая композиция молчаливого диалога ангелов дополняется символическими указаниями на значение каждой фигуры (над головой Бога-Отца – дом, Бога-Сына – дерево, Святого Духа – гора). Эмоционально-чувственный, божественный и человеческий характер светлой объединяющей всепобеждающей любви выражается в чистоте и гармонии красок: вишневого хитона Христа, трехкратно звучащего «голубца» (ляпис-лазури) и золотого фона.

Характерные для ликов Рублева выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивость и доброта взгляда характеризуют три иконы Звенигородского чина: Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. Частично сохранились фрески Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), созданные в 1408 г. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

 

Задание: обратившись к НМ, сравните изображение Христа, сюжетов Троицы и Преображения у Феофана Грека и Андрея Рублева.

 

Крупнейшим художником, продолжающим рублевские традиции, был Дионисий (30-40 гг. XV в. – между 1503-1508 гг. ). Мирянин, видимо, знатного происхождения, он работал с сыновьями – Владимиром и Феодосием. Известна икона Распятие (1500), ее особый колорит и изящная линия фигуры Христа.

Житийные иконы митрополитов Петра и Алексея из Успенского собора Московского Кремля свидетельствуют об укреплении централизованного государства. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502), над которыми Дионисий работал вместе с сыновьями, посвящены Богородице и характеризуются настроением радостного ликования, торжества жизни (роскошные пиршественные столы, узорные одежды, светлый пейзаж), они отмечены повышенной декоративностью и стандартностью ликов по сравнению с живописью Рублева.

 

Задание: используя НМ, сравните образ богоматери в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Рассмотрите другие работы Дионисия.

 

На рубеже XVI-XVII вв. появляется строгановская икона – изящная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Связь иконописания с реальной натурой отстаивал в XVII в. царский изограф, теоретик искусства Симон Ушаков (1626-1686). В иконе Спас Нерукотворный он использует светотень и перспективу, стремится к передаче классической правильности черт и телесного тона лица. Персонажи Ушакова – земные существа, лишенные одухотворенности образов Рублева.

Задание: сравните изображение Христа у Феофана Грека, Андрея Рублева и Симона Ушакова.

 


 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Характер личности и творчества Андрея Рублева, культурно-историческую атмосферу, в которой создавались его произведения, воссоздал А. Тарковский в фильме «Страсти по Андрею». Посмотрите фильм и объясните сущность спора Рублева с Феофаном Греком, используя их произведения.

 

       


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алпатов М. В. Древнерусская живопись. М., 1984.

Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Лазарев В. И. Московская школа иконописи. М., 1980.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

Путилов Б. Древняя Русь в лицах. СПб., 1999.

Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

Флоренский П. Иконостас. М., 1995.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.