Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ



 

1. Соц псих как наука, ее предмет и задачи. Становление соц псих.

 

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

 

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.

Задачи

  • Феномен взаимодействия между людьми, в т. ч. общение.
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
  • Массовые психические явления.
  • Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
  • Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологические проявления личности в коллективе.

Устойчивое закрепление термина " социальная психология", а также систематические исследования, создание первых учебников и основополагающих трудов относятся к началу XX столетия.

В истории социальной психологии можно выделить несколько периодов:

1) период накопления несистематизированных знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н. э. – середина XIX в. );

2) период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знаний (1850-1920-е гг. );

3) период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (1920-е гг. );

4) закрепление социальной психологии как раздела теории и практики психологической науки (со второй половины XX в. )

Этап, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки, связан с развитием языкознания, накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; с успехами и потребностями криминологии; расширением массового производства и развитием городов.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии принято считать 1859 г., когда в Германии X. Штейнталь с совместно М. Лацарусом начали издавать журнал по этнической психологии и языкознанию (" Психология народов и языкознание" ).

В этот период складываются первые социально-психологические концепции.

В Германии возникает психология пародов, в основном в трудах философа Морица Лацаруса (1824–1903) и языковеда Хеймана Штейнталя (1823–1899). Задачи социальной психологии в данной концепций: " познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов".

Психология масс, разрабатываемая первоначально в исследованиях Габриеля Тарда (1843–1904), в качестве универсального принципа объяснения социальных явлений использовала принцип подражания. (всякое скопление людей как " масса", в которой человек утрачивает способности к наблюдению. )

Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах англо-американского психолога Уильям Мак-Дугалла (1871–1938). Ключевым объяснительным понятием в этой теории стало понятие инстинкта: причины поведения людей Мак-Дугалл видел во врожденных инстинктах.

Отечественная социальная психология в силу ряда исторических обстоятельств не всегда была интегрирована с мировой наукой, но развивалась теми же путями, что и в других странах. На рубеже XIX–XX столетий получили известность первые отечественные труды по социальной психологии, имеющие глубокие отпечатки наук-прародительниц – социологии и психологии, а также богословия.

Особое место в российской социальной психологии занимают работы В. М. Бехтерева: " Личность и условия ее развития" (1905), " Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки" (1911). Фундаментальный труд " Коллективная рефлексология" (1921) может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Заслуга В. М. Бехтерева заключается в разработке системы социально-психологических знаний. Он дал развернутое определение предмета социальной психологии: изучение психологической деятельности участников собраний и сборищ. Ученый выделяет системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий.

При создании новой, " марксистской" психологии в России в 1920-е гг. прослеживались две тенденции:

  • а) критическое (и не всегда аргументированное) отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, принявшим ряд их основных идей;
  • б) соединение положений господствующей теории исторического материализма в марксистской концепции с некоторыми конструкциями зарубежной психологии. Эта " объединительная", или объяснительная, тенденция шла от лица как естественно-научно ориентированных ученых, так и классических обществоведов (философов, правоведов, партийных идеологов). Именно в 1920-с гг. на довольно длительный промежуток времени разошлись пути отечественной социально-психологической мысли и мировой социальной психологии.

Начиная с 1920-х гг. социальная психология сделалась ведущим направлением в развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и Японии.

Что касается СССР, то проходившая в 1920–1930-е гг. дискуссия о природе, роли и предмете социальной психологии закономерно для тогдашнего политического климата перешла из научной сферы в сугубо идеологическую. В ходе становления марксистской психологии социальная психология была " отменена" по причине ее объективной " ненужности" и классовой " буржуазности". Происходит изоляция отечественной науки от западной психологии; налагается запрет на публикацию трудов иностранных авторов. Многие исследования по существу сворачиваются, некоторые формально переходят в область детской или педагогической психологии. Это, к примеру, проблемы психологии коллектива, активно изучаемые в Советской России.

Мировые катаклизмы 1930–1940-х гг. бросили вызов социально-психологической науке, предъявив для осмысления опыт сложнейших массовых явлений: геноцид, фашизм и нацизм, массовые бедствия и истерии, социальная паранойя и коллективное внушение.

В 1960-е гг. после вынужденного и искусственного перерыва возрождается социальная психология в нашей стране, где она оформляется как вполне самостоятельная и востребованная наука. В области методологии социальной психологии исходными стали концепции Г. М. Андреевой[2], Б. Д. Парыгина, Е. В. Шороховой.

Исследования социальных психологов отвечают в основном социальным запросам современного быстро меняющегося мира.

 

2. Основные понятия соц псих.

 

Социальная психология — наука, изучающая поведение человека в группе.

 

Группа — это люди, объединенные реальными отношениями.

 

Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это группы.

 

Если между людьми нет никаких отношений, их группой назвать нельзя. Так, по улице идет масса народа. О массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории людей относится находящийся рядом с нами человек.

 

На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели. Поэтому на стадионе я с большой долей вероятности могу предположить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я.

О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов. Очередь является типичным примером такой группы: покупатель имеет цель купить, а продавец — продать.

 

Группы бывают формальными и неформальными. Формальная группа — это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список приглашенных на свадьбу и т. д. Неформальная группа — это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия.

 

3. Этапы соц-псих исследования.

 

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Первый этап заключается в выборе темы исследования.

Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести бо́ льшую ясность.

Второй этап работы исследователя – поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования.

Третий этап – выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, – корреляционный и экспериментальный. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или бо́ льшим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.

Четвертый этап. Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

4. Соц роли личности. Соц статус личности.

 

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определённым престижем.

 

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные,

 

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и так далее.

 

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

1. когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

2. когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

 

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.

 

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус.

 

Статус детей обычно подчинён взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит из:

ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям.

Некоторые определения социальной роли:

· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

  • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и так далее);
  • обобщённый способ выполнения определённой социальной функции, когда от человека ожидаются определённые действия;

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и так далее).

 

5. Выполнение соц ролей

 

Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей (родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников, других взрослых) определенные знания о содержании различных ролей – официальных и неофициальных. Ребенку объясняют, как следует вести себя дома, на улице, в общественном транспорте, в гостях, на экскурсии, в театре и т. д. Информацию о ролевом поведении человек также получает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания вносят средства массовой информации.

 

При поступлении в школу, колледж, вуз, на работу или па службу в армию новичка знакомят с правилами внутреннего распорядка, с требованиями, предъявляемыми к его новой социальной роли. В одних случаях эти требования изложены самым общим образом, в других – сравнительно детализированы. Последнее чаще всего относится к профессионально-функциональным ролям, т. е. тем, которые выполняются в организациях различного типа – производственных, транспортных, военных, финансовых и др. Такие роли определяются должностными инструкциями, в которых указаны основные задачи данного работника, его обязанности и права, степень ответственности, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам.

Данные отечественных и зарубежных исследований показывают, что нечеткость должностных инструкций различных категорий работников (и рядовых, и руководящих) негативным образом сказывается на их психическом состоянии, вызывая фрустрации и провоцируя конфликтные ситуации. Нс способствует это и эффективности труда. Только герою русских сказок, получавшему неопределенные ролевые предписания (" пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что" ), удавалось успешно справиться со своей задачей.

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных – социальной роли и Я. Напомним, что Я человека понимается как проявление его самосознания, как продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не-Я). Как уже отмечалось ранее, на основе взаимодействия личности с другими людьми формируется Я-концепция – представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. Итак, Я-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями ее Я-концепции.

Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью – ее интернализация. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание их, моральная готовность личности принять данную роль.

Успешность интернализации индивидом какой-либо роли всецело зависит от его Я-концепции. Если понимание индивидом своей роли согласуется с его Я-концепцией, то определенные ролевые предписания подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.