Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зависть. Римма Ефимкина



Зависть

Римма Ефимкина

Завистью называют социально-психологический конструкт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.

Что входит в этот конструкт? По словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». По словарю Ушакова, «желание иметь то, что есть у другого». Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». «Зависть полагает начало раздору», – отмечал Демокрит. То есть, если говорить про чувства, зависть – это гремучая смесь досады, сожаления и неудовольствия с удовольствием. А если про социальное поведение, то это нравственный выбор, как с этими чувствами поступать.

Глагол «завидовать», от которого, произошло слово, первоначально имел значение «видеть издали», «засмотреться», «смотреть недоброжелательно». К этому же ассоциативному ряду относится сглаз, то есть черная зависть: посмотрел – и разрушил. Зависть может приобретать такой размах, что в ход идут и кислота, выплеснутая в лицо, и выколотые на фотографиях глаза, и заказные убийства, и даже войны, истинными причинами которых являются экономические.

НЕПРИЯТИЕ ДОБРА В ДРУГИХ

Зависть настолько обычное повседневное чувство, что за примерами далеко ходить не надо. Я же выбрала из обилия примеров не совсем обычный – зависть матери к дочери. Нам привычнее под материнским чувством подразумевать любовь, но зависть тоже присутствует в отношениях. Поскольку обе женщины, разница между которыми целое поколение, то для зависти почва есть: младшей, у которой все впереди, завидует старшая, время которой на исходе. Речь идет о героинях романа Льва Толстого " Война и мир" – княгине Курагиной и ее дочери прекрасной Элен.

Лев Толстой не раз упоминает тот факт, что княгиня Курагина, " массивная, когда-то красивая, представительная женщина", завидует своей дочери. В именины Элен, когда планировалось заставить внезапно ставшего богатым Пьера сделать предложение имениннице, князь Василий созвал на ужин самый близкий круг. Гости чувствуют настроение вечера и любуются молодой парой, сидящей за столом.

" – Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.

Княгиня ничего не отвечала; ее мучала зависть к счастию своей дочери".

Под счастьем в данном случае княгиня понимает вовсе не любовь (ни ее дочь, ни Пьер не влюблены друг в друга), а финансовое состояние жениха. В дальнейшем брак по принуждению отнюдь не сделал невольных супругов счастливыми, но княгиня не понимает этого и завидует, потому что сама несчастна в точно таком же браке, и она чувствует, что упустила свой шанс:

" Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «Да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе-счастливой»".

Как видим, зависть княгини включает в себя и грусть (об утраченных возможностях), и злость (на того, кто их имеет), и мучения (истязание себя за потерю шансов). Чем же можно облегчить страдания завистника? За ответом обратимся к философам. Персидскому поэту-суфию Руми приписывают следующее понимание зависти:

– Что такое зависть?

– Неприятие добра в других. Если мы примем это добро, оно станет вдохновением.

В применении к жизни старой графини Курагиной это может означать, что ей следует принять молодость своей дочери, а также право проживать эту молодость полноценно. И согласиться с тем, что сама она уже находится в другой фазе жизни. Вдохновением для пожилой женщины никак не может быть стремление вернуть ее ушедшие года. Вдохновить ее может только одно: смотреть на свой возраст тоже как на полноценный – с его особенностями и возможностями. К сожалению, это очень сложно, если свою собственную молодость человек прожил не так, как хотел. Это сожаление о невосполнимом времени жизни не дает сделать шаг дальше.

Благодаря Толстому, мы наблюдаем повторение Элен материнского сценария. Позже, развивая линию жизни Элен, Толстой описывает ее попытки расторгнуть брак с Пьером и выйти замуж за одного из двух претендентов – молодого принца и пожилого вельможу. И снова мать мучается завистью, на этот раз к возможности дочери развестись.

«В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа. Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери. Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.

– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене... – сказала старая княгиня.

– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j'ai des devoirs*, – заговорила Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая-то неясность в ее деле.

– Но мой друг...

– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses... **

В это время дама-компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.

– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu'il m'a manque parole***.

– Comtesse, a tout peche misericorde****, – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.

Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.

«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня" ».

ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ

Лев Толстой не дает положительной развязки в случае всего семейства Курагиных. Элен умирает от аборта, ее брат Анатоль погибает от ампутации ноги после ранения в Бородинском сражении, второй брат Ипполит идиот. Такие тяжелые судьбы невольно наводят на мысли о нравственных выборах, которые мы делаем, испытывая те или иные чувства. Что же мы можем сделать с чувством зависти, которая нам и самим не нравится?

Как видим, сердиться на человека за то, что у него есть то, чего нет у нас, – путь тупиковый. Он не отнимал у нас того, что у него есть, а заслужил (приобрел) сам, своими силами. Мы хотим поступать хорошо, поэтому вопрос нравственного выбора стоит на первом месте. Как нам канализировать чувство зависти, чтобы совесть была чиста?

Тут в помощь приходят идиомы " черная зависть" и " белая зависть", которые открывают перед каждым человеком, испытывающим чувство зависти, два выбора. Первый – сглазить, пожелать неудачи ближнему, чтоб ни себе, ни людям. Вспоминается царица из " Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина, которая не снесла зависти к молодой падчерице и велела ее отравить, чтобы остаться единственной красавицей среди женщин.

Второй путь – превратить зависть из черной в " белую". У чувства зависти есть плюс – она показывает нам, чего мы хотим для себя. Чужие достижения, победы, проекты, идеи вдохновляют. Хочется немедленно делать то же самое, что до нас успешно смогли сделать другие. " Черный" путь – испытать досаду и пожелать ближнему неудачи, поставить палки в колеса, помешать, сглазить. " Белый" путь – обрадоваться, что теперь вы знаете, чего хотите для себя, и начать воплощать это желание в жизнь. И если вы достигнете успеха, то сможете порадоваться и за другого человека, испытать к нему благодарность. Антоним к слову зависть – доброжелательность. Как видим, разница в том, в кого вы будете вкладывать энергию – в другого или в себя. Вредить другому – тоже расход энергии, но выгоднее расходовать ее на удовлетворение своих потребностей.

ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ

В психотерапии работа с завистью – это поиск ресурса для тех клиентов, у которых желания отбили еще в детстве. " Вот закончишь учебный год без троек – получишь велосипед! "; " ишь, чего захотел, обойдешься! "; " не заслужил" – помните эти обидные ответы на ваши детские просьбы? Чтобы сохранить свое достоинство, ребенок решает: ну и ладно, не очень-то и хотелось! Это решение ему дорого обходится. Когда мы вырастаем и становимся независимыми, мы уже не способны желать. Поэтому зависть – ключ к желаниям, спроецированным на другого. Что это означает? Своих желаний не чувствую, но отлично чувствую, чего хочу, когда вижу у другого, ведь этого мне в детстве не запрещали. Даже наоборот, ставили в пример успехи других детей (" Какая аккуратная девочка, не то что ты! "; " что ты нюни распустил, смотри, вон мальчик тоже у врача и не боится"; " сестренку буду любить, потому что она себя хорошо ведет, а тебя нет" и т. п. )

Следите за мыслью? Зависть можно сделать нашим союзником. Если мы осознаем, что проецируем на успех другого человека свое собственное подавленное желание, то мы можем вернуть себе эту проекцию и начать воплощать свое желание в жизнь. Да, это трудно, но теперь мы взрослые, а не дети, и в этом огромная разница: теперь все зависит от нас самих. Порой зависть – единственная путеводная нить, приводящая человеку к собственной отторгнутой субличности, спроецированной на другого.

*Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.

** Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений...

*** – Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.

**** – Графиня, есть милосердие всякому греху.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.