Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Злость. Римма Ефимкина



Злость

Римма Ефимкина

Злость – базовая отрицательная эмоция, реакция на негативное событие, выражающаяся в желании причинить зло.

Происходит от старославянского зъло (беда, грех). На Руси слово начало использоваться рано – с XI в. В этимологических статьях есть и другое значение слова зъло – " очень", " сильно". Злость имеет еще одно значение помимо привычного нам – " злой до работы", то есть энергичный, испытывающий сильное желание. Злость – очень мощная энергия, которая иногда мотивирует людей справляться с непосильными задачами.

" Я НИЧЕГО НЕ ХОТЕЛА И НЕ ХОЧУ"

Для меня ярчайшей иллюстрацией к чувству злости в романе Льва Толстого " Война и мир" служит серия эпизодов с княжной Катишь Мамонтовой, старшей племянницей старого графа Безухова. Перед смертью дяди она узнает от князя Василия Курагина, что может лишиться наследства, если не уничтожит письмо графа к императору с просьбой усыновить Пьера. Катишь, до этого момента демонстрирующая бескорыстие и незаинтересованность, внезапно злится на Анну Михайловну Друбецкую, которая инициировала написание графом этого письма.

" – Милая ты моя княжна Катерина Семеновна! – нетерпеливо заговорил князь Василий. (... ) – Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница.

Видимо, что-то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.

– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.

Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.

– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.

– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий. Но княжна не слушала его.

– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме...

– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.

– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника. (... )

– Это ваша prot; g; e, ваша милая Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину. (... ) Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас. (... ) В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу. (... ) Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу все, все. Придет время! "

Начав за здравие (" я ничего не хочу" ), княжна заканчивает за упокой. Толстой подробнейшим образом точно обрисовывает самые разные оттенки злости – голос с раскатами грома, резкие движения, сброшенную с колен невинно пострадавшую собачку, бледность, ругательства. Княжна так зла, что не может больше контролировать долго подавляемое чувство, и угроза потери состояния для нее пока что на втором месте после желания отомстить Анне Михайловне.

" ИЗО ВСЕЙ СИЛЫ ХЛОПНУЛА ДВЕРЬЮ"

Князь Василий уговаривает княжну вынести документ, который находится в мозаиковом портфеле под подушкой больного. В момент заговора княжна Катишь видит своего врага – Анну Михайловну, пришедшую якобы ходить за больным, и злость усиливается.

" Горничная, с графином, второпях (как и все делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал неторопливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.

Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу. Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.

– Будьте мужчиною, друг мой, а я уж буду блюсти за вашими интересами. – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору".

Чувство злости отличается от других родственных чувств (например, гнева), физической составляющей. Человеку необходимо выплеснуть злость разрушительным физическим действием. Пока нет посторонних свидетелей, княжна Катишь может себе позволить хлопнуть изо всей силы дверью. Этот жест символизирует объявление войны: княжна по одну сторону баррикад – Анна Михайловна по другую. Каждая воюет за свой кусок наследства богатого графа.

" МЕРЗКАЯ ЖЕНЩИНА! "

Но вот разгорается главная сцена сражения. Место выбрано крайне неудачно – за дверью умирает граф, а в соседней комнате множество посторонних. Трудно удержать усмешку, читая, как ненавидящие друг друга женщины вынуждены называть друг друга " княгиня" и " милая", как голос Друбецкой продолжает удерживать " сладкую текучесть и мягкость" и как Анна Михайловна, не называя настоящую причину борьбы, делает вид, что только охраняет покой графа.

Расстановка сил такова: мозаиковый портфель уже у Катишь (" Княжна что-то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала: " Не могу видеть эту женщину" " ), князь Василий отсылает Анну Михайловну в маленькую гостиную, где для отвлечения внимания накрыт ужин для всех присутствующих при соборовании графа, сам же вместе с Катишь и портфелем остается в приемной. Дальше мы наблюдаем происходящее глазами ничего не понимающего Пьера.

" Анна Михайловна стояла подле княжны, и обе они в одно время говорили взволнованным шепотом.

– Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что не нужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.

– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена...

Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.

– Да нет же, моя милая Анна Михайловна, оставьте Катишь делать, что она знает. Вы знаете, как граф ее любит.

– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василию и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага...

Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.

– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Я вас умоляю...

Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы за портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую текучесть и мягкость.

– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?

– Что же вы молчите, кузен? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего? Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.

– Oх! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – Это смешно. Ну же, пустите. Я вам говорю.

Княжна пустила.

– И вы!

Анна Михайловна не послушалась его.

– Пустите, я вам говорю. Я беру все на себя. Я пойду и спрошу его. Я... довольно вам этого.

– Но, князь, – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее все приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василия.

– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.

– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель".

" РАДУЙТЕСЬ ТЕПЕРЬ, ВЫ ЭТОГО ЖДАЛИ"

Невозможно оторваться от текста, следя за перипетиями борьбы трех претендентов на наследство в присутствии четвертого. Неизвестно, чем бы закончилась эта борьба, если бы в кульминационный момент не умер граф.

" Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна, с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.

– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.

И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты".

Прикусывание нижней губы – неосознанный жест во время рискового авантюрного дела, как прижимание ушей у животных во время охоты. Сухость кожи – признак психического перегруза. Обвинение Пьеру " Радуйтесь теперь, вы этого ждали" – проекция. Княжна понимает, что бой проигран. Ее злость превращается в отчаяние.

РАБОТА СО ЗЛОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

К психотерапевту зачастую обращаются люди с запросом, " как бороться с собственной злостью". И хотя проявление злости в отношениях между людьми осуждается, " бороться" со злостью – тупиковый путь.

Злость – одна из четырех эмоций, которыми мы обладаем изначально, являясь биологическими существами. Биологический смысл злости – сигнализировать о нарушении физических (а позже психологических) границ. Поэтому первое, что мы делаем в психотерапии – объясняем клиенту, что " побороть" злость нельзя, она " вмонтирована" в нас природой для выживания. Однако можно научиться с ней жить и использовать ее не во вред, а во благо.

Для этого нужно научиться осознавать свою злость как энергию и природную жизненную силу, которую можно использовать для достижения целей (" злой до работы" ). Такое переименование злости позволит присвоить ее и вместо чувства страха, вины и стыда почувствовать радость обладания.

Второй этап – осознание потребности, скрытой за чувством злости, и поиск социально одобряемого способа ее удовлетворения. Так, княжна Катишь тратит свою силу на хлопанье дверью (" изо всей силы хлопнула дверью" ), но настоящее ее желание быть свободной. Она видит к этому только один путь – наследство дяди. Позже две ее младшие сестры вышли замуж и тем самым решили проблему независимости. Сама княжна осталась при Пьере и полюбила его. Кстати, она получила от него крупную сумму денег, так что участие ее в авантюре с документами было излишним.

Иллюстрация М. С. Башилова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.