Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ненависть. Римма Ефимкина



Ненависть

Римма Ефимкина

Ненависть – интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению).

Синонимы: злоба; отвращение; вражда; рознь; нелюбовь.

Этимологически ненависть восходит к церковнославянскому глаголу ненавид; ти, а он бразован с отрицанием от навид; ти «охотно смотреть, навещать» (ср. нави; деться «видаться, посещать», укр. нави; дити ся «с радостью смотреть друг на друга», польск. nawidzie; «охотно, с радостью смотреть»). Таким образом, буквально ненависть – нежелание видеть в другом человеке что-то. Что? Я полагаю, свою проекцию – те черты личности, которые человек не принимает в себе.

В романе Льва Толстого " Война и мир" достаточно эпизодов, иллюстрирующих проявление ненависти героев. Я остановилась на теме ненависти Пьера Безухова к жене Элен, чтобы проанализировать динамику этого чувства.

" ОН НЕНАВИДЕЛ ЕЕ И НАВСЕГДА БЫЛ РАЗОРВАН С НЕЮ"

Пьер Безухов был принужден жениться на Элен князем Василием, поставившим его в такое положение, что отказаться было бы неблагородно. Пьер, на тот момент молодой и неопытный, плохо отдавал себе отчет в собственных чувствах и принял вожделение за любовь, хотя и с большим сомнением. После женитьбы Пьер получил анонимное письмо, что Долохов любовник его жены. Пьер снова мучается сомнениями, правда это или нет.

" «Да, он очень красив, – думал Пьер, – я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить»".

Поверить, что это правда, – значит признать, что жена развратная женщина. И вслед за этим нужно будет поменять всю свою жизнь. Вот почему проще и удобнее не признавать правды. Но в тот момент, когда на банкете в честь князя Багратиона сидящий напротив Пьера Долохов, публично и глядя ему в глаза, произносит тост " За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников" , – Пьер убеждается, что это правда, и вызывает Долохова на дуэль.

" – Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею".

" КАК Я ДОШЕЛ ДО ЭТОГО? "

После дуэли, на которой Пьер ранил противника, он испытывает бурю чувств и мыслей, главная из которых – как он до этого дошел.

" «Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней», – отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти не выходившие из него слова: " Я вас люблю". Всё от этого? Я и тогда чувствовал, – думал он, – я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». (... )

«А сколько раз я гордился ею, думал он, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!

(... ) Отец, шутя, возбуждал ее ревность: она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй... убирайся», – говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. «Да я никогда не любил ее, – говорил себе Пьер. – Я знал, что она развратная женщина, – повторял он сам себе, – но не смел признаться в этом.

(... ) «Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе. – Но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: " Я вас люблю", которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, – говорил он сам себе. – Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор, – подумал он, – и позор имени и честь – все условно, все независимо от меня.

(... ) Кто прав, кто виноват? (... ) «Зачем я сказал ей " Я вас люблю"? » – все повторял он сам себе. И повторив десятый раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово " и зачем черт дернул меня ввязаться в это дело? ", и он засмеялся сам над собою".

В итоге Пьер предлагает жене расстаться, а в ответ на ее требование дать ей состояние приходит в бешенство и швыряет в нее мраморную столешницу, после чего успокаивается, выдает доверенность на управление имениями, что составляет большую часть его состояния, и уезжает один в Петербург. Позже Пьер вернется к жене, но вплоть до ее смерти будет жить с ней формально, а не как супруг.

" ВИДЕЛ ВСЕ ЕЕ ТЕЛО, ТОЛЬКО ПРИКРЫТОЕ ПЛАТЬЕМ"

Из рассуждений Пьера хорошо видно, что как только он начинает искать повод для ненависти и считает в этом виноватой свою жену, то он неизбежно упирается в свой собственный вклад в ситуацию: он сам на ней женился. И женился не из любви, а по той же самой причине, в которой теперь обвиняет свою жену, – из-за чувственного влечения к ее телу.

Толстой не оставляет ни шанса для манипуляции. Если вернуться назад в момент, когда Пьер еще только думает, жениться ему на Элен или нет, в его внутреннем монологе виден его скрытый мотив.

" Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное. (... ) Это нехорошо», – думал он; и в то же время, как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою и как все то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою. И он опять видел ее не какою-то дочерью князя Василья, а видел все ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль? » И опять он говорил себе, что это невозможно, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. (... ) Но в то время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своей женственной красотою".

" ГЛАВНОЕ ПРИСТРАСТИЕ"

Обвиняя жену в развратности, Пьер не замечает этого качества у себя, хотя точно знает о нем. Пьер сам чистосердечно назвал его при вступлении в масонскую ложу.

" – И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.

– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.

– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.

Пьер помолчал, отыскивая.

«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? » – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество.

– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер".

Так и бывает: испытывая ненависть к другому, мы проецируем на него свои же собственные отрицаемые части, а потому выставляем свой счет ему. Сластолюбец Пьер, не желающий менять себя в главном своем пороке, ненавидит жену за ее точно такую же, как и у него, порочность.

" ПАДШУЮ ЖЕНЩИНУ НАДО ПРОСТИТЬ"

Динамика чувства ненависти была бы не полной, если бы автор не показал финала истории ненависти Пьера к жене. Толстой заставляет пройти Пьера через испытание, которое служит трансформации его сознания, но одновременно задевает его самое больное место. Когда чистая и невинная Наташа Ростова, любовь всей жизни Пьера, поступает точно так же, как его жена – то есть изменяет князю Болконскому с " дураком Анатолем", – Пьер сначала действует по привычному шаблону: ненависть, разочарование, презрение. Это тупиковый путь, по которому обычно и ходит человек на протяжении всей жизни.

Однако Пьеру удается совершить прорыв в сознании. Это происходит благодаря разговору с его другом князем Болконским о возможности прощения невесты за ее невольное " преступление". Болконский категоричен и жесток в своей правоте.

" – Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, – помните о...

– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу".

В этот момент Пьер словно видит себя в зеркале – жестоким и непреклонным в обвинении другого человека. И он находит в своей душе " никогда не испытанное чувство жалости", умиления и любви к Наташе Ростовой (см. гл. " Умиление" ). Этот новый для него шаг – не бросать камня в грешницу, а осознавать свою собственную греховность – меняет и судьбу, и всю последующую жизнь Пьера.

РАБОТА С НЕНАВИСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Говорят, от любви до ненависти один шаг. Это означает, что к ненавидимому нами объекту мы испытываем не равнодушие, а сильное разнополярное чувство – притяжение и отвращение одновременно. Притяжение показывает, что нам жизненно необходимо ненавидимое нами качество, отвращение – что мы не можем найти ему места в своей целостности. Это и есть главная задача психотерапии – найти саму неинтегрированную часть и ее место в душе и жизни клиента.

Алгоритм психотерапевтического воздействия следующий.

1. Осознание ненависти к объекту с помощью трехчастного высказывания: я чувствую то-то, когда ты делаешь то-то, и для меня это означает то-то. В случае Пьера Безухова оно могло бы звучать так: " Я ненавижу жену, за то что она завела любовника, и для меня это означает, что она развратная женщина". Из третьей части высказывания становится очевидной неинтегрированное качество – развратность, плотская любовь.

2. Осознание своей проекции с помощью вопроса " Как это относится к моей жизни? " Этот пункт работы в терапии самый трудный, он сопровождается виной и стыдом, поэтому включаются такие мощные психические защитные механизмы, как отрицание, проекция, вытеснение, подавление, забывание и т. п. Для Пьера осознание своего сластолюбия как главного порока позволит уравнять себя и жену и снять с нее обвинение, а точнее – снять с себя роль судьи. Когда мы осознаем, что несправедливо выставили счет другому человеку за собственное несовершенство, мы начинаем относиться к нему более зрело – как к обычному несовершенному человеку, имеющему точно такие же ограничения, как мы сами.

Пьеру удается это сделать, что явствует из его признания в диалоге с Наташей Ростовой в конце романа: " Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть... без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль ее, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи".

3) Наконец, для интеграции качества необходимо найти для него приемлемое место применения. Например, когда и где будет уместно сластолюбие? Когда плотское соединится с духовным. Где? Пьер чувственную любовь обрел в браке с любимой женщиной (" «Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!.. »" )

В эпилоге перед нами в лице Пьера счастливый цельный человек. Правда, Толстой и здесь честен до конца: он знает, что пороки так просто " не сдаются". Наташа Ростова, вторая жена Пьера, патологически ревнива, что заставляет Пьера сохранять бдительность относительно своих слабостей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.