Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опустошенность. Римма Ефимкина



Опустошенность

Римма Ефимкина

Опустошенность – это душевная, нравственная пустота; внутреннее ощущение потери чего-то очень значительного. Опустошенным называет себя человек, лишенный внутренних сил, а также исчерпавший свои душевные ресурсы.

В основе слова общеславянское прилагательное " пустой" того же корня, что древнепрусское paust «дикое место» («необитаемое, незанятое»). Опустошенность в буквальном смысле – страх переживание нового душевного опыта.

Синонимы: пустота; растерянность; опустошение.

" ВСЁ БЫЛО ПУСТОТА"

В романе Льва Толстого " Война и мир" из множества эпизодов, когда герои переживают опустошенность, я выбрала описание чувств Наташи Ростовой после смерти князя Андрея.

" Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою и невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой всё было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление" (Т. 4. Ч. 4. Гл. I. С. 499).

Душевная пустота в данном случае образуется в том месте, где была любовь, привязанность, забота, мечты о будущем. С уходом из жизни человека психическая энергия должна найти другое применение. Лучшее отношение к умершим – по достоинству оценить их вклад в нашу жизнь и свободно жить дальше, так как все интегрированное не исчезает, оно часть нас.

" ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАПРЕТА ЖИЗНИ"

Возвращение к жизни происходит у Наташи только в тот момент, когда ее любовь к князю Андрею, лишенная объекта, переходит на новый объект – ее мать, переживающую горе в связи со смертью сына Пети.

" Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из-за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. <... > Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери. <... >

Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню" (Т. 4. Ч. 4. Гл. II. С. 501).

Согласно Фрейду, человек, переживая потерю, испытывает скорбь (см. гл. " Скорбь" ), которая воспринимается как пустота, потому что человеку следует теперь перенаправить либидо с отсутствующего объекта на новый. Для этого требуется время и объект. Когда Наташа чувствует любовь к матери, которая пребывает в несчастье, это возвращает ей силы жить. Мать же после смерти младшего сына, а затем скоро последовавшей за ней смерти мужа больше не способна любить (переместить либидо на другой объект), а следовательно преодолеть опустошенность.

" Душевная рана матери не могла залечиться. <... > Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни" (Т. 4. Ч. 4. Гл. III. С. 503).

" ПРОСНУВШАЯСЯ СИЛА ЖИЗНИ"

Вторая волна опустошения настигает Наташу, когда она, ухаживая за матерью, заболевает, не встречая ответного отклика. Именно такою застает ее Пьер во время визита к Марье Болконской после возвращения из плена – он видит Наташу, но не узнает ее.

" – Вы не узнаете разве?

Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.

«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. <... >

Пьер <... > не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XV. С. 537).

С появлением Пьера к Наташе возвращается новая волна жизни. Теперь есть человек, которого можно любить и строить с ним будущее. Присутствующая при их встрече княжна Марья " видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XVII. С. 543). Что же касается Наташи, то она мгновенно изменилась внешне и внутренне, душевная опустошенность получила радостное и желанное наполнение.

" С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно-насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что-то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.

Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой. <... >

Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей. Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело" (Т. 4. Ч. 4. Гл. XX. С. 550).

РАБОТА С ОПУСТОШЕННОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Запрос с формулировкой " душевная пустота" один из самых частотных в психотерапии, такое состояние бывает у всех. Причина названа выше – потеря целостности, утрата значимой части жизни, с которой связано либидо (специфическая энергия, лежащая в основе как половой любви, так и любой другой).
Опустошенность может настичь внезапно в связи с потерей значимого человека, а может сопровождать человека хронически, если он живет без радости – занимается нелюбимым делом, живет с нелюбимым человеком, не рискует самовыражаться. Психотерапевтическая работа состоит осознании зоны пустоты и наполнении ее тем, что составляет для человека смысл. По сути это работа со страхом нового: как мы помним, этимологически пустота – дикое, необитаемое, незанятое место. Подобно нашим доисторическим предкам, которые, отправляясь на охоту с обжитой поляны, рисковали не вернуться, мы также боимся покинуть " зону комфорта".

Джеймс Холлис пишет: " Изменение всегда вызывает тревогу. Тревога – это цена билета на жизненное странствие; нет билета – нет странствия; нет странствия – нет жизни. Мы можем бежать от тревоги, сколько хватит сил, но это значит, что мы бежим от своей жизни, которая у нас одна" *.

Таким образом, согласно Холлису, у нас есть только два экзистенциальных выбора: тревога и депрессия. Тревога сопровождает нас в постижении нового, а депрессия (эмоциональная опустошенность) наказывает нас за бездействие. Чтобы наполнить душевную пустоту, мы должны спросить, чего хочет наша душа, а затем направить свои ресурсы на достижение этого желания.

*Холлис Дж. «Душевные омуты: возвращение к жизни после тяжёлых потрясений». – М.: " Когито-Центр", 2006.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.