Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оскорбленность. Римма Ефимкина



Оскорбленность

Римма Ефимкина

Оскорбленность – переживание оскорбления в связи с умышленным унижением чести и достоинства личности, выраженным в неприличной форме.

Образовано от глагола оскорбить, заимствованного из старославянского языка, где оно является суффиксально-префиксальным производным от скърбь «боль, горе, беда». Слово скорбь в свою очередь происходит от древнего корня (s)ker-b(h) / (s)kor-b(h) – «скручивать(ся)», «морщить(ся)»; оно того же корня, что и ущерб, щербатый, скрести, коробить. В буквальном смысле оскорбленность – переживание нанесенного ущерба.

Синонимы: униженность; уязвленность; обиженность; ущемленность.
В романе " Война и мир" Льва Толстого особо чувствительны в вопросах чести и достоинства представители семейства князей Болконских – старый князь Николай Андреевич, князь Андрей и княжна Марья. Вот несколько примеров.

" ОCКОРБЛЕНИЕ САМОЕ БОЛЬНОЕ"

Когда к старому князю приезжает князь Василий делать предложение от лица своего сына Анатоля его дочери княжне Марье, Николай Андреевич испытывает чувство оскорбленности особенно глубокое, потому что оно касается любимой дочери, в которую он вложил не только жизнь, но и душу.

" Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любил больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что; справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя" (Т. 1. Ч. 3. Гл. V. С. 255).

Княжна некрасива, поэтому ее отец уверен, что Анатоля женят на его дочери только ради имени и денег.

" «И к чему ей выходить замуж? – думал он. – Наверно, быть несчастною. <... > И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство»" (Т. 1. Ч. 3. Гл. IV. С. 250).

В подтверждение своих мыслей старый князь заметил интерес Анатоля к компаньонке Бурьен и равнодушие к его дочери.

" Он <... > вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет! А он ее и знать не хочет! »" (Т. 1. Ч. 3. Гл. IV. С. 251).

Князь оскорблен за дочь, но больше всего он огорчен тем, что в ней нет гордости.
" «Первый встречный показался – и отец и все забыто, и бежит, кверху чешется и хвостом винтит, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу... Фр... фр... фр... И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтоб понять это! Хотя не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван о ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это... » Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом" (Т. 1. Ч. 3. Гл. V. С. 256).

Чувства князя вызвали бы сострадание, если б они были вызваны желанием счастья дочери. Но это не так, за его оскорбленностью стоит собственный эгоизм. Позже Николай Андреевич точно так же разрушил счастье сына, запретив ему жениться на графине Ростовой из-за ее низкого (по сравнению с княжеским титулом) происхождения.

" ОСКОРБЛЕНИЕ ЕЩЕ НЕ ВЫМЕЩЕНО"

Князь Андрей в вопросах чести полная копия отца, и после измены Наташи Ростовой, отдавшей предпочтение Анатолю Курагину, он почувствовал себя оскорбленным и искал случая вызвать Курагина на дуэль.

" Он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей" (Т. 3. Ч. 1. Гл. VIII. С. 32).

На самом деле у Анатоля и в мыслях не было оскорблять князя Андрея, он просто повел себя обычным для себя образом – соблазнил невинную хорошенькую девушку, не заботясь ни о чьих чувствах, кроме своих собственных.

" ВСЕ, ЧТО БЫЛО ОСКОРБИТЕЛЬНОГО"

На первый взгляд кажется, что княжна Марья отличается от своих родных: она набожна, покорна, готова быть беднее самого нищего и сносить любые оскорбления. В своих мечтах она бежит из дому, чтобы " не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют" (Т. 2. Ч. 3. Гл. XXVI. С. 528).

Но когда после смерти отца она узнает от своей компаньонки француженки Бурьен, что французы близко и раздают прокламации, обещая в них лояльность к русским, кровь Болконских вскипает в княжне и она испытывает глубочайшую оскорбленность.
" – Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m-lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.

– Через кого вы получили это? – сказала она.

– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m-lle Bourienne.

Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.

– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого-нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m-lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.

«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! » – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что; только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове. Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю... » – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать" (Т. 3. Ч. 2. Гл. X. С. 132).

РАБОТА С ОСКОРБЛЕННОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Что делать, если клиент переживает оскорбленность и обращается с этим запросом к психологу? Оскорбленность похожа на обиду, но если при обиде возможно примирение в случае неумышленного нанесения, то при оскорблении нет, человек становится непримиримым врагом.

Однако у Толстого гордый и непримиримый князь Андрей оказывается способным не только простить своего врага Анатоля Курагина, но и осознать свои заблуждения и даже испытать любовь к бывшему врагу. Как ему это удается? После смертельного ранения Андрея в Бородинском сражении он оказывается в госпитале на соседнем столе с Анатолем Курагиным, которому ампутируют ногу. Перед лицом смерти – своей и Курагина – князь Андрей наконец прикасается к настоящему, главному чувству, которое есть в его душе – любви и нежности к Наташе, которая объединяет их с Анатолем.

" – Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.

В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем-то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? » – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь эту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.

Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это! »" (Т. 3. Ч. 2. Гл. XXXVII. С. 226).

Главное заблуждение князя Андрея – поиск виноватого в его измене его невесты. Но когда он видит картину целиком, то осознает свой вклад в происшедшее.

" «Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею" (Т. 3. Ч. 3. Гл. XXXII. С. 338).

В данном случае смерть лучший учитель, благодаря близости к ней происходит трансформация сознания князя Андрея. Однако психотерапия тоже кое-что может. Понять мотивы других людей, осознать свой вклад в конфликт, увидеть картину не фрагментарно, а целиком человеку позволяет обмен ролями в психодраме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.