Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отвращение. Римма Ефимкина



Отвращение

Римма Ефимкина

Отвращение – отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Синонимы к слову – брезгливость, гадливость, нелюбовь, ненависть, неприязнь, нерасположение, омерзение, антипатия.

Слово образовано от глагола вращаться, вертеть. Отвращение в его буквальном смысле – это стремление отвернуться от объекта, чтобы избежать контакта.

ПРОСТОДУШНАЯ ХИТРОСТЬ

Очень ярко и иронично-язвительно описал Лев Толстой в романе " Война и мир" чувство отвращения Бориса Друбецкого к его невесте Жюли Карагиной. Он честолюбив, но беден – она богата, но некрасива и глупа. Кроме того, по меркам XIX века стара для невесты. Что лежит в основе этого странного альянса? Потребительское отношение одного к другому. Это отвратительно, потому что ни тот, ни другой не интересуют друг друга как личности.

" Жюли было двадцать семь лет. После смерти своих братьев она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна теперь, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что, во-первых, она стала очень богатой невестой, а во-вторых, то, что чем старее она становилась, чем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет тому назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была семнадцатилетняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней-невестой, а как с знакомой, не имеющей пола" .

Все участники этого сватовства – Жюли, Борис, мать Бориса – используют друг друга и выдают себя не за тех, кем являются. Лев Толстой вскрывает манипуляции Жюли, которая притворяется меланхоличной и разочарованной, хотя только и мечтает о наискорейшем замужестве и ждет предложения от Бориса. " Не было бала, театра, гулянья, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарование, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случалось, на нее смотрели, как на таковую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время".

Анна Михайловна, мать Бориса, натерпевшаяся лишений, живя приживалкой в чужих домах, мечтает поправить дела с помощью женитьбы сына, при этом старается сохранить хорошую мину при плохой игре.

" Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские имения и нижегородские леса). Анна Михайловна с преданностью воле провидения и умилением смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.

— Toujours charmante et m; lancolique, cette ch; re Julie*, – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.

– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение), и она, бедная, все сама, одна: ее так обманывают! ".

Борис Друбецкой хладнокровно ухаживает за Жюли, соблюдая видимость влюбленности, при этом расписывает и употребляет в своем воображении доходы с пензенских имений: " Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях".

ТАЙНОЕ ЧУВСТВО

Казалось бы, все трое согласны на сделку друг с другом, но сделать последний решающий шаг Борису мешает чувство отвращения. Это отвращение к притворству Жюли есть не что иное как проекция Бориса; он не желает видеть собственного притворства, которое раз навсегда лишит его возможности искренней любви.

" Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова. (... ) Жюли видела нерешительность Бориса, и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви".

Лев Толстой называет чувство отвращения тайным. Действительно, стоит его признать – и игра разрушится, никто из участников не достигнет своих целей. Ни Борис, ни Жюли не хотят идти открытым и честным путем. В романе есть еще две брачные пары с такими же " исходными данными" – бесприданница Наташа Ростова с некрасивым, но богатым Пьером Безуховым и уродливая богатая княжна Мари Болконская с бедным красивым Николаем Ростовым. Никому в голову не придет упрекать их в притворстве, потому что каждый из этих людей прежде всего личность, ценная сама по себе, а не деньгами и внешними данными, и в основе их отношений лежит любовь и уважение. Борис и Жюли хотят получить каждый свое быстро и без усилий, вот почему каждому нужно скрываться, вот почему каждый ведет себя отвратительно.

" УСТРОИТЬСЯ ТАК, ЧТОБЫ РЕДКО ВИДЕТЬ"

Наконец, Жюли, чтобы поторопить Бориса, предпринимает хитрый маневр. Она начинает принимать ухаживания Анатоля Курагина, тоже брачного афериста, чтобы вызвать ревность Бориса. Оскорбленный Борис, не желая даром потерять свои труды, делает предложение. Чтобы подавить отвращение, он старается не смотреть на невесту, а на будущее решает с ней меньше видеться.

" Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтобы не видать ее неприятно-раздраженного и нерешительного лица, и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами, приехал сюда. Напротив... – Он взглянул на нее, чтоб увериться, можно ли продолжать. Все раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее, – подумал Борис. – А дело начато и должно быть сделано! » Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – Вы знаете мои чувства к вам! – Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого, и она получила то, что требовала".

В дальнейшем разбогатевший Борис отправляется подальше от Петербурга на службу, а Жюли в статусе замужней дамы появляется перед читателем в сопровождении молодого мужчины, которого она называет своим пажом. Каждый из участников сделки, преодолев временное отвращение, получает свой бонус.

Возвращаясь к теме отвращения, нельзя не вспомнить фразеологизм " деньги не пахнут". Он принадлежит римскому императору Веспасиану, который в I веке ввёл налог на общественные уборные. Фраза " деньги не пахнут" неминуемо ставит человека перед нравственным выбором: идти за своим чувством и доверять ему или же подчиниться общепринятой морали, которая социальный статус ставит выше человеческого.

РАБОТА С ОТВРАЩЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Согласно адаптационной теории эмоций Роберта Плутчика, отвращение входит в восьмерку базовых защит и играет важную роль в функции самосохранения живых организмов. Если речь идет не о вредных или опасных для жизни веществах, а о человеческих качествах, к которым клиент испытывает отвращение, то я предлагаю психодраматическим методом инсценировать буквальное значение слова – то есть развернуться к объекту на 180 градусов, повернувшись к нему спиной. Благодаря этому нехитрому действию клиент начинает понимать, кого он не приемлет в его жизни и за что. В основе отвращения лежит отвержение в детском возрасте, с последствиями которого и придется иметь дело в терапии.

*Все так же прелестна и меланхолична, наша милая Жюли.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.