|
|||
Отчаяние. Римма ЕфимкинаОтчаяние Римма Ефимкина Отчаяние – крайняя степень чувства безвыходности, безысходности, безнадежности; невозможность удовлетворить какую-либо потребность; состояние, связанное с утратой надежды. Отчаяние может привести к депрессии или является одним из симптомов депрессии. Слово " отчаяние" происходит от слав. чаяние – ожидание, надежда, и от – имеет значение окончания действия (ср. отработал, отгулял. В буквальном смысл отчаяние – отказ от надежды (чаяния) на благополучный исход охоты. Первоначально имелись в виду чувства людей, томительно поджидавших зверя в засаде. Вторичными значениями этого корня были такие: длительное ожидание и идея длительности (русское «час»); томительное ожидание, тревожное ожидание; ожидание, на которое возлагаются какие-то надежды. Родственные слова: чаяние, невзначай и т. п., в них во всех присутствуют значения надежды и ожидания. Синонимы: уныние, безнадёжность, печаль, безысходность. Примеров отчаяния в романе Льва Толстого " Война и мир" множество, и диапазон этого чувства на одном полюсе включает отчаяние Николая Ростова за невыдержанный экзамен из закона Божьего, а на другом отчаяние Кутузова за бегство с поля боя русских солдат во время Аустерлицкого сражения. Я выбрала нечто среднее из этого разброса значений – отчаяние Наташи Ростовой из-за ее измены жениху. " ДУША ПРЕИСПОЛНЕНА ОТЧАЯНИЯ" Суть эпизода в том, что оставленная на год женихом Наташа буквально за пару дней до его возвращения из-за границы знакомится с Анатолем Курагиным, который соблазняет ее и организует побег. Побег предотвращают, а Наташе рассказывают о том, что Курагин женат и его намерения не идут дальше распутства. Наташа не может поверить в это, а когда ей приводят доказательства, то впадает в отчаяние от того, что она расторгла помолвку с князем Болконским и оскорбила его. Отчаяние усиливается тем, что Наташа сама чувствует себя причиной своего горя, и она, будучи не в силах справиться с чувствами, пытается отравиться. Когда Пьер узнает о происшедшем, он не верит своим ушам. Ему жаль гордости князя Андрея, и он, увидев Наташу, прошедшую мимо него " с выражением холодного достоинства" (Т. 2. Ч. 5. Гл XIX. С. 636), сначала думает о Наташе с отвращением. Главная проблема отчаявшегося – неспособность увидеть перспективы. Психотерапевтическая помощь клиентам, переживающим отчаяние, заключается как раз в поддержке и сопровождении их в каждой из пяти стадий. Человек потерял выход, на который надеялся, – значит ли это, что теперь выхода нет? Отнюдь, на примере Наташи мы видим, что для ее судьбы все случившееся в конечном итоге оказалось благом: впоследствии, как мы помним, она сумела восстановить отношения с Болконским, а после его смерти счастливо вышла замуж за Пьера Безухова. В те несколько месяцев, когда Наташа мучительно переживала разрушение своих иллюзий, она смогла разобраться в себе и найти ресурсы, которые позволили ей обрести новые перспективы. Толстой с иронией пишет о бессмысленности медицинских процедур в случае душевной раны. " Несмотря на большое количество проглоченных пилюль, капель и порошков из баночек и коробочек, из которых madame Schoss, охотница до этих вещиц, собрала большую коллекцию, несмотря на отсутствие привычной деревенской жизни, молодость брала свое: горе Наташи начало покрываться слоем впечатлений прожитой жизни, оно перестало такой мучительной болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала физически оправляться" (Т. 3. Ч. 1. Гл XVI. С. 62). Наташа не могла уже быть прежней, потому что " Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее: слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том, невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива" (Т. 3. Ч. 1. Гл XVII. С. 62). Но дружеская поддержка Пьера и говение в церкви помогли Наташе принять собственную " мерзость", а также тот факт, что жизнь продолжается. Переживший отчаяние человек начинает видеть картину мира шире, чем до того, становится более зрелым, а его восприятие – более реалистичным. Соня, Наташа и письмо Анатоля Курагина. Иллюстрация А. П. Апсита к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|||
|