|
|||
Покорность. Римма ЕфимкинаПокорность Римма Ефимкина У слова покорность много " родственников". Слова укор, кара, укоризна, покорить, покарать имеют ту же общеславянскую основу коръ (" кара" ). Покорность образовано от прилагательного покорный, а оно от глагола покорить – «подвергнуть наказанию». Таким образом, покорность в буквальном смысле – согласие подвергнуться наказанию. А в привычном нам значении – повиновение; податливость внешнему влиянию, воздействию со стороны кого-либо, чего-либо; послушание; смирение; уступчивость. ЛЕГЧЕ ВЕРБЛЮДУ ВОЙТИ В ИГОЛЬНОЕ УШКО Я выбрала из романа Льва Толстого " Война и мир" два эпизода, иллюстрирующие покорность. Первый содержит повествование о том, как Пьер, подчинившись руководству Анны Михайловны Друбецкой, становится самым богатым человеком России. Толстой подробно описывает многоходовку Анны Михайловны, преследующей свою цель (получить денег с умирающего отца Пьера) и использующей в своей игре Пьера. Она, прикрываясь Пьером, пробирается в дом Безухова, чтобы помешать уничтожить завещание, а ничего не понимающий Пьер только повторяет про себя каждый раз: " Стало быть, это так нужно" и покорно следует за Анною Михайловной. Лев Толстой использует сравнение живого Пьера с неживой статуей, лишний раз намекая этим сравнением на то, что покорностью человек не определяет своего выбора. Итогом усилий Анны Михайловны Пьер внезапно становится обладателем самого большого состояния в России и носителем графского титула, тем самым взвалив на себя непосильное для неокрепшей души бремя. " ОН ПОЙМЕТ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ" Второй эпизод касается женитьбы Пьера на Элен Курагиной. На этот раз он становится жертвой интриг князя Василия, пожелавшего прибрать к рукам состояние Пьера, женив его на своей дочери. Противостоять такому человеку, как князь Василий, – нелегкая задача, и Пьеру она не по зубам. " Князь Василий не обдумывал своих планов, он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. (... ) Он не говорил себе, например: (... ) «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне сорок тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было". " Князю Василью нужно было решить дела с Пьером, который, правда, последнее время проводил целые дни дома, то есть у князя Василья, у которого он жил, (... ) но все еще не делал предложения. После вечеринки, на которой Пьера посадили рядом с Элен, пару оставили в уединении, чтобы Пьер сам догадался сделать предложение. Не дождавшись этого, князь Василий сделал вид, что слова произнесены, зашел и благословил пару. Остается только снять шляпу перед ловкостью манипулятора и еще раз посочувствовать Пьеру. " – Алина, – сказал он жене, – посмотри, что они делают. Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали. – Все то же, – отвечала она мужу. Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно-торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его. После этой сцены Пьеру, поставленному в крайне неловкое положение, ничего не оставалось, как признаться в любви к Элен и покорно (но при этом с чувством вины и стыда) предложить ей руку и сердце. " МОЮ БЕССМЕРТНУЮ ДУШУ" Видимо, не случайно именно Пьера Безухова Лев Толстой отправляет в плен к французам, чтобы довести его покорность до абсурда. Только в плену, перед лицом смерти, Пьеру открывается идея истинной, а не ложной человеческой покорности. Покорность в христианском смысле обозначает согласие с всеблагой Божественной волей, ведущей человека ко спасению, и добровольное подчинение ей. Здесь главное не перепутать Божью волю и людскую власть. Только первое ведет к свободе духа, и это открывается Пьеру. ЗАТЕМ, ЧТО ЕСТЬ БОГ После этого взрыва в сознании Пьер перестал бояться чего бы то ни было и стал собой. Это отразилось на его отношениях с людьми – теперь его любили: " Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии". Изменился Пьер и в практических делах. Теперь в ответ на манипуляции людей он с легкостью говорил " нет": " Пьер без малейшего труда и напряжения отказал ему, удивляясь впоследствии, как было просто и легко то, что прежде казалось неразрешимо трудным". Этот внутренний управляющий центр теперь был не чужая людская, а Божья воля. " Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека".
|
|||
|