Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Презрение. Римма Ефимкина



Презрение

Римма Ефимкина

Презрение связано с чувством превосходства. Это отрицательно окрашенное чувство возникает к человеку, демонстрирующему качества, которые субъект не позволяет демонстрировать себе, так как воспринимает их социально неприемлемыми. Презрение легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть, если объект презрения становится препятствием на пути удовлетворения потребностей субъекта.

Презрение легче осмыслить через этимологию слова. Оно образовано от глагола " презирать", который в современном языке означает считать недостойным уважения, обесценивать, пренебрегать, лишать внимания. А исходно презирать означало " смотреть свысока". Слово заимствовано из старославянского языка. Оно образовано приставочным способом от глагола зирати (зьръти), то есть " смотреть сверху вниз" (Этим. словарь Крылова). Приставка " пре" обозначает " сверх" – действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать), а также чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь (превысить, пресытиться, переизбыток). " Я презираю тебя" буквально означает " я смотрю на тебя сверху вниз", я хороший – ты плохой.

ПРИЗНАКИ ПРЕЗРЕНИЯ

Подбирая примеры к этой главе, я не минуты не колебалась относительно персонажа, ярче всего проявляющего чувство презрения на страницах романа Л. Толстого " Война и мир". Конечно же, это князь Андрей Болконский. Князь, богач, красавец, но очень неприятный в общении человек, про которого за спиной говорили: " Гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел" . Он презирал свою жену Лизу, когда жил с нею, презирал свет, практически каждого человека, с которым имел дело по службе. Первое же появление героя в салоне Анны Павловны Шерер сопровождается глубочайшим чувством презрения к окружающим.

" Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество".

Толстой в данном фрагменте ни разу не использует слово " презрение" (хотя по отношению к Болконскому использует его регулярно и повсеместно), но точно описывает признаки презрения: усталый взгляд, гримас, выражающая скуку, прищур. Несмотря на это, невольно проникаешься симпатией к Болконскому – умному, образованному, живому. И поначалу кажется, что он имеет право на презрение к глупым, пошлым, пустым людям. Но постепенно раскрывается другая сторона чувства презрения, картина раскрывается в полном объеме.

" Я НЕ МОГУ ПРОСТИТЬ"

Ярче всего презрение Болконского проявилось по отношению к невесте Наташе Ростовой. Возможно, потому, что произошло это на фоне душевной открытости Андрея. Тридцатиоднолетний вдовец сделал предложение с условием, что свадьба будет не раньше чем через год, и уехал за границу, оставив шестнадцатилетнюю девушку одну, не входя в ее положение. За несколько дней до его возвращения она пережила сильную страсть к развратнику Анатолю Курагину и отказалась от предложения жениха. Это трудно понять. Даже добрейший Пьер Безухов испытал не только презрение, но и отвращение к Наташе, совершившей столь странный поступок.

" Пьер, приподняв плечи и разинув рот, слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – этого Пьер не мог понять и не мог себе представить. Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости.

Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», – сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему все-таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость".

Сам Андрей, узнав об отказе Наташи, сказал сестре, что ожидал этого. Презирая всех и каждого в своем окружении, Андрей как будто только и ждал, когда еще один человек оступится и подаст повод к презрению. Когда Пьер сообщил ему, что Наташа после своего поступка была при смерти, это не тронуло князя.
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.

– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал Андрей. – Он фыркнул носом несколько раз.

– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.

Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца. (... )

– Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна и что я желаю ей всего лучшего. (... )

– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, – помните о...

– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

– Разве можно это сравнивать?.. – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

– Да, опять просить ее руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти sur les bris; es de monsieur*. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это. Ну, прощай. Так ты передашь?..

Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье. Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из-за сочувствия к брату Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, и понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея".

РАБОТА С ПРЕЗРЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

В практической психологии презрение рассматривается как черта незрелой личности. Впервые его осваивают дети в 4–7 лет, максимальное выражение оно находит в подростковые годы. По мере взросления личности презрение замещается эмпатией – способностью вчувствоваться и понять другого. Если Пьеру Безухову понадобилось несколько минут, чтобы сменить презрение к Наташе за ее поступок на сочувствие и жалость, то Андрею удается простить ее только перед собственной смертью, когда он обнаружил, что всегда любил и любит ее.

Если говорить о положительной стороне презрения, то его плюс в том, чтобы искоренять антисоциальное и безнравственное поведение. Оно выступает в качестве социального контроля, регулятора поведения людей. Например, в детях нужно воспитывать пренебрежительное отношение к сексуальной распущенности, преступлениям, трусости. Но вместе с этим важно следить за тем, чтобы пренебрежительное отношение не переходило в ненависть. Осуждение должно сочетаться с желанием и возможностью помочь. А главное – с необходимостью осознавать собственную проекцию. Недаром мы до сих пор помним и повторяем слова Христа из притчи о блуднице: " Пусть тот, кто без греха, кинет в нее камень". Никому не позволено судить себе подобных, так как это приводит к высокомерию и гордыне.

Когда во время психодрамы я имею дело с презрением, я предлагаю протагонисту встать на стул и поговорить с презираемым, чтобы сам презирающий увидел свою высокомерную позицию. Зачем? Как правило презирающий считает себя вправе устанавливать нормы морали для других людей. Он находится на некоторой психологической дистанции от презираемого объекта, не идентифицируется с ним и исключает возможное сочувствие. Чем это плохо для него? Тем, что презирая людей и ставя себя выше их, мы обрекаем себя на одиночество. А мы нуждаемся в людях, мы так устроены. В момент, когда раскаявшаяся Наташа ночью пробралась к смертельно раненому Болконскому, чтобы попросить у него прощения, он " тихо обрадовался" и произнес: " Вы? Как счастливо! " Это важнейший момент его личностной интеграции.

* по следам этого господина.

Иллюстрация Д. Шмаринова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.