Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Равнодушие. Римма Ефимкина



Равнодушие

Римма Ефимкина

Равнодушие – это безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.

В. В. Виноградов в " Истории слов" указывает, что слово в своем значении претерпело долгую эволюцию. Слова равнодушие и равнодушный (наречие равнодушно) вошли в русский литературный язык из древнецерковнославянского сначала в значении «равномыслящий» (Псалтырь XIII в. ) В русском литературном языке XVIII в. слово равнодушие употреблялось в значении: «Внутреннее спокойствие, твердость, постоянство, свойство человека, которого внезапность или опасность возмутить и дух востревожить не может». Однако уже в начале XIX в. эти слова приобретают новый семантический оттенок. Равнодушие выражает «холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие».

" ЧТО С НЕЙ? "

В романе Л. Н. Толстого " Война и мир" много эпизодов, которыми можно проиллюстрировать чувство равнодушия. Так, например, Наташа Ростова после бала, на котором она влюбляется в Болконского, теряет интерес к прежним радостям и оживает только когда встречает князя Андрея. Лев Толстой описывает это преображение глазами чуткого Пьера Безухова, наблюдающего за Наташей.

" Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи, и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.

«Что с ней? » – подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что-то подсевшему к ней Борису. (... ) Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих-то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.

«Что с ней сделалось? » – еще удивленнее сказал он сам себе.

Князь Андрей с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она, подняв голову, разрумянившись и, видимо, стараясь удержать порывистое дыханье, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале".

Равнодушие – чувство, обозначающее, что интерес человека, испытывающего его, находится не здесь-и-теперь. Равнодушием как правило прикрывают другое чувство, желая его спрятать. Наташа прятала свою влюбленность в Андрея, потому что между ними еще не произошло объяснения. Равнодушие мгновенно проходит, когда Наташа вступает в контакт со своей потребностью.

НЕВОЗМОЖНОЕ ВДРУГ СТАЛО НЕИЗБЕЖНЫМ

Похожая история происходит с другим героем романа, Николаем Ростовым. Влюбившись в Марию Болконскую и сблизившись с нею, неожиданно для нее во время ее визита он вдруг без видимой причины начинает демонстрировать равнодушие и холодность к девушке.

" Николай первый встретил ее, так как к графине можно было проходить только через его комнату. При первом взгляде на нее лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости. Николай спросил о ее здоровье, проводил к матери и, посидев минут пять, вышел из комнаты. Когда княжна выходила от графини, Николай опять встретил ее и особенно торжественно и сухо проводил до передней. Он ни слова не ответил на ее замечание о здоровье графини. «Вам какое дело? Оставьте меня в покое», — говорил его взгляд".

Оскорбленная княжна попыталась призвать на помощь гордость и забыть Николая, но " она чувствовала себя беспрестанно в неопределенном положении. И когда она спрашивала себя, что же такое было то, что мучило ее, она должна была признаваться, что это были ее отношения к Ростову. Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что-то. Это что-то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна".

Во время ответного формального визита Николая княжна Марья догадывается о причине его к ней равнодушия.

" «Так вот отчего! Вот отчего! – говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. – Нет, я не один этот веселый, добрый и открытый взгляд, не одну красивую внешность полюбила в нем; я угадала его благородную, твердую, самоотверженную душу, – говорила она себе. – Да, он теперь беден, а я богата... Да, только от этого... Да, если б этого не было... » И, вспоминая прежнюю его нежность и теперь глядя на его доброе и грустное лицо, она вдруг поняла причину его холодности" .
Высказав со слезами свою боль от его холодности, княжна вызывает ответный отклик, " и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным".

Как и в первом примере, равнодушие прикрывает другие чувства. Люди часто манипулируют равнодушием, выдавая одно за другое. Чаще всего под ним кроется уязвимость, то есть страх. Иногда злость. Иногда то и другое одновременно. Когда оба человека решаются на самораскрытие друг перед другом, равнодушие слетает подобно ненужной маске, и люди предстают со своими истинными чувствами.

РАБОТА С РАВНОДУШИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Слово " равнодушие" попало в мой список чувств, потому что обозначаемое им чувство часто встречается при работе с клиентами. Как ни странно, человек может прийти на прием или в группу и при этом принять равнодушный отсутствующий вид. Так бывает, например, если инициатором терапии был не сам клиент, а его родственники или друзья, что в терапии случается сплошь и рядом. Вопрос в том, соглашается ли терапевт на встречу с таким клиентом, который не сам принял решение о терапии. В подавляющем большинстве случаев клиент будет сознательно или бессознательно саботировать процесс. Я взяла за правило отвечать людям, пытающимся записать на прием своих близких, что буду разговаривать только с самим клиентом в случае его инициативы (разумеется, дети не в счет).

Другая частотная ситуация – когда человек по какой-то причине не вербализует свой терапевтический запрос (боится, не доверяет, не осознает, не умеет и. т. п. ). При этом человек пришел сам, по доброй воле, значит запрос есть по умолчанию. Тогда задача терапевта вопросами вывести его на осознаваемый уровень.


На фото " Равнодушие" – фрагмент скульптурной композиции М. Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых» на Болотной площади в Москве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.