Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Радость. Римма Ефимкина



Радость

Римма Ефимкина

Радость – чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья. Одна из базовых эмоций (наряду со страхом, печалью и гневом), сигнализирующая об удовлетворении актуальной потребности.

Происходит от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли древнерусское и старославянское радъ.

Переживание радости имеет широкий спектр: от созерцания до активности, от улыбки до хохота. Это многообразие проявлений радости отражено в синонимах: утешение; утеха; удовольствие; отрада; услада; забава; потеха; веселье; восторг; торжество; кайф; ликование; упоение; экстаз; эйфория; улет.

Подбирая цитаты о радости в тексте романа " Война и мир", я помнила, что тридцатипятилетний Лев Толстой писал роман в счастливый период своей жизни – в период взаимной влюбленности с его женой; несмотря на трагизм описываемых событий, роман буквально пронизан радостью и оптимизмом, верой в торжество любви. Радости в романе так много, что мне пришлось ради соблюдения заданных рамок сильно ограничить выбор.

Ход моих рассуждений при отборе материала сводился к тому, что к психологу обращаются не радостные люди, а клиенты с жалобами на утерю способности радоваться. Поэтому я остановилась на описании радости самой грустной и печальной героини романа княжны Марьи Болконской.

" ПИСЬМО ДОСТАВИЛО БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ"

Девушка живет в деревенской глуши с деспотом отцом, который регламентирует режим ее жизни, исходя из собственных представлений о пользе. Отец заботится о развитии ума и нравственности дочери, совершенно игнорируя ее чувства.

Поскольку княжна Марья не бывает в свете среди сверстников своего круга, то испытывает огромный дефицит в общении. Тайную радость княжны составляют письма к ее московской подруге Жюли Карагиной. Среди уроков по геометрии и музыкальных занятий в назначенные отцом часы получение письма для девушки праздник. Она пишет: " Ваше письмо от 13-го доставило мне большую радость" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXII. С. 115).

Но эту радость омрачает отец своим замечанием:

" – Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.

Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.

– От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.

– Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.

– Еще два письма пропущу, а третье прочту, – строго сказал князь, – боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.

– Прочтите хоть это, батюшка, – отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.

– Третье, я сказал, третье, – коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXII. С. 108).

Как было сказано выше, радость – врожденная эмоция, и предполагается, что все дети приходят в этот мир счастливыми. Потом в силу характера и внешнего влияния многие утрачивают эту способность. Влияние родителей имеет большое значение: они служат моделями стиля жизни. Хотя они не могут непосредственно научить ребенка радости, но могут разделить с ним радость, что облегчает ее переживание.

Княжна Марья с детства растет без матери, а ее холодный рациональный отец игнорирует чувства как неважный элемент жизни. Дочь усваивает эту ложную установку отца – не заботиться об изучении своих чувств, – что подтверждается ее словами в том же письме Жюли:

" Как бы ни было тяжело для меня, но если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого Он мне даст в супруги" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXII. С. 116).

" РАДОСТЬ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНА"

Люди – социальные существа, и основной эмоциональный обмен у человека происходит с людьми. Именно отсутствие людей – а следовательно эмоциональных впечатлений – главная проблема княжны Марьи. Приезд любимого брата князя Андрея Болконского – повод для радости девушки, но и здесь печали больше, чем радости. Из того же письма Марьи к Жюли мы узнаем, что Андрей приезжает всего на два дня:

" Радость эта будет непродолжительна, так как он оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXII. С. 116).

Брат подтрунивает над жизнью Марьи, находящейся под жестким контролем отца, на что девушка отвечает с радостью, но радость эта относится скорее к встрече с братом, а не к ее однообразной жизни.

" – Что он, все то же?

– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.

– И те же часы и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что, несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.

– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 119).

Князь Андрей проявляет сочувствие к ее жизни, но княжна возражает, что она довольна и счастлива.

" – Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей. – Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.

– Мне?.. Мне?! Мне тяжело?! – сказала она.

– Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю, – сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.

– Ты всем хорош, Andr;, но у тебя есть какая-то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме v; n; ration, может возбудить такой человек, как mon p; re. И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.

Брат недоверчиво покачал головой" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXV. С. 127).

" КАКАЯ РАДОСТЬДЛЯ КНЯЖНЫ! "

О том, что одинокая жизнь княжны Марьи безрадостна, знают все, кроме нее самой. Первой встретив приехавших в дом отца князя Андрея с женой Лизой, компаньонка княжны M-lle Bourienne невольно проговаривается об этом:

" – Ах, какая радость для княжны, – заговорила она. – Наконец-то! Надо ее предупредить" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 118).

На первый взгляд, это так и есть: княжна Марья со слезами счастья обнимает невестку.

" Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 118).

Но князь Андрей при этом морщится, " как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 118). Он знает, что его жена глупа и инфантильна, и предполагает, что его тонкая, умная и образованная сестра тоже это обнаружит. Так оно и происходит – княжна Марья через короткое время перестает слушать болтовню невестки и начинает воспринимать ее как фон.

" Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрагивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозившей ей опасностью в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, не зависимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 119).

И все же в условиях деревенской глуши невестка отчасти скрашивает ее жизнь. Княжна Марья хотя и не радуется ей, но способна войти в ее положение.

" – А где Lise? – спросил [князь Андрей] <... >.

– Она так устала, что заснула у меня в комнате на диване. Ах, Andr;! Quel tr; sor de femme vous avez, – сказала она, усаживаясь на диван против брата. – Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила.

Князь Андрей молчал, но княжна заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице.

– Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Andr;! Ты не забудь, что она воспитана и выросла в свете. И потом ее положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXV. С. 126).

" РАДОСТЬ ЗЕМНОЙ ЛЮБВИ"

В жестких и обедненных условиях своего существования княжна все же мечтает о радости земной любви к мужчине. Она понимает, что пока жив ее отец, об этом нечего и думать.

" В душе княжны Марьи было мучительное сомнение. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. «Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? " (Т. 1. Ч. 3. Гл. III. С. 247).

Когда к ней сватается Анатоль Курагин, отец использует любые манипуляции, чтобы оставить дочь при себе, а молодых мужчин – потенциальных женихов дочери – он не пускает и на порог дома.

" ВЫСШАЯ РАДОСТЬ"

Княжне Марье Болконской не остается ничего другого, как за неимением живых людей в своем окружении обратиться к Богу. Она религиозна, и в религии черпает ресурсы, включая и радость. Так, когда отец сообщает ей о предполагаемой гибели князя Андрея, княжна, несмотря на горе, способна абстрагироваться от земного и обратиться к той части себя, которая связана с Богом и вечностью.

" Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что-то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею" (Т. 2. Ч. 1. Гл. VII. С. 352).

Вплоть до смерти отца княжна внешне живет по его правилам, тайно от него компенсируя дефицит общения радостью религии и приемного (по сути) материнства.
" У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя" (Т. 2. Ч. 3. Гл. ХХV. С. 523).

Только после смерти отца, став единственной и полновластной хозяйкой своей жизни, княжна Марья устраивает свое личное счастье, выйдя замуж по взаимной любви за Николая Ростова. Однако приобретенная в детстве и юности привычка испытывать печаль в качестве эмоционального фона так и сопровождает княжну Марью всю жизнь.

РАБОТА С РАДОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Отсутствие радости – частотный запрос при обращении к психотерапевту. В таких случаях я объясняю, что радость не может отсутствовать, она является врожденной базовой эмоцией у людей и животных, однако можно утратить способность радоваться. Выход там же, где вход: мы с клиентом ищем момент, когда радость была утрачена. Обычно речь идет о потребности, которая осталась не удовлетворенной: поступление в нежеланный вуз, выбор нелюбимой работы, брак с нелюбимым человеком, покупка нелюбимой вещи и т. п.

По сути, чувство радости выступает критерием при любом выборе. Наибольшим заблуждением большинства людей является то, что выбирать следует умом, нежели сердцем. Среднестатистический человек для приобретения душевного комфорта опирается при выборе на простой набор: праздная жизнь, высокий социальный статус, финансовая независимость, власть. Но это путь не к радости, а к перенасыщению. Лучшие вещи нематериальны и бесплатны – это творчество и развитие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.