Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздражение. Римма Ефимкина



Раздражение

Римма Ефимкина

Раздражение – это первая стадия злости, на которой человек еще способен контролировать себя. Схема эскалации эмоций такая: раздражение, злость, гнев, ярость, бешенство.

Слово образовано приставочным способом от старославянского глагола дражати, имевшего значение «сердить, дразнить». Таким образом, раздражение – это реакция человека на того, кто сердит, дразнит.

Для иллюстрации я выбрала сцену из первой части романа Льва Толстого " Война и мир", где князь Андрей Болконский ссорится с женой при госте, Пьере Безухове. Недавно женатый князь Андрей разочарован в своем браке и собирается на войну. Жена пытается его удержать, устроив ему карьеру с помощью связей. Этим она оскорбляет князя Андрея в благородных чувствах, и он раздражается на нее, еле сдерживая себя.

" – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьей. Я ему все говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «Это известный князь Андрей? » Честное слово! – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель-адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?

Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал".

Болконский сдерживается, пытаясь сохранить приличие при госте. В беседе с женой он использует для этого разные приемы (хорошо известные нам по собственному опыту): холодную учтивость; притворное удивление и непонимание того, что она говорит; тихий голос и медлительную речь; совет идти спать под предлогом предписания доктора; угрожающую интонацию; наконец, прямую просьбу перестать. С помощью этих манипуляций князь Андрей кое-как выпроваживает жену и остается с гостем. Только теперь он позволяет себе выразить раздражение.

Все это не может привести к улучшению отношений Андрея с женой, потому что вместо откровенного выражения чувства он предъявляет маску вежливости, оставаясь для нее закрытым и не понятым. С Пьером он открыт.

" В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что-нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:

– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да что!..

Он энергически махнул рукой. (... ) Его сухое лицо все дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в минуты раздражения" .
Высказав свое чувство и его причину, человек оживает, к нему возвращается энергия, которую до этого он тратил на подавление раздражения.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ РАЗДРАЖЕНИЯ

Надежный способ коррекции раздражения – его отреагирование в форме трехчастного высказывания:

1) я чувствую то-то,
2)когда происходит то-то,
3) и для меня это означает то-то.

В случае Андрея Болконского оно могло бы звучать так: " Я чувствую раздражение, когда жена не отпускает меня на войну и вместо нее предлагает светскую жизнь; для меня это означает потерять мою свободу и не осуществить своих надежд". После этого человек осознает, что не другой виноват в крахе надежд, а он сам ответственен за свои действия и за свою жизнь. Болконский этого не делает, а потому источником раздражения считает внешнюю силу – свою жену.

" – Свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. (... ) И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины. (... ) Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей".

Для сравнения двух стратегий можно привести в пример отношения Пьера с его второй женой Наташей Ростовой. Она тоже с неохотой отпускает мужа в Петербург на несколько недель, тоже устраивает сцены ревности. Это не мешает Пьеру уважать и любить свою жену, не осуждая ее, а называя ее недостатки (по мнению большинства) качествами. Но при этом Пьер следует своим убеждениям и делает то, во что он верит. Раздражается ли он в разговорах с женой? Да. Но это раздражение оба высказывают, что ведет к еще большему сближению супругов.

" Весьма часто, в минуты раздражения, случалось, что муж с женой спорили подолгу, потом после спора Пьер, к радости и удивлению своему, находил не только в словах, но и в действиях жены свою ту самую мысль, против которой она спорила. И не только он находил ту же мысль, но он находил ее очищенною от всего того, что было лишнего, вызванного увлечением и спором, в выражении мысли Пьера".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.