Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Разочарование. Римма Ефимкина



Разочарование

Римма Ефимкина

Разочарование – чувство неудовлетворенности, вызванное несбывшимися ожиданиями, надеждами или мечтаниями.

Разочарование означает, что с человека спали чары (колдовство), и он отрезвел, пришел в себя и увидел реальность.

В романе Льва Толстого " Война и мир" постоянно разочаровывается в людях князь Андрей Болконский: в жене Лизе, в невесте Наташе Ростовой, в государственном деятеле Сперанском, наконец, в Наполеоне.

" НИЧТОЖЕСТВО ВО ВСЕМ – ВОТ ЖЕНЩИНЫ! "

Мы не знаем из текста романа, как князь Андрей Болконский был ею очарован (про это есть лишь одно упоминание, когда перед Аустерлицким сражением Андрей " вспомнил первые времена своей любви к ней" ), но зато разочарование автор описывает очень подробно, причем он не употребляет самого названия чувства, а делает это через синонимы и описание мимики.

" В это время в гостиную вошло новое лицо (... ) молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. (... ) Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество".

Отвернулся, щурясь, усталый взгляд – всё это невербальное сопровождение чувства разочарования. Но князь Андрей, обращаясь к Пьеру, еще и произносит страстный монолог, в котором выносит приговор не только своей жене, но и всем женщинам.

" – Никогда, никогда не женись, мой друг, (... ) до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. (... ) Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... (... )

Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! (... ) Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. (... ) И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое порядочные женщины и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей".

Болконский настолько разочарован в жене не только как в женщине, но и как в зрелом разумном человеке, что без ее ведома просит своего отца в случае его гибели на войне воспитать его сына. Однако его несправедливое обвинение есть не что иное, как проекция несостоявшегося перфекционизма, а его монолог не о женщинах и жене, а о нем самом.

После ранения под Аустерлицем душевная трансформация приводит князя Андрея к изменению взгляда на жену. Она все та же, однако меняется и становится более зрелым он. Он перестает ждать от нее соответствия своим ожиданиям и принимает такой, какая она есть. Во время ее родов Болконский возвращается домой с желанием начать жизнь с женой по-новому, но она умирает, а он остается с неизбывным чувством вины.

" Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? Помогите мне», – говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.

– Душенька моя! – сказал он слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив... "

" НЕ ГОВОРИ СО МНОЙ НИКОГДА ПРО ЭТУ"

С невестой Наташей Ростовой у князя Болконского тоже происходит история разочарования. Сначала, очарованный ее непосредственностью, ее непохожестью на все, что он до этого встречал в свете, Андрей влюбляется в Наташу.

" Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию".

Быть счастливым – это именно то, чего не умеет Андрей, и потому Наташа для него обворожительна. Он признается себе, что " эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж... Это здесь редкость" . Своему другу Пьеру князь Андрей признается, что " где она – там жизнь". Пьер и сам это видит: " Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? "

Однако Наташа постоянно чувствует страх не оправдать ожиданий этого строгого взрослого человека. " Когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя; «Что он ищет во мне? Чего-то он добивается своим взглядом? Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом? »".

Ее страхи не безосновательны. Андрей откладывает женитьбу на год и уезжает за границу один, оставляя невесту испытывать чувства. И после того, как эта чистая и наивная 16-летняя девочка становится жертвой опытного развратника Анатоля Курагина, князь Андрей строго судит Наташу за ее поступок, отказываясь видеть собственный вклад в ситуацию. Он еле удерживается от ругательства, называя Наташу словом " эту".

" Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. (... ) Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это".

Только перед лицом смерти удается ему преодолеть свой перфекционизм, увидеть ее душу и понять свою вину и жестокость перед Наташей.

" «А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидеть ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать... »".

Ему дается этот " еще раз" – Наташа ночью приходит к нему раненому, чтобы попросить прощения. Князь Андрей успевает перед смертью объясниться с ней в любви.

" Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой Божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. (... ) Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

– Вы? – сказал он. – Как счастливо! (... )

– Простите меня за то, что я сде... лала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.

– Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза".

" С ГРУСТЬЮ РАЗОЧАРОВАНИЯ СЛУШАЛ ЕГО СМЕХ"

Князь Андрей испытывает очарование и разочарование не только с женщинами, но и с мужчинами. Так, склонный судить людей по самой высокой мерке, он на какое-то время возводит на пьедестал Сперанского.

Общественный и государственный деятель граф (1839) Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – реальное лицо в романе. Выходец из низов, он благодаря своим способностям и трудолюбию заслужил доверие императора Александра I и возглавил его реформаторскую деятельность. Князь Андрей сначала очаровывается личностью Сперанского (как обычно очаровывался он тем, чего никогда не видел в светском обществе, в котором он вращался с детства).

" Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств. (... )

Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея. Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли, что он оценил способности князя Андрея, или потому, что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, разумность и глубину своих мыслей. (... )

Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте" .
Очарованный Сперанским, князь Андрей становится начальником отделения комиссии составления законов. Однако после бала, на котором князь Андрей встретил Наташу Ростову и влюбился в нее, он посмотрел на своего кумира Сперанского новыми глазами. После общения с Наташей, в которой не было фальши, любое притворство стало коробить Андрея. На вечеринке, организованной Сперанским для узкого круга приближенных, Болконский чувствует себя чужим и жалеет тратить свое время на бессмысленные вещи.

" Князь Андрей с удивлением и грустью разочарования слушал его смех и смотрел на смеющегося Сперанского. Это был не Сперанский, а другой человек, казалось князю Андрею. Все, что прежде таинственно и привлекательно представлялось князю Андрею в Сперанском, вдруг стало ему ясно и непривлекательно. (... )

Очевидно, Сперанский после трудов любил отдохнуть и повеселиться в приятельском кружке, и все его гости, понимая его желание, старались веселить его и сами веселиться. Но веселье это казалось князю Андрею тяжелым и невеселым. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражал его, и неумолкавший смех своею фальшивой нотой почему-то оскорблял чувство князя Андрея. (... ) Ничего не было дурного или неуместного в том, что они говорили, все было остроумно и могло бы быть смешно; но чего-то того самого, что составляет соль веселья, не только не было, но они и не знали, что оно бывает".

" ТАК МЕЛОЧЕН КАЗАЛСЯ ЕМУ САМ ГЕРОЙ ЕГО"

И, наконец, самое большое очарование и самое большое разочарование Андрея Болконского – император Наполеон. Болконский считает Наполеона великим человеком и полководцем и жаждет военной славы. Он ждет своего часа, своего Тулона*, и в Аустерлицком сражении этот шанс выпадает ему – во время всеобщей паники и дезертирства князь Андрей подхватывает знамя и увлекает войско за собой вперед. Однако тут же падает раненый. Во время обхода поля боя Наполеоном князь Андрей видит своего героя, но воспринимает императора маленьким, ничтожным человеком.
" Он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).

– Вот прекрасная смерть, — сказал Наполеон, глядя на Болконского.

Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли ваше величество того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь".

Наполеон, заметив, что раненый жив, велит нести его на перевязочный пункт. Когда Наполеону, чтобы доставить ему удовольствие, показывают в качестве трофея пленных офицеров, разочаровавшийся князь Андрей не отвечает на его обращение, ощущая его ничтожность.

" Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал... Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему. (... )

Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих".

РАБОТА С РАЗОЧАРОВАНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Лично я рассматриваю психотерапевтический процесс как своеобразную инициацию в современном мире, и для меня чувство разочарования, которое испытывают клиенты, является показателем личностного роста. Поэтому разочарование – это хорошо. Это первый шаг к принятию реальности, к зрелости и подлинности, неминуемая часть процесса взросления. Ваш клиент непременно будет разочаровываться в своих родителях (" Они меня не любили" ), в партнере (" Он оказался негодяем" ), в детях (" Они не оправдали моих надежд" ), в вас (" А я надеялась, что вы мне поможете! " ) и т. д.

Но сначала вам как терапевту придется иметь дело с очарованностью клиента, то есть с его ожиданиями. И если клиент склонен ожидать от людей, что они будут поступать согласно его ожиданиям, то он попытается проделать этот фокус и с вами. Есть даже особая категория разочарованных клиентов, часто меняющих своих психотерапевтов, не оправдавших их ожидания – то есть манипулирующих вами.

Исцеление клиенту может принести отказ от его ожиданий и любовь ко всему сущему. По сути, само существование этого мира и нас в нем – уже чудо и достаточный повод для очарования. Поскольку на такую любовь способен только Бог, то нам еще долго (всю жизнь) работать с разочарованием, ведь оно есть признак нашей человеческой ограниченности.

Лично мне в таких случаях помогает Молитва гештальтистов от Фрица Перлза.

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты – это ты.
А я – это я.
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

* Тулон – город во Франции. Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.