Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раскаяние. Римма Ефимкина



Раскаяние

Римма Ефимкина

У каждого святого есть прошлое,
у каждого же грешника есть будущее.

Оскар Уайльд


Раскаяние – это состояние по значению гл. " раскаиваться"; сожаление о собственном поступке, признание его ошибочности, порочности.

Происходит от глагола " каяться" – общеславянское слово, имеющее индоевропейскую основу (в древнеиндийском kayate – «мстить»). Древнерусское каяти первоначально имело значение «наказывать», а затем – «наказывать себя», «сознавать вину» и «сожалеть о сделанном проступке». Есть еще одна версия, принадлежащая так называемой народной этимологии. По сходству звучания она выводит слово " раскаяние" из имени библейского персонажа Каина – первоубийцы, которого Бог приговорил к скитаниям (неприкаянности).

Раскаяние – одно из важнейших чувств и необходимый этап на пути становления личности. Говорят: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься. Отрицательные герои романов Льва Толстого не способны к раскаянию, и наоборот: каждый положительный герой его книг проходит путь от непреднамеренного грехопадения к раскаянию.

Я выбрала для иллюстрации отрывки текста, касающиеся раскаяния Наташи Ростовой. Грех Наташи в том, что она изменила жениху. Этот поступок автор подносит читателю через восприятие Пьера Безухова. " Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – этого Пьер не мог понять и не мог себе представить. Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости".

ПОИСК ПУТИ К РАСКАЯНИЮ

Обнаружив " низость, глупость и жестокость" своего поступка, Наташа не сразу находит средство выйти к свету, и это тоже типично. Она пробует разные бесполезные способы, прежде чем открывает единственно верный – раскаяние.
Как и подавляющее большинство людей, неосознанно совершивших низкий поступок, она начинает с отрицания греха. Отчасти оправдывает Наташу ее неведение. Сначала она не верит в то, что Курагин ее обманул, и заступается за него перед Соней, Марьей Дмитриевной, Пьером:

" – Я бы желал знать, любили ли вы... – Пьер не знал, как назвать Анатоля, и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?

– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего, ничего не знаю... – Она опять заплакала".

Когда ей предъявляют доказательства, упорствовать далее становится бессмысленно. Тогда вместо раскаяния Наташа совершает еще более тяжкий грех – попытку самоубийства: " Марья Дмитриевна под секретом сказала ему (Пьеру), она (Наташа) в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Вовремя были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но все-таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню, и послано было за графиней". Самоубийство не решает проблемы, потому что она не физического, а духовного плана, и решать ее следует через духовную работу.

Третье типичное заблуждение – стремление получить прощение у оскорбленного человека. Берт Хеллингер считает, что просить прощения у обиженного человека неприемлемо: " Нельзя просить о прощении. У человека нет права на то, чтобы прощать. (... ) Когда кто-то просит о прощении у другого, он перекладывает на него ответственность за собственную вину. (... ) Тот, кто прощает, находится как будто на более высоком уровне по сравнению с тем, кого прощает, и из-за этой разницы нормальные равноценные отношения невозможны. Но если мы говорим другому человеку: «Мне жаль», два индивидуума оказываются на равных друг с другом. Тогда каждый из них сохраняет собственное достоинство и каждому будет гораздо легче иметь нормальные отношения друг с другом, чем в случае, когда кто-то просит о прощении". Это означает, что Наташе нужно не просить прощения у Андрея, а самой искренне пожалеть о содеянном, то есть раскаяться.

НАДЕЖНОЕ ЛЕКАРСТВО

Долгая болезнь, отказ от радостей жизни, мечты о том, чтобы повернуть время вспять – ничего не помогает. Наконец Наташа находит лекарство, как находит его рано или поздно каждый страждущий в подобном положении:

" В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, приехала в Москву поклониться московским угодникам. Она предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть, и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на дому три службы, а чтобы говеть так, как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени".

Говение является однокоренным слову благоговние, что означает страх, уважение и почтение. Феофан Затворник в 10-м письме о духовной жизни описывает три шага говения: удаление от мира (одиночество для рассмотрения самого себя), раскаяние и причастие. Именно в этом нуждается душа человека, совершившего дурной поступок – отдаться Богу, который управляет душой. Только так возможно испытать " чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия".

" Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей. По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни. В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой Божией Матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их. Когда она понимала их, ее личное чувство с своими оттенками присоединялось к ее молитве; когда она не понимала, ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты — она чувствовала — управлял ее душою. Она крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила Бога простить ее за все, за все, и помиловать. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия".

УВИДЕТЬ ТЕНЬ

" Ужаснуться перед своею мерзостью" – значит увидеть и признать свою тень. И зная об этой темной части себя, которою сам не можешь управлять, ты можешь только просить у Бога милости. Ты можешь выбрать свет – то есть опираться на ту часть себя, которая соотносит свои чувства и поступки с чувствами других людей. Ибо говорится: возлюби ближнего своего как себя самого.

" В продолжение всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. И счастье приобщиться или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет до этого блаженного воскресенья.

Но счастливый день наступил, и когда Наташа в это памятное для нее воскресенье, в белом кисейном платье, вернулась от причастия, она в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей".

В дальнейшем повествовании мы видим уже совершенно другую Наташу. Когда человек переживет раскаяние, он трансформируется, становясь более зрелым, более нравственным, более терпимым и мягким по отношению к окружающим. Богослов и философ Тертуллиан в трактате " О покаянии" пишет: " Уже никакое прикрытие неведением не извиняет тебя в том, что, позвавши Господа и принявши Его заповеди, наконец покаявшись во грехах, ты вновь предаешься грехам".

Кадр из фильма " Война и мир".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.