Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Робость. Римма Ефимкина



Робость

Римма Ефимкина

Робость – это чувство страха, боязни.

Робость происходит от прилагательного робкий, далее из славянского роб «раб, невольник», сюда же ребёнок. Ср. др. -инд. arbhak; s, ; rbhagas «маленький, слабый, молодой», ; rbhas – то же. В буквальном смысле робость – ощущение слабости, как у раба или ребенка.

Робость – " маленькая степень" страха. От страха отличается тем, что при страхе чаще всего есть объективная опасность, а при робости человеку недостает смелости быть собой, проявляться как личность. Это " детское" чувство, иногда " рабское" (то есть человек ощущает зависимость от другого).

Синонимы: неуверенность в себе; колебание; испуг; трепет; скромность; трусость; нерешительность; застенчивость; малодушие; стыдливость; мнительность; стеснительность; трусливость; испуганность; опасливость; оробелость; запуганность; несмелость; пугливость; робкость; малодушность; прибитость; зашуганность; трусоватость; боязливость; несвободность; конфузливость; малодушество.

Робость – довольно часто упоминаемое чувство на страницах романа Льва Толстого " Война и мир". В качестве примера я остановилась на выборе двух героинь, чаще других испытывающих робость, княжны Марьи Болконской и Сони.

" ОНА РОБКО, УМОЛЯЮЩИМ ВЗГЛЯДОМ СМОТРЕЛА НА БРАТА"

Чувство робости появляется в княжне Марье Болконской, когда ей нужно уговорить брата перед уходом на войну принять образ-оберег. Причин для робости несколько. Во-первых, это религиозный обряд, а Андрей насмешливо относится к религии, как и его отец, и Марья это знает (" Я знаю, ты такой же, как и mon p; re" ). Во-вторых, Марья – сестра Андрея, и то, что она благословляет его – ей не по статусу, благословлять должна мать; но мать умерла, и княжна Марья заменяет ее, потому что она старшая из женщин в семье. Наконец, есть третья причина для робости – она озвучивает свою просьбу сразу после разговора о нерелигиозности отца, и брат смеется над Марьей, принимая его сторону.

" – Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andr;, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.

– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.

– Ах, мой друг. Я только молюсь Богу и надеюсь, что он услышит меня".

Однако несмотря на свою робость княжна Марья решается сделать необходимое, с ее точки зрения, дело – уговорить брата принять образок. И это невольно вызывает уважение к девушке, пусть робкой, но твердой в своих убеждениях. Даже Андрей растроган, видя ее глубокое чувство любви и веры.

" Andr;, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.

– Что, мой друг?

– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебе в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, — сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что-то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что-то. Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.

– Ежели бы это и стоило мне большого труда... – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.

– Ты что хочешь думай! Я знаю, ты такой же, как и mon p; re. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах... – Она все еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?

– Конечно, в чем дело?

– Andr;, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать... Обещаешь?

– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет... Чтобы тебе сделать удовольствие... – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право, очень рад, мой друг, – прибавил он.

– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы.

Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.

– Пожалуйста, Andr;, для меня...

Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.

– Благодарю тебя, мой друг".

" ВСЕГДА РОБКАЯ И ЗАСТЕНЧИВАЯ"

Чувство робости постоянно испытывает героиня романа Льва Толстого " Война и мир" Соня.

Соня – племянница Ростовых, троюродная сестра их детей. Ее полное имя – Софья Александровна Ростова. Она растет и воспитывается в семье наравне с остальными четырьмя детьми и называет и считает дядю и тетю отцом и матерью, но при этом известно, что она бесприданница. Ее жизнь зависима, и поэтому она выучилась скрытности ("... выученная своею зависимою жизнью скрытности... " ).

Как это бывает с детьми-сиротами, еще в раннем детстве бессознательно выбравшими стратегию недоверия к окружающему миру, Соня больше озабочена сохранением безопасности, чем полноценной жизни. Ее воспоминания о детстве вытеснены, поэтому, когда Наташа и Николай наслаждаются детскими воспоминаниями, она большей частью ничего не помнит и ведет себя робко, имитируя радость.

" – Вы помните, Соня? – спросил Николай.

– Да, да, я тоже помню что-то, – робко отвечала Соня. (... )

Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.

Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют".

Единственный раз в романе Соня преодолела свою робость и предприняла смелый шаг. Этот ее поступок не выбивается из концепции сохранения безопасности, а только подтверждает ее. У Сони есть один шанс изменить свой зависимый статус – это выйти замуж за Николая, но для этого нужно соблазнить его. И когда на святки молодежь наряжается, чтобы ехать к соседям Милюковым и участвовать в святочных играх, Соня, " всегда робкая и застенчивая", на один вечер преображается, становится смелой и обворожительной, и очарованный Николай делает ей предложение.

" Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m-me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении. Какой-то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком".

Николаю кажется, что такою Соня будет всегда («Если бы я прежде видел ее такою, какою она теперь» ). Однако робкая Соня под давлением своей приемной матери, графини Ростовой, снова пугается. Она сама добровольно отказывается от предложения Николая и дает ему свободу. Судя по всему, потребность в безопасности побеждает и в этом случае: в конце романа Соня остается " старой девой" – в 1820 году ей около 30 лет, и она не замужем и живет в доме Николая.

"... Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию... "

РАБОТА С РОБОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Поскольку причины робости кроются в самой этимологии слова (" ребенок" и " раб" ), то она же подсказывает пути исцеления – расти и освобождаться от зависимости. Как это ни парадоксально, ребенок взрослеет вопреки запретам – он постоянно нарушает наказы родителей, тем самым обретая силу и самостоятельность. То же и раб – он становится свободным, разорвав цепи и покинув тюрьму. Психологическое взросление достигается так же – практическими делами, поступками.

Приведенные выше литературные примеры показывают, как это делается. Княжна Марья робеет, но все же обращается к брату с просьбой принять образок – и получает в ответ согласие и уважение с его стороны.

Соня преодолевает робость и, переодетая в святочный костюм черкеса, отпрашивается гадать в амбаре, где тайно встречается с Николаем – в ответ получает восхищение и предложение.

Робость, оставаясь (как и все чувства) на службе нашего самосохранения, никогда не исчезает до конца на протяжении всей нашей жизни. Ее появление сообщает нам о том, что мы ступаем на терра инкогнита и снова встречаемся с " детской", не выросшей субличностью. Идти в нее или избегать – выбор за нами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.