Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Римма Ефимкина



Стыд

Римма Ефимкина

Стыд – отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для его возникновения нужны реальные или предполагаемые свидетели; в отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.

В древнерусском языке и в диалектах современного русского языка слово стыд имеет вариант студ (родственные слова простуда и стужа). Первоначально слово имело значение " холод", затем – физическое ощущение холода, которое испытывает лишенный одежды человек; далее – чувство нравственного смущения, возникающего у человека, когда «обнажаются» какие-то его недостойные поступки.

Синонимы: смущение; неловкость; неудобство; замешательство; конфуз; срам; стеснение; застенчивость; бесчестье; позор.

Идиомы, связанные с темой стыда: " мертвые сраму не имут"; " муки совести"; " угрызения совести"; " стыд и срам"; " на воре шапка горит"; " сгореть со стыда"; " провалиться сквозь землю"; " исчезнуть с глаз долой". В некоторых из них подчеркивается тема жара, горения и желание стать невидимым, и именно по этим вербальным и невербальным (покраснение лица) маркерам мы помогаем определить чувство стыда клиенту, не способному идентифицировать его самостоятельно.

Чувство стыда не врожденное, оно не связано с инстинктами, а приобретается в детстве, в процессе социализации. Стыду предшествует врожденное чувство страха, на которое опираются родители для того, чтобы сформировать у ребенка желаемое поведение (систематически пристыжают детей в моменты, когда те совершают какой-то нежелательный поступок). Подчас это навязанные ложные утверждения, которые не проходят бесследно для детской личности. Таким образом у ребенка вырабатывается страх гнева родителей, который со временем трансформируется в стыд.

Согласно Э. Эриксону, стыд формируется у ребенка на анальной стадии развития, во время приучения ребенка к горшку. Дело в том, что ребенок настолько простодушен в познании мира, что свои первые произведения (кал) воспринимает с таким же чистосердечным радостным любопытством, что и любые другие проявления окружающего мира. Если родители толерантны к его бескорыстному любопытству, то приучение к горшку проходит мягко и естественно. Но если родители слишком зациклены на чистоте и строги с ребенком, то может возникнуть так называемая фиксация на анальной стадии, и единственное желание, которое испытывает ребенок, это припрятать свое добришко с глаз долой.

Эриксон называл стыд " интериоризованными глазами мира": " То есть мы как бы смотрим на себя со стороны и судим себя, как это делали по отношению к нам значимые взрослые. Стыд предполагает, что некто выставлен на «всеобщее обозрение» и сознает, что на него смотрят: одним словом, ему неловко. Некто видим, но не готов быть видимым; вот почему мы воображаем стыд как ситуацию, в которой на нас пялят глаза, когда мы не полностью одеты, в ночной рубашке, «со спущенными штанами». Стыд рано выражается в стремлении спрятать лицо или в желании тут же «провалиться сквозь землю». Но, по-моему, это есть не что иное, как обращенный на себя гнев. Тот, кому стыдно, хотел бы заставить мир не смотреть на него, не замечать его «наготы». Ему хотелось бы уничтожить «глаза мира». Вместо этого он вынужден желать собственной невидимости" *.

Последствия подобного воспитания имеют два полюса: положительный и отрицательный. С одной стороны, чувство стыда способствует защите индивида от необдуманных поступков перед лицом общественности и таким образом помогает избежать социальной изоляции. С другой, стыд заставляет человека отказаться от собственной идентичности, для того чтобы обеспечить принятие со стороны родителей, а позже – другого человека. Это ведет к развитию комплекса неполноценности, который сковывает действия индивида и не позволяет ему двигаться к успеху по жизни.

" ТАК НЕОБХОДИМО НАДО"

Тема стыда отчасти уже затронута в гл. " Смущение". В ней на примерах романа Льва Толстого " Война и мир" показано, как формируется у главной героини Наташи Ростовой в семье чувство стыда. В ночных задушевных разговорах мать Наташи Ростовой комментирует ее поступки и этим самым корректируют ее поведение, формируя у дочери одновременно и здоровую самооценку, и уважение в социальным нормам.

Так, например, на своем первом балу Наташа появляется в открытом по тогдашней моде платье. Такой вид вступает в противоречие с установкой одеваться прилично и скромно. Внутренний конфликт разрешается тем, что девушка полагается на мнение значимых взрослых и подчиняется ему. Это освобождает ее от чувства стыда.

" Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо".

" НЕТ ПРЕГРАДЫ СТЫДЛИВОСТИ"

Но когда она оказывается в незнакомой и неопределенной ситуации без матери, у которой не может спросить совета, она неосознанно совершает постыдный поступок – изменяет жениху князю Болконскому с Курагиным, соблазнившим ее.

"... Он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему-то ей тесно, жарко и тяжело становилось от его присутствия. Когда она смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах, а она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким-то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «Весело, ну я и рад»".

РАБОТА СО СТЫДОМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Когда мы имеем дело со стыдом, то наблюдаем следующие физиологические феномены: краснеют (горят) уши, щеки, шея, лицо – те части, которые не скрыты одеждой. Поскольку они на виду, то как бы " выводят на чистую воду" человека и делают видимыми те его проявления, которые он хотел бы скрыть.

Зачастую психолог может спрогнозировать, что предстоит работа со стыдом, по первому впечатлению от клиента, по одному взгляду на него – это люди, имеющие проблемы с кожей лица. В этом смысле показателен синоним к слову стыд – слово " позор", родственное таким глаголам, как зреть, обозревать. Благодаря покраснению или красным пятнам на коже видимых частей лица человек выставлен на " позор" – то есть становится видимым окружающим.

Поскольку стыд связан с социальным контекстом, то работа будет вращаться вокруг вопроса: какого уважения клиент заслуживает в глазах других людей и каково их воздействие на его ощущение себя как человека. М. Якоби пишет: " Чем больше я сомневаюсь в своей собственной ценности, тем более важным становится мнение окружающих, и тем более чувствительным я буду к малейшему намеку на отвержение. Таким образом, главной причиной стыдливости является недостаток уверенности в себе и самоуважения. Любая психотерапия должна начинаться с работы над недостатком самооценки»**.

От себя добавлю к сказанному, что в основе чувства стыда лежит страх отвержения. Ради того, чтобы не быть отвергнутыми, мы сами отвергаем те части себя, которые не одобряемы значимыми людьми. Поэтому ключом к облегчению страданий является, во-первых, выявление ложных родительских установок; во-вторых, принятие себя несовершенным, с ошибками и недостатками. Без этого не получится идти вперед: пробовать новое, совершать новые ошибки и через них становиться целостнее.

* Эриксон Э. Г. Детство и общество. – СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд " Университетская книга", 1996.

** Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. – М.: Институт аналитической психологии, 2001. С. 5.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.