Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тревога. Римма Ефимкина



Тревога

Римма Ефимкина

Тревога – это эмоциональное состояние, вызванное ожиданием опасности или угрозы. Тревогу не следует путать со страхом. Страх имеет объект, мы знаем, чего боимся. Тревога появляется, когда присутствует недостаток информации при предполагаемом негативном исходе. Испытывать тревогу – значит сталкиваться с эмоциональной реакцией, состоящей из сложной совокупности чувств и когнитивных предубеждений при отсутствии специфического стимула – например, вируса, которого мы не видим.

Синонимы: страх; тоска; волнение; беспокойство; опасение; паника; испуг; потрясение; смущение; смятение; тревожность; переполох; обеспокоенность; ипохондрия.

Надежной этимологии слова тревога нет.

" ВИДЕЛА ВО ВНЕ УБИТЫХ СЫНОВЕЙ"

В романе Толстого " Война и мир" ярко описано проявление тревоги у графини Ростовой, проводившей на войну двух сыновей. Особенно тревожится она о шестнадцатилетнем Пете – непослушном, шаловливом мальчике, жаждущем военного подвига. Тревога графини смешана со страхом, беспокойством, ужасом, раздражением и другими чувствами, по ночам ей снятся кошмары. Как это бывает при тревоге, специфического стимула нет (если не считать таковым войну), оба ее сына живы и здоровы. Однако графиня испытывает реальные страдания, мучаясь страшными предчувствиями.

" После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из-под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда-нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. (... ) Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал, наконец, средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что-то сражаются и что-то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его-то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети! » – думала она.

В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. (... ) Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.

Несмотря на то, что уже с 20-го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя".

" С НЕВОЛЬНОЙ ХИТРОСТЬЮ ЛЮБВИ"

Петю раздражает поведение матери, мешающее его мужественным планам. Он в том возрасте, когда молодой человек нуждается в инициации и когда самое страшное для него – " разнежничаться" и " обабиться".

" 28 августа приехал Петя. Болезненно-страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из-под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность".

Мать сердцем знает, что ее усилия удержать сына при себе напрасны. Она идет на хитрость – через мужа пытается устроить дело так, чтобы Петя при эвакуации из Москвы сопровождал их обоз в качестве защитника и покровителя.

" За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости. Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.

Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что-нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что-нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего".

Тревога запускает в человеке процесс, называемый «сражайся или беги». Однако средства, которые старается употребить любящая мать: запрет, хитрость, обман – не работают. Принять ситуацию, как другие матери, например, Марья Дмитриевна Ахросимова (" А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На все воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует" ) – она не в состоянии.

Страшное материнское предчувствие графини оправдалось – как ни старалась она удержать младшего сына под крылышком, как ни устраивала его в безопасное место, где он не мог бы попасть в сражение, Петя именно из-за своего подросткового непослушания погиб в кавалерийской атаке.

" Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой".

РАБОТА С ТРЕВОГОЙ В ПСИХОТЕРАПИИ

Чувство тревоги – явление не только нормальное, но и необходимое для выживания, когда человек сталкивается с потенциально вредными или опасными ситуациями. Незначительный рост тревоги приводит к мобилизации человека и повышению жизненного тонуса. Важна золотая середина – не зашкаливание, но и не полное отсутствие тревоги.

Тревога проявляется в виде учащенного сердцебиения, потоотделения и повышенной чувствительности к происходящему вокруг. Опасность вызывает выброс в мозг адреналина – гормона, который готовит людей к физическому противостоянию или бегству от потенциальной угрозы. Но суть тревоги как раз в том, что из-за недостатка информации неизвестно, что требуется делать – биться или бежать. Тревога – это " невыносимость неопределенности".

Что же делать в ситуации неопределенности? Повышать толерантность.

Развитие толерантности в целом приводит к росту гибкости, способности адаптироваться к новым обстоятельствам и возможности успешнее справляться со сложностями и текущими проблемами. Она позволяет найти новое решение при вновь возникших неожиданных обстоятельствах.

Сейчас мы стали свидетелями исторического процесса, когда ситуацию неопределенности проживает весь мир. Лучшее, что можно делать в этой ситуации, это помнить о биполярности каждого явления. Если есть минус, то непременно есть и плюс. Важно не застревать на минусе, а осознавать второй полюс, искать плюс.
Любое ограничение порождает новые возможности.

Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Л. Толстого " Война и мир" " Петя Ростов перед боем".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.