Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уверенность. Римма Ефимкина



Уверенность

Римма Ефимкина

Уверенность – эмоциональное состояние, суть которого в позитивной оценке своих способностей, навыков и прав.

Уверенность – от " вера", а латинское v; rus означает «истинный, правдивый». Буквально " испытывать уверенность" – это радоваться, что живешь правильно, в правде.

Для иллюстрации чувства уверенности я выбрала в романе Льва Толстого " Война и мир" два эпизода – охоту на волка и кавалерийскую атаку на французских драгун – и сравнила их между собой. Главное действующее лицо в обоих случаях Николай Ростов.

" НАДЕЖДА СМЕНЯЛАСЬ ОТЧАЯНИЕМ"

В первой сцене уже по тому сомнению, которое испытывает Николай (" надежда сменялась отчаянием" ), читателю ясно, что волк уйдет. Ростов озабочен не поимкой зверя, а собственным успехом в глазах дядюшки. Сам он считает себя неудачником (" мне всегда, и в картах и на войне, во всем несчастье" ), поэтому получает самоисполняющееся пророчество*.

" Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбой о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что тебе стоит, – говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что ты велик и что грех тебя просить об этом; но, ради Бога, сделай, чтобы на меня вылез матерый и чтобы Карай, на глазах дядюшки, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из-за куста направо.

«Нет, не будет этого счастья, – думал Ростов, – а что бы стоило! Не будет! Мне всегда, и в картах и на войне, во всем несчастье».

Даже когда Бог услышал молитвы Ростова и тот увидел бегущего прямо на него матерого волка, то и тогда Ростов продолжил сомневаться и не верить, подобно библейскому Фоме неверующему, который требовал вещественных доказательств воскрешения Христа.

" Он взглянул опять направо и увидал, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что-то. «Нет, это не может быть! » – подумал Ростов, тяжело вздыхая, как вздыхает человек при совершении того, что было долго ожидаемо им. Совершилось величайшее счастье – и так просто, без шума, без блеска, без ознаменования. Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. Волк бежал вперед и перепрыгнул тяжело рытвину, которая была на его дороге. Это был старый зверь, с седой спиной и с наеденным красноватым брюхом. Он бежал неторопливо, очевидно убежденный, что никто не видит его. Ростов, не дыша, оглянулся на собак. Они лежали, стояли, не видя волка и ничего не понимая. Старый Карай, завернув голову и оскалив желтые зубы, сердито отыскивая блоху, щелкал ими на задних ляжках.

– Улюлюлю, – шепотом, оттопыривая губы, проговорил Ростов. Собаки, дрогнув железками, вскочили, насторожив уши. Карай дочесал свою ляжку и встал, насторожив уши, и слегка мотнул хвостом, на котором висели войлоки шерсти. «Пускать? не пускать? » – говорил сам себе Николай в то время, как волк подвигался к нему, отделяясь от леса".

Описанием того, как ведет себя охотничья собака в ответ на приказ хозяина (" Карай дочесал свою ляжку и встал, насторожив уши" ), писатель дает понять, что хозяин не вполне уверенно распоряжается своей властью. Когда зверь уже пойман и Николай испытывает " счастливейшую минуту его жизни", " волк ляскнул зубами, (Карай уже не держал его за горло), выпрыгнул задними ногами из водомоины и, поджав хвост, опять отделившись от собак, двинулся вперед. Карай с ощетинившейся шерстью, вероятно, ушибленный или раненый, с трудом вылез из водомоины.
– Боже мой! За что?.. – с отчаянием закричал Николай".

Дальше история уже про то, как Данило, человек Ростовых, сам бросился на волка и сострунил живого, а Николай снова получил печальный опыт личной неудачи.

" САМ НЕ ЗНАЛ, КАК И ПОЧЕМУ"

Лев Толстой датирует события своего романа, поэтому читатель знает, что охота была 15 сентября 1809 года, а следующая сцена – сцена атаки – происходит три года спустя, ранним утром 12 июля 1812 года. Николай Ростов со своим эскадроном, стоя в резерве на горе в ожидании сигнала к атаке, разглядывает поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвует в движении русских улан.

" Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.

Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что, ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.

– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем...

– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле...

Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. (... ) С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун".

Лев Толстой сам проводит параллель между атакой и охотой на волка. Но если на охоте Ростов долго сомневается и рассуждает, то на войне он мгновенно принимает решение, и вера в успех предприятия его не подводит – драгуны отступают. Эскадрон, чувствуя состояние командира (" испытывавший то же, что и он" ), поддерживает его без всяких сомнений. В этом тоже разница с первой сценой – там собака, что называется, " почесалась", прежде чем послушаться хозяина.

Заметим, что Ростов действует без приказа. Приказывает в данном случае ему не человек, а внутреннее чувство правоты, от которой выиграла русская армия. Он рискует карьерой, но в данный момент он на службе на в армии, а у высших сил.

" Граф Остерман-Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова. (... )

Колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения".

РАБОТА С УВЕРЕННОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Лично для меня как психотерапевта работа с клиентом, пришедшим на прием с темой неуверенности в себе (а это ооочень частотный запрос) – это работа с его верой в Бога. У этого человека на месте Бога кто-то другой: родители, супруг, общественное мнение.

Есть упражнение, которое я даю студентам на занятиях по психологическому консультированию: нужно расставить в порядке убывания значимых других в жизни взрослого человека (у детей по-другому). Редко кто справляется с этим упражнением с первого раза, и то, как студенты путаются в иерархии, отражает путаницу в их сознании и жизни.

1. Бог.
2. Я.
3. Бизнес-партнер.
4. Сексуальный партнер.
5. Родители.
6. Дети.
7. Общество.

А теперь приложим этот порядок к запросу об уверенности в себе. Что такое неуверенность в себе? Это отсутствие уверенности, то есть веры в себя. В кого – в себя? Себя – это много разных субличностей. Как правило, люди не уверены, что делают что-то правильно. Что такое правильно? Согласно правилам. А кто устанавливает правила в нашей жизни? Родители? Так мы уже выросли. Общество? Оно может ошибаться. Не ошибается только Бог. Так что это за часть себя, которая устанавливает правила? Наша душа, частичка Бога. Все просто: нужно слушать ее, а главное – делать, что она велит. Одна из моих любимых пословиц: честно служить – ни о чем не тужить. Поэтому беспокоиться не о чем, если вы на службе у высшего порядка.

Когда я говорю " Бог", я имею в виду не конкретного Бога или религию, а ту высшую силу, в которую верит мой клиент. Многим людям, причисляющим себя к атеистам, кажется, что Бог не играет в их жизни никакой роли. Это до поры до времени, как говорится, на войне неверующих не бывает. Стоит самолету попасть в зону турбулентности, как атеист начинает тайком молиться.

В психотерапии я помогаю клиенту отыскать ту его внутреннюю часть, которая знает истину. Карл Юнг называл эту часть архетипом мудрого старца. А Якоб Морено построил для психодрамы четырехъярусный театр, где верхний ярус предназначался для богов, высших сил и героев. В психодраматическом подходе я предлагаю человеку поговорить с Богом и задать ему все волнующие вопросы. Затем, поменявшись ролями, клиент отвечает из роли Бога на заданный вопрос. Обычно, встав на стул Бога (а я всегда прошу эту роль играть, стоя повыше), человек находит здравый ответ, полностью его удовлетворяющий.

* Предсказание, которое косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Термин " самоисполняющееся пророчество" был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.