Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уныние. Римма Ефимкина



Уныние

Римма Ефимкина

Уныние – это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия; состояние апатии и подавленности; затянувшаяся скука, хандра, недовольство, ропот.

Происходит от прилагательного " унылый", а оно – от глагола " уныти" («опечалиться, обессилеть»), а он – от " ныти" (современное " ныть" ). Таким образом, в буквальном смысле уныние – это чувство человека, который ноет и жалуется, а в перносном – недоволен своим существованием, не ценит то, что у него есть.

Когда я стала искать синонимы к слову " уныние", я очень удивилась их количеству – столько синонимов нет ни к одному чувству! Тоска; отчаяние; печаль; мрак; грусть; скука; туга; депрессия; тошнота; упадок духа; задумчивость; грустное настроение; горесть; минорное настроение; меланхолия; элегия; хандра; прострация; подавленность; сплин; унылость; чувство гнетущей тоски; мрачное, подавленное состояние духа; невеселость; скукота; скучища; кручина; тоскливость; мерехлюндия; безотрадность; понурость; депрессняк; депрессуха; мехлюдия; удрученность; угнетенность; пришибленность; дистимия; ипохондрия. Видимо, не зря уныние считается в православном христианстве смертным грехом, раз оно имеет столько наименований. Уверена, что хотя бы однажды каждый из нас совершал этот грех, проклиная жизнь во время трудных периодов. Уныние – это отказ радоваться жизни как божьему дару, обесценивание, а иногда и отвержение этого дара.

Я не сразу нашла в романе " Война и мир" Льва Толстого героя, который бы был склонен к унынию. Но когда нашла – сразу поняла: это Соня! Только один раз Толстой использует слово " уныло" для прямого называния чувства Сони. В эпилоге книги, когда все главные герои книги собираются за одним столом и каждый что-то увлеченно делает, одна лишь Соня уныло сидит за самоваром: " Графиня Марья работала на руках по канве; Наташа, не спуская глаз, смотрела на мужа, Николай и Денисов вставали, спрашивали трубки, курили, брали чай у Сони, сидевшей уныло и упорно за самоваром, и расспрашивали Пьера" . Но то, как Соня приходит к такому финалу, следует из описания ее выборов на разных этапах ее жизни.

" СТАРАЯСЬ ПОДДЕЛАТЬСЯ"

Соня – племянница графа, сирота, выросшая в доме Ростовых наравне с их родными детьми. Соня считает и называет графиню мамой, и хотя воспитывают всех детей в семье Ростовых одинаково, Соня знает, что в отличие от братьев и сестер она бесприданница. Единственное, чем она может увеличить свою ценность – это преданность семье, жертвенность и верная любовь к двоюродному брату Николаю. И Соня с детства привыкает жертвовать собой, отказываясь от своих собственных чувств и обучаясь имитировать чужие. Рано или поздно это приводит к отказу от своей личности.

" – Вы помните, Соня? – спросил Николай.

– Да, да, я тоже помню что-то, – робко отвечала Соня. (... )

Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее".

" ЕЩЕ МНОГО ТАКИХ БУДЕТ"

С людьми, подавившими свое я, не церемонятся. С ними поступают так, как удобно себе. Николай Ростов влюблен в Соню, но не спешит делать ей предложение. В первый свой отпуск " он не сблизился, а, напротив, разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это свое пребывание в Москве, он говорил себе:
«Э! еще много, много таких будет и есть там, где-то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда»".

Действительно, таких, как Соня – отказавшихся от своего Я, – много. Мало таких, как Наташа – выражающих свои чувства, а потому живых, ярких, ни на кого не похожих. И княжна Марья, на которой Николай позже женится, единственная, уникальная.

Хотя Николай открыто говорит Соне, что ничего ей не обещает, та терпеливо ждет, что Николай когда-нибудь женится на ней. Когда влюбившийся в Соню Долохов делает ей предложение, у Сони появляется шанс изменить ее зависимую жизнь. Но она отказывает Долохову, сделав ставку на Николая.

" – А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты все не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что-то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света, нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого...

– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня! » – подумал Николай".

В юности мои симпатии были на стороне Сони – верная, преданная. Я невольно осуждала Наташу, после смерти Андрея Болконского вышедшую замуж за Пьера. Сейчас я смотрю на ситуацию шире: Соня своим отказом выйти замуж за Долохова ограничила круг своей жизни и судьбы; Наташа своим замужеством открыла новые перспективы жизни. Первая пребывает в стагнации и унынии. Вторая развивается и живет.

" КАЗАЛАСЬ СОВСЕМ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ"

Во втором отпуске Николая Соня получает второй шанс изменить свою жизнь. Ей нечаянно удалось притвориться и обмануть его, когда на святки во время игр ряженых она переоделась в черкеса. На короткое время Соня показалась Николаю другой – обворожительной, живой, веселой и смелой.

" Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении. Какой-то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком".

Очарованный Николай спрашивает у сестры Наташи совета насчет предложения Соне, и та горячо его поддерживает. Николаю кажется, что такою Соня будет всегда.

«Если бы я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать, и сделал бы все, что бы она ни велела, и все бы было хорошо»".

Соня не стала другой. Она все та же: зависимая, унылая и упорная. Психолог назвал бы последнее качество ригидностью.

" БЕДНОСТЬ В ОДНОЙ И БОГАТСТВО В ДРУГОЙ"

Николай встречает княжну Марью и влюбляется в нее. Все считают княжну не просто некрасивой, но уродливой, но Николай видит в ней нечто большее, чем красота.

" Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование – все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица.

Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам".

Удивительно, но обеих девушках есть общая черта – обеим присуще самопожертвование. Разница в том, что княжна Марья не притворяется. Так, например, увидев приехавшего к ней свататься жениха Анатоля Курагина в объятиях компаньонки мамзель Бурьен, княжна искренне сочувствует ей, жертвует своим семейным счастьем в пользу бедной девушки и обещает дать ей приданое. Это благородство высшего порядка, недоступного Соне.

" «Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он (Николай) сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней? » И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. (... ) Мечтания о Соне имели в себе что-то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно".

Трудно и страшно – вот два точных слова, характеризующих работу человека над собой. Трудно, потому что любой навык нарабатывается путем многочисленных повторов, требующих усердия. Страшно, потому что каждое новое качество приобретается через пробы и ошибки, вызывающие страдания. Однако другого пути развития личности не существует. Альтернатива – уныние.

" У НЕИМУЩЕГО ОТНИМЕТСЯ"

К концу романа Соня так и остается тем же, чем была в его начале. По жестокой иронии судьбы она получает то, к чему стремилась – живет в доме Николая, но на унизительных правах приживалки.

" Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своей женитьбой Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей невесте все, что было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковой и доброй с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их" .
Чтобы объяснить, что с Соней не то, Лев Толстой обращается к Евангелию (ведь все мы помним, что уныние – смертный грех).

" Однажды она (Марья) разговорилась с другом своим Наташей о Соне и о своей к ней несправедливости.

– Знаешь что, – сказала Наташа, – вот ты много читала Евангелие; там есть одно место прямо о Соне.

– Что? – с удивлением спросила графиня Марья.

– «Имущему дастся, а у неимущего отнимется», помнишь? Она – неимущий: за что? не знаю; в ней нет, может быть, эгоизма, – я не знаю, но у нее отнимется, и все отнялось. Мне ее ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы.

И несмотря на то, что графиня Марья толковала Наташе, что эти слова Евангелия надо понимать иначе, – глядя на Соню, она соглашалась с объяснением, данным Наташей. Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию... "

Эгоизм, про который говорит Наташа, – необходимое качество здоровой личности, лежащее в основе отношения к другим людям. Ведь в словах " возлюби ближнего своего как себя самого" первично " себя самого". Чувство уныния, когда мы его испытываем, показывает, что нам нужно вернуть любовь к себе, услышать себя и начать делать то, что хочет душа.

Иллюстрация Д. Шмаринова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.