Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наяк и Наика



Другим сюжетным источником служили шринагара — санскритские поэтические тексты, принявшие в средневековый период несколько манерный вид, но очень популярные. В шринагара фигурируют однотипные герои и героини, а стихи описывают всё возможное разнообразие их любовных переживаний и эмоциональных состояний. Ананда Кумарасвами, с книг которого, изданных в начале XX века, началось[источник не указан 1998 дней] академическое изучение раджпутской живописи, отмечал: «Если китайцы лучше всех научили нас пониманию сути природы, выразив это в пейзажах „горы-воды“, то индийское искусство, по меньшей мере, может научить нас, как избежать неправильного понимания природы желания… того, что суть наслаждения не может быть грязной…».

В Индии существует своеобразная теория любовных взаимоотношений, в рамках которой символическая любовная пара Наика и Наяк оказываются во множестве разных положений и любовных состояний. Эта пара во всех сочинениях называется одинаково, причём акцентируется женский образ, который имеет множество различных оттенков — тщательно классифицированных. На эту вечную тему создано множество литературных произведений. Самая ранняя классификация женских типов известна из трактата «Натья-шастра» (II в. до н. э. — II в. н. э. ) Самые известные и наиболее часто иллюстрированные книги на эту тему: «Раса Манджари» («Букет радости») — написанная на санскрите Бхану Даттой в XV веке, и «Расикаприя» («Руководство для ценителей») — написанная в 1591 году на хинди Кешавдасом, придворным поэтом раджи Вир Сингх Дева, правителя раджпутского княжества в Орчхе, который в знак признания таланта пожаловал ему в дар двадцать одну деревню. Этого поэта считают в Индии отцом-основателем литературы шринагара (любовной лирики).

В качестве фундамента своей поэмы автор «Расикаприи» использует любовные переживания Кришны, Радхи и пастушек-гопи, причём делает особый акцент на изображении Кришны как «божественного любовника». Пара Наяк-Наика в «Расикаприе» имеет и символический смысл: Радха и Кришна рассматриваются как идеальная пара влюблённых, а их любовная связь символизирует связь души и Бога. Описание любви Радхи и Кришны в «Расикаприи» фундаментально отличается от того, как эти взаимоотношения представлены в более поздних поэмах, написанных Тулсидасом, Сурдасом, Мирабаи и Чайтаньей.

Книга «Расикаприя» пользуется большой популярностью у раджпутов. Автор выделяет в ней около 360 типов женщин в зависимости от физиологии, возраста, поведения, темперамента. Они входят в четыре разные группы в зависимости от конституции и нрава:

· Падмини — прекрасная Наика, нежная как лотос, умная, весёлая и негневливая, хорошо сложенная, любит чистую и красивую одежду.

· Чхитрини — (грациозная и прекрасно сложенная). Природа одарила её разными достоинствами. Она любит танцы, музыку и поэзию. Обожает духи и портрет своего возлюбленного.

· Санкини — обладает вспыльчивым характером и ловким умом. У неё пышные волосы, она любит красную одежду и в пылу может больно уязвить словом. Решительна и бесстыдна.

· Хастини — грубая и массивная. У неё грузное туловище, жирное лицо, толстые ноги и нижняя губа, широкие брови; говорит грубым и злобным голосом.

Автор делит героинь на разные возрастные категории: до 16 лет — Бала, до 30 лет — Таруни, до 55 лет — Праудха и старше 55 — Вриддха. Проведена также классификация по времени и месту свидания: на празднике, в лесу, в пустом дворе, в пруду, ночью. Всё это на картинах изображается символически, так, что всё всем понятно — в жестах, в деталях обстановки, всем видом героини и т. д.

Распространены изображения восьми типов Наика:

· СвадхинапатикаНаика — молодая жена, чей муж исполняет все её желания;

· УткантхитаНаика — мечтающая о встрече;

· ВасакасадджаНаика — ждущая возвращения возлюбленного;

· АбхисандхитаНаика — оставшаяся одна после ссоры;

· КхандитаНаика — упрекающая возлюбленного после измены ей;

· ПрошитапатикаНаика — находящаяся в разлуке;

· ВипралабхаНаика — напрасно ожидавшая встречи;

· АбхисарикаНаика — идущая искать возлюбленного.

Реже изображаются четыре основных типа Наяк. Это:

· Анукула (искренний и преданный) — щедрый на добрые, ласковые слова, деятельный и умный, любит свою жену и не увлекается другими женщинами.

· Дакшина — тот, который любит всех женщин, включая свою жену (или жён).

· Сатха — лживый и фальшивый. Он говорит ласковые слова, тогда как сам думает о другой и не боится греха.

· Дхришта — тот, кто не боится злоупотреблять своей силой против женщины, может бить её, и никогда не признаёт, что не прав.


АбхисарикаНаика. Кон. 18в, Бостон, музей изящных искусств

УткантхитаНаика. 1775-80, Британский музей, Лондон

 

                        

ВипралабхаНаика. Джайпур, ок. 1800 г., Британский музей, Лондон


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.