Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кришна-лила



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБУ ВО «Севастопольский Государственный Университет»

Институт Развития Города

Кафедра архитектуры и дизайна

 

Итоговая контрольная работа На тему: «Раджпутская живопись»

 

Студент группы Арх/б-20-2-о:

Марач С. В.

 Преподаватель:

Попкова М. Д.

 

 

Г. Севастополь

 

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………………………………….. 3

2. История…………………………………………………………………………………………………….. 5

3. Материалы и инструменты………………………………………………………………………7

4. Тематический репертуар:

· Кришна лила…………………………………………………………………………………………….. 8

· Наяк и Наика…………………………………………………………………………………………….. 9

· Рагамала………………………………………………………………………………………………….. 12

· Барахмаса и другие темы……………………………………………………………………….. 15

5. Школы …………………………………………………………………………………………………….. 17

6. Живопись Мевара……………………………………………………………………………………18

7. Суб-стили Мевара……………………………………………………………………………………22

8. Живопись Бунди и Кота:

· Бунди………………………………………………………………………………………………………24

· Кота …………………………………………………………………………………………………………28

9. Источники……………………………………………………………………………………………….. 32

 


1.

Введение

Раджпуты принадлежат касте воинов и возводят своё происхождение к Раме — герою древнего эпоса «Рамаяна». Их героизм на полях сражений увековечен в поэмах, а массовые самоубийства их женщин (джаухар) с целью избежать поругания врагом, были возведены в ранг священных. Никто точно не знает, каково их происхождение (учёные считают, что они появились в результате смешения парфянских, сакских, гуннских и кушанских племён). Уже в раннем средневековье, вскоре после падения империи Гуптов и царства Харши (647г) они правили большей частью северной Индии, создав множество небольших княжеств, во главе которых стояли вожди 36 основных кланов.

 

В X веке в северную Индию хлынули мусульманские завоеватели. Раджпуты не смогли оказать им должного сопротивления, поскольку единство этого народа было подорвано междоусобными конфликтами. Но и завоеватели не смогли их исламизировать, в раджпутских княжествах большей частью сохранились исконно индийские религии — джайнизм и индуизм.

 

Раджпутская живопись ведёт своё происхождение от джайнской традиции книжной миниатюры, но наибольший расцвет пережила под влиянием могольской живописи. Отношения раджпутов с моголами были сложными и подчас противоречивыми. Когда в XVI веке в северную Индию вторглись войска могольского императора Бабура, глава самого сильного раджпутского княжества Мевар — Рана Санграм Сингх попытался организовать сопротивление, но в битве при Кхануа возле Агры в 1527 году потерпел поражение и вскоре скончался от ран. Покорение Мевара было необходимо моголам в связи с тем, что это княжество находилось на пути из Дели в богатую приморскую провинцию Гуджарат, через которую шёл поток пилигримов в Мекку. Могольские императоры не оставляли мысли взять эту выгодную территорию под свой контроль, поэтому внук императора Бабура — Акбар в 1567-68 годах провёл в Раджастане опустошительную военную кампанию и захватил меварскую столицу — крепость Читтор. Князь МевараУдай Сингх бежал из города и впоследствии основал новую столицу — Удайпур. Эти события сильно деморализовали правителей других, более мелких раджпутских княжеств. Джайпур, Биканер, Джодхпур и Джайсалмер стали вассалами моголов.

 

Не все раджпутские князья были вовлечены в военное противостояние с моголами. Первым раджпутским правителем, создавшим прецедент матримониального альянса с моголами был Раджа Бхарама, глава клана Качваха из Амбера (Джайпур), который в 1562 году предложил свою дочь императору Акбару в жёны. Впоследствии и другие раджпутские князья последовали его примеру. Благодаря этому некоторые из них вошли в императорскую элиту в качестве генералов и высокопоставленных чиновников, служа верой и правдой во время военных кампаний моголов в Бенгалии, Бихаре, Декане и Афганистане. В результате длительного пребывания при могольском столичном дворе они переняли местные вкусы, усвоили придворный этикет и привычку к роскошному костюму. Эти новые привычки распространились и на такую деликатную область, как покровительство живописи.

 

Основной формой раджпутской живописи является миниатюра, которая создавалась придворными художниками в мастерских при дворах раджпутских князей. Однако, в Индии издревле существовала традиция не только миниатюрной живописи, но и росписи стен ритуальными картинами и орнаментами, носившими магико-охранительный характер. Позднее жилища стали украшаться яркими картинами на вольные и традиционные сюжеты. Некоторые образцы раджпутской стенописи XVIII—XIX веков дошли до наших дней. По большей части они похожи на увеличенные раджпутские миниатюры.

 

В раджпутских княжествах в большом почёте была книжная культура. Книги в то время были рукописными и очень дорогими, они являлись важным предметом роскоши и престижа, а также предметом военной добычи. Тематика книг была самой разнообразной: от кулинарных книг и книг по ведению домашнего хозяйства до пособий по военному искусству, лирических стихов и древних эпосов. Иллюстрированные манускрипты составляли важную часть приданого невесты, подобными книгами породнившиеся богатые семьи обменивались в качестве свадебных даров.

 


 

 История

История производства книг в Раджастане прослеживается с XI века (более древние артефакты не сохранились). В средневековой Индии существовали две основные живописные традиции книжной миниатюры — восточная и западная. Восточная традиция развивалась во времена правления династии Пала (800—1200) и была связана с иллюстрированием буддийских текстов. Западная традиция имела распространение в районе Гуджарата и Раджастана и была связана с джайнскими религиозными сочинениями. Она развивалась с XI по XVI век вопреки всем иконоборческим мероприятиям мусульманских завоевателей. Первые джайнские книги (XI—XII вв. ) делались из пальмовых листьев, и в этом отношении очень похожи на ранние буддийские книги из восточной Индии. Самый ранний датированный манускрипт на листьях пальмы, содержащий иллюстрации — Шравака-пратикрамана сутра — чурниВиджаясимхи, написанный Камалчандрой в Меваре, хранится в Бостонском Музее Изящных искусств и датируется 1260 годом.

 

С XIV века для изготовления книг стала использоваться бумага; самая ранняя джайнская бумажная иллюстрированная книга — шветамбарская «Калакачарьякатха», создана в 1366 году в Йогинипуре (Дели). До наших дней дошло довольно много бумажных джайнских книг, и буквально несколько не джайнских текстов. Среди джайнских самыми распространёнными были «Кальпасутра» (Книга ритуалов) — канонический текст, в котором содержатся биографии четырёх самых выдающихся джин, правила ритуалов и монашеских взаимоотношений, и «Калакачарьякатха» (История Учителя Калаки); они многократно копировалась в XV веке. Причём, заказчиками копий были в основном не правители, а купцы, для которых заказ копии священного текста считался делом богоугодным. Эти книги копировались не в придворных мастерских, а монахами в храмовых библиотеках (Шастрабхандарас). Иллюстрации в священных джайнских книгах носили канонический характер, поэтому они практически не были подвержены художественной эволюции. В качестве основных тонов для миниатюр применялись ультрамарин (ляпис-лазурит), тёмно-красный пигмент, серебро и золото.

 

Во второй половине XV — начале XVI веков в районе Дели-Агра иллюстрировались самые разные тексты. В первую очередь это были эпосы «Рамаяна» и «Бхагавадгита», но также и «Лаур Чанда» (Чандаяна) — поэма о любви, написанная Муллой Даудом для шеф-министра Фироз Шах Туглука в Дели в 1377 или 1378 году, в которой прекрасная служанка Чанда влюбляется в Лаурика. Миниатюры к этой книге, созданные приблизительно в 1450-75гг (Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Варанаси), опираясь на предшествующую джайнскую традицию, развивали её далее, усложняя сцены более подробными архитектурными кулисами. Эту тенденцию продолжают миниатюры книги «Мригавата» — повести о любви, магии, фантазии и сверхъестественном, которую написал в 1503 году Шейх Кутбан для правителя династии Шарки (ок. 1525 г., Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Бенарес, Варанаси). Иллюстрации к нескольким расшитым и распроданным по частям версиям индуистского эпоса «Бхагаватапурана», созданные в 1520-1540-х годах, отличаются уже более сложной колористической гаммой, а в сценах битв полны динамики.

Ранний стиль раджпутской живописи связан с княжеством Мальва и представлен старейшей (сер. XVI в. ) серией миниатюр на тему Рагамала, в которых действие разворачивается на фоне архитектурных сооружений, характерных для Делийского султаната. Похожую архитектуру можно видеть в миниатюрах «Чаурапанчасики» («Пятьдесят строф об украденной любви», ок. 1550, Коллекция Мета, Ахмедабад) — сочинения кашмирского поэта Бильханы, написанного на санскрите в конце XI века. Особенности восемнадцати миниатюр этого манускрипта стали неким камертоном для определения целого ряда стилистически близких произведений, которые для удобства обозначают «группа Чаурапанчасики». Для её стиля характерны: плоскостность изображений, ограниченный набор красок, наложенных локальными пятнами с ясными границами; профили, позы и жесты персонажей очерчены острой, угловатой линией; композиции разбиты на небольшие фрагменты, фон каждого из которых создаёт отдельную цветовую плоскость. Это основные характеристики исконно индийского живописного стиля, который имел продолжение в миниатюрах первого известного меварского художника Насируддина, работавшего при дворе в Удайпуре в конце XVI — нач. XVII веков.


 

Материалы и инструменты

Раджпутская миниатюра писалась на бумаге. Бумажное производство в мусульманских странах было перенято у китайцев с VIII века. Одним из лучших центров по производству бумаги был Самарканд. В Индии бумага делалась из бамбуковых, джутовых, шёлковых волокон и текстильной ветоши. Технология производства бумаги в Индии в кустарных условиях не могла быть чётко стандартизована, поэтому она была разного качества, её толщина и текстура бывали разной.

Художники использовали натуральные краски, которые делятся на две категории — не требующие дополнительной обработки, такие как мел (белый), сурик красный, охра (оттенки жёлтого), окислы и сульфаты меди (зелёный), ультрамарин и ляпис-лазурит (синий) — достаточны было их хорошо растереть и промыть в воде — пигмент был готов. К другой категории принадлежат краски, требовавшие химической обработки — свинцовые белила (путём вымачивания свинца в уксусной кислоте), угольный чёрный (добывался путём выжигания дерева), киноварь, которую готовили из ртути и серы, синий пигмент добывался из растения индиго, кармин, красный органический краситель, добывался из кошенили (особых насекомых) и т. д. При необходимости краски смешивали, добиваясь нужного оттенка. Для отделки миниатюр также широко использовалось золото и серебро. Для прочного закрепления краски на бумаге в неё добавляли разные растительные смолы (камеди) и млечные соки растений.

Технология создания миниатюры была такова. Бумага сначала разглаживалась каменным бруском. Затем кистью и чернилами наносился предварительный рисунок (обычно коричневой краской), который покрывался тонким слоем белил, чтобы закрепить и сделать его почти незаметным в готовой картине. После этого накладывались краски. Их наносили слоями, каждый из которых полировался и растирался (для этого миниатюру клали на гладкую поверхность изображением вниз и растирали бруском мягкого полировального камня).

В целом технология производства миниатюр и работа раджпутских мастерских были организованы по персидскому образцу. Поскольку многие раджпутские княжества были небольшими, эти мастерские по числу персонала не могли сравниться с китабхане персидских шахов и могольских императоров (хотя, у некоторых князей число художников достигало нескольких десятков). Набор работ в них был стандартным: как повседневная рутинная процедура упоминается правка и ремонт миниатюр; по сохранившимся сведениям, под руководством главного мастера (устад) в раджпутских мастерских делались также копии оригинальных произведений.


 

Тематический репертуар

Кришна-лила

Источником вдохновения для раджпутских художников служила религиозная и светская литература. Очень часто использовались сюжеты из индийских пуран (собрания древних сказаний) — прославленных эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна».

В средневековой Индии большую роль сыграла книга «Бхагавата-пурана», которая послужила основой для становления мощного культа бога Вишну — вишнуизма. В книге содержатся легенды, прославляющие Вишну в виде его инкарнации — бога Кришны. Первая часть Десятой книги «Бхагаватапурана» посвящена его детским проделкам и любовным историям. Другое сочинение, «Расапанчадхьяя», придаёт мифу о Кришне совершенно иное звучание, описывая танцы и любовные игры Кришны — «владыки осенних лун». Череду этих божественных любовных игр, флирт и связанные с этим затеи Кришны обозначают словом «лила». Сюжеты из «Кришна-лилы» были излюбленными темами для раджпутских художников начиная с XVI века.

Со временем легенды и истории вокруг Кришны разрастались, он стал главной фигурой культа бхакти. В северной Индии культ бхакти получил мощный импульс благодаря поэтическим гимнам Валлабхачарьи, Чайтаньи, Джаядевы и Мирабай — поэтов, которые в итоге признаны вишнуитскими святыми. Важными поэтическими сочинениями, посвящёнными Кришне, являются «Гитаговинда» Джаядевы, «Сурсагар» слепого поэта Сурдаса, «Сатсаи» поэта Бихари, «Матирама» Расараджи и «Расикаприя» Кешавдаса. Фигура Кришны стала доминирующей не только в литературе, но и в иных видах искусства. Он стал главным героем раджпутской живописи, особенно в Меваре, Джодхпуре, Кишангархе, Джайпуре, Бунди и Кота художники с удовольствием иллюстрировали поэмы, посвящённые ему.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.