Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. ЧУТКОСТЬ



Очень внимательно, очень чутко относиться в первую очередь к себе, своим потребностям, а потом уже это умение переносится на отношение к каждому человеку. Именно этому мы учимся на занятиях раз за разом. Все игры построены с целью научиться безопасно двигаться, уворачиваться, «обтекать острые углы». А накапливаемый опыт на телесном уровне переносится в повседневную жизнь. Сколько раз родители рассказывали, что дети не только перестают сами конфликтовать и истерить, больше используя мирные переговоры, но ещё и родителям об этом напоминают. Очень трогательно слышать, как 4-летка примиряющим, ласковым тоном говорит папе: «Не сердись, ну, ты же сможешь помириться с мамой! ».

Чуткость важна также к каждому участнику занятий, чтобы вовремя понять, что сейчас этот ребёнок добирает сенситивного опыта, прежде чем начать играть со всеми. А этот малыш мучается с зубами, пусть лучше в позитиве у мамы на ручках наблюдает за происходя­щим. А тот явно давит родителю на психику, буквально разводит на чувство жалости. Вовремя и точно отреагировать - вот мастерство преподавателя!

 

6. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД. ЕДИНСТВО ТЕЛА И ПСИХИКИ

Каждое стрессовое состояние записывается в сознании, в под­сознании и в теле. С возрастом зажимы и блоки постепенно нака­пливаются, если с ними не работать специально, и образуется так называемый «мышечный панцирь» (М. Фельденкрайз). Работая с мышечными зажимами, мы снимаем страхи и комплексы психо­логические. А осознавая свои достижения психофизического осво­бождения, закрепляем успех. (Причём чем раньше мы начнём это делать - тем тоньше и мягче «панцирь», больше возможностей для освобождения). Но также работает и обратное - проходя сложные ситуации на уровне эмоций с обязательным накапливанием успеха, человек все больше радуется и расслабляется телесно. Так что тут тесная связка.

 

7. ЗАКАНЧИВАЕМ НА УСПЕХЕ

Маленькие сложности мы учимся преодолевать, обязательно до­водя до конца задание. Чтобы не пришлось переживать, что задание может для ребёнка оказаться невыполнимым, надо соблюдать три условия: любое упражнение выполняет сначала родитель; упраж­нения начинаются с лёгких вариантов; заканчиваем любую игру на успехе, доводим до конца. Например, шарик из-под одежды взрос­лый вытаскивает у себя, затем ребёнку шарик под одежду засовы­ваем сначала спереди, и каждый раз дожидаемся, пока сам его вы­тащит. Другой пример: сначала берём за руку или ногу родителя, дожидаемся, пока вытащит, потом ребёнка - ждем, пока вытащит. Потом будем хватать за две ноги, за туловище и прочее. Если пищит - расслабленно с улыбкой говорим: у тебя получится; вытаскивай спокойно; ищи, как тебе удобно. В игре «висит-упало» (шарик сверх}7 отпускаем на лежащего человека, а тот уворачивается), заканчиваем игру на том разе, когда увернулся.

На радости и на успехе человеку хочется сделать ещё что-то. Чтобы понять, правильного ли уровня сложности мы даем задачу, надо обратить внимание на два признака: задание выполняется с трудом и увлеченностью; после завершения радостно и хочется сделать ещё раз и посложнее.

Начни с маленького упражнения: забирая ребёнка из сада или школы не спрашивай, как он кушал и не стоял ли сегодня в углу, а сосредоточься на позитиве: чему новому ребёнок сегодня научился, что радостного произошло, с кем подружился, кому помог, кто ему помог, что было трудно, и как он это преодолел, чему новому хочет научиться в следующий раз. Для себя веди дневник успеха (именно ручкой в тетради, не впечатывай в гаджеты): отвечай на те же вопро­сы для себя. Ум человека устроен так, что концентрируется всё время на следующей задаче. А что решил “ забыл. Это хороший механизм, естественный, потому что человек постоянно хочет развиваться. Но записанные решённые задачи набирают базу позитива для дальней­шего. Итак, надо фиксировать свершения, законченные даже ма­ленькие дела. Плюс планировать, как решить следующую задачу, со­брать информацию для этого и выяснить, какие новые навыки надо развить в себе для достижения поставленной цели. И сновазаписать и порадоваться.

 

8. ПОСТЕПЕННОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Все упражнения усложняются очень постепенно, без форсирова­ния событий. Со смаком проживаем каждый шажок развития кон­кретного человека - только так можно достичь стабильного и зна­чительного результата. Часто приходится повторять на занятиях: «спокойно и постепенно, не форсируйте события», так как многие родители настолько сильно хотят получить результат, что перестают видеть именно себя и малыша, наслаждаться процессом совместной жизни и развития. А у нас занятия для людей, а не люди для занятий.

 

9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Всё очень просто - идём от конкретного человека, учитывая на­стоящую ситуацию и участвующих в ней людей. Я никогда не готов­люсь к занятиям по пунктам (только настрой на позитив и радость общения), план сбивает настрой на группу и индивидуумов и выклю­чает наитие.

На первом этапе преподавателю обязательно каждый раз тщательно составлять план из знакомых игр и тех, которые хочется освоить новые, но план забыть дома. Я чётко знаю структуру занятий в целом следую ей, но могу переключиться на более активную игру и дать детям «выпустить пар», если вижу в этом потребность, либо наоборот взять игры мягкие и тихие в пасмурный и тревожный день. И ты постепенно научишься так. Интуиция ведёт всегда точно, не­обходимо только раскрыть её и доверять себе. Но при учете каждого отдельного человека важно видеть и чувствовать всю труппу. Необ­ходимо давать такие игры и упражнения в данный момент, на кото­рые готова группа именно сейчас, замечая каждого, и при необходи­мости давать кому-то индивидуальные задания. Тут снова на первый план выступает интуиция, которую и помогает всем практикующим раскрыть методика.

Начинающим преподавателям хорошо еще предварительно перед занятием писать цели и задачи, а после - выводы и анализ ошибок. Ведь опытные преподаватели знают каждое упражнение изнутри, его самые сложные уровни, а новички начинают с того, что видят внешнюю сторону игр, смысл каждой постигая постепенно. А для того, чтобы свободно пользоваться инструментом, сначала надо изу­чить его в деталях и отработать до автоматизма. Вспомните, сколько часов и лет понадобилось каждому из нас, чтобы буквы легко пре­вращались в письма и рассказы.

 

10. ПРАВИЛЬНО ТО, ЧТО УДОБНО

Динамическое расслабление - это умение двигаться эффективно и расслабленно, напрягая только тот минимум мышц, работа которого необходима в данный текущий момент. Важно не вводить в стрессо­вый тонус весь организм. Главное - обладание расслабленным, незацепленным, текучим умом. Обучаясь так двигаться, человек убирает мышечные зажимы, снимает стресс с внутренних органов и, таким образом, помогает организму избавиться от многих заболеваний, причина которых психосоматическая, А достичь такого динамиче­ского расслабления можно благодаря практике, напоминая во время выполнения упражнений себе и партнёру о простом правиле: пра­вильно так, как удобно. Найди удобное положение, найди наиболее простой и лёгкий выход из ситуации, теки, следуй за силой.

Пожалуй, не удержусь тут от цитаты. «Однажды создатель джиу- джитсу японский врач АкаямаСиробеи не спеша прогуливался по своему заснеженному саду, созерцая все, что окружало его. И вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветви деревьев не выдержива­ют тяжести снега и ломаются, а тонкие ветки пригибаются, а потом сбрасывают снег и выпрямляются как ни в чем не бывало: — Мяг­кость побеждает силу и зло! — воскликнул пораженный собственным открытием Сиробеи. И с тех пор главным принципом джиу-джитсу и еще целого ряда боевых искусств стало: поддаться, чтобы победить».

 

11. ДИАЛОГ, ПАРТНЁРСТВО

В воинских искусствах, как и в жизни, всегда присутствует диалог, где каждый участник постоянно переходит из одной роли в другую и обратно. Но в МШ всё постепенно. Сначала делим участников пар­ной игры на активного и пассивного, чтобы каждый прочувствовал одну, а затем другую роль, научился находиться именно в ней, ответ­ственно и внимательно вести партнёра или быть чутким ведомым, не срываясь на другую роль (представьте, как трудно поначалу роди­телю полностью подчиниться своему ребенку, не давать ему ценных указаний и умных советов). Потом эти роли начинают перетекать из одной в другую, постепенно возникает диалог. Это уже происходит не с подачи тренера, а лишь за счёт естественных процессов внутри игры. Этот момент даже стоит оттягивать, возвращая каждого в свою роль, чтобы каждый научился обеим ролям, особенно той, в которой по жизни ему находиться сложнее (кто-то лучше умеет слушать, а кто-то - рассказывать). Но потом роли меняются уже естественно, и возникает диалог, где каждый умеет «сказать» и «выслушать».

Партнёрство должно проходить через все упражнения и игры. Это обеспечивает успех в занятиях в целом и в каждом действии чело­века в жизни. Мы - социальные животные. Если ты не слышишь партнёра и не умеешь с ним вести полноценный диалог, то как бы совершенно ты ни владел своим телом и волей, окажешься в про­игрыше. Но даже если партнёр не владеет в достаточной степени искусством диалога, и твои собственные успехи на этом поприще оставляют желать лучшего, всё равно постепенно возможно выйти на высокий уровень партнёрства, принимая ответственность за раз­витие этой способности, конечно, на себя. Для этого нужно всего-то желание этому научиться и практические занятия.


 

12. ИДЁМ ТУДА, ГДЕ СЛОЖНО

Главный критерий правильности выполнения упражнения в пас­сивной роли - удобство и комфорт. Если тебе неудобно, больно - зна­чит, ты даёшь неверный «ответ» на заданный партнёром «вопрос».

Если диалог телесный, то тело всегда знает, как отвечать, только надо прислушаться к нему, дать ему двигаться точно вслед за силой. Надо следовать «вопросу» так, чтобы было комфортно, не скатыва­ясь на борьбу, и тогда ваше тело найдёт самый верный в данной си­туации ответ.

Если какая-то ситуация вызывает у нас неудобство или даже боль (на физическом, психологическом, духовном уровне), это сигнал, что именно тут у нас «заноза», именно этот момент нам необходимо про­работать. Если избегать ситуаций, где нам было плохо - они никогда сами по себе не решатся, а жизнь не заставит ждать и таки ткнёт в них носом. И чем дольше будем их избегать, тем сильнее шлёпнемся. Вот и следует из вышесказанного простой принцип - «идём туда, где сложно».

На занятиях Мягкой Школы он проявляется в том, что мы воз­вращаемся в неприятную для нас или малыша ситуацию до тех пор, пока она не станет лёгкой и приятной. НО! В работе с детьми (да и со взрослыми) этот принцип работает только в содружестве с принци­пом последовательности и позитива. А это значит, что трудную для человека ситуацию мы даём ему прожить с постепенным усложнени­ем, используя игру и каждый раз давая с ней положительные ощуще­ния - собственное спокойствие, радость, веру в то, что партнёр спра­вится, а также приятные прикосновения. Если мы всё верно сделаем, то, в результате, малыш с радостью, играючи, будет преодолевать все данные ситуации. Признак правильного уровня задания такой: че­ловек пыхтит, решая задачку, но потом просит новую, посложней.

Играли в «мышеловки» - родители, перемещаясь, как обычно, в партере, отлавливали детей в охапку, а те выбирались. Один малец выбирался от папы и каждый раз вопил, а как вылезет - радостный такой бежит и заигрывает - кто бы его ещё поймал, сам в руки ле­зет. Страшно и захватывающе! Няня другой девочки его заловила, он привычно завопил, она и отпустила, и тот пошел к папе плакать, горько так (он не победитель). Я перехватила мальца, заохапила(даже сложнее папиного сделала захват), но при этом как давай играть: ой, что это за пятки, чьи? Кто потерял пяточки?! (И сама сме­юсь и зубами клацаю, типа пятки покусать хочу). Мальчик так разве­селился, и так интересно было из сложной «мышеловки» выбраться, что счастье плескалось в глазах, а плакать во всех «ловилках» пере­стал. Это было все быстро и без пояснений, но участники занятий сами увидели и поняли. Последний момент - также иллюстрация к принципу преемственности.

 

13. ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция (от лат. integratio— «соединение») — процесс погру­жения отдельной части в целое. Есть разные виды интеграции, на­пример, социальная — процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами. Методика «Мягкая Школа» как раз помогает на практике проник­новению и адаптации людей в необходимую по индивидуальным за­дачам среду, навыков - в жизнь.

На занятиях мы практикуем несколько видов интеграции: каждо­го члена семьи - в свою семью; семьи - в коллектив; родителей - в мир детства и игры; новых двигательных и психологических навы­ков - в жизнь; людей с особенным развитием в социум; малышей Я- в общество; навыков сотрудничества, доброты, взаимопомощи, эм­патии - в практику общения; интуиции и творчества - в активное пользование.

 

14. ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО УМЕЕШЬ САМ

Это очень простой, но весьма важный принцип. Бывает, на за­нятиях мне буквально приходится ловить родителей за руки, чтобы они не кувыркали детей или не ловили их в «мышеловку», пока не прожили этот опыт сами. Ведь это бездумно и порой даже травмо­опасно! Но легко и незаметно дети принимают то, что видят в по­ступках окружающих. Важно «показать проход» - сделать то, что хо­тите от ребёнка, но лучше сделать не как демонстрацию, а искренне. Часто на занятиях наблюдаю, как родители изображают игру, при этом внимание полностью направленно на то, видит ли ребёнок, и как он реагирует. А ребёнок в этот момент в своем обыкновении сбе­гает. Ибо родительские ожидания для него - это тяжесть. Обычно я подхожу и прошу родителей играть самим, для себя. Родители увлекаются, погружаясь в упражнение, уже хохочут, и тут я тихонько киваю им на их малыша - тот стоит рядом и в предвкушении тянет к ним ручонки: «меня возьмите», либо врывается вихрем в игру из ниоткуда.

Буквально на днях вновь убедилась с собственным сыном, как сильно и просто это работает. На набережной сын пытался пройти по боком поставленной доске, но терял равновесие и спрыгивал на песок на втором-третьем шаге. Мои попытки дать инструкции и ре­комендации ни к чему не привели. Тогда я сама взгромоздилась на заборчик, отодвинула сына: «дай-ка я попробую! » Тут важно соб­ственное наполнение - не показать превосходство, а проявить ис­кренний интерес, желание решить задачку. И прошла. И сын сразу прошёл следом очень легко. «Как это? » - спрашиваю. «А я увидел, как ты прошла». И всё!

А теперь вернёмся к нашему практическому заданию номер 1.

Итак, в первом пункте ты написал то, что можно активно исполь­зовать в своей практике как опору и главных помощников. И тут нужно очень внимательно присматривать за собой, дабы сохранить трезвую самокритику и состояние «ученика».

Второй пункт - то, чему если ты научишься, сможешь показать людям живой пример прохождения по этому пути. Будешь знать подводные камни и сможешь другого человека провести так, чтобы он самостоятельно развил такой собственный навык, который оста­нется в его пользовании.

Третий пункт - твои прекрасные открытия в будущем!


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.