Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Искусство общения учителя основывается прежде всего на хоро­шем знании людей, с которыми он общается, и это знание сопряжено со знанием психологии.



 

4. 8. Как овладеть искусством общения

Искусство общения — одно из древнейших и сложных. Но на­чинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ребенка как природную данность, таким, каков он есть.

Анализ же педагогической деятельности показывает, что куль­тура профессионального общения в школе довольно низка. Здесь прослеживаются, как минимум, три главные причины:

  • Учитель не придает особого значения общению в учебно-воспитательном процессе и не утруждает себя тщательной организацией общения как основы воспитания и обучения.
  • В педагогических ситуациях учитель действует практически вслепую, не применяя психологического знания о человеке, идя на поводу у своей первейшей реакции на ситуацию.
  • Далеко не каждый учитель озабочен повышением своей об­щей культуры как фундамента специальной, профессиональной культуры.

Все три причины укладываются в педагогическую ситуацию:

— как и в каком объеме дать материал на уроке;

  • как выполнить учебную программу, уложиться в отведенное время;
  • какие задания дать для закрепления и повторения материала.

Меньше всего учитель продумывает, как построить работу на уроке, чтобы молчаливые, замкнутые дети смогли обрести уверен­ность при публичном выступлении, а «сверхактивные» смогли уме­рить свой пыл, не испытывая чувства унижения своего достоин­ства.

Готовясь к уроку или внеклассному мероприятию, педагог дол­жен построить свою работу так, чтобы детям в его классе в обще­нии с ним было комфортно, чтобы они могли побороть в себе два самых типичных состояния, тормозящих развитие свободных от­ношений с учителем: страх и неуверенность.

 

Экономия времени учебных занятий заставляет учителя на­учиться отрывистой, скоропалительной речи. Ученики восприни­мают ее как образец, которому они обязаны следовать, но который для большинства оказывается не под силу, и они «замолкают».

Учи­тель общается с «разговорчивыми», что формирует некий актив в классе, который не только готов всегда и везде выступать, но и по­велевать товарищами. Результат: «элита» на одном полюсе, инерт­ность — на другом, отсутствие дружеских отношений между учи­телем и учащимися, а также внутри детского коллектива.

Приоритет в выборе стиля общения, как правило, остается за учителем, но качество приоритета (повелительный или авторитет старшего друга) педагог должен критически оценить.

Мало соответствующим профессиональной культуре учителя оказывается его стремление быть повсюду активным, первым, вли­ятельным. Это совершенно глушит инициативу учеников и под­рывает доброжелательное отношение к нему коллег.

Многие просчеты учителя в установлении благополучных отно­шений с учащимися, родителями и коллегами обусловливаются:

— непринятием преемственности профессиональных тради­ций в коллективе (принцип «новой метлы»);

—- стремлением обязательно привести ребят к послушанию и исполнению, подавление самостоятельности.

Такой стиль общения, как правило, приводит к глубоким и дли­тельным конфликтам.

На стиль общения влияют психологические характеристики; все это знают, но, как правило, в практике общения не опираются на них. А их необходимо использовать прежде всего при комплектации классов, чтобы не было слишком «буйных» или слишком инертных коллективов.

Нормальному развитию отношений учителей и учащихся зача­стую мешают неточные, неверные, а иногда и ложные представле­ния ребят об этих отношениях. Не учитывая этого, учителя сталки­вается с противодействием со стороны учащихся.

Не способствуют установлению взаимопонимания и дружес­ких отношений родительские собрания совместно с учащимися, если их цель — привлечь родителей к общему осуждению нерадивых учеников. Последствия такого собрания могут быть непредсказуе­мо отрицательными. Учитель, как правило, не готов к неожидан­ной реакции родителей, которых он практически не знает, непред­сказуемо поведение учащихся, честь и достоинство которых выставлены на обозрение незнакомых людей. После таких собра­ний ухудшается общение между учителем и учащимися, учителем и родителями и, самое страшное, в семье.

Искусство общения учителя основывается прежде всего на хоро­шем знании людей, с которыми он общается, и это знание сопряжено со знанием психологии.

Сам характер профессиональной деятельности — целенаправ­ленный способ активного воспитательного воздействия на созна­ние и поведение людей — обязывает педагога учитывать различ­ные особенности ситуаций, в которых осуществляется процесс общения.
Ведь педагогическое общение всегда направлено на ре­шение конкретной задачи: выслушать, понять, научить, подсказать, проконтролировать, убедить, объяснить, поправить.
Само обще­ние выступает в этом случае как отношение, которое складывается как двусторонний процесс активного взаимодействии учителя и отдельного ученика, учителя и класса.

Нельзя считать реальным педагогическим общением процесс, который всегда имеет лишь монологическую форму: «Сидите и слу­шайте... » Вряд ли серьезно можно отнестись к общению, в кото­ром диалог носит крайне формальный характер и напоминает разговор глу­хих.

К успеху приводит только равноправный диалог, где учитель и ученик — единомышленники, стремящиеся понять друг друга, помочь друг другу реализовать задачи общения и воспитания. Роль учителя в таком диалоговом общении не исчезает и не преумень­шается, она просто носит качественно иной, внутренне обосно­ванный, скрытый характер.

Культура педагогического общения складывается на основе очень многих условий, которым должен следовать учитель. Ряд таких условий просто необходим, чтобы общение вообще состоялось.

— Учитель соотносит содержание, способ, ритм, характер об­щения с различными психофизиологическими и социальными особенностями восприятия и реагирования всех вступающих с ним во взаимоотношения учеников, родителей, коллег. Речь идет не о «подлаживании» под те или иные вкусы, мнения, настроения, а об умении проникнуть в душевное состояние общающихся с вами людей, понять сти­мулы и мотивы их поведения.

Формирование такого умения происходит по мере накопления опыта педагогической работы. Но отсутствие опыта не может слу­жить учителю оправданием ошибок в общении, особенно конф­ликтных ситуаций. Учитель должен работать компетентно и ква­лифицированно с самого начала.

— Учитель должен быть творцом общения. Ведь от его умения выступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными группами людей прежде всего зависит успешное решение педагогических задач.

Необычайно сложно строить свои взаимоотношения, если учи­тель не умеет эффективно использовать те или иные необходимые для педагогического общения человеческие качества; спокойствие, уравновешенность, определенную строгость, сосредоточенность, доброжелательность и др. Эти качества — еще не профессиональ­ная культура, но без них вряд ли можно говорить о ней. Например, Ни в коем случае, даже в шутливой, остроумной форме, нельзя давать про­звища детям.

— Профессиональное общение учителя должно быть ситуа­тивным, но при всем том не должно исключать некоторой общей стабильности в стиле, манере поведения учителя как воспитателя, человека высоких нравственных качеств, куль­туры.

Общение всегда следует рассматривать как многофакторный процесс, где существует немало путей овладения оптимальными способами его ведения. Все факторы можно подразделить на две большие группы оснований общения: личностные и операциональ­ные. При этом и та и другая группа тесно взаимосвязаны.

Личностные — то, что соотносится с самим человеком как лич­ностью.

Операциональные — все то, что характеризует сам процесс об­щения; каким образом, с помощью каких приемов и средств дос­тигается контакт с людьми.

В общении, в особенности на его старте, — все личностное: внешность, одежда, опыт, знания, проявление эмоций.

Некоторые педагоги считают, что необходимо просто добро­совестно относиться к своим обязанностям, уделять максимум вни­мания каждому ученику, отлично знать и преподавать свой пред­мет — это залог успеха.

Все перечисленное имеет исключительно важное значение, но следует помнить весьма важную психологическую закономерность: наше восприятие другого человека начинается со взгляда на него. И если учитель не хочет разрушить целостность восприятия его уче­никами, он заботится о своем внешнем облике, стремится быть об­разцом безукоризненного вкуса, чистоты, опрятности, аккуратно­сти.

Черты внешнего облика человека не должны абсолютизиро­ваться, следует всегда помнить народную мудрость: встречают по одежке, провожают по уму, но не следует и недооценивать «внеш­нее оформление», поскольку инерция первых впечатлений иногда мешает правильно относиться к людям.

Внешние данные человека можно условно разделить на два уровня:

  • приобретенные, доставшиеся генетически: рост, комплек­ция, форма носа, разрез и цвет глаз и т. п.;
  • сформированные — прическа, походка, мимика, дикция и пр.

Следует помнить о том, что внешние особенности могут быть в значительной мере нейтрализованы за счет усиления нравствен­ных, деловых и прочих социальных качеств, но вместе с тем неко­торые внешние характеристики человека могут, наоборот, заглу­шить его внутренние черты, свойства характера, что неизбежно сказывается на способах общения.

Культура общения, базирующаяся на психологических особен­ностях вступающих в общение личностей, представляет собой осо­бую систему типичных по проявлению эмоционально-чувственных, рациональных и волевых реакций поведения на основе общности кон­кретных социально значимых условий их жизнедеятельности.
Вели­ко значение и собственно социальных (экономических, духовных) характеристик в содержании культуры общения, так как совокуп­ность духовных, научных, нравственных, эстетических, философ­ских знаний, умений, навыков, которыми обладает человек, его личностное, ценностное, проявляющееся в поведении отношение к другим людям и самому себе составляет культуру личности.

В исключительно важной работе познания и самопознания, приобретения опыта нельзя быть всеядным, т. е. брать, черпать любые знания и накапливать их «про запас». Необходимо знания сразу же «пускать в оборот». Интеллект действен, как говорил Гегель, когда есть возможность действования. Поэтому учителю важно координировать свою работу по самосовершенствованию с учетом выбора существенного, важного, определяющего его про­фессиональный статус и усложняющиеся формы общения.

Такой выбор зависит от общей культуры личности, ее миро­воззренческих и ценностных ориентации. Стержнем культуры че­ловека является его философско-мировоззренческая позиция; она выступает первоосновой принципиальности, мерилом воспита­тельного воздействия на учащихся.

Культура общения учителя во многом является результатом не только его личных качеств; знаний, умений, навыков, внешней рес­пектабельности, но и операциональных средств осуществления вза­имоотношений, достижения контактов.

Операциональные средства общения учителя, т. е. способы, с по­мощью которых он реализует сам процесс общения, достигая тех или иных конкретных целей педагогической деятельности, исклю­чительно многообразны. Их выбор соотносится с личностными качествами учителя. К операциональным средствам общения от­носятся приказ, повеление, пример (делай, как «я»), просьба, при­нуждение, порицание, ласка, поощрение, одобрение.

Чаще всего учитель использует эти средства интуитивно, без Должного их психологического обоснования. Надо не забывать о «психологическом восприятии вас другими людьми и в соответствии с этим искать и находить такие формы общения, которые адекват­ны вашим личностным, психологическим качествам.

Общение во многом зависит от умения эффективно использо­вать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения.

Наиболее важным социально-психологическим механизмом является внушение. Психологическая природа внушения выяснена пока еще недостаточно. Известно, что внушение (суггестия) —это передача своих психических состояний другим людям, способвоздействия на их эмоционально-чувственный уровень сознания.
Следует знать, что, как правило, безукоризненно, мастерски проведенное внушение осуществляется независимо от внимания и воли воспринимающего лица, что внушение более эффективно в груп­пе и на группе людей, нежели на одном человеке, изолированном от других.
Внушение тем более достигает своих целей, если исходит от человека, имеющего большой авторитет, или группы лиц, оли­цетворяющих авторитетный коллектив.

Внушение возможно лишь в условиях полного доверия между общающимися людьми. При внушении необходимо ориентиро­ваться на привычные стандарты мышления, опираться на знако­мые ситуации и их решения. Следует особо использовать приемы сравнения, повторения, обращения к доверительным и видимым фактам действительности. Возбуждают внимание и значительно усиливают процесс внушения преднамеренные паузы и резкие ос­тановки, неожиданные повороты мысли, повторы идеи в различ­ной интерпретации.

Весьма важная особенность внушения — предварительная под­готовка аудитории или отдельного слушателя всем ходом событий принять ту или иную информацию, когда для этого есть соответ­ствующая обстановка. А это может иметь место тогда, когда содер­жание внушаемой информации соответствует потребностям, ин­тересам, целям, стремлениям, установкам объекта внушения.

Внушение тесно связано с убеждением (разъяснением). Меха­низм убеждения непосредственно направлен на мышление людей, их теоретические знания, опыт.

Убеждение — это способ воздействия на сознание с целью фор­мирования убежденности, т. е. состояния чувств и мыслей, гото­вых при соответствующих условиях превратиться в должное пове­дение, поступок.
В механизме убеждения особую роль играет доказательство, которое оформляется в виде особо организован­ного мыслительного процесса — аргументированного обоснования (объяснения).
При убеждении достигаются не только понимание и усвоение, но и установка, готовность действовать в соответствии с этим пониманием.
Убеждение должно строиться по безукоризнен­ным правилам логики объяснения, обобщения, аналогии, вывода.
Обращайте особое внимание на связь выдвигаемого тезиса с аргу­ментами и получаемыми на их основе выводами. Все звенья этой цепочки должны быть истинными. Не пытайтесь никогда убеждать другого человека в том, в чем сами не уверены до конца. Для убеж­дения необходимы всесторонние знания того, в чем пытаетесь убедить других. В процессе убеждения нужно учитывать потребности и интересы людей, с которыми вы общаетесь, их психическое со­стояние на данный момент (готовность слушать и др. ), интеллек­туальные способности и личный опыт.

Убеждение особенно эффективно можно использовать при ин­дивидуальном общении, так как для убеждения важна предельная концентрация внимания на обсуждаемом предмете. Механизм убеждения применим и в общении с группой людей (классом), но в этом случае необходимо создать соответствующие условия, обес­печить тишину, внимание, заинтересованность.

Очень трудно бывает порой не убедить, а переубедить, если у учащихся уже сформировалось какое-то твердое мнение о том или ином обсуждаемом предмете. При переубеждении ищите не толь­ко новые доказательства вашей правоты, но и старайтесь найти наиболее слабые аргументы ваших оппонентов. Только потянув это слабое звено, можно вытянуть всю цепь — всю систему доводов. Ведь прочность цепи определяется ее слабым звеном.

В процессе общения наряду с внушением и убеждением боль­шую роль играет механизм подражания.

Подражание — особый социально-психологический механизм обеспечения консолидации (связей) группы и адаптации ее чле­нов в условиях определенной ситуации на основе какой-либо при­нятой и усвоенной формы эмоционально-чувственного, интеллектуального и волевого реагирования.

Подражание может быть направлено как на негативные, так и на позитивные факты, действия, поступки. Подражание устойчиво и может сохраняться относительно долгое время, переходя затем в привычку, обычай. Подражают, как правило, чему-то необычному, оригинальному, тому, что вызывает интерес, симпатию, любовь, тому, что принято в какой-то группе, чтобы стать ее пол­ноправным членом.

Подражание осуществляется стихийно, независимо от подражающего, хотя случается и наоборот, когда подражают сознательно, чтобы обратить на себя внимание. Подражание совершенству­ется с возрастом и приобретением знаний, опыта, когда от чисто внешних форм поведения оно может перейти к внутреннему, осоз­нанному следованию каким-либо образцам поведения, отношений другими людьми.

Подражание пробуждается, если в человеке, его поведении есть некоторая загадочность, нечто, стоящее всегда под вопросом и тем самым всегда вызывающее любопытство.

Весьма интересную роль в процессе общения играет механизм заражения.

Заражение — это интенсивное включение группы людей, за­нятых определенным видом деятельности, в соответствующее эмо­ционально-чувственное состояние.

Заражаются идеей, настроением, чувством, вкусами, модой. За­ражение всегда протекает в ограниченном временном интервале и только в коллективе. Начинается и заканчивается заражение нео­жиданно, как правило, сменяясь усталостью. Поэтому прибегать к механизму заражения можно не часто. Для этого необходимы и соответствующие условия: наличие конкретных представимых це­лей и средств реализации для четкой организации, ясные и понят­ные стимулы действий.

Эффект заражения успешно проявляется при организации со­вместной работы, требующей слаженных, четких действий, напри­мер, спортивных праздников, различных конкурсов, музыкальных вечеров и т. п. Эффекту заражения поддаются далеко не все подро­стки и, конечно, не сразу.

Психологическому заражению слабо подвержены подростки с ярко выраженными индивидуальными интересами. Не следует под­вергать их «интенсивной атаке», стремиться тотчас же заставить их делать так же, как все. В этом случае надо продумать постепенность включения отдельных воспитанников в общую деятельность.

Эффективен в общении и механизм социально-психологичес­кий идентификации.

Идентификация — отождествление человеком себя с другими людьми, непосредственное переживание своей тождественности или нетождественности. Этот механизм общения помогает приоб­рести и усвоить соответствующие оценки, нормы, идеалы, чаяния. Он может быть использован везде, где надо проявить коллективизм, единодушие (урок, прогулка). Идентификация тесно связана с под­ражанием, но в отличие от подражания — это всегда сознательное следование образцу подражания.

Обобщая все сказанное, можно дать следующие общие рекомен­дации по формированию культуры профессионального общения:

  • Учитель всегда должен иметь четко выраженную установку: конкретную задачу и сверхзадачу (что он должен выполнить, чего можно и нужно добиться и к чему следует стремиться), которые он решает в общении.
  • Учитель должен продумать стратегию и тактику общения, выбрать возможные приемы воздействия на сознание и поведение людей. Во всем должна быть система планируемых мероприятий общения, в которой все созвучно, сочетаемо, связано друг с другом.

· - В процессе общения учитель максимально концентрирует внимание на реализации своей конкретной задачи, ей он подчиняет все свои действия, все свои личностные свойства.

· - Обретите уверенность во всех своих действиях, поведении, психологически настройтесь на то, что вы все можете сде­лать.

· - Общаясь, чувствуйте себя свободно и непринужденно.

· - Избегайте формальности общения, стандартизации взаи­моотношений.

· - Избегайте ненужных слов, пафоса, деклараций, приказно­го, капризного тона. Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше чем нужно (совет Ла­рошфуко).

· - Не прибегайте часто к морализации.

· - Вечером перед сном (совет Пифагора) вспомните все, что было сделано за день. Это поможет обрести ясность пред­ставления не только о прошедшем, но и о будущем.

· - Если вы допустили ошибку в процессе общения, не бой­тесь сознаться в ней ни перед собой, ни перед тем, в отно­шении кого она сделана. Спокойно проанализируйте си­туацию, оцените здраво размер ущерба, вызванного ошибкой. В результате возникнет недовольство собой, но это хорошо, ибо поможет впредь не допускать такого рода оплошностей.

· 17



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.