Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 31 страница



В начале 1980-х годов в Пермском медицинском институте профессор А. Чернетский многократно фиксировал с помощью электростатического датчика созданные человеческим мозгом мысленные образы. Академик Российской народной академии А. Охатрин создал аппаратуру для регистрации микроизлучений мозга. Специальный фотоэлектронный аппарат переводит их в оптический диапазон, то есть делает видимыми человеческим глазом. Он фиксирует отделяющиеся от окружающей человека ауры свлего рода сгущения («облачка»), которые ученые назвали мыслефор- мами, или кластерами. Такие опыты подтверждают, что человеческая мысль является одним из видов энергии, следовательно, способна воздействовать на растения, животных и людей. [10]

По мнению некоторых исследователей, славянские колдуны владели приемами бесконтактного воздействия на мозг, что позволяло им воздействовать на других людей силой мысли. Один из таких древних приемов описал известный киевский гипнотизер Д. В. Кандыба, назвав его «Огненный путь»:

«Эта секретная психотехника заключается в систематических, по 3—4 раза в день, 20-минутных тренировках по «впитыванию энергии огня» в глаза. Разводится небольшой древесный огонь и тренирующийся ложится на доступном (в зависимости от размеров огня и выделяющегося тепла) расстоянии на спину, головой к огню. Руки расслаблены и вытянуты под углом 40? вдоль туловища, ладонями вверх. Пальцы слегка согнуты и расставлены. Голова слегка запрокинута вверх и зажимает шейные «каналы», глаза жестко сведены к междубровью и направлены на огонь. Лоб слегка нахмурен, глаза по возможности

не мигают, и по мере дальнейших тренировок надо добиться чтобы все 20 минут не мигали ни разу.

Воля собирается в одну точку на середине видимого огня ц далее следует максимально жестко сконцентрированным во. левым усилием заставлять «энергию огня» на медленном вдохе входить в свое междубровье и накапливаться во лбу, слегка его распирая... Упражнение столь сильно влияет на прилив крови в лобные доли мозга, что очень опасно для лиц, не знакомых с деталями его практики... ». [183, с. 440. ]

К числу наиболее известных и распространенных среди колдунов способов наведения морока (оманы) являются те, где основным действием является так называемое «окружение» объекта воздействия. Рассматривая апотропеическую магию, мы уже говорили об этом приеме. Там «окружение» — действие, призванное создать особую сакральную границу (окружить «свое», отделив его от «чужого»), которая бы обеспечила отсутствие контакта между носителем опасности и охраняемым объектом. Там «круг» выступает как граница замкнутого пространства. В атакующей же магии все иначе. Здесь «окружение» выступает действием, направленным на создание замкнутой границы для того объекта, на которое осуществляется воздействие (т. е. надо «поймать» его):

«Замыкание магического круга интерпретируется в архаичной народной традиции как создание границы между двумя частями пространства... Ее непроницаемость всегда односторонняя... Тот, кто замыкает границу, становится в полном смысле хозяином положения и получает власть над тем, кто попадает в середину круга». [160, с. 204. ]

Именно потому замыкание жертвы в круг широко распространено. С этими же представлениями связаны некоторые обычаи: не обметать веником человека, не обходить вокруг человека, примеряющего одежду, не ходить вокруг маленьких детей.

«Окружение» («очерчивание») можно производить самыми разными способами, в том числе виртуально (мыслен- цо). Б ряде случаев виртуальное действие могли сопровождать жесты рукой, как бы очерчивающей пространство. В руке могло находиться оружие (нож, меч, палица, посох, копье), предмет (кость, шапка, ком земли, камень) или бумага с текстом (с заговором, заклинанием, проклятием и т. д. ). В русском языке есть выражение «обвести корнем», означающее «заворожить, отвлечь». В известном произведении П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» можно прочесть: «Ах, Фленушка, Фленушка! Корнями что ли обвела ты меня, заколдовала что ли, злодейка, красотой своей».

В легенде о казаке Степане Плахе, рассказывается о том, как он использовал свои колдовские способности против казаков Мазепенко (Ивана Мазепы). Якобы Плаха напустил на них оману, прибегнув к приему с «окружением»:

«Берет с собой одиннадцать казаков, а сам садится на коня двенадцатый, и гайда в степь! Лишь только увидел Мазепенки- ну ватагу, тотчас объехал ее кругом. Объехал — тогда Мазепин- кины казаки словно обезумели и стали один другого колоть да рубить». [233, с. 119-120. ]

; Отметим, что в случае «окружения» воздействию подвергался только тот объект (один человек или группа людей), который был окружен или очерчен. Все, кто находился за границами «круга», такому воздействию не подвергался. Поэтому бывало, что некий человек, появившийся извне неожиданно для колдуна, становился разоблачителем его магического воздействия.

Описание такой ситуации имеется в повести украинского писателя Г. Ф. Квитко-Основьяненко (1778—1843) «Коно- топская ведьма», этнографическая достоверность которой не вызывает сомнений. Здесь ведьма Явдоха Зубиха наводит «оману» посредством «окружения» толпы собственной рукой. В результате вместо нее выпороли колоду, приняв ее за Явдоху. Правда же открылась тогда, когда пришел человек, которого не было в тот момент, когда производилось наведение оманы.

Даем сокращенный вариант этого описания (текст на украинском языке, так как не имеем русского перевода этого произведения, а сами переводить классическое произведение не беремся:

«Скрутили Зубиху Явдоху; тільки що класти Гі, вона як то руку випручала та й повела нею кругом по народу; отже ж слухай- те, що з того буде. От і положили іі; по два парубка сіло на руки і на ноги, а два узяло здоровенні пучки різок /розог/ та й почали чистити: дже—дже! дже—дже! аж засапались! Б’ючи б’ють—б’ють, і вже цурпалки летять... А що Явдоха? Лежачи під різками, казку каже...

Хлопці чешутъ Явдоху терновими, а Явдоха свое товче.. Та й до вечора не переговориш усього, що там було! Вже не тільки Ригорович Пістряк, та й сам сотник Забрьоха почав сердитись, що нема кінця ділу; б’ють — б’ють бісовську бабу, скільки хлопців перемінилося, скільки різок перебрали: і вербових, і березових, і тернових; а ій не позначилось нічого, неначе тільки що лягла і ні трішечки і не бита...

... Проліз скрізь народ, що так і обступили Явдоху, та й не на- дивуються, Демко Швандюра, стар чоловік і непевний. Поди- вивсь—подививсь, помотав головою та й каже: — А що се вам за іграшки далися! Чи то пану сотникові знать скучно стало, так ви його забавляете, як малу дитину, що різками порете, неначе кого путнього, вербову колоду?

Як колоду? Що се він каже? Де там колоду б’ють? — загула громада і, дивуючись, розпитуе.

Де колода? Не бачите? Дивіться ж! — сказав Швандюра та й повір рукою по народу навпаки сонця... Так що ж? Удивленіе та й годі! Тогді усі побачили, що лежить товста вербова колода, поперепутована вірьовками, і сидять на ній чотири хлопця здо- ровенних і держуть і" і якомога, щоб не пручалась, а чотири б’ють тую колоду зо всіеі сили добрими різками, неначе кого путнього. А біля тіеі колоди лежить сама по собі Явдоха Зубиха і не зв’язана, і регочетьсй, дивлячись, як працюються люди замість ТТ та над колодою.

Так, скажете, се і не удивленіе? Се вона, яки покладали па- рити, так вона рукою повела та й напустила на усіх, хто тут був, мару, а Демко з свіжими очима прийшов і бачив, що твориться, і як дещо знав і вмів проти чого що—небудь зробити, то він • відвів мару від людей. От тогді тільки побачили, що били не Явдоху, а вербову колоду»... [191]

Бывало и наоборот. Известны такие приемы с «окружением», где «окружали» с целью наведения морока самих себя, а галлюцинировали те, кто находился извне. Иными словами, человек, находящийся внутри некой сферы, ощущает себя таким, как он есть — человеком. Но со стороны его воспринимают иначе — как дерево, камень, предмет, животное.

Показательны в этом отношении некоторые предания о запорожских казаках. В одном из них, записанном Я. П. Новицким в 1886 году, запорожцы произвели «самоокружение» с помощью копий и выстроенных в круг лошадей:

«Мий дид все, було, розсказуе про запорожцив. Знатни лю- ды булы! Було як збыраються в Польшу, то беруть не бильше як 12 чоловик; зайвого шоб не було. Ватажок, було, прыказуе: «глядить, хлопци, як прыйдеться тикать, то не розбигайтесь: держыться купы». Их мало, а ляхив багато, то оце, гляды, и би- жыть погоня. Воны повстромляють ратыща /копья/ в землю, поставлять коней хвостамы до хвостив, а сами в середыну и по- ховаються. Гоняться ляхы и крычать: «Рембай глову! » Добижать до их и покажеться им лис; воны тоди и повертають коней назад». [326]

Разумеется, в народе не сомневались в том, что если можно наводить морок, то можно ему и противостоять, то есть, существует «противоядие». Очутившись в «магическом круге» против своей воли, человек стремится из него выйти. Обычно наши респонденты не умели объяснить механизм наведения оманы, но с большой уверенностью рассказыва- лио том, как этому противостоять. О том же пишет Д. Громов:

«Большинству людей, независимо от того, в каком веке они жили, было мало известно, каким способом создается такая иллюзия, зато повсюду знают, как от нее защититься. Подобное «измененное состояние сознания» может разрушить или молитва (ношение креста, упоминание Бога и т. д. ) или матерная брань (по выражению одного из «знающих» — «если нельзя: устроить молебен»)». [ 134]

Иногда колдуны советуют в таких ситуациях делать все шиворот навыворот. Иначе говоря, сильным средством против морока является «антиповедение» (о котором шла речь выше), например, одеть одежду наизнанку, двигаться спиной вперед, поменять обувь местами. Те люди, которые знали механизм наведения оманы, оборачивали наоборот само действо. Так, в упомянутом произведении «Конотопская ведьма» казак-характерник применил для снятия оманы движение рукой по кругу в сторону, противоположную той, что использовала колдунья. Именно после этого толпа увидела, что вместо ведьмы лежит деревянная колода.

Наконец, известен и такой способ наведения морока (оманы), где указанные выше способы противодействия бесполезны. Речь идет о приемах, не связанных с магией. Очень часто колдуны и «знающие» прибегали к элементарным фокусам. Такая практика тоже известна с древних времен, о чем свидетельствует богатый материал по шаманизму.

Например, шаманы индейцев-атапасков (на Аляске), чтобы заставить людей верить в их сверхчеловеческие способности, иногда специально устраивали публичные сеансы «чудес».

Напримеру, на виду у толпы зрителей шаман исчезал в проруби, а через некоторое время его живого и невредимого обнаруживали в собственном вигваме. Секрет этого «чуда» состоял в том, что шаманы бывали порой очень хорошо тренированными людьми. Г. И. Дзенискевич пишет:

«Фокус с исчезновением в проруби и через некоторое время появлением шамана совершенно невредимым в каком-то другом месте не

раз проделывался на Аляске многими шаманами. Секрет его довольно прост: натренированный... шаман выбирался на берег в недосягаемом для глаз наблюдателя месте и спешил в свой вигвам, где его спустя некоторое время и обнаруживала удивленная публика». [ ]48, с. 148. ]

Фокусничество (трюкачество) было столь же необходимо колдунам, как и «сила». Один «знающий» объяснил это автору следующим образом:

«Зачем мне тратить «силу» свою, обращаться за помощью к высшим силам, когда я могу утвердить собственное могущество простым обманом... «Сила» используется в критических моментах человеческой жизни, и для лечения. Толпу развлекают фокусами»... [17]

О      том же говорит один из персонажей произведения А. Ф. Кащенко (1858-1921) «Славное Войско Запорожское»: «Если человек с умом и необычным везением, то люди считают его характерником. Понавыдумывали даже, как будто запорожцы, если в него на войне басурман стреляет, так тот пулю рукою ловит и его обратно бросив подстреливает. Все это выдумки... Умные были запорожцы, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано. И толь- ко-то!.. ». [190]

Кроме того, фокусы являлись действенным способом поддержания своего имиджа чудотворца. Для колдуна важно, чтобы люди верили в его необыкновенные способности и боялись его, ибо страх человеческий и есть сила колдуна. Об этом пишут ученые, например, Т. Б. Щепанская:

«Необходимая составляющая магической силы — умение нагнетать страх, целенаправленно формировать его. Чтобы утвердиться в общественном мнении в качестве знахаря, нужно было продемонстрировать такое умение. В профессиональном знахарстве существовала специальная ритуализованная практика «демонстрации силы»: смысл ее сводился к нагнетанию Р; страха.

Жительница деревни Хотиново (Ярославской области) пригласила старика-знахаря — полечить лошадь. После окончания лечения повезла его на телеге обратно. Подъезжают к его деревне — и тут он предупредил: «Сейчас выскочит стая со

бак». «И вот, — вспоминала она потом, — выскочила огромная стая! Она испугалась: а это ведь колдуны-то с чертями знались — это черти в виде собак представились, его встречали».

Знахарь (это был старый пастух) зафиксировал внимание женщины на испугавшем ее событии (появлении собачьей стаи). Дальше она сама (может быть, расслышав в его предупреждении намек? ) интерпретировала это событие как знак подтверждения его «силы» — т. е., чертей.

В других случаях знахарь нарочно стимулировал страх, производя необычные звуки и разного рода фокусы. В селе Благовещенск (в Архангельской области) нам рассказывали

о       мезенском коновале Михайле Копылове:

«Сидят мужики на куче деревьев — нарублены лежали. Он говорит: «Что сидите? » — «Да вот... » — «А хотите, я скрозь дерево проползу». Смотрят — голова ушла, плечи... Куда делся?! Ждут, скоро ли вылезет. Мимо на возу едет мужик: «Чо смотрите? » — «Да вот, скоро ли Михайло вылезет из дерева? » — «Да вот он, около дерева ползет». А Михайло говорит: «Откуда ты взялся? Вон, смотри, у тебя сено горит! » Тот обернулся — смотрит, у него на возу сено горит. Он обрубил гужи, а оно не горит»... (Архангельская область, Вельский район, село Благовещенск)». [508]

Впрочем, и сам простой люд, боявшийся колдовства и колдунов, нередко догадывался о таком положении вещей, создававшем веру в колдовскую силу и чудеса. Догадывался, но предпочитал помалкивать.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

О      ТЯЖКОЙ СУДЬБЕ «ЗНАЮЩЕГО»

В настоящее время традиционная народная магия, впрочем, как и вся традиционная народная культура в целом, пребывает в упадке. В некоторых сёлах еще можно найти знахарей, занимающихся лечебной практикой, встречаются люди, владеющие отдельными приемами вредоносной магии, но не они «делают погоду». Основная масса современных колдунов и знахарей не имеет никакого отношения к исконной традиции, а все их знания почерпнуты из литературы по магии, оккультизму, эзотерике, гипнозу.

Украинский исследователь из Черновиц Игорь Чеховский, автор книги «Демонологические верования и народный календарь украинцев Карпатского региона», встречавшийся со многими знахарями и колдунами, считает, что сейчас практически невозможно говорить о «чистоте традиции» и о потомственных колдунах:

«Преемственность нарушена,, и информация к ним поступает часто из книг и телепередач. У меня возникало впечатление, что некоторые из моих собеседников читают книги по истории и этнографии и пересказывают. Это забавно, когда ты пишешь книгу, в горах ее читают, а потом тебе же пересказывают. Хотя встречаются оригинальные, интересные личности, которые, возможно, и обладают даром». [491]

Другой исследователь, Е. Цветкова, верно подметила, что «понятие «колдун» в традиционной культуре со временем девальвировалось. Как сказано нами выше, изначально этим термином называли человека, прошедшего обряд посвящения и получившего «дар» повелевать своими помощниками — чертями и другой нечистой силой. Однако в настоящее время колдуном, как правило, считают человека, обладающего лишь элементарными магическими способностями, никогда не проходившего обряда посвящения».

Однако при всем, при том, существует и другая реальность. Реальность магии как таковой, реальность отдельных (пусть редких) носителей магических знаний в крестьянской и в иной среде, а также (что важно) — реальность традиции, с присущими ей специфическими методами обучения и способами передачи. Истинных «знающих» осталось очень мало. Еще меньше тех, кто может подтвердить семейную преемственность. Но такие люди все же есть, и это факт, точно установленный автором в процессе изысканий.

Весьма существенно то обстоятельство, что они не считают нужным рекламировать себя. Как говорится, «тайные знания потому и тайные, что их знают только избранные». Кроме того, такой подход обусловлен элементарным принципом самозащиты, равно как и защиты семьи. Видимо, именно стремление защитить себя и собственные интересы явилось главным фактором, обусловившим традицию «тайной передачи». Как говаривал один из вождей мирового пролетариата, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». А свобода для «знающего» более значима, нежели известность, популярность, слава.

Магия явление уникальное. Она вскружила головы многим, а кое-кого вообще свела с ума. Дело в том, что люди небольшого ума, либо талантливые, но невежественные и алчные, путают магию (основанную на познании законов природы и человеческой психики) с волшебством (отменяющим законы природы). Они, словно детй, верят в то, что посредством магии человек может исполнять любые свои желания. Например, стать очень богатым, жить столетиями, расправиться с кем угодно и как угодно... Но это не так. Носители традиций славянской магии, а также иные люди, которым сподобилось получить «силу», понимают магию как большую ответственность, что по плечу далеко не каждому человеку. «Нужно иметь характер», говорила одна известная знахарка. Иными словами, достойно справляться со своей «силой» способен лишь душевно сильный человек.

В противном случае, «тайные знания» превратят жизнь горе-колдуна в сущее наказание. Обладатель «силы» очень быстро станет ее рабом. Кстати говоря, во многих рассказах

о       колдунах это обстоятельство хорошо изложено. Якобы «подневольная» нечисть отлично разбирается в натуре своего хозяина:

I «Окажись тот малоопытным и мягкотелым, она моменталь- но нащупывает «слабое звено» и будет использовать его в своих целях, пока не измотает вконец и не возьмет над человеком верх». [315, с. 273. ]

Между тем, все течение жизни зависит не столько от собственных желаний человка (это распространенная иллюзия), сколько от общего порядка вещей и неписаных законов бытия. Любое отступление от них, говоря словами одного из «знающих», «ведет к самоуничтожению».

Поэтому человек, желающий вступить на тропу активной магической деятельности должен знать, что тем самым он подвергает себя очень серьёзной опасности, ибо порывает со стабильным состоянием обыкновенного рядового индивида, выходит за пределы освоенного пространства жизни. А это чревато подчинением грозным таинственным силам и гибелью.

Между тем любой колдун, живший в традиционном обществе, четко понимал, что за свои знания и силу ему обязательно придется заплатить, знал также, что то, чем надо платить и когда, решать не ему. Уместны по этому поводу объяснения исследователя И. В. Кайгородцевой:

«Человек понимает, что его достижения в процессе завоевания природного пространства, освоения новых предметов нарушают устойчивость миропорядка и не могут не вызвать «недовольства» сил природного мира, поэтому соблюдается ещё одно правило — правило принесения жертвы, т. е. передачи части полученных благ или чего-то их заменяющего силам иного мира для восстановления благосклонного отношения к человеку: например, строительная жертва, оставление «бороды» на сжатом поле, похороны последа после родов. Это своего рода демонстрация подчиненности человека природным силам.

Процесс деятельности в представлениях традиционного че- ловека очень опасен. Чем больше способности действующего I субъекта, тем чаще коллектив доверяет ему выполнение самых сложных задач борьбы с вредоносным миром. Но длительное пребывание героя в чуждой среде приводит к существенному |, ослаблению связей с социумом. Нередко это означает подчинение его чуждым силам; к тому же победа человека никогда не может быть признанной окончательной, угроза нового нападе

ния реальна, поэтому общество тщательно следит за тем, чтобы равновесие с противостоящим ему миром сохранялось» [180]

Плата колдуна за свою магическую власть над сородичами всегда велика. Например, большинство из них не могут иметь детей. А те, кто жаждет произвести потомство, никогда не берут себе вторую половину с признаками «силы»:

«У «знающего» жена всегда недалекая, простая баба, которая нужна только для того, чтобы вести хозяйство и воспитывать детей. О колдовстве своего мужа она часто знает намного меньше, чем какой-нибудь другой житель деревни. Для нее он не должен быть колдуном, для нее он муж, в дела которого она не должна совать свой нос. При таких условиях онй проживут в покое и достатке. Это такая самозащита от той силы, которой обл адает колдун »... [17]

Что же касается деторождения, то дело здесь не в отсутствии потенции, с этим как раз все в порядке. Причина здесь в особенностях образа жизни колдуна и его личности. «Магическая сила» делает его «чужим» для обычных людей, они воспринимают колдуна (об этом шла уже речь) таким существом, которое живет сразу в двух мирах — «этом» и «потустороннем». А потому дети колдунов не бывают такими, как у других людей. Не случайны рассказы о том, что врожденные ведьмы и колдуны всегда имеют какие-то телесные дефекты. У «наученных» колдунов после получения «дара» часто гибнет вся домашняя скотина. Ведьмы, получив «силу», теряют всех своих детей — они умирают:

«Вот научилась колдовать и в первую очередь всех детей своих пожрала /т. е. дети колдуньи Хионки умерли/. Кады колдун учится колдовать, он всегда заперёд со своей скотины и со своих детей /начинает/ (Рязанская область, Кадомский район, село Ивановка)». [366, с. 183. ]

Хотя, конечно, как всегда, везде и во всем, бывают редкие исключения из общих правил.

«Знающий», встав на избранный путь, должен быть готов к тому, что даже умереть как нормальный человек он не сможет. «Простые» колдуны знали, что «от силы спокойно не

убирают, а часто долго мучаются», а «сильные» всегда знают заранее точную дату своей смерти, порой до одного часа. Кроме того, у них всегда имелся шанс лечь в гроб с с осиновым колом в груди. Последнее вовсе не миф. Например, в Водлозерье* для облегчения страданий умиравшего колдуна Колена родственники вогнали ему кол в задницу:

«Колец-то, колдун с Пёлгострова, тяжело помирал, дак ве- j лел, чтобы в крышу забили осиновый кол да ему в задний проход». Но даже после смерти нечистая сила не оставила в покое своего хозяина. Тело Колеца привезли в церковь на Ильинский погост «да стали яму копать, да клали, там на боках таки комнатки — паперти называютсе, и, как копают могилу-то, дак орёт со всей силы-то! Его вниз повернуло, ды все лицо вот эдак выдрано было. Если не сдаст никому колдовства, его в земле всего прирвут». А может быть, Колец кричал оттого, что его похоронили заживо?.. ». [484]

О      таком условии своего погребения знали и запорожские казаки-характерники. Так, в предании «Смерть и похороны характерника», которое записал в 1882 году Я. П. Новицкий, сказано:

«Ще за Катерыны, на бальци Таволжаний жыв запорожець Довгый и був вин превелыкый характерные.. Старый, дуже старый був вин, та ще й одынокый. Став вин померать, — а по- мерав вин не раз, — и звелив наймытови поклыкать сусида Пластуна.

Довго воны балакалы а дали Довгый лиг та й умер. Пластун и каже наймытови: «Ну лягай, сыну, спать, а я пиду подою коров». Пишов. Наймыт прывьязав мертвого канатом за шыю и за ногы до лавы, взяв скрыпку та й грае соби на двори... Чы довго вин грав, чы ни, колы чуе — товчеться шось в землянци. Заглянув вин туды, — колы мертвый соваеться по лави... «Товчысь, каже, Марку, по ярмарку: — чорта з два выкрутыш-ся!.. » Грае вин упьять, та вытрындыкуе... Трохы згодя, слуха, — знов товчеться мертвый»...

От прыходе дид Пластун. «А шо, — пыта, — не встав ще наш мертвый? » — «Ни, — каже, — пручався, так я его прыкрутыв до : лавы канатом». — «Добре-ж, — каже, — шо догадався, — а то вин бы тебе задушыв»...

Зийшлосьтам чоловика стико запорожцив, выкопалы ямуЛ давай ховать без попа. Як спустылы его в яму, Довгый и кажеі «ну, братии, давайте осыковый килок, та будем печатать». Забьі- лы ему килок в груды и засыпалы землю. Галдовыкив /колдуі нов/ попы николы не ховалы, а ховалы их запорожци по свое-' му... ». [326]

Не стоит думать, что это всего лишь предание да народная фантазия. Есть вполне научные подтверждения. Например недавно в Каменке-Днепровской запорожские археологи нашли восемь захоронений казаков. В их тела были забиты осиновые колья.

В преданиях и рассказах о колдунах часто подчеркивается, что жизнь их греховна. О том же порой говорят они сами, особенно те, кто наравне со своим ремеслом ревностно относится к христианской вере (вот типичный пример двоеверия). Врочем, некоторым колдунам, наделенным природным умом, а также совестью, удавалось свести до минимума свою грешность. Именно совесть и ее основной стержень — «ощущение правды», по словам «знающих» является лучшей «прививкой от греха», а также гарантом помощи Бога.

Кстати, сознавая собственную греховность, многие колдуны, достигнув определенного возраста, начинают, как они сами говорят, «замаливать грехи», уделяя все больше времени молитвам:

«Уже в 20 лет я знал, что в 50 должен буду много молится Христу и Богу единому. Так я должен готовится к смерти, хотя моя смерть по предсказаниям наступит в 98 лет... Такова моя судьба, и я ей следую»... [17]

Сильные в прямом и переносном смысле воины в прошлого очень часто уходили для искупления грехов в монастырь. В. М. Жирмунский пишет об этом:

«Легенды о монашестве эпических героев также построены на реальных общественно-бытовых фактах эпохи феодализма, когда пострижение в монахи на старости лет рассматривалось как верное средство искупления грехов, совершенных в годы светской и воинской жизни, по классической формуле былины

о       Василии Буслаеве:

У меня с молоду было бито-граблено,

Под старость ту надо душа спасать»... [158]

^ Далее этот автор отмечает:

«Совершенно независимый характер, на том же бытовом основании, имеют русские легенды о монашестве Ильи Муромца и других русских богатырей, частично отраженные и в былинах. По свидетельству Эриха Лясоты, посетившего Киев в 1594 году, здесь в храме св. Софии «во внешнем притворе была некогда гробница Елии Моровлина, известного героя или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного; в настоящее время эта гробница разрушена, но другая і гробница его товарища сохранилась в целом в том же притворе. В начале XVIII века в Киевопечерской лавре уже показывали, как об этом сообщает в своем дневнике священник-старообрядец Лукьянов, нетленные мощи «храброго воина» Ильи Муромца, «под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у неголевая пробита копием; язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение». [158]

Другой формой покаяния по средневековому обычаю является паломничество в святую Землю:

«Такое паломничество совершают Карл Великий со своими паладинами (поэма «Путешествие Карла Великого в Иерусалим», после 1100 г. ), а также другие герои французского эпоса». [158]

Завершить эту книгу мне хочется словами одного из украинских «знающих», с которым посчастливилось некоторое время общаться:

«Человек за саму свою жизнь, само свое существование платит Природе, Богу, другим людям, а также всякой нечисти. У «знающего» плата двойная. Готовы ли вы заплатить только за то, чтобы встать на этот тяжкий путь? Готовы ли вы нести ношу, которая в конце-концов может быть даже не ваша? Готовы ли вы верить в то, чего даже может и не быть, чего нет, и не было вовсе?...

Не морочьте себе голову, и верьте в Бога! »

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авалон А. Змеиная сила. Киев: «Экслибрис», 1994.

2. Агранович С. З., Стефанский Е. Е. «Пожалел волк кобылу... ».

О      синкретизме семантики славянского концепта лютость и отражение этого синкретизма в мифе, фольклоре и литературе. /Вестник Самарского госуниверситета: Литературоведение. Самара, 2003, № 1.

3. Адоньева С. Б. Конвенции магико-ритуальных актов. /Сб. «Заговорный текст. Генезис и структура». М.: «Индрик», 2005.

4. Андреев А. Русские боги в зазеркалье. /Журнал «Русский стиль — Боевые искусства», 1996, № 1.

5. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. СПб.: «Тропа Троянова», 2000.

6. Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.

7. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М.: «Индрик», 2003.

8. Анічэнка У. В. і інш. Фальклорны слоунік Гомельшчыны. Го- j мельскі універсітэт, 2003.

9. Антонович А. К. Краткий обзор белорусских текстов, писан- j ных арабским письмом. /Сб. «Полесье: Лингвистика. Архе- ология. Топонимика». М.: «Наука», 1968.

10. Ануфриев В. П., Ануфриева Е. И. Осознание мысли как энергии. /В сб. материалов науч. конференции «Идеи космизма в педагогике и современном образовании». Екатеринбург: Уральск, отд. РАО, 2005.

11. Арефьев А. Б. Русь волшебная: История русских чудес и тайн от волхвов до экстрасенсов. М.: «Рипол классик», 2004.

12. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: «Алетейя», 2004.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.