Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 10 страница



— О нет, нет... Я буду в лесу в это время, никуда из хаты не выйду...

Но я буду сидеть и все думать, что вот я иду по улице, вхожу в ваш дом, отворяю двери, вхожу в вашу комнату... Вы сидите где-нибудь... ну хоть у стола... я подкрадываюсь к вам сзади тихонько... вы меня не слышите... я хватаю вас за плечо руками и начинаю давить... все крепче, крепче, крепче... а сама гляжу на вас... вот так — смотрите...

£ е тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановившись на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки ИЕдичились и посинели. Мне тотчас же вспомнилась виденная ^ною в Москве, в Третьяковской галерее, голова Меду зы — pas' бота уж не помню какого художника. Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного». [235, с. 137. ]

Чтобы выделить «душу» из собственного тела, человек должен погрузиться в некое «пограничное» состояние. Как в европейской, так и в славянской традиции, этим состоянием чаше всего является сон (малая смерть). С. Ю. Неклюдов, рассматривая оборотничество, замечает:

«Оборотня, особенно собирающегося осуществить превращение (т. е. находящегося в лиминальном состоянии), можно узнать по специфической молчаливости, неразговорчивости — так сказать, «угасанию» речи. Согласно скандинавским сагам, люди, склонные к оборотничеству, вечерами «впадали в бессознательное состояние и лежали неподвижно», а один из исландских родоначальников по имени Ульв (Волк), пользовавшийся репутацией оборотня, «каждый раз, когда вечерело, начинал избегать людей, так что лишь немногим удавалось завести с ним беседу», и «делался сонливым». [312]

В скандинавской магической традиции известна практика «Хамфарир» («Hamfarir») — искусство путешествовать в теле животного или птицы. Оно заключается в умении выделить из телесной оболочки («Lik») «тонкое» тело («Натг») и поместить его в птицу или зверя, подчинив животное своей воле. Скандинавская сага так говорит о воине, обладавшем этим искусством:

«Он мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеёй, и в одно мгновение переносился в далекие страны»... [420, с. 14. ]

Видимо, именно таким искусством владели былинный Волх и летописный Всеслав. «Аще и веща душа въ друзе те- Ле> нъ часто беды страдаше», — сказано в «Слове о полку Игореве» о князе Всеславе Полоцком. Профессор-филолог

Ф. И. Буслаев (1818—1897), комментируя выражение «в дРу, j зе теле», высказал предположение:

«Другое тело, по-моему, означает не другого или какого-нибудь человека вообще, а именно другое тело, не свое собствен-' ное, а волчье, которое надевал на себя герой, перерыскивая путь великому Хорсу». [56, с. 391. ]

Такое же представление об оборотнях присуще так называемым «отреченным книгам». В списке этих книг фигурирует не дошедшая до нас книга «Чаровник» (XV век), о содержании которой сообщается следующее:

«Чаровник, в них же суть 12 главизн, стихи двоюнадесять опрометных лиц звериных и птичьих — се же есть первое — тело свое хранит мертво, и летает орлом, и ястребом, и вороном, и дятлом, и совою, и рыщут лютым зверем, и вепрем диким, и волком, летают змием и рыщут рысию и медведем». [379, с. 42. ]

Еще одним подтверждением данного тезиса являются традиционные славянские представления о множественности душ. Согласно им, способностью к путешествию вне тела обладают «двоедушники» — люди с двумя душами (или с двумя сердцами). Вторая душа двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике, оборачивается животным (собакой, кошкой, конем, змеей, мышью, летучей мышью), неодушевленным предметом (колесом, кочергой, вальком), демоническим существом (вампиром, волколаком), предстает неким аномальным явлением (например, огненным шаром = шаровой молнией). Сам двоедушник во время путешествий второй души крепко спит, душа покидает его тело и возвращается назад через рот[17]. Если изменить местонахождение тела спящего двоедушника, возвращение души будет затруднено.

По свидетельству украинского этнографа Федора Потуш- няка (1910—1960), собравшего материал о босоркунах и бо- сорканях (колдунах и ведьмах) в своем родном селе Осий в

t

Патье (Иршавский район) в конце 1930-х годов, по- ^Ньих народ воспринимал как «двоедушников». О босор-

jSe он пишет:

«Днем он — как и каждый другой человек. Работает и живет нормально. Только ночью он сразу засыпает глубоким сном, и еГ0 невозможно разбудить обычным способом. Вечером накануне он обычно идет скорее спать, т. к. наперед знает, что он должен будет делать. Ночью он ходит либо в своем облике, либо в облике какого-либо зверя — собаки, зайца, коня и т. д. Того кто его в этот момент задержит, он либо замучит насмерть, либо ветром убьет, от удара которого нет спасения.

Этой же особенность обладает босорканя — ведьма, у которой тоже, когда она заснет, «нечистый дух» может отделиться от тела и пойти своей дорогой. При этом тело глубоко спит, и его нельзя разбудить. Обычно, как и у босоркуна, человеческий облик ведьмы не меняется, но она может по желанию превратиться в демонического зверя — кошку, собаку, змею, мышь, летучую мышь и в такие предметы, как колесо, кочерга, валёк». [446, с. 240. ]

Зооморфный облик может принять и сама душа оборотня, вышедшая из тела (дух, пар, сянка и т. д. ). Считается, что колдуны способны уплотнять ее настолько, что она становится видимой людям. Именно эта способность породила веру людей в то, что при желании колдун может находиться сразу в двух местах. Такой двойник своим поведением и внешним обликом ничем не отличается от своего создателя. Более того, он способен делать все то, что и настоящий человек, даже сражаться[18].

Украинский исследователь Петр Иванов (1837—1931) отметил:

«Что душа человека сохраняет и по смерти его свой телесный образ — это есть общераспространенное верование; но что она есть существо материальное, в таком веровании народа мы видим остаток архаического воззрения на природу человека, воззрения, находящегося себе достаточную пищу в разных по

учительных легендарных сказаниях. По этим сказаниям выхо«И дит, что душа обладает всеми физическими свойствами матсрц. Я ального существа, так как она говорит, ест, пьет, чувствует брдД ударов и сама может наносить их другим». [459, с. 437. ]

Плотная субстанция, выделившаяся из тела колдуна, мо-1 жет иметь вид не только человеческого тела. Эта субстанция Я («вторая душа») по желанию колдуна может принимать раз-ш ные формы, иными словами — способна к трансформации. 1 П. В. Иванов, изучавший верования крестьян Купянского 9 уезда Харьковской губернии, пишет:

«По народным рассказам, ведьма может принять вид иглы и I копны сена, мухи и лошади, медленно ползущего бревна и бы- 1 стро несущегося вихря. Чем же и как объясняют крестьяне та- '\ кую удивительную способность ведьм? Большинство видит в ] этом искусстве уменье, при помощи нечистой силы, отводить 1 глаза, морочить. Меньшинство признает, что подвергается пре- 3 вращениям не тело ведьмы, а душа, что тело ее остается безды- ] ханным в то время, когда блуждающая душа меняет свой образ, ; являясь людям в разных видах. Переворотил, например, солдат ] тело ведьмы, ушедшей на промысел, головою туда, где лежали ноги, и возвратившаяся с ночных похождений душа ее начинает ходить и летать вокруг да около «то куркою, то гускою, то мухою, то пчелою», чтобы как-нибудь попасть в свою телесную оболочку, однако не может войти в нее, пока тело не было приведено в положение то, в каком его оставила душа, когда ушла странствовать». [459, с. 436. ]

Во-вторых, феномен ликантропии известен и в другой форме. Засвидетельствовано немало случаев, когда человек вдруг начинал вместо слов издавать звуки, характерные для того или иного животного (что в народе называли «порчей»)- Авторы печально знаменитого наставления XV века по выявлению и допросу ведьм («Молот ведьм») монахи-инквизиторы Яков Шпренгер и Генрих Инститорис сравнивали такое превращение с бесовским наваждением. Они писали:

«Так, Вильгельм (в указанном месте) рассказывает об одном человеке, который время от времени утверждал, что он оборачивается волком и поэтому скрывался на это время в берлогах. Когда он там спокойно сидел, ему казалось, что он превраша-

PL„ в волка, который рыскал по окрестностям и разрывал де- Я5Г ЕГО утверждение было ошибочным. Он не был оборот нем. причин3 лежача и дьяволе, который вселился в волка. Этот че- овектак и остался помешанным. Однажды его нашли мертвым влесу». [503, с. 140-141. ]

При таком душевном расстройстве человеку представляется, будто он является тем или иным диким животным и действует подобным образом. Например, в 1541 году в городе Павия (Италия) был пойман маньяк, вообразивший себя волком. Он сказал поймавшим его, что отличается от настоящего волка тем, что его мех растет не снаружи, а изнутри. Чтобы проверить достоверность этих слов, ему отрубили руки и ноги. Выяснилось, что никакого меха внутри тела нет, правда сам безумец после подобной экзекуции вскоре умер.

В начале XX века в Онханском уезде Пермской губернии, накануне собственной свадьбы, исчез из деревни парень по имени Иван. Через два дня его нашли неподалеку в лесу. Иван свирепо рычал, кусался и пытался убегать, передвигаясь на четвереньках, т. е. вел себя как волк. Родные безуспешно пытались вернуть его к нормальному состоянию с помощью священника и врачей, но помог им только знахарь. Придя в себя, Иван сказал, что помнит лишь, как сидел на поляне в лесу и разговаривал с каким-то незнакомым человеком. [289, с. 422-423. ]

В-третьих, феномен ликантропии — предположитель- Но ~ может представлять собой процесс, от начала и до кон- Ча управляемый. Имеются в виду некоторые «особо сильные» колдуны (ведьмы). Ккой в этом смысл? В обретении (Усилении) ряда качеств:

«В такому стані бачу як вовк, чую по-вовчи, відчуваю себе вовком, але розумію, що я людина, знаю, що не лапи в мене, а РУКи й ноги, і вуха своі, а не вовчі»... [17]

Наука предлагает различные версии генезиса образа вол колака. Ряд ученых считает, что веру в оборотней породила распространенная в прошлом идея родства человека с жи вотными. Так, Н. А. Криничная отмечает:

«Формирование перевоплощающихся персонажей обуслов лено, с одной стороны, аимистическими верованиями, с дру гой — тотемистическими представлениями о кровнородствен ных отношениях человека и животного или растения, природ ного объекта». [224, с. 687—688. ]

Особенность тотемизма в том, что большая группа людей (племя) выводит свое происхождение от определенного животного. Тотем — не божество, главное в тотемизме именно вера в кровное родство с ним. Отсюда пол-шага до идеи обо- ротничества, хотя некоторые различия между животным-то- темом и оборотнем все же имеются. С. А. Токарев писал:

«Идея оборотничества вообще приурочивается обычно к тому животному, которое в данной стране служит главным предметом почитания, представляя особую опасность для человека». [443, с. 45. ]

У народов Северной Азии и Северной Америки это медведь, в Южной и Восточной Азии — тигр, у африканских народов — леопард, в Южной Америке — ягуар, а в Европе — волк. Этот зверь один из наиболее популярных зооморфных образов традиционной европейской мифологии. Всем известный пример — легенда об основателях Рима, братьях- близнецах Ромуле и Реме, которых вскормила волчица. Они выделялись своей красотой, силой и гордой осанкой среди других детей. Молоко волчицы сделало Ромула и Рема смелыми перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепкими и мускулистыми. (Рассказ о ребенке, вскормленном самкой животного, ученые считают «смягченным» вариантом тотемистической легенды о происхождении человека от данного вида животного).

Сербы давали новорожденному имя Вук (Волк), считая, что оно отпугивает смерть. Ученые считают, что именование ребенка «волком» могло иметь характер оберега. Так, У

ІЕбов при рождении мальчика повитуха кричала, чтобы с^ ечь его от смерти:

«роди вучица вуку свщету на знание, а І]етуту на здравле» /«Родила волчица волка всему свету к сведению, а ребенку на здоровье! »). [449, с. 95. ]

По мнению Н. И. и С. М. Толстых, подобные «звериные» именования имеют двойственный характер: они сочетают в себе «положительную» магию (через «призывание свойств этих зверей, в частности, силы и неуязвимости волка») и «отрицательную» (обман опасности, причисление ребенка к «дикой» природе). [449, с. 96. ]

Польский исследователь А. Гештор и украинский исследователь В. Балушок объясняют веру в оборотней воспоминаниями об инициациях молодежи, в процессе которых юноши «превращались» в зверей:

«В широко распространенных среди славянских народов легендах об оборотнях не только отражены инициационные ритуалы, но, как показывают исследования, содержатся и определенные сведения о них». [34]

Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в тотемного животного. Чтобы стать воином, необходимо было магически уподобиться ему. Превращение в зверя обеспечивали ритуальные процедуры экстатического типа (пляска, употребление опьяняющих веществ или наркотиков) и внешнее уподобление зверю (подражание его повадкам, надевание шкуры, использование в качестве украшений клыков, когтей и т. д. ). Например, голову волка надевали на свою голову, а шкуру накидывали на плечи и спину.

Образы волка и волчьей стали в значительной мере отвечали представлениям древних воинов о себе. Волчья стая — Иерархичное сообщество, в котором существуют группы раз- н°го уровня (вожак, «матерые», молодняк и т. д. ). При этом стая иногда целиком подчиняется авторитету вожака, иногда Ней Парит своего рода «народовластие». Стычки внутри стаи — редкое явление. Обычно хватает взгляда, позы или Рычания. Во время охоты волки способны преодолевать

большие расстояния — до 40 километров в день, способцЛ уносить на себе овец, закинув их на спину, умеют ходить слеЛ в след. Волкам присуща целая система передачи информа I ции: движения головы, ушей, хвоста, взгляды и прочее, по-1 хожее на жесты и знаки воинов-разведчиков.

Следовательно, подражая волкам, молодые воины могли 1 осваивать охотничьи и боевые приемы, способы самовыра. | жения и нормы общежития. Они копировали волка, уподоб-1 ляясь ему настолько, насколько это было возможно. В. Балу-1 шок пишет:

«Можно предположить, что эта операция совершалась пу-1 тем одевания волчьей шкуры, опоясывания и употребления - опьяняющих веществ. В частности, так совершался вдревнос-1 ти этот ритуал у родственных славянам народов. На это же ука-1 зывают данные славянской этнографии и фольклора. В моло- і дежных объединениях западных славян, например, известен обычай наряжать инициируемых волками. У поляков посвя- | щаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка. В украинских легендах вовкулаки — это всегда люди, одетые в волчьи шкуры, под которыми имеется даже одежда. Аналогичные сведения содержит также великорусский и беларуский фольклор. Само превращение юноши в оборотня зачастую происходит путем набрасывания на него волчьей шкуры... Как известно, для первобытных людей характерны представления о том, что человек, надевающий шкуру животного, сам превращается в него». [34]

Важно подчеркнуть, что уподобление волку происходило и психологически. Все то время, пока воин находился в шкуре животного, он был не человеком, а хищником: становился жестоким непобедимым воином, охваченным неистовством («боевой яростью»), не чувствовал себя связанным человеческими законами и обычаями.

Известный специалист в области боевых искусств, доктор психологических наук А. Е. Тарас отмечает:

«Благодаря вхождению в подобное психическое состояние становится возможным смотреть на ход боя, анализировать изменения ситуации, управлять своими действиями как бы с° стороны. Иначе говоря, можно на какое-то время внутренне (психологически) СТАТЬ ТЕМ, ЧЬЮ РОЛЬ ИГРАЕШЬ и вес-

I бой как бы от сі о лица. В результате сознательная часть пси- П^/экран сознания) на какое-то время отключается, поведе- иеМ начинает управлять ее бессознательная сфера — помещенный туда в качестве эталона идеальный образец. Никаких «собственных» эмоций индивид, перевоплотившийся в дикого ШэІ№Ря’ легендарного героя или вымышленный персонаж не испытывает, тем более нет у него в это время никаких мыслей. Он сражается автоматически, не думая, на «автопилоте». А этот автопилот — мысленный образ объекта подражания...

Иными словами, вхождение в образ идеального воина позволяет сражаться самым эффективным для данного человека способом, соответствующим его физическим и техническим возможностям на пределе их проявления. А это — очень даже немало».

/Кроме того/ «вхождение в образ» устраняет страх и сомнения, значительно снижает порог болевой чувствительности, дает возможность своевременно реагировать на любую возникающую в ходе схватки угрозу. Все эти эффекты обеспечиваются за счет того, что управление телом почти полностью берет на себя правое полушарие головного мозга, тогда как активность левого резко снижается». [435, с. 536—538. ]

Как уже отмечалось, суть «волчьей» воинской инициации заключается в радикальном изменении состояния сознания. Измененное после прохождения ритуала сознание обретало новые способности, выходящие за пределы прежних возможностей:

«Важным моментом инициации было вступление неофитов в контакт с духами предков. В нашем случае посвящаемые, видимо, вступали в контакт не только со своими предками-людь- ми, но и с духом тотемного предка — волка. Это достигалось путем потребления наркотических веществ, вызывавших безумие и галлюцинации у инициируемых. Об использовании галлюциногенов в древнеславянских инициациях на материалах сказок делает вывод В. Я. Пропп. Магический напиток пьет и Илья Муромец при прохождении инициации.

. Р. Рейдли приводит описание колдовского обряда превращения человека в волка, существовавшего в древности на Руси, несомненно связанного с древнеславянской инициацией, который включал и потребление галлюциногена. Человек ночью Рисовал круг и разжигал в середине огонь, на котором нагревал

сосуд с наркотическим веществом, состоящим из растительЯ ных компонентов. Затем он наклонялся, дышал испарениями Л произносил заклинание, в котором вызывал «духа серого вод4Я ка» и просил сделать его оборотнем «сильным и жестоким» 1 наделить «скоростью лося», «когтями медведя», «умом лиси- I цы», «силой быка», «глазами кошки», «плавучестью рыбы» 1 «обонянием собаки» и «прожорливостью свиньи».

После этого инициируемый трижды целовал землю, прыгаіг через огонь и вертелся с сосудом в руках, выкрикивая: «Сделай меня оборотнем, чтобы я ел мужчину, женщину, ребенка. Я желаю крови, человеческой крови, дай мне ее в эту же ночь. Вели-' кий дух волка, дай это мне. Я твой и сердцем, и телом, и ду-] шой»...

Когда галлюциноген начинал действовать, инициируемому являлось видение духа волка-предка. В древнем колдовском обряде он выглядел как высокое существо с большими человеческими конечностями, заканчивающимися лапами волка, с волчьими головой, ртом и ушами, но с человеческими носом и глазами». [34]

Известный этнограф Мирча Элиаде отмечает:

«Для овладения воинским неистовством молодежи не достаточно было просто приобрести храбрость, физическую силу, выносливость; такое овладение становилось результатом маги- ко-религиозного опыта, который радихальнб изменял сам способ существования человека. Молодой воин должен преобразовать свою человеческую сущность припадком агрессии и ярости, которые сопоставляли его с бушующим хищником. Тогда юноша становился «разогретым» до экстремальной степени, он наполнялся таинственной, нечеловеческой и непреодолимой силой, которая поднималась из предельных глубин его существа и проявлялась в ярости и воинской мощи.

Древние немцы назвали эту священную силу wut, у Адама Бременского она переведена как «ярость»; это в своем роде демоническое безумие, которое заполняет противника ужасом и парализует его. Ирландский ferg (дословно — «гнев»), menos Гомера являются почти точными эквивалентами этого же самого ужасающего священного опыта, специфического для героических боев».

И& > ягинальный способ «наполнения звериной силой» Пинается в преданиях о казачьих атаманах и украинских У11 _ѵ нах. Это единоборство с волком, в котором казак или К мог использовать только нож. В момент смерти вол- еМу смотрели в глаза — якобы сила волка таким образом переходила к человеку. В других случаях человек ложился ядом с умирающим животным таким образом, чтобы его открытый рот находился возле волчьей пасти. Считалось, что при последнем вздохе животного его сила переходит к человеку.

***

Как видим, волк в традиционной воинской магии занимает чрезвычайно важное место. Но одним им славянская воинская магия не исчерпывается. Существуют и другие представители животного мира, посредством которых возможно приобщение к магическим силам.

Так, определенное место в воинской магии занимает змея. Отношение к ней у славян всегда было двояким. С одной стороны, негативное:

«В простонародном воображении змея является живым олицетворением всего нечистого, возбуждающего, смешанное с ужасом отвращение, всего злого, лукавого, вредоносного. «Змея умирает, а все зелье хватает», — отзывается народ наш о злых, жадных до неправедной наживы людях. «Сколько змею ни держать, а беды от нее ждать! » — о лукавых; «Выкормил змейку на свою шейку! », «Отогрел змею за пазухой! » — о черной неблагодарности». [212, с. 490. ]

С другой стороны, она всегда олицетворяла собой мудрость. Ее также считали носительницей тайных знаний и магической силы:

«Змей — очень древний и сложный образ; он связан со стихиями огня и воды; с небом, дарующим земле дождь; с самой землей и ее плодородием; с подземными пещерами и их богатствами; с культом предков. [202]

Многим эпическим героям приписывают связь именно Со змеей. В Запорожье, на острове Хортица, этнограф Яков

Новиций (1847—1925) записал легенды о Змиевой пещере Змиях и отношениях их с запорожскими казаками:

«По рассказам 84-летнего рыбака Осипа Шутя, скоротавшего остаток лет на Хортице, остров этот знают старые люди всюду... Дед Осип, передавая рассказы о Змиях-богатырях, поясняет, что «во всем Запорожье жило три Змия, из них один на острове Хортице, другой на острове Пурисовом, ниже порога Гадючего, где есть пещера, а третий, самый чудовищный и лютый Царь-Змий, — Змий над Змиями, — на острове Перун. Последний, говорят, имел два логовища: на Перуне и Стрельчьей скале, что близ порога Лахана. Все эти три Змея, летая по ночам, искрами крыльев освещали пороги и ночной путь Запорожцев... Змии жили как богатыри и вступали в битву только с богатырями. Они охотились на людей, одних только запорожцев не трогали, так как и между ними были богатыри и харак- терники». [327, с. 10—11. ]

В эпосе южных славян ряд персонажей принадлежит к «Змеевичам», т. е. к потомкам Змеев. Таков, например, Змай (Змей) Огненный, у которого помимо коня и сабли — на груди сплелась змея, которая обеспечивает владельцу магические способности. В песне «Милош Обилий змаіски син» называется семь сербских юнаков-змеевичей: Милош Обилич, Змей Огненный-Вук, Реля Бошнянин, Банович Секула, Ба- нович Страхиня, Лютица Богдан и Кралевич Марко, и «все они имеют на себе змеиный знак». В этой связи стоит отметить, что потомки одного из древнейших племен Восточного Закавказья утиев — удины (ныне проживают преимущественно в Азербайджане), человека смелого, ловкого, умелого, называли «дизикин бала» — «змеинный ребенок».

В западноукраинской народной традиции существует представление об особой «змеиной силе», которая таится в человеке. Один из респонденов автора уверял, что в «груди некоторых людей от рождения таится особая сила, которую люди «знающие» называют «змеиной». «Змея» эта рождается спящей. У одних она пробуждается сама, у других — с помощью специального выпитого зелья или магического приема»... Приходилось также слышать о «змее» в животе. Умеющий пользоваться этой силой может легко привораживать

лей одним только взглядом управлять любым человеком и вызывать панический страх, словом все те качества, что

* япод приписывает змее.

Видимо, в представлениях славян о «змеиной силе» на- щли отзвук древнейшие представления арийцев о магической силе, заложенной в человеке. Подтверждением тому служат методы индийских йогов, направленные на «пробуждение» магической энергии Кундалини, «спящей» в нижней чакре (энергетическом центре) человеческого тела «подобно свернувшейся змее». Дескать, надо эту змею «разбудить» и заставить «выпрямиться», чтобы ее тело последовательно прошло снизу вверх через все чакры (которых одни авторы насчитываю 7, другие — 9, третьи — 12). Считается, что когда «голова» змеи Кундалини достигнет верхней чакры (макушки человечкой головы), йог обретет паранормальные способности (ясновидение, умение левитировать и прочее).

Антиповедение

«Антиповедение» — такая форма поведения (или деятельности) человека, в основе которой лежит все, что попадает под категорию «наоборот». Термин «антиповедение» ввели Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский для обозначения языческих ритуалов, практиковавшихся на Руси в эпоху двоеверия и во многом «оборотных» по отношению к христианским обрядам (См.: Лотман Ю., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси. 1977). Сейчас он употребляется в научной литературе для обозначения любых форм символически негативистского поведения.

Вот что такое антиповедение по определению Б. А. Успенского:

«Антиповедение, т. е. обратное, перевернутое, опрокинутое поведение — иными словами, поведение наоборот, — исключительно характерно для культуры Древней Руси, как и вообще ■ ВДя иерархической и средневековой культуры. В своих кон- ||Фётных проявлениях антиповедение может обнаруживать сколь угодно большое разнообразие, но всякий раз оно сводится к реализации одной общей модели: это именно поведение наоборот, т. е. замена тех или иных регламентированные норм на их противоположность». [463, с. 320. ]

«Нормы» антиповедения реализуются через систему пространственных оппозиций «правый-левый», «верх-низ» «внутренний-внешний», «передний-задний», «начало-конец» и т. д. При этом, члены оппозиций известным путем меняются местами («левый» заменяет собой «правый», «задний» — «передний» и т. д. ), а действия наоборот совершаются способами, противоположными правильному, нормальному.

Академический этнолингвистический словарь «Славянские древности» понятие «наоборот» характеризует как «способ действия, призванный символически сменить вектор движения на противоположный для достижения различных магических целей». [416, с. 364. ]

Народная магия рассматривает «антиповедение» как один из действенных способов приобщения к «силе». Например, один из украинских «знающих», перечисляя способы, используемые им для насыщения тела энергией, отмечал:

«Когда приходила усталость, а работы еще было много, то я прибегал к очень простому действию — я проходил несколько кругов спиной вперед. В такой ходьбе есть свой особый секрет, она как бы возвращает время назад, когда тело еще не было уставшим. Но правильно ходить так надо уметь, хотя у некоторых получается без всяких подсказок». [17]

Основой для применения антиповедения в магической практике служит вера в то, что оно является формой установления контакта с «иным» миром, прежде всего с усопшими предками. Б. А. Успенский пишет:

«Как известно, языческие верования непосредственно связаны с культом мертвых (предков). Соответственно, языческие ритуалы в целом ряде случаев определяются представлением о перевернутости связей потустороннего (загробного) мира. Представление это исключительно широко распространено, и есть основания полагать, что оно имеет универсальный характер; во всяком случае, у самых разных народов бытует мнение, что на том свете правое и левое, верх и низ, переднее и заднее и т. п. меняются местами, т. е. правому здесь соответствует левое

si солнце движется в загробном мире с востока на запад, рс- М^екут в обратном направлении, когда здесь день, там ночь, Шгпя здесь зима, там лето и т. д. и т. п.: оба мира — посюсторонний и потусторонний — как бы видят друг друга в зеркальном бражении. Для нас существенно, что подобные представления зафиксированы у славян, где они отражаются как в верованиях, так и в обрядах...

Перевернутостыюведения выступает как естественное и необходимое условие действенного общения с потусторонним миром или его представителями. Это очень ясно проявлялось При колдовстве и гадании, когда, например, действовали левой рукой, переворачивали предметы вверх дном, пятились назад, садились на лошадь задом наперед, выворачивали платье наизнанку и т. п.

Антиповедение — в тех или иных его формах — естественно смыкается при этом с поведением, приписываемым представителям потустороннего мира, и приобретает тем самым специальный магический или вообще са- крализованный смысл. Можно сказать, что антиповедение демонстрирует причастность к потустороннему миру, к миру мертвых; действительно, антиповедение в ряде случаев направлено именно на вызывание мертвых или других представителей потустороннего мира». [463, с. 321, 323. ]

Иными словами: действуя наоборот, человек получал возможность приобщится к иному миру — миру предков, которые наделяли его сверхъестественной силой (способностями), посредством которой он мог осуществлять желаемое. Напомним, что в славянских легендах и преданиях об обо- ротничестве «антиповедение» рассматривается в качестве одного из ключей к превращению.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.