Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 4 страница



В мужском знахарстве сила — основополагающий принцип: синоним или обоснование права осуществлять знахарскую деятельность. «Я не могу, а вот иди, тот-то знает, он сильнее», — советует местный знахарь пришедшему к нему крестьянину, видя, что самому ему с задачей не справиться. Чтобы снять порчу — последствия колдовства, — «находят сильнее того, кто сделал. И отделывали: сила на силу» (Костромская обл., Парфеньев- ский район, село Николо-Ширь). Подчеркнем, что сила — атрибут именно профессионального, как правило, мужского, знахарства.

В женском ту же роль (обоснования права оказывать знахарские услуги) играло понятие «кровь»: «Еще заговаривают — дак надо под кров: она (бабка) черная — дак надо чтоб черному заговаривать. А белому не придётся. А если белому — то белая должна шептать», — объясняли мне на реке Пинеге. — «Не под кров — дак и пользы, говорят, нету». То же записываю и д. Старое Веретье (недалеко от с. Медведь под Новгородом): «Если бабке по крови придешься, то она вылечит. А не по крови — заколдует» (Новгородская обл., Шимский район, село Медведь,

ня Старое Веретье; Архангельская обл., Пинежский рай-

0 сура, село Шуломень).

_ІВ женском знахарстве право лечить обосновывается не по а «по крови». Это может быть связано с символикой и ИЕвеским применением родильной крови и — шире — пред- ‘*влениями об охранительной силе матери и крови — как сим- неразрывной связи с нею. Не случайно, объясняя, как іайти бабку, подходящую «по крови», наши собеседники замечают, что все равно «всех лучше мати ладят, а по бабкам хо- дят-да еще не по крови придется — не по крови бабка робён- ку» (Архангельская обл., Пинежский район, деревня Шидне- ма), предполагая, таким образом, что всегда «по крови» только мать, другие знахарки только апеллируют к той же самой силе материнства, выраженной в понятии «кровь». Характерно, что передача традиций женского знахарства производилась в рамках пред — и послеродовой обрядности, в частности, в послеродовой бане, вместе и в рамках комплекса материнства.

«Кровь» — принцип женского знахарства, «сила» — в первую очередь, мужской магии. Характерно, что женщины, даже получив случайно силу от мужчины (пастуха, коновала, лесоруба и проч. ), часто не могут с нею справиться. Выше мы приводили рассказ, записанный в Новгородской области, о том, как печально закончилась попытка женщины взять чертей у прохожего коновала. Несмотря на то, что он отдал ей магический атрибут (мешочек) и объяснил обряд, посредством которого чертями можно завладеть, женщина не смогла распорядиться силой, а только повредилась рассудком. Соседи стали замечать: «Пойдут все в церковь часа в три ночи, а она через окошко выскочит, раскосматится и побежит в другую сторону». Эти и другие странности в ее поведении прямо связывали с подарком от коновала.

К бабке Манефе с речки Устьи (на юге Архангельской обл. ) случайно перешла сила от некоего лесоруба. Она подняла оставленный у дороги посох (батог). «Вот наша Манефа, — много лет спустя рассказывал мне ее внук, сам уже постаревший. — Она ведь батог подняла... Бисей тех взяла на батожке». Случайные бесы не принесли пользы, а стали ее мучить: «Она пошла за ягодами, дак быдто она им работы не дала, дак они стали ее еть /мять, бить. — Т. Щ. /, и она ягоды выбросила и убежа- j! 3—». Смерть ее была неестественной и страшной: «Она скоро Што умерла, да ее задушили, говорят, платом. Беси будто за-

душили. Когда умерла, в доме стало нехорошо. Стук пошел... g схоронили, дак ети (беси) бегали разгребали могилку. Друг0в раз придет дочерь, могилку поровняет. А она опять через не! сколько дней разворошена» (Архангельская обл., Вельский район, село Благовещенск).

Неудачу подобных попыток фольклор фиксирует как нор] мативный исход вторжения женщины в область мужской магии. Тексты об этом приобретают определенно поучительный смысл. Фольклор фиксирует отношение к силе (профессиональной магии) как к мужской, а не женской принадлежности» [508]

Очень часто врожденную способность к колдовству или знахарству в народе считают обусловленной тем, что он родился под знаком определенной планеты (звезды), в какой- то определенный день:

«Лемки, как и другие этнические группы Украинских Карпат, верили, что знахари могут быть врожденные («родимі») и наученные («навчені»). Считали, что «родимі» знают больше, нежели обычные люди, потому что рождаются в определенное время, в определенный час и под определенной звездой». [251Ю с. 140-141. ]

Характеризуя народные представления об «особых днях», известный этнограф и фольклорист Николай Сумцов (1854—1922) отмечал:

«В древнем народном мировоззрении жизнь человека была поставлена в тесную, неразрывную связь с жизнью внешней природы. Из сближения, подчас отождествления микрокосма и макрокосма возникло верование в счастливые и несчастливые дни. Когда природа угрюма и печальна, небо заволакивают однообразные, серые тучи, и землю сковывает мороз, — это в природе несчастное время, несчастное для человека. Когда солнце яркими лучами обливает вселенную и повсюду разливает теплоту и свет, — это время счастливое и для внешней природы и для человека. Первоначально в несчастные дни — дни пасмурные и холодные, всегда над внешним миром брали верх боги гнева и зла... ». [432, с. 60. ]

Однако во многих случаях «врожденность» зависела только от родителей и прародителей, т. е. бабушек и дедушек,

'ѵ шек и прадедушек. Например, колдуном или ведь- •оождения, как правило, становилась дочь ведьмы или рожденная вне брака во втором или третьем поко- ■ или седьмая (либо пятая) дочь в семье, где подряд попались одни девочки.

По некоторым поверьям, природными колдунами стано- илйсьдети, родившиеся вне брака в третьем поколении: «Природный колдун, по народным воззрениям, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается колдуном, а девочка ведьмой» [264].

По другим данным, прирожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем (или в четвертом) поколении. По иным поверьям, если в семье подряд родятся семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.

Считалось также, что если беременная женщина в Сочель- ник случайно проглотит кусочек угля, рожденная ею дочь станет ведьмой, а а сын — колдуном.

Повсеместно у славян встречается мнение, что колдунами становятся дети, проклятые матерью еще во чреве.

Е. Н. Мазалова пишет:

«Урочливыми» (т. е. людьми, способными сглазить, испортить) от Рождения становились люди, родившиеся с не- °бычными соматическими признаками. Так, в

ДившиесяЛЮДИР°" Легендарный предводитель карпатских Иру в сороч-   опришков Олекса Довбуш

ке, наделялись сверхъестественными способностями. Отличи тельным признаком Волхва от рождения было его рождение і. рубашке: на голове его было «звено». Подобные представления■ существовали у многих славян: Черногорцы убеждены, чтоЯ ней /сорочке/ обитает видогон, а сербы дают ему название вц, довит: по их рассказам, он ходит с вилами и знает более, чем все : другие люди. В настоящее время у русских это представление не' сохранилось: оно, как уже говорилось, заменилось поверьем о том, что родившиеся в сорочке счастливы». [264]

Признаком врожденных качеств колдуна нередко считали телесную патологию — необычное строение тела, физическое уродство, странные пятна и наросты на теле. Люди в таких случаях говорили: «Бог отметил шельму». Вот что пишет об этом Е. Н. Мазалова:

«В народном сознании любые патологические отклонения рассматриваются как признак связи с нечистой силой: народная христианская интерпретация подобных представлений звучит так: «Все уродства и болезненные наросты признаются крестьяна- j ми наказанием Господним за грехи». Люди с различными физическими недостатками наделя-1 ются способностью сглазить,! обурочить. Достаточно гтоследо- ] вательно маркируются точки че-і ловеческого тела — голова, ноги. 1 I По народным представлениям, j. как хромота, так и кривизна (от- j сутствие одного глаза), несовме- j стимы со святостью: «Хромых да j I кривых нет во святых». Людей с подобными аномалиями печаль- ная участь ожидает и в загробной I жизни: «Если человек хромойI

1 или кривой, то... не наследует! § царства Божьего». Отметим, чтоі

слово кривой одновременно!

обозначает «одноглазый» и «хр°‘!

Илья Репин. Горбун, 1882г. мой», «колченогий». [264].

■ ' более распространенным и устойчивым являлось Каление о том, что колдуны и колдуньи рождаются с ^ЙШьціиМ «хвостиком» главным знаком ««рожденной д в Никитина в этой связи отмечает:

^Шуществует также мнение, что у колдунов, которые не являются рожаками, тоже может отрастать хвост. Расти он будто бы начинает с момента первого применения колдуном колдовской силы, и впоследствии, видимо в зависимости от частоты и качества ее использования, хвост может достичь весьма < -по- чтенных» размеров». [315, с. 269. ]

При этом хвост колдуна упоминается редко, зато о хвосте ведьмы говорят часто. Известно много реальных случаев, когда, желая изобличить человека в колдовстве, его раздевали, надеясь увидеть этот самый «хвост». Например, С. В. Максимов описал случай, произошедший в начале 1899 года в Орле. После того, как одну женщину (по имени Татьяна), которую считали ведьмой, избили по этому подозрению. несколько мужчин, желая доказать свою правоту, повалили ее на землю и раздели:

«Решено было осмотреть бабу, найти у ней хвост и оторвать... Хвоста однако не нашли». [269, с. 357. ]

Иногда представление о необыкновенных врожденных способностях люди связывали с числом зубов. Например, сверхъестественными качествами наделяли детей, родившихся с зубами: «родившийся с зубами будет знахарь, плут и все сглазит». [264]

На Русском Севере полагали, что колдун рождается с двумя рядами зубов. При этом верили, что колдун обладает своей силой только до тех пор, пока у него целы все зубы. То же самое имело место в Западной Европе. Вспомним, что писал Шекспир о безобразном Ричарде III:

С зубами ты родился в знак того,

Что в мир пришел ты, чтоб терзать людей.

Одна из легенд об атамане Иване Сирко утверждает:

К «Он появился на свет с зубами, и как только повитуха под- его к столу, он сразу же схватил пирог с начинкой и съел

его. Это было знамением того, что ему суждено весь век грызД врагов»...

Поскольку очень часто верили в то, что рожденный с зуі бами — потенциальный колдун, у целого ряда племен млаі денца с такими признаками сразу убивали. Так, если средД папуасов Новой Гвинеи рождался ребенок хотя бы с одним зубом, его немедленно убивали.

В ряде местностей Западной Украины люди полагали, что у «рожака» должен быть особый нарост под коленом (вариант: под мышкой), через который ночью якобы выходит его душа.

Великих воинов, считавшихся в народе обладателями необыкновенных (= колдовских) способностей, могло отличать от прочих особое строение грудной клетки. Например, некоторые легенды о знаменитом предводителе карпатских опришков Олексе Довбуше, которого якобы «не одна пуля не брала», утверждают, что у него были ребра необычной формы. Такова, в частности, легенда «Довбушеві зуби і ребра», записанная А. Онищук в селе Зеленица (Прикарпатье): «То було XX двое: Олекса й Іван. Вони були моцарі великі, але Олекса був багато міцніший, як Іван. Та Олексу й куля жодна не бралася. А вони обидва не мали такі зуби, як ми, але зуби були одностайні, одностайна кістка, так як підкова, гей копито кінське. А в Олекси і ребра були одностайні, так: спереду одна кість, гей плита, а ззаду друга, гей плита; одностайні ребра і зуби, ая! ». [477, с. 156. ]

В Беларуси непобедимый боец мог иметь так называемое «чертовое ребро» («чортава рабро»):

«У Антося от рождения чертово ребро. Это означало, что еще с малолетства он получил дарование: побеждать в поединках, не чувствовать усталости во время самой тяжелой физической работы» [80, с. 226. ].

Подобные утверждения связаны с тем, что как в беларУс" кой, так и украинской легендах отражена вера в то, что пер' выми людьми на земле были великаны (асилки, волаты, ве- леты):

ІіСтарики рассказывают, что давно люди были сильней мед- Ер до я говорю медведя, древних асилков (асілкау) вооб- никто не мог °Д°леть- Рань11|е У людей были чертовы ребра, И^обручи кругом, оттого была их сила». [248, с. 43-44. |

Очень широко была распространена среди народа вера в что об особом предназначении человека (или об его особых способностях) свидетельствуют особые знаки на его теле- родинки и пятна необычной формы, либо находящиеся в определенных местах. Например, такова вера в существование особых «царских знаков»:

«Представление о божественном предназначении подлинного царя, об отмеченности его Божиим избранием со всей отчетливостью проявляется в исключительно устойчивом представлении об особых «царских знаках» — обыкновенно это крест, орел (т. е. царский герб) или солярные знаки, — будто бы имеющихся на теле царя и свидетельствующих об его избранности». [463. С. 81. ]

Такими же знаками народная молва отмечала многих известных полководцев, знаменитых воинов, отчаянных разбойников, а также пресловутых самозванцев. Б. А. Успенский по этому поводу пишет:

«Это поверье играло важную роль в мифологии самозванче- ства: согласно многочисленным историческим и фольклорным источникам, именно с помощью «царских знаков» самые разные самозванцы — например, Лжедмитрий, Тимофей Акунди- нов, Емельян Пугачев и другие — доказывали свое царское происхождение и свое право на царский престол, и именно наличие каких-то знаков на их теле заставляло окружающих верить им и поддерживать их.

Так, например, в 1732 году в Тамбовской губернии появился нищий, который заявил: «Я не мужик и не мужичий сын: я °рел, орлов сын, мне орлу и быть. Я царевич Алексей Петрович... есть у меня на спине крест и на лядвее родимая шпага».

Сравните материал следственного дела о Пугачеве:

«И, побывав у Ереминой Курицы /Еремина Курица — имя ■ *азака/ два дни, оной позвал ево, Емельку, в баню, и он ему ска- ^Л: «У меня рубашки нет». И Еремина Курица сказал: «Я де 8010 РУбашку дам». И потом пошли только двое в баню. А как

взошли в баню, и он, Емелька, разделся, то увидел ЕремщД Курица на груди под титьками после бывших у него, ЕмелькЯ от болезни ран знаки и спросил ево, Емельку: «Што у тебя этЗ такое, Пугачев, на груди та? ». И... он, Емелька, сказал ЕремЛ ной Курице: «А это знаки государския». И Еремина Курица1 услыша оное, сказал: «Хорошо, коли так! ».

И далее в том же деле читаем:

«А как сели, то Караваев говорил ему, Емельке: «Ты де назы-1 ваешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то Емелька встал с земли и, разодрав у рубашки ворот 1 сказал: «На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите — вот вам царский знак». И показал справа под грудями... от бывших после болезни ран знаки, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря на те знаки, сказали: «Ну, теперь верим и за государя тебя признаем».

В 1822 году некий мещанин Старцев писал императору Александру о человеке, выдававшем себя за Павла первого: «Известно мне, что он на теле своем имеет на крыльцах между лопатками возложенный крест, который никто из подцаных Ваших иметь не может, кроме Высочайшей власти, а потому уповательно и на груди таковой иметь должен; по таковому имении возложенного на теле его креста быть должен не простолюдин и не из дворян и едва ли не родитель Вашего Императорского Величества». [463, с. 81. ]

Заметим попутно, что подобные представления об отмеченности входят в число общечеловеческих верований. Так, они были распространены в средневековой Индии между раджпутами, считавшимися наследниками древней касты кшатриев (воинов). Один из главных героев раджпутских легенд, по имени Малхан, считался неуязвимым благодаря наличию у него подобного знака:

«Имел знак божьей милости, спасающий его во время битв — а именно знак лотоса на пятке. Малхан, таким образом, мог погибнуть лишь в случае, если ранение придется именно туда (возникает параллель с Ахилесом в древнегреческой миф0' логии)» [461, с. 121. ]

Jr ясно верованиям народов Сибири, люди, которым С «о стать шаманами, часто имели особые метки — росу*^ тНО родинку необычной формы, лишний палец димов

" и зуб, и т. п.

г гіасно традиционным представлениям, особые на- 'ИКсти будущего колдуна или знахаря должны проявить- 1010 в детстве. Например, в украинской деревне считали, [то ребенок, которой ведет себя словно взрослый, является потенциальным колдуном:

«Я не знал нормального детства. В этом не было вины родителей. Это оттого, что я таким родился. Когда мои ровесники играли в игры, я любил посидеть и послушать стариков. Когда мне было восемь, один из стариков сказал: «Ну что «старичок с метр» будешь ты «знающим», такова твоя судьба... В шестнадцать я прошел посвящение». [17]

Известны и другие славянские признаки, позволяющие определять врожденную магическую силу. Так, один зна- харь-беларус рассказывал, что сразу после рождения (в 1912 году), его дед по отцу (тоже знахарь), разглядывал его тень сначала днем под солнцем, затем ночью под полной луной. Таким образом он пытался понять, велика ли у ребенка «сила» и какого она происхождения.

Подобные проверки были связаны с представлениями о том, что у колдуна две тени и две души — одна обычная, человеческая, а другая демоническая. Когда первая душа умирает, вторая остается в теле, поэтому колдун не успокаивается после смерти. В данном случае дед рассказчика смотрел на форму тени (по ней он определял заложенную во внуке силу) и на то, не двоится ли тень. Если она одна, значит сила в Ребенке «Божья», если две — это происки дьявола.

Иногда проверка осуществлялась более оригинально. Вот пример:

«Нас двое было. Уже подростками были. Он /«знающий»/ говорит: Зачем вы мне оба, мне один нужен. В ком больше «силы», того и возьму. Сказал, чтобы пришли, когда стемнеет... За- ШЩЛИ в темную хату, а он давай нам оплеухи раздавать. Мыдолж- Ы были уворачиваться или поймать за руку его. А темно, ни-, его не видно. После третьей затрещины, я, сам не знаю отку-

да это, стал ловить руку каждый раз. Чутьё что ли проснулось Он сказал: В тебе есть сила. Я остался»... [17]

В другом случае «знающий» отвел двух претендентов ученичество в лес. Там завязал им глаза и потребовал бежаті на его свист, пообещав навредить им, если не исполнят его приказание:

«Глаза завязал, и отошел от нас. Потом кричит: Бегите! ді сам где-то впереди нас бежит и свистит. Другой в дерево треснулся со всего лету, а я нет. Мне повезло. Он и говорит: «Учеником у меня будешь! » [17]

Известны случаи, когда «врожденная сила» пробуждалась в человеке уже в зрелом возрасте. До того он жил как все, не подозревая о своем могучем потенциале. Способствовали такому открытию разные обстоятельства. В одном из известных автору случаев, человека после серьезной травмы позвоночника отвезли к бабке-знахарке, которая, ощупав тело, сказала, что у него есть особая сила и дала указания о том, как ее можно проявить. В другом случае, «сила» сама дала знать человеку о себе:

«Шел я лесом. Вдруг голова резко заболела, спина горит, и всего трясет. Ничего не вижу, только сиянье разноцветное перед глазами. Через час отошел. Ну, думаю, хватит! Это уже в третий раз за год такое. Думаю хворь какая. Врача в селе у нас не было, а в район ехать лень. Взял яиц, наливку и к старику, который колдуном у нас слыл. На свадьбу всегда приглашали, и лечиться к нему ходили. Прихожу, а он пальцами себе по губам — молчи м°л, я говорить буду. Ну и говорит: «Я все знаю! То не хворь тебя мучает, то сила твоя вырывается.... Сила твоя от рождения, отдела унаследованая»... [17] j

оГда «врожденная сила» пробуждается в человеке пос- ' Р*ождения им трудных испытаний. Один из украин- ИЁ^спондентов сказал автору:

^^Ивддьба дает «силу» многим, но открывается единицам. Я^ьбоносный дар нужно оправдать, прежде чем им начать пьзоваться. Для этого судьба дает человеку испытания, от похождения которых и зависит, достоин ли человек пользо- " Кея своим врожденным даром или нет»... [17]

Примерно то же самое говорит М. А. Рыблова, исследовавшая типичный «Путь атамана» по фольклорным источникам:

«В преданиях «разбойного цикла» имеются указания на то. что прежде чем стать обладателем сакральных знаний, атаман должен был пройти свой собственный путь испытаний. Наиболее развернутое описание «пути атамана» предстает в сказке-легенде «Про Стеньку Разина и его сыновей». Родители мальчика Михаила погибли от рук разбойников, когда ему было 9 лет. Атаман разбойников (95 лет от роду) «принял этого Михайлу на место своего дитя, стал его воспитывать и научать своему ремеслу, в три страны велел ему ходить, а в четвертую не велел».

Легенда, по сути дела, воспроизводит ситуацию постепенного вхождения мальчика в мужской союз (отлучение от родительского дома, изоляция, обучение воинскому ремеслу, усыновление). В. К. Соколова отмечала, что ученичество (например, кашеварство в разбойничьей артели) — «это эпизод из типичной биографии разбойников». Обратим внимание и на возраст будущего атамана, с которого начинается его ученичество (9 лет), совпадающий с возрастом княжеских детей русских былин, уходящих на «подмочь» отцам.

Далее в легенде о Разине опять следует перечисление основных этапов классической инициации: обретение нового мени, получение оружия, первое испытание. После трех месяцев пребывания в шайке атаман Роман вздумал переме- ^ьМихайле имя, собрал шайку, чтобы окрестить его, и на- ^и его Степаном. «Ну, теперь ты, мой сын Степан, слушай ЦеНя- Вот те шашку и ружье, занимайся охотой, дикой пти- Двуногой и с руками и с буйной головой! ». Получив ору-

жие, Степан выходит на охоту и встречает на поляне «СеЯ добычу, лет семнадцати девицу»: «Ты — перва встреча! » J восклицает он... Снял шапку, перекрестился, вынул ЩащД из ножны и сказал: «Дай Бог помочь мне и моему булатном! ножу! ». Срубленную голову красной девицы Стенька за вер J нул в платок и принес атаману. Растроганный атаман, увидев добычу ученика, целует его в голову и вручает ему «вострцЗ булат», с которым он ездил семьдесят пять лет. Делает он это потому, что чует близость кончины и желает сделать Стеньку своим восприемником.

В приведенном отрывке перечислены такие составные элементы ритуала инициации, как обретение нового имени получение боевого оружия и окропление его кровью. Но тема «первой встречи» и последующей кровавой расправы заслуживает особого внимания.

Во-первых, потому что фиксируется во многих русских легендах и сказках разбойничьего цикла («пошел на разбой, попадатся ему перва встреча, сорока пяти годов женщина брюхата»; «Ах, да это, Колышек, нам перва встреча! Разве не знаешь, что первой встрече, кто бы ни был, голову долой! »).

Во-вторых, потому, что в легенде о Разине этот мотив предстает не как простой выход молодца на охоту, а явно имеет ритуальное значение. В то же время, хорошо известная символика охоты как любовный игры, не вписывается в контекст: слова «Дай Бог помочь мне и моему булатному ножу! » — герой произносит перед тем, как снести девице голову. (К тому же в любовной символике герой поражает героиню стрелой)». [398]

Кстати говоря (почему здесь и сказано об испытаниях), обладатель «врожденной силы» мог прожить всю жизнь, так и не узнав о своих особых способностях, несмотря на то, что «сила» периодически давала о себе знать. Так, в деревнях ходит множество рассказов о людях, которые «на характер добрые, а глаза урочливые имеют». Иными словами, эти люди» сами того не желая, обладали, например, способностью силой своего взгляда навести «порчу» или «сглаз» в процессе повседневного общения.

ечаются упоминания о людях, после разговора с ко- Елииисобеседники ощущают упадок сил. Вот, например, в T°Pb, N, Селе Святиловичи (Свяцілавічы) Гомельской об- беларУск^

ъгдлі гаворыш з ёй, яна сілы у цябе забірае, стамлясшся Рсиь людзі такія, з імі пагаварыш, так галава баліць»

вельмь

[76, с. 329. ]

речь идет о людях, обладающих некими «особыми» способностями, которыми они не умеют пользоваться.

Сила, полученная в дар

Передача «магической силы» (или колдовских знаний) от одного человека другому — это наиболее известный и распространенный способ овладения «силой» (или приобщения к ней). Но известно о нем не так уж много. Н. А. Никитина верно подметила:

«О способе получения колдуном силы приходится почти исключительно довольствоваться рассказами крестьян. Сами колдуны о таком интимном вопросе обычно не говорят, поэтому тут мы встретим особенно много фантастики». [316, с. 371. ]

Типичных ситуаций, когда колдун хочет передать «силу» другому человеку, существует немного. Самый распространенный тот, когда «носитель» чувствует, что далее не в состоянии пользоваться тем, что имеет и выбирает себе преемника. Причины «немощи» могут быть разные. Прежде всего, это старость и связанные с ней слабость и болезни.

В одном известном автору случае, причиной передачи послужило желание вести нормальную семейную жизнь, иметь -юценных здоровых детей:

«У меня была сила. В четырнадцать я ее перенял, а в тридцать два отдал. Захотелось жить как все, жену иметь и деток своих родных воспитывать. С «силой» я это не мог. Нашел добровольца, объяснил, что сила дает человеку, а что в жизни отирает. Совесть имею. Не было б, ничего бы и не сказал. Когда Не отдавали, говорили только, что я буду иметь, а про трудно- 0X11 не сказали»... [17]

ня славян          -- 55 -

Но самый распространенный мотив передачи «силы» J (или) знаний, как в крестьянском обществе, так и в воиці ской среде — это предстоящая смерть колдуна. КолдовскаІ сила должна оставаться в мире живых. С ней он не может neJ решагнуть рубеж загробного мира.

Дело в том, что приобщаясь к «магической силе» и тайным знаниям, колдун получает доступ в особое пространство (которое церковь называет пространством нечисти). Находясь в тесной связи с этим пространством, колдун в то *е время является живым человеком. Такая связь типична для шаманизма, ведь шаман традиционно считается посредником межу «тем» и «этим» миром, т. е. одной ногой тут, а дру. гой там — в мире духов, в мире великой силы. Но перед смертью, для того, чтобы преодолеть свою материальную оболочку, колдун должен полностью «вернуться» в «этот мир», «отключившись» от мира потустороннего, то есть стать полностью «земным» человеком. Вот почему ему надо обязательно передать кому-нибудь свою «силу».

Для начала отметим, что по народным верованиям смерть колдуна отличается от смерти обычного человека по внешним признакам. Смерть и похороны колдуна сопровождает буря (вихрь, непогода):

«Самые похороны колдунов — вещь далеко небезопасная, и, зарывая их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна (Орловская губ., Брянский уезд) крестьяне не заметили, как дочь его, повинуясь слепо воле умершего, положила в могилу свежей сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило полевые посевы. С тех пор каждый; год в день похорон этого колдуна стало постигать «божье наказание» (и в самом деле, в течение 1883, 1884 и 1885 гг. град при грозе побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и только тогда успокоились (выпито при этом было видимо-невидимо)». [269, с. 347. ]

При этом умирание колдуна происходит тяжело. В свое время С. В. Максимов отмечал:

_ смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня), и, все1°: тоГо, все они умирают приблизительно на один манер. ^Нидоример, пензенских чародеев бьют судороги, и настоль- ’ ьно, что они не умирают на лавке или на полатях, а не- I ''*0 менН0 около порога или под печкой. Если над таким колду- u станут читать «псалтырь», то в полночь он вскакивает и Н° ит посиневшего от страха чтеца. Вологодские колдуны пе- смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле — не вносить в избу, умрет в избе — выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться перевернуть в гробу навзничь и подрезать пятки или подко- тенные жилы. От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, с целью помешать этому покойнику подыматься из фоба, бродить по белому свету и пугать живых людей...

Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет — затихнет, положат ее на стол, а наутро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начинает мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конец (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Короче сказать, все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п. Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку» [269, с. 347—348. ]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.