Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №26 Кораблик»

 

 

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

«ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»

Разработала и провела:

Колесникова Ю. Л.,

учитель-дефектолог

 

г. Бердск

ноябрь 2019 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

 

Методы и приемы:

· Наглядные (показ, демонстрация);

· Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

· Практические (занимательные упражнения, опыты);

· Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

· Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

 

Цель:

Познакомить с органами чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

 

Задачи:

1. Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

2. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

3. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств.

4. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (сладкий, горький, соленый, кислый и т. д. )

5. Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

 

Предварительная работа: подбор разных видов гимнастик по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор аудиозаписей.

 

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление об органах чувств у человека; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 

Оборудование: рисунки с изображением скелета, мозга, легких человека; баночки с нарезанными: лимоном, луком, апельсином для узнавания на запах; игрушки для узнавания на ощупь; яблоко, морковь, печенье, конфеты для узнавания на вкус; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, погремушка, пианино для узнавания на слух.

 

  Содержание организованной деятельности детей.

(Дети заходят в помещение (кабинет учителя-дефектолога), становятся около педагога).

Педагог: Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты. ) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!

- Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

- А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в институт Здоровья, но сначала сделаем небольшую разминку. Проводится физминутка - речь с движением «Изучаем части тела»:

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать. (Шагать на месте. )

Вот спина, а вот животик, (Показать обеими руками свою спину, затем живот. )

Ножки, (Потопать ногами. )

Ручки, (Протянуть вперед руки и вращать кистями. )

Глазки, (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза. )

Ротик, (Указательным пальцем правой руки показать на рот. )

Носик, (Указательным пальцем правой руки показать на нос. )

Ушки, (Указательными пальцами обеих рук показать на уши. )

Голова, (Положить руки на голову. )

Покачать успел едва. (Покачать головой из стороны в сторону. )

Шея крутит головой -(Обхватить шею ладонями. )

Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

Лоб (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам. )

И брови, (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам. )

Вот реснички(Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички. (Поморгать глазами. )

Розовые щечки, (Ладонями погладить щеки от носа к вискам)

Подбородок кочкой. (От висков к подбородку)

Волосы густые, (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы. )

Как травы луговые.

Плечи, (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого. )

Локти(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти. )

И колени(Слегка нагнуться и похлопать по коленям. )

У меня, Сережи, Лены. (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей. )

 

-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит? (голова, туловище, руки и ноги).

-А как вы думаете, для чего нам нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств. Скажем вместе: «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.

-Как вы думаете, что у нас внутри головы? (мозг). А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем). Человеческий мозг- очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

П. Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза?

(ответы детей) Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, о чем мы должны всегда помнить?

Д. - меньше сидеть перед телевизором, компьютером;

- когда пишем, рисуем, читаем - сидеть прямо, сильно не наклоняться;

- не носить длинную челку, собирать волосы;

- есть морковь.

П. А еще, чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную зрительную гимнастику.

На 3 - 5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть (повтор 6 - 8 раз)

Быстро моргать в течение 10 - 15 секунд (повтор упражнения 3 раза с интервалом в 10 секунд)

Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий положить их на закрытые глаза на 30 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

П. Заходим во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:

 

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят (УШИ)

 

П. Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

Тихо говорит: " Встаньте" (дети встают)

П. Почему вы встали?

Д. Потому, что услышали, что Вы сказали.

П. А чем вы услышали? (ушами)

- Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (ответы детей)

(проводятся игры на слух)

- " Какой музыкальный инструмент звучит" (металлофон, погремушка, бубен, пианино)

- " Узнай по голосу" Все дети встают в круг, водящий ребенок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя " Ау"
Ты глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.

П. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

Между двух светил
В середине я один (НОС)

П. Для чего человеку нужен нос?

Д. Дышать, чувствовать запахи.

П. А какие бывают запахи?

Д. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

П. Может ли запах предупредить человека об опасности?

Д. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. Если продукты плохо пахнут - они испортились, их нельзя есть. При запахе газа надо звонить 04, при пожаре 01.

П. Ребята, носом мы вдыхаем воздух, а дышим мы легкими, которые располагаются в грудной клетке (показ на рисунке)

Эти органы делают около 20 вдохов в минуту. Мы делаем вдох - межреберные мышцы тянут ребра в стороны - грудная клетка расширяется. Мы делаем выдох - мышцы расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух.

- Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Что произошло?

Д. При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между ладонями появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.

П. Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, которые постоянно дышат загрязненным воздухом, они становятся грязно серыми. Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма, не находиться рядом с курящими взрослыми, не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, чаще проветривать помещение и делать влажную уборку.

(проводится дыхательная гимнастика)

- Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть (повторить 3-4 раза)

(проводится игра " Узнай по запаху" )

(детям предлагается с завязанными глазами определить по запаху, что находится в баночках) (апельсин, лук, лимон)

П. А как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)

П. В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - ЯЗЫК.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус? (ответы детей)

(показ на рисунке: кончик языка - сладкое / боковые края - кислое / на передних боковых краях - соленое / задняя поверхность языка - горькое).

- Давайте все вместе сделаем гимнастику для язычка:

  • " Холодно - жарко" - приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот(посчитать до 5) - повторить 3 - 4 раза.
  • " Лошадка" - поцокать языком.
  • " Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо. (8 раз)

Проводится игра " Определи на вкус»

(яблоко, морковь, печенье, конфеты)

П. Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?

А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)

П. Ну и, наконец, мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что мы можем почувствовать с помощью осязания РУКАМИ? (Ответы детей).

П. Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:

- на улице холодная, ветреная погода;

- руки испачкались;

- как обращаться с острыми предметами;

- можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?

- руки устали.

(проводится пальчиковая гимнастика и массаж  рук)

1, 2, 3, 4, 5! Будем пальчики считать,

Крепкие, дружные - все такие нужные.

 

Наши ручки непростые (несколько раз правой рукой погладить тыльную сторону левой),

Наши ручки золотые (несколько раз левой рукой погладить тыльную сторону правой),

Смышленные (сложить ладони вместе и потереть одну о другую),

Учёные (совершать движения, как при мытье рук),

Замечательные (сжимать и разжимать кулачки).

(проводится игра " Узнай на ощупь игрушку" )

П. Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы говорили, о том, как органы чувств нам помогают. Сейчас мы проверим, как вы все запомнили. Покажите мне орган слуха. Это уши. Покажите орган зрения. Это глаза. Орган обоняния. Это нос. Язык – орган вкуса. Руки – орган осязания. (Дети показывают на себе).

П. Давайте в конце занятия встанем в круг:

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья.

(Дети говорят друг другу добрые пожелания)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.