Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поведенческие реакции



       Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

  • Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (изменения в семье, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, — психическая незрелость.
  • Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах, нередко нелепых поступках, совершаемых как протестные.
  • Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
  • Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  • Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т. д. ).

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

  • Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. Желание отделиться от родителей и заявить о себе как о взрослой личности нередко сопровождается отвержением всего, что предлагают взрослые, и поиском собственных решений и смыслов. При неблагоприятных условиях подростки могут предпринимать попытки уйти из дома или школы, совершать асоциальные поступки.
  • Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
  • Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. При неблагоприятных условиях склонность к этой реакции может в значительной мере определять поведение подростка и быть причиной асоциальных поступков.
  • Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т. п. ), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т. п. ), могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  • Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным вопросам, мастурбация, раннее опыт сексуальных отношений).

       Родители  могут помочь подросткам освоить конструктивные способы решения проблем, с которыми они сталкиваются. Такие способы направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. К этим способам относятся:

  • достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного)
  • обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (к родителям, друзьям, специалистам)
  • тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (самостоятельно, вместе с родителями или друзьями)
  • изменение своего отношения к проблемной ситуации (например, отнестись к происшедшему с юмором);
  • изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов.

       Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11-12 лет), расширением познавательных интересов. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

       Однако, если подросток не умеет или не желает учиться, не понимая необходимости этого, он тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений.

       У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным, возникает чувство взрослости. Подростки могут подражать внешним признакам взрослости: курить, употреблять алкоголь, использовать косметику, копировать взрослых в одежде и прическе, манерах, образе жизни. Мальчики могут стремиться соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость. Социальная взрослость, как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку. Интеллектуальная взрослость связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

       Подросток эгоцентричен, он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него часто возникает иллюзия, будто окружающие непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма — личный миф. Личный миф — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Постепенное преодоление этого мифа происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.