Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблема смерти в диалоге Платона «Федон»



Проблема смерти в диалоге Платона «Федон»

 

Отсылка к фрагментам диалога осуществляется в соответствии с текстологической традицией (все тексты Платона пронумерованы построчно).

 

1. Воспроизведите кратко событийную канву диалога. В какой ситуации разворачивается сюжет? Для чего в диалоге использован приём «рассказ в рассказе»?

 

2. В Древней Греции было принято разделение искусств на мусические (покровительствуемые Музами) и обычные (к которым относились ремёсла, медицина, агрикультура и гимнастика). Что относилось к мусическим искусствам? Каково, согласно Платону, место философии в этой иерархии искусств?

 

3. Философия сродни искусству, однако имеется и существенное различие между ними. В чём оно заключается?

 

4. Воспроизведите полностью ход аргументации Сократа в доказывании тезиса о том, что «истинные философы желают умереть».

 

5. Как в диалоге определяется предмет философского познания? Раскройте смысл тезиса Платона о том, что знание на самом деле есть не что иное, как припоминание. Что именно припоминается в познании?

 

6. Какова «техника» обнаружения истины, т. е. каким образом в философии обретается искомое?

 

7. Что даёт Сократу основание выделять некую особую породу людейистинных философов? Каким образом философы могут перейти в род богов?

 

8. Какими четырьмя основными качествами (добродетелями) обладают истинные философы?

 

9. Какими атрибутами характеризуется бытие само по себе?

 

10. Философ на пути соприкосновения с истиной освобождается от чувств (вводящих в заблуждение и сбивающих с толку), от подпорок религии (устойчивое и надёжное судно в виде какого-нибудь божественного учения), от костылей обыденного мнения, от помощи авторитетов (плот надёжных человеческих учений). В его распоряжении остаётся лишь одна опора человеческого существования. Какая?

 

11. Каков древнегреческий (очень приблизительный) «аналог» христианского понятия ангел?

 

12. Что означает последняя фраза умирающего Сократа: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте»?


 

13. Содержание диалога определяется Платоном как философская беседа. При этом её основной предмет один и тот же для мифа, религии и этого текста. Что в диалоге отличает предпринятое исследование проблемы смерти от рассмотрения в мифологической и религиозной традициях? Ответьте, заполнив таблицу. Последний столбец заполните с опорой на цитаты из текста:

 

Фрагмент диалога

Исследуемая проблема

Принцип её решения

в мифе, религии в философии
60 e: «В течение жизни мне много раз являлся один и тот же сон. Правда, видел я не всегда одно и то же, но слова слышал всегда одинаковые: " Сократ, твори и трудись на поприще Муз" » Жизненное предназначение человека    
61 d: «…налагать на себя руки не дозволено, и всё-таки философ соглашается отправиться следом за умирающим» Недопустимость самоубийства    
См. 63 b-c. Существование богов, загробной жизни, Аида    
61 c: «Так всё и объясни Эвену, Кебет, а ещё скажи ему от меня " прощай" и прибавь, чтобы как можно скорее следовал за мною, если он человек здравомыслящий. Я-то, видимо, сегодня отхожу – так велят афиняне» Желанность смерти (для философа или религиозно настроенного человека)    
70 а: «…то, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что, расставшись с телом, душа уже нигде более не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, как человек умирает» Бессмертие души    

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.