Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 5. Тормозная динамичность автомобиля.



  Тема 5. Тормозная динамичность автомобиля.

Законспектировать в тетрадь

Конспект занятия.

Измерители тормозных свойств.

1. Замедление при торможении jЗ , м/с2.

2. Время торможения tТОР, с.

3. Тормозной путь SТОР, м.

Нормативные значения измерителей тормозных свойств автомобиля без нагрузки при торможении на сухой асфальтовой горизонтальной дороге регламентированы правилами дорожного движения.

Уравнение движения автомобиля для случая торможения на горизонтальной дороге (рис. 14).

РИ = RX1 + RX2 + PВ = 0

Значение замедления зависит от режима торможения автомобиля. При эксплуатации применяется экстренное (аварийное) и служебное торможение.

 

Время торможения.

При торможении автомобиля до полной остановки:

,

где - скорость автомобиля в начале торможения, км/ч;

- коэффициент сцепления колёс с дорогой.

Тормозной путь.

При торможении автомобиля до полной остановки:

.

Из этого выражения следует, что тормозной путь автомобиля характеризуется квадратичной зависимостью от скорости.

Служебным называется такой режим торможения, при котором тормозные силы на колёсах автомобиля не достигают максимально возможного значения по сцеплению РТОР < РСЦ. При эксплуатации автомобилей оно составляет 95 – 97 % общего числа торможений.

При эксплуатации автомобилей применяются различные способы служебного торможения.

1. Торможение двигателем. Тормозом служит двигатель, который не отсоединяется от трансмиссии, но работает на режиме холостого хода (с уменьшенной подачей горючей смеси) или на компрессорном режиме (без подачи в цилиндры горючей смеси). Ведущие колёса принудительно вращают коленчатый вал двигателя. В результате в двигателе за счёт трения возникает сила сопротивления, которая замедляет движение автомобиля.

2. Торможение с отсоединённым двигателем. Основной способ служебного торможения. Обеспечивает необходимое замедление, но уменьшает устойчивость автомобиля на дорогах с малым коэффициентом сцепления (скользких, обледенелых и др. ).

3. Торможение с неотсоединённым двигателем. Осуществляется тормозными механизмами колёс совместно с двигателем. Увеличивает срок службы тормозных механизмов, повышает устойчивость автомобиля против заноса вследствие более равномерного распределения тормозных сил по колёсам автомобиля.

4. Торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы. Обеспечивает наибольший эффект. Колёса автомобиля необходимо удерживать на грани юза, не допуская их скольжения, т. к. при движении колеса юзом его сцепление с дорогой резко уменьшается. Рекомендуется выполнять водителям высокой квалификации.

5. Торможение тормозом-замедлителем. Осуществляется с помощью вспомогательного тормозного механизма, обычно действующего на вал трансмиссии автомобиля (рис. 15). Повышается безопасность движения и уменьшается износ тормозных механизмов, шин и двигателя. Тормозами-замедлителями оборудуются грузовые автомобили и автобусы, предназначенные для эксплуатации в горных условиях, выполняющие междугородние перевозки.

На тормозные свойства автомобиля оказывают влияние конструктивные и эксплуатационные факторы:

1. Тормозные механизмы и их техническое состояние. Более эффективными являются барабанные тормозные механизмы, а более стабильными – дисковые. Дисковые механизмы имеют меньшую массу, более компактны и лучше охлаждаются, но у них быстрее изнашиваются фрикционные накладки колодок и они хуже защищены от загрязнения.

2. Дорожное покрытие и протекторы шин. На изношенном асфальтобетонном покрытии, на заснеженных и обледенелых дорогах коэффициент сцепления существенно снижается. Зимой необходимо использовать шины с зимним рисунком протектора и ошипованные шины (рис. 16)

3. Регуляторы тормозных сил. Для торможения автомобиля с максимальным замедлением необходимо, чтобы тормозные силы на колёсах автомобиля всегда были пропорциональны нагрузкам на колёса. Это достигается при помощи регулятора тормозных сил, который изменяет значение тормозной силы в зависимости от нагрузки на задний ведущий мост. При этом исключается занос (юз) колёс моста, повышаются устойчивость автомобиля и безопасность движения.

4. Антиблокировочные системы. Такие системы (рис. 17) устраняют блокировку колёс автомобиля при торможении, регулируют тормозной момент и обеспечивают одновременное торможение всех колёс автомобиля. Применение АБС обеспечивает наибольший эффект на скользкой дороге, когда тормозной путь автомобиля уменьшается на 10 – 15%.

5. Способ торможения. Наиболее эффективным является способ служебного торможения «с периодическим прекращением действия тормозной системы». Обеспечиваются наиболее значительные тормозные силы на колёсах автомобиля и сохраняется максимальное сцепление колёс с дорогой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.