Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Майкл Роуч Карма любви: вопросы о личных отношениях 13 страница



– Правильно, – говорю я. – И семена, которые мы хотим посадить здесь, это…

– Семена, чтобы он проявлял уважение. Это означает, конечно, что я должна сама про- являть уважение.

– По отношению к? …

– Ну, это может быть кто угодно. Не обязательно чьи-то родители или именно родители Роба. Если, например, я буду заботиться о том, чтобы проявлять уважение к моему началь- нику на работе, то я также посажу семена, которые позволят мне увидеть Роба, проявляющего больше уважение к моей маме.

Я киваю. Она поняла базовые идеи. Но мы можем продвинуться дальше.

– Да, значит ты думаешь об уважительных словах, которые ты можешь сказать людям, или о действиях, которые демонстрируют уважение. Но что заставляет тебя это делать?

Мина закатывает глаза к потолку, а точнее, к зонту на террасе, под которым стоит наш столик.

– Я полагаю, – говорит она, – что это происходит так, как говорит Мастер Васубандху в своей книге. То, что мы говорим и делаем, сажает кармические семена в нашем сознании, чтобы позднее увидеть то же самое в своей жизни.

Но всегда есть состояние ума, предшествующее тому, что мы делаем или говорим: мы

думаем, что сказать, и мы думаем, что делать. Своего рода намерение или мотивация.

– И семена, которые закладывает это размышление, – подсказываю я.

– …самые мощные, – заканчивает она. Она смотрит на меня, в глазах у неё вопрос. – Что Вы хотите мне сказать? О чём, по-Вашему, я должна… думать?


Я смотрю на улицу, на здания в центре Киева – своеобразную смесь свирепой советской анти-архитектуры времён холодной войны и нескольких милых строений, построенных в наши дни, которые прекрасно гармонируют со старинными классическими зданиями.

– Ты же понимаешь, – говорю я, – делать что-то, говорить что-то – это всё вторичные семена, но их легко отследить. Мы берём обязательство хотя бы раз в день отвечать нашему начальнику с энтузиазмом, если он попросит нас что-то сделать. Мы даём обещание появляться на работе на 15 минут раньше в течение двух следующих недель и спрашивать, нет ли для нас каких-либо заданий на это время.

Мы видим и слышим себя совершающими действия – лёгкие действия. И правда, если ты будешь говорить и делать всё это, увидишь, как меняется отношение Роба к твоей маме.

Мина поднимает голову.

– А нет ли… какого-то способа… немножко побыстрей… не так постепенно? – спра- шивает она.

Я киваю.

– Ты была права в том, о чём только что говорила. Если подумать об этом, мы всегда высаживаем два комплекта семян, каждый раз, когда мы что-то говорим или делаем. Потому что сначала мы должны принять решение действовать или разговаривать, и это решение само закладывает мощные семена, даже если у нас никогда не будет шанса действительно сделать и сказать то, что мы решили.

Разумеется, ещё мощнее двойные семена, когда мы сначала намереваемся сделать, а затем делаем. Но когда мы твёрдо намерены действовать, то это уже и есть действие, совер- шаемое в самой глубине человеческого сознания: очень близко к центру сознания, там, где и хранятся сами семена.

Мина указывает на свою голову, но я показываю на своё сердце.

– Тибетцы говорят, что хранилище семян, центр сознания, находится здесь, в сердце. Прямо перед позвоночником, внутри проходящего перед ним сверху вниз канала. Глубоко внутри есть крошечная сфера – капелька – не больше кончика иглы. Она называется «неру- шимая капля», и в ней находятся все семена, когда-либо посаженные нами, которые ещё не взошли.

Каждый год ты создаёшь около 2 миллиардов новых семян в этом ничтожно маленьком месте. И все семена удваивают свою силу каждые 24 часа, пока пребывают в ожидании воз- можности раскрыться. Итак, в центре хранятся миллиарды семян. И когда ты решила сказать или сделать что-то, ещё до того, как ты сделаешь это, тонны новых семян отправляются прямо на этот крошечный склад.

И причина, по которой ты что-то делаешь, на самом деле гораздо сильнее, чем само дей- ствие.

Мина кивает.

– В этом есть смысл. И это также объясняет множество других вещей. Внешне выглядит так, как будто люди поступают правильно, но мы не имеем понятия, что они при этом думают

– почему они делают то, что делают, даже если это выглядит как что-то хорошее.

Я киваю и жду секунду, чтобы она всё усвоила.

– Значит… – начинает она, – я должна выяснить, что побуждает меня проявлять уваже- ние, когда я его проявляю. Вот самая суть семян для того, чтобы видеть вокруг меня уважение.

– И быстрее, чем «постепенно», – добавляю я. – А теперь вернёмся к этим конкретным семенам: чтобы видеть Роба, с уважением относящегося к твоей маме. Будут ли хорошими семена проявления уважения к его родителям?

Мина кивает, но она уже и сама пошла глубже. Её глаза загораются, и я вижу, что она поняла.


 

– Было бы хорошо проявить к ним внимание – скажем, не забыть купить ко дню рожде- ния милый подарочек. И было бы хорошо разговаривать с ними уважительно – всякий раз, обращаясь к ним, нежно называть их «мама» и «папа». Но то, что я думаю о них… – она зами- рает, словно поражённая громом.

– Но я не уважаю их, – выдаёт она. – Я хочу показать, что я их уважаю, я хочу, чтобы так выглядело, но в глубине души, по-настоящему, я их не уважаю.

Она уставилась в пустоту в направлении деревьев позади балкона.

– И в этом реальная причина неуважения Роба к моей матери, – тихо заключает она. Конечно, правда – хорошая штука, но, если мы не используем её в правильных целях,

она теряет ценность.

– Почему же ты их не уважаешь? – спрашиваю я.

– Ну… мне кажется… по-моему, я просто никогда об этом и не задумывалась, – при- знаётся Мина. – То есть, если задуматься, в них много такого, за что их можно уважать. Но, я думаю, самое главное – это то, как сильно они любят людей. Мне нравится, как они любят людей, всех до одного.

Ну вот наконец мы и добрались до корня уважения, и это – любовь.

– Итак, Мина, каков план действий? Она улыбается.

– Я думаю, мне нужно размышлять о причинах, по которым я уважаю родителей Роба – и проявлять к ним истинное уважение, корнями которого является любовь. Я должна полюбить его родителей – не просто на словах или поступках, но и в своих самых сокровенных мыслях, глубоко внутри, там, где находится этот крошечный склад семян.

Я должна полюбить их так, как люблю свою маму… и тогда Роб полюбит её, и я увижу, как он её уважает.

Мы покончили с кофе латте, я собрал своих помощников, и мы направились к централь- ной площади Киева, чтобы купить что-нибудь особенное пожилой даме, с которой я сею семена у себя дома.


 

 

Равенство

Вопрос 42

Я не чувствую равенства в отношениях с моим партнёром. К примеру, он может легко купить катер, не спросив меня, но если я принесу домой новую блузку, не посоветовавшись с ним, он будет злиться. Мне непозволителен даже взгляд в сторону симпатичного парня за соседним столиком в ресторане, а он запросто обращает моё внимание на миленькие мини-юбки, мелькающие на улице. Какова карма равноправия во взаимоотношениях?

Хуана задала мне этот вопрос во время лекционного тура Института Алмазного Огран- щика по Латинской Америке. Мы в Мексике, в Гвадалахаре, сидим у входа в большую аудито- рию, часть которой располагается под открытым небом. Рабочие расставляют стулья на тысячу человек… это одно из наших самых крупных мероприятий. Я погружаюсь в размышления, глядя на палисандровые деревья, сплошь покрытые лавандовыми цветами.

– Позволь мне задать тебе вопрос, – начинаю я.

– Ладно, – я вижу, что она приготовилась защищаться, поэтому немного замедляюсь.

– Вы часто ездите отдыхать вместе? Она поднимает глаза и считает.

– За последние два года раза три.

– И куда же вы ездили?

– Один раз в Мехико, потом в Колумбию, на побережье. В последний раз мы просто рванули в Валларту.

– А почему именно в эти места?

– В Мехико посмотреть на настенные сады, старый колониальный стиль с верандами, арками и колоннами. Я люблю эти места, и мне нравятся мариачи, которые играют там повсюду. В Колумбии у нас был небольшой йога-ретрит на Карибском побережье. А в Валларте мы просто выехали из города и добрались до одного маленького пляжа, где много плавали, сидели на берегу и готовили в одном из домиков с открытой кухней.

– И как же вы узнали об этих местах?

– Ну, в Мехико живёт моя сестра. В Колумбию мы отправились потому, что я встретила учителя йоги по дороге в Нью-Йорк, а Валларту я просто нашла в интернете.

– И ты подготовила всё ко всем трём поездкам?

– Да, я, – отвечает она с некоторой гордостью, – и иногда это было довольно хлопотно. Я киваю и перехожу к вопросу, который хотел задать на самом деле.

– Итак, ты выбирала все три места, правильно?

– Конечно, – отвечает она без раздумий. – Места для отдыха всегда выбираю я. Я с минуту помалкиваю. Почти всегда лучше дать людям самим всё понять.

Хуана вдруг смущается.

– Ты хочешь сказать, что, выбирая курорты, рестораны и все эти места, я посадила семена, которые…

– Которые заставляют тебя видеть, как Густаво решает, что может сам определять, как тратить деньги в вашей семье и кому можно смотреть на красивых девушек, проходящих по улице.

Хуана умолкает и недолго размышляет.


 

– Но я годами решала все вопросы относительно отпуска… сколько же там семян? И сколько ещё будет длиться их действие?

Она умная девушка, и у неё доброе сердце, поэтому я могу говорить с ней откровенно.

– Знаешь, однажды кто-то спросил самого Будду, сколько семян мы закладываем за опре- делённое время. 25 веков назад часов не было, поэтому щелчок пальцами был самым коротким отрезком времени, который можно было наглядно показать другому человеку.

Будда щёлкнул пальцами и сказал: «Внутри того времени, которое мне требуется, чтобы щёлкнуть пальцами, 65 крошечных моментов. И когда вы делаете, или думаете, или говорите что-то, вы закладываете 65 семян в секунду».

– Теперь подумай: за последние несколько лет ты провела, наверное, три или четыре полных восьмичасовых дня, принимая решения относительно ваших поездок, не предоставив Густаво возможности даже высказаться на эту тему… Думаю, ты посадила примерно… – я умолкаю, чтобы подсчитать в уме, – где-то больше 100 тысяч семян.

– Которые вырастут?.. – её брови ползут вверх.

– Которые вырастут в то, что он будет решать, как вы тратите деньги, не спрашивая об этом тебя.

Я откашливаюсь.

– Но это ещё не всё, – добавляю я.

– Что Вы имеете в виду?

– Я имею в виду, что ментальные семена во многом похожи на семена в земле. С того момента, как их посадили – при условии, что они получают достаточно воды и всего необхо- димого – они начинают увеличиваться, размножаться и распространяться. В тибетских руко- писях говорится, что семена удваивают свою силу каждые 24 часа с того момента, как их поса- дили, и до того, как они раскрываются в чём-то, что ты переживаешь в окружающем тебя мире

– в чём-то вроде Густаво!

– И какое это имеет отношение ко мне? – нервно спрашивает Хуана.

Ментальные семена удваивают силу каждые 24 часа

– Ну, понимаешь, – осторожно начинаю я, – только из этих нескольких последних поездок у тебя теперь уже получилось примерно 100 миллионов семян, которые нашли место в твоём сознании. И Густаво будет решать, чему происходить в вашей жизни, ещё, пожалуй, в течение нескольких следующих десятилетий.

Хуана потрясена и задаёт мне вопрос, которого я давно жду.

– Ох… а нельзя ли как-нибудь… что ли… отменить эти семена, убрать их из моих мозгов или что-то в этом роде?

Я качаю головой.

– Будда настаивал, что никто не может убрать семена из твоей головы. Система Алмаз- ного Огранщика очень честная – полностью честная, совершенно справедливая… и ты всегда получаешь то, что заслужила, хорошее или плохое.

Я делаю паузу, чтобы сказанное усвоилось, а затем спокойно добавляю:

– Кроме…

– Кроме чего? – Хуана подпрыгивает.

– Кроме того, что существует способ… как бы… разобраться с твоими семенами, неко- торым образом их инактивировать. В смысле, они всё ещё всходят, но совершенно не с той силой, которую должны были бы иметь.

Хуана машет рукой, как будто хочет сказать: «Ну, давай же, я хочу услышать! » Я углубляюсь в тему.


 

– Это известно из древней книги под названием «Книга Четырёх Сил», произнесённой самим Буддой 25 веков назад. Это учение даёт четыре шага, четыре мощных способа, которыми можно воспользоваться, чтобы воздействовать на свои старые семена.

Первая сила называется – Обозрение. Ты просто просматриваешь всё, что знаешь о работе семян – как они создают мир и людей вокруг тебя. Эта первая сила станет ещё мощней, если ты добавишь к ней очень сильное намерение, и это довольно просто. Просто подумай про себя: «Если я пойму, как изменить Густаво в положительную сторону, то все мои друзья вдох- новятся на попытку исправить своих партнёров с использованием семян. И это закончится тем, что я буду жить в мире, в котором все партнёры равноправны в отношениях! »

– Вторая сила называется Разумное сожаление. Это ты уже поняла, – радостно выдаю я.

– Как это?

– Я имею в виду, в тот момент, когда ты узнала, что твои старые плохие семена сидят у тебя внутри и размножаются, как раковая опухоль, уже не требуется больших усилий, чтобы возникло сожаление о том, что ты их туда посадила.

И это сожаление не является разновидностью комплекса вины: «О, какой же я плохой человек! » Напротив, это просто разумное сожаление: «Я создала себе проблемы, посадив эти семена у себя внутри, и теперь я должна сделать все, что в моих сила, чтобы их обезвредить». Что и подводит нас к третьей силе: это Самообладание. Это сила вносит наибольший вклад в обезвреживание плохих семян, поэтому запомни её как следует. Ты даешь себе неболь- шое обещание, что прекратишь сажать подобные семена в будущем. Ты обещаешь сделать так,

чтобы Густаво обязательно участвовал в планировании следующего отпуска.

– Ух, – удивляется Хуана, – это относится ко всем поездкам, которые нам ещё предстоят?

– Лучше, если будет относиться, – киваю я. – Однако это не касается в одинаковой степени всех плохих семян, которые ты стараешься обезвредить. Если ты время от времени злишься на Густаво, это закладывает не так уж много семян. Но если ты возьмёшь на себя очень строгое обязательство на этот счёт, если ты поклянёшься больше никогда в жизни не злиться на него…

– Тогда ты просто посадишь другие плохие семена, – криво улыбается Хуана, – потому что ты обязательно нарушишь это обязательство, рано или поздно.

– И это подводит нас к четвёртой и последней силе: Компенсирующее действие, – я с минуту размышляю и продолжаю, – Хуана, я не знаю, какие обычаи здесь, в Мексике, но когда я рос в Америке, у нас в начальной школе была такая штука под названием «Исправи- тельные работы»

Хуана качает головой.

– Что это?

– Итак… когда я учился в школе, у меня были замечательные учителя, кроме одного: мистера Райли.

Мистер Райли был моим учителем в 7-м классе, и был он худшим из всех! Он преподавал историю США, и мы должны были каждый день выслушивать его невероятно скучные лекции о том, как американцы изобрели всё, что когда-либо было изобретено, и как наша страна всегда была совершенно права в каждой войне на протяжении всей истории, и тому подобное.

Однажды мне это всё страшно надоедает, и во время его лекции я начинаю делать под столом бумажные самолётики.

Я беру лист бумаги и сворачиваю его в форме маленького самолёта. Он продолжает свою нудную речь, а я думаю, какой классный маленький истребитель я только что сделал. Я забы- ваю, что нахожусь в классе, и думаю: «Спорим, эта штука сможет по-настоящему полететь? »

И вдруг я встаю, прямо посреди гражданской войны, и запускаю бумажный самолёт через весь класс. Он врезается в грудь мистеру Райли. У него отваливается челюсть. У всех остальных детей тоже.


 

Гробовое молчание. Затем мистер Райли бросает на меня свирепый взгляд и произносит только два слова: «Исправительные работы».

– Это означает, – объясняю я, – что я должен появиться в комнате мистера Райли после уроков. Я должен там сидеть в заточении, как преступник, и в течение часа или двух делать какие-то глупые вещи, которые он скажет.

В этот раз он ставит меня перед доской с мелом и заставляет меня написать: «Я не буду бросать бумажные самолёты», скажем, 200 раз. Потом он проверяет, написал ли я красиво и ровно. Затем я должен всё это стереть и написать по новой ещё 200 раз. И так снова и снова, пока у меня руки не отвалятся.

Хуана кивает.

– Понимаю. У нас было нечто подобное здесь, в Гвадалахаре, когда я росла. Но как это поможет мне добиться от Гуса равноправия в наших отношениях?

– Ах, да, – я возвращаюсь к теме, иногда мне для этого приходится заходить издалека.

– Тебе нужно произвести компенсирующее действие: что-то, чтобы сбалансировать те негативные семена, которые ты сажала в прошлом.

Заметь, что в третьей силе мы обещаем не делать чего-то вновь: обещаем ограничивать или контролировать себя, чтобы не производить в будущем определённых действий.

В четвёртой силе мы обещаем сделать что-то, чтобы компенсировать негативное дей- ствие. Ты уже взяла обязательство не игнорировать пожелания Густаво перед следующим отпуском. Теперь ты должна сделать что-то позитивное, чтобы сбалансировать свои прошлые действия.

И помни о «третьей стороне»: балансирующее действие не обязательно должно отно- ситься к самому Густаво. Оно может быть применено к кому угодно, и хорошие семена, кото- рые ты посадишь, вернутся в твои отношения с Густаво, если ты направишь их туда своим намерением. Итак… есть ли у тебя идеи?

Хуана задумывается, её взгляд устремляется вверх и расслабленно рассредоточивается.

Это своего рода естественная медитация, как сон наяву.

– Да, кое-что есть, – говорит она решительно. – Я навещаю свою маму два раза в неделю и обычно приношу ей что-нибудь из того, что приготовила. Но, если задуматься, то чаще всего я сама решаю, что приготовить. А что, если в течение следующих трех недель я буду звонить ей накануне и спрашивать, чего бы ей хотелось?

– Замечательно, – говорю я. Я поглядываю через стекло и вижу, как зал под открытым небом быстро заполняется, и очень скоро мне нужно будет предстать перед тысячей мексикан- цев и попытаться сказать им что-то, что поможет им в их жизни. Бабочки у меня в животе начинают помахивать крыльями. – И не забудь посвятить эти семена Гусу, чтобы ты могла увидеть, как он стремится к равенству в ваших отношениях.

– Что-нибудь ещё? – спрашиваю я.

Хуана улыбается. Она замечает, что мой ум уже ускользнул за пределы комнаты.

– Удачи, – говорит она, и я знаю, что это пожелание нам обоим, в равной степени.

ЧЕТЫРЕ СИЛЫ ДЛЯ ОСТАНОВКИ СТАРЫХ ПЛОХИХ СЕМЯН

Подумай о ручке: вспомни, откуда всё происходит

Почувствуй сильное желание остановить семена до того, как они умножатся внутри тебя

Дай обещание не повторять ту же ошибку вновь

Делай что-то позитивное, чтобы сбалансировать карму


Секс, часть вторая

Вопрос 43

Мой парень получает большое удовольствие от орального секса, но мне иногда бывает противно, и я не уверена, что заниматься этим хорошо. Как подойти к этому кармически?

Робин – сиделка из Невады, появилась на одном из наших 10-дневных интенсивных ретритов в лесу, на севере Аризоны. Обычно у меня нет времени на то, чтобы лично беседо- вать со всеми, кто приезжает, но я стараюсь пообщаться с теми, кто считает, что встретился с серьезной проблемой в своей жизни, с чем-то, о чём надо поговорить прямо сейчас. Я улыба- юсь, услышав о такой специфической «серьезной проблеме».

– Может быть, тебе поможет, – начинаю я, – если мы поговорим об идее правильности и неправильности в тибетской традиции. А потом мы можем попробовать применить её к твоему конкретному вопросу.

– Звучит логично, – соглашается Робин.

– Хорошо. Итак, ты ведь знаешь о семенах, правильно? О том, как всё то, что мы когда- либо делаем, говорим или даже просто думаем, записывается внутри нашего собственного сознания, в форме семян.

– Это мне достаточно ясно, – Робин серьёзна, уравновешена и беспристрастна. Она именно такой человек, которого вам захотелось бы видеть в качестве сиделки, если бы она вам понадобилась.

– Очень хорошо. Итак, способ, при помощи которого тибетцы решают, что хорошо, а что плохо, действительно интересен. Если твоё действие сеет семена, которые позже раскроются в то, что сделает тебя счастливой, значит, оно правильное.

Таким образом, решение о том, что морально связано со счастьем. Действие морально, если, в конце концов, оно принесет тебе счастье. И действие аморально, если оно неизбежно принесёт тебе страдание.

Лоб Робин морщится, потому что она должна прийти к каким-то выводам.

– Это очень интересно, – начинает она. – Обычно ты думаешь, что действие аморально, или неэтично, когда оно наносит вред кому-то другому. Но Вы сейчас говорите, что аморально то, что наносит вред мне.

– Правильно, – киваю я, – но конечно, обе стороны взаимосвязаны. В соответствии с принципами Алмазного Огранщика, всё, что ты делаешь во вред другому, сажает семена, кото- рые нанесут вред тебе самой. То же самое и с помощью другим. Суть в том, что намного легче быть этичным, если ты знаешь, что аморальное поведение, наносящее ущерб другим, наносит вред тебе самой.

– Звучит разумно, – кивает она. Затем наступает пауза, и я понимаю, что за вопрос у неё в голове. – Но как это применить к оральному сексу?

– Ладно, – говорю я, – решение, хорошо или плохо иметь оральный секс с твоим парнем, зависит от того, посадит или нет оральный секс семена, которые позже вернутся и причинят тебе вред.

– А это зависит от того, – немедленно продолжает она, – причинит ли это вред кому-то ещё, когда семена будут посажены.

Робин сидит недолго с этой мыслью и подходит прямо к наиболее важному месту в подоб- ных беседах.


 

– Не думаю, что мой друг считает, что оральный секс ему навредит, – это ясно. Ему это приятно, он получает большое удовольствие. Но люди делают много такого, что доставляет удовольствие (пьют алкоголь или объедаются за обеденным столом), но в то же время и наносит им вред.

Тогда, я думаю, мой вопрос в том, есть ли какая-то отрицательная сторона в оральном сексе, который приносит наслаждение моему парню. Если нет, тогда я буду это делать, просто, чтобы он был счастлив, даже если мне это не так уж сильно нравится.

С минуту я обдумываю всё это. За многие годы моего обучения на степень геше у меня была возможность изучить тысячи страниц древних писаний от моих дорогих учителей. Люди часто считают, что если в тибетской традиции существуют более 100 тысяч чудесных древних книг, то на каждый вопрос, который только может прийти в голову, там найдётся ответ. Но найти древнее мнение об оральном сексе довольно затруднительно, иногда вам просто нужно понять конкретный случай, опираясь на общие принципы, относящиеся к нему, или размыш- ляя о том, что твой личный учитель мог бы сказать об этом. Я решил соединить и то и другое.

– Я думаю, здесь есть как положительная сторона, – начинаю я, – так и отрицательная. То есть, то, что ты предлагаешь своему партнёру оральный секс, потому что он ему нравится, может посадить хорошие семена и принести тебе в будущем больше счастья. Но я также могу представить себе случай, когда то же самое действие может посадить плохие семена и принести тебе позднее боль.

Так вот, писания говорят, что мы должны быть осторожны с действиями, которые могут привести к пристрастию, а к сексу можно очень сильно пристраститься. Не то чтобы это плохо, просто это очень мощная сфера. И здесь мы должны очень внимательно следить за мотивацией. Проверить ее можно следующим образом: хотим ли мы определённого вида секса так сильно, что желание получить его могло бы заставить нас нанести вред кому-то.

Таким образом, радовать твоего друга было бы хорошим делом. Но делать то, что уси- ливает его желание и может привести к пристрастию, было бы плохо. В конечном итоге ты должна, вероятно, следить за тем, чтобы в ожидании желаемого он оставался нежным и забот- ливым, и помогать ему оставаться таким, помогать ему не причинить себе вреда.

Я на минуту задумываюсь и прихожу к выводу, что Робин готова для следующего шага.

– Но разреши мне задать тебе последний вопрос. Тебе известно о семенах, и ты знаешь, что они создают как людей, так и ситуации вокруг тебя в жизни.

Она кивает.

– Так какие же будут семена для того, чтобы отношение твоего парня к оральному сексу было уважительным и приятным для вас, а какие заставят тебя видеть его зависимым, невни- мательным и требующим от тебя желаемого?

Я вижу, как в её глазах загорается понимание.

– Если я вижу в своей жизни человека, который жаждет чего-то с пристрастием, значит, я сама так поступала. А если я вижу, что он просто искренне наслаждается чем-то, то причина будет в том же самом.

– Что означает, – говорю я, – что если тебе нужно, ты можешь изменить то, как он хочет тебя, просто изменив то, как ты хочешь чего-то от других людей в своей жизни. То есть будь осторожна во взаимодействии с другими людьми в плане исполнения твоих надежд и желаний. Убедись, что ты не используешь их, будь уверена, что они чувствуют внимание к себе наравне с тобой.

– Теперь приведи мне пример, – я смотрю на часы, – после этого нам уже нужно отправ- ляться в класс!

Робин недолго раздумывает.

– Есть одна женщина на работе, – говорит она. – Я её начальница, и она должна выполнять ту работу, которую я ей поручаю. Но мне кажется, иногда я давлю на неё больше, чем надо,


 

чтобы она чувствовала себя хорошо, и больше, чем от неё требуется делать только потому, что я хочу лучше выглядеть в глазах моего собственного начальства.

– И таким образом я ставлю её в неприятную ситуацию… которая не так уж и отличается от той, в которую мой парень ставит меня, – она понимающе улыбается. Я киваю, и мы бежим. Теперь она знает, как это применять.


 

 

Вопрос 44

Какая кармически наилучшая форма контроля рождаемости?

Не удивительно, что это самый часто задаваемый мне вопрос по всему миру. Тибетские ламы, по крайней мере, те, у кого учился я, подходят к этому вопросу с простой практичностью, которая, на мой взгляд, кажется вполне логичной. В этом конкретном случае вопрос задал мне друг по имени Стив на извилистой сельской дороге в Швейцарии. Мы ехали в Цюрих на лекцию для банкиров. Он и Сьюзан уже женаты, и мне известно, что дети не входят в их планы, по крайней мере, в ближайшие несколько лет.

– Я тебе расскажу, – начинаю я, – как мой лама обычно отвечал на этот вопрос. Я думаю, это очень личный вопрос, на который каждый должен ответить сам. Многое здесь зависит от вашего культурного и религиозного воспитания. Ответ каждого человека будет, возможно, отличаться от других. Но я могу тебе рассказать, как на это смотрят тибетцы, и я верю, что это поможет тебе сориентироваться.

– Хорошо, – кивает он.

– Прежде всего мой личный лама говорил, что нет ничего плохого в контроле рождае- мости. Это нормально – предотвратить зачатие ребёнка. Тибетцы верят, что мы уже прожили бесконечное количество жизней, и что каждый раз, когда мы умираем, мы входим в духовную сферу, которую они называют бардо, или «промежуточное состояние».

Мы можем оставаться там до 49 дней после смерти, а затем, если мы должны родиться человеком, наш дух входит в утробу нашей матери. Он входит точно в момент зачатия, когда сперма нашего отца встречается с яйцеклеткой нашей матери.

Стив на секунду задумывается.

– В соответствии с этим представлением жизнь начинается в момент зачатия.

– Правильно, – киваю я. – Итак, если ты собираешься как-то контролировать рождае- мость, ты должен предотвратить зачатие. Делать что-либо, чтобы прекратить жизнь после зача- тия, означает отнимать жизнь (мы поговорим об этом подробнее в вопросе № 74).

– Давай рассмотрим варианты. Презервативы? Стив усмехается.

– Поскольку предотвращение зачатия у нас стоит на первом месте, то тогда они подходят. Я киваю и ожидаю продолжения.

– Но они не так уж надёжны, – продолжает он. – То есть частота сбоев на практике состав- ляет примерно 20 %, неважно, мужчина или женщина их использует. Частота сбоев, между прочим, означает, что в течение года 20 % женщин забеременеют, во многих случаях только потому, что метод контроля рождаемости был использован небрежно. Если презерватив рвётся или соскальзывает, а это обычно случается в 5 % случаев, когда вы занимаетесь сексом, то вы оба, кроме того, подвергаете себя опасности заразиться СПИДом или другими болезнями, передающимися половым путём. Я хочу сказать, стоят ли несколько минут удовольствия того, чтобы умереть?

И если презерватив подводит, и что-то случается, то ты вынужден принимать решение: отнять новую жизнь или создавать семью.

– И это огромное решение, – соглашаюсь я. – Иметь детей, заботиться о другом живом существе в течение первых примерно 20 лет его жизни, может быть, одна из самых глубоких духовных практик. Но очевидно, что ты должен сделать выбор сам, а не позволить этому про- изойти случайно. Есть другие варианты?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.