Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИНТЕЛЛЕКТ



Райх не соглашался с любым разделением интеллекта, эмоций и тела.

Он указывал, что интеллект з действительности - биологическая функ­ция, и что он может накопить эффек­тивный заряд, столь же сильный, как любая из эмоций. Райх утверждал, что полное развитие интеллекта требует развития истинной генитальности, «ибо примат интеллекта предполагает упо­рядоченную экономию либидо, то есть примат генитальности. Генитальный и интеллектуальный примат также взаи­мосвязаны, как сексуальный стазис и невроз, чувство вины и религия, исте­рия и суеверие... ».

Райх также полагал, что интеллект часто работает как механизм защиты. «Словесный язык часто функциониру­ет как з ащ ита: елова скрывают язык вы-ражекий биологической природы. Во многих случаях это доходит до того, что слева уже ничего не выражают, и говорение превращается просто в деятель­ность соответствующих мускулов».

САМОСТЬ

Для Райх а самость - это здоровая биологическая сердцевина каждого индивидуума. Большинство людей не соприкасаются со своей самостью из-за физического защитного панциря и психологических защит. «Почему человек не воспринимает своей наиболее внутренней самости? Потому что это - он сам! Постепенно я начал видеть, что именно это " он сам", его характерное поведение, образующее компактную плотную массу, стоит на пути всех ана­литических задач. Вся личность, ха­рактер, весь индивидуум сопротивля­ется».

По Райху взаимодействие подавля­емых импульсов и подавляющих за­щитных сил создает третий слой меж­ду двумя противоположными либидонозными течениями: слой бес­контактности. Бесконтактность не по­мещена между двумя силами; это вы­ражение концентрированного их взаимодействия. Контакт требует свободного движения энергии. Он стано­вится возможным, только когда индивидуум распускает панцирь и становится полностью сознающим тело, его чувствования и нужды, приходит в соприкос­новение с сердцевиной, с первичными влечениями. Там, где есть блоки, энергетические потоки и сознавание ограничены, самовосприятие в значи­тельной степени уменьшается или извращается.

ТЕРАПЕВТ

Кроме обученного терапевтической технике терапевт должен быть зна­чительно продвинут в собственном личностном росте и развитии. Работая с индивидуумом психологически и физически, он должен преодолеть все стра­хи явно сексуальных проявлений и «оргастических потоков» - свободного движения энергии в теле.

Бейкер, ведущий райхианский терапевт в США, предупреждает, что «те­рапевту не следует заниматься пациентом, у которого проблемы такие же, какие он не смог преодолеть в себе; и не следует ждать, что пациент сможет то, чего сам терапевт не смог сделать».

Другой известный райхианец писал, что «необходимой предпосылкой любых методов, применяемых терапевтом для освобождения эмоций, содер­жащихся в мышечных зажимах, являются его собственная чувствительность и способность полно эмпатировать пациента: как бы чувствовать в собствен­ном теле действие определенных мышечных сокращений на протекание энер­гий у пациента».

Самого Райха считали блестящим и тончайшим терапевтом. Еще в каче­стве ортодоксального аналитика он был известен предельной искренностью и даже жесткой прямотой с пациентами. Ник Вааль, одна из известнейших психиатров Норвегии, писала о своем опыте терапий у Райха: «Я могла выдер-жить сокрушительность Райха, потому что я любила правду. И, как ни стран­но, я не была сокрушена. Во все время работы со мной у него был любящий голос, он сидел рядом со мной и заставлял меня смотреть на себя. Он прини­мал меня и сокрушал лишь мое тщеславие и мою ложь. И я поняла в эти моменты, что подлинная честность и любовь у терапевта, как и у родителей - это часто мужество быть как бы жестоким, если это необходимо. Это, однако, многого требует от терапевта, от его квалификации и его диагностирования пациента».

 

 

ОЦЕНКА

Райх явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. Лишь небольшая часть психологов серьезно занималась психологией тела; однако понимание важности психических привычек и мы­шечных зажимов как ключей к диагностике возрастает. На многих терапевтов повлияла работа Фр. Перлса, которого Райх анализировал и на которого сказал большое влияние своими теориями.

Прямое воздействие на мышечный защитный панцирь и эмоциональное освобождение посредством работы с телом привлекает меньший интерес. Поощрение пациентов в выражении подавляемых эмоций, таких как гнев, страх, агрессия, является предметом дискуссии. «Перзичная терапия», напри­мер, подвергается сильной критике за поощрение эмоциональной разрядки, поскольку люди, работающие такими методами, становятся неспособными контролировать сильные эмоциональные разряды будучи на людях или в других неподходящих ситуациях.

Леонард Берковпч, много лет изучавший экспериментально разруши­тельность и агрессивность, критикует «разрядочный», как он это называет, метод терапии, делающий акцент на выражении подавлявшихся эмоций. Беркович приводит множество экспериментов, в которых показывается, что по­ощрение выражения агрессии приводит лишь к возрастанию агрессивности и враждебности, а не к свободному выражению эмоций. По бихевиористской теории поощрение выражения данной эмоции служит наградой этому поведению и делает более вероятным, что эмоция будет выражаться и в будущем.

Такая критика показывает смутное представление работы Райха, в которой эмоциональное высвобождение никогда не поощряется само по себе. Может быть, верно, что разрядка сильных эмоций ведет к возрастающему выражению этих эмоций, и Райх работал с глубоким эмоциональным высвобождением в терапии. Однако его акцент всегда касался распускания защитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование индивидуума.

Более убедительная критика Райха касается его представлений о генитальном характере как достижимом идеальном состоянии. Келли указывает, что Райх развивает систему, которая, как кажется, обещает окончательное исцеление от всех проблем. Успешное лечение, как предполагается, оставля­ет индивидуума свободным от всякого панциря, делает его законченным продуктом», не нуждающимся в дальнейшем росте и совершенствовании.

Стоящая за этим модель - это медицинская модель болезни, с которой пациент приходит к врачу, чтобы быть «вылеченным». Эта модель пронизы­вает большинство тем терапии, но особенно сильна она там, где есть предпо­ложение, что терапевт полностью здоров (свободен от защитного панциря и т. п. ), а пациент - болен; пациенту отводится пассивная роль, ему предлагается довериться всемогущему «совершенному» терапевту, рассчитывая на своего рода драматическое или магическое излечение. Эта модель накладывает также огромные обязательства на терапевта, который всегда должен быть выше пациента, и никогда не может допускать ошибок и быть неправым.

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных блоков длячувств - это лишь один аспект общего роста индивидуума. Самоконтроль и целенаправленное поведение также существенная часть жизни, требующая определенной меры управления сиюминутными чувствами. «Блоки чувствованию, которые Райх называет " панцирем", порождение способности человека управлять своими чувствами и поведением, и таким образом направлять жизнь по пути, который он выбрал. Один аспект этой защиты состоит в оберегании себя от обессиливающих эмоций, второй - в направлении поведе­ния к намеченным целям». Таким образом индивидуум никогда не сможет и не должен быть полностью «обезоруженным» (лишенным «панциря»). Нау­читься уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение необходимая часть продолжающегося процесса роста.

Райховские теории терапии и психологического роста, как правило, ясны и прямы, как и его терапевтическая техника. Он основывает свою работу на внушительных клинических и экспериментальных доказательствах, хотя в его время его идеи были слишком новыми, чтобы получить всеобщее признание. Интерес к Райху и его идеям психологии тела растет. Рост работы, ориенти­рованной на тело - одна из интереснейших возможностей дальнейшего раз­вития психологии.

 

ТЕОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Следующий отрывок взят из книги Орсона Бина «Я и оргон»; это рассказ известного актера об опыте райхианской терапии у д-ра Элсворта Бейкера, наиболее известн" ого ортодоксального райхианского терапевта в США.

«Д-р Бейкер сел за свой стол и указал мне на стул напротив... «Ну, - сказал он, - раздевайтесь, посмотрим-ка на вас». С остекляневшими глазами я встал и начал раздеваться. - «Вы можете остаться в шортах и носках», - сказал Бейкер, к моему облегчению. Я сложил одежду аккуратной стопкой на стул у стены. «Ложитесь на кушетку», - сказал доктор...

Он начал щипать мускулы мягких частей плеч. Мне хотелось съездить его по его садистской физиономии, одеться и дать деру. Вместо этого я выдавил из себя «о-о-у». Потом я промычал «Больно». ,

- Не думаю, чтобы было больно, - сказал он.

- Больно, - сказал я, и продолжал мычать свои «О-о-о».

- Теперь глубоко вдохните и глубоко выдохните, - сказал он, положив ладонь одной руки мне на грудь и придавив ее второй рукой с большой силой. Боль была значительной. «Что, если кушетка проломится? » - думал я, - «Что, если мой позвоночник лопнет, или я задохнусь? »

Некоторое время я вдыхал и выдыхал, затем Бейкер нащупал мои ребра и начал их прощупывать и давить... Потом он тыкал и продавливал мой живот, нащупывая мышечные зажимы и узлы... Он двинулся ниже, милосердно обой-дя мои жокейские шорты, и начал щипать и тыкать мышцы внутренней сто­роны бедер. Теперь я понял, что плечам, ребрам и животу было совсем не больно. Боль была ошеломляющей, в особенности потому, что в этой области я никак не ожидал боли...

«Повернитесь», - сказал Бейкер. Я повернулся. Он начал с моей шеи и двигался вниз, безошибочным инстинктом находя каждый зажим, каждый напряженный мускул... «Теперь снова повернитесь», - сказал д-р Бейкер, и я повернулся. «Хорошо, - сказал он, - вдыхайте и выдыхайте так глубоко, как вы только можете, и в то же время вращайте глазами, не двигая головой. Попро­буйте посмотреть поочередно на каждую из четырех стен, переводите глазные яблоки из стороны в сторону так далеко, как можете». - Я начал вращать глазами, чувствуя себя довольно глупо, но довольный уже тем, что он больше не мучает мое тело. Мои глаза вращались и вращались. «Продолжайте ды­шать», - сказал Бейкер. Я почувствовал нечто странно-приятное в глазах, легкий туман, похожий на эффект выкуренной палочки марихуаны. Этот туман начал распространяться по лицу, голове, потом по всему телу. «Хорошо, - сказал БеГасер, - теперь продолжайте дышать и ударяйте ногами кушетку велосипедными движениями». -Я начал ритмично поднимать и опускать ноги, ударяя кушетку икрами. Бедра начали болеть, я ждал, когда же он скажет, что достаточно, но он молчал. Я продолжал и продолжал, пока мои ноги не начали отваливаться. Тогда, постепенно, я перестал чувствовать боль, и то же прият­но-туманное ощущение начало распространяться по всему телу, но гораздо более сильное. Я чувствовал себя так, будто ритм подхватил мои удары, которые уже не требовали от меня никаких усилий. Я чувствовал себя возне­сенным, охваченным чем-то большим, чем я. Я дышал глубже, чем когда-либо до этого, и ощущал, как каждое дыхание проходит вниз по легким до таза. Постепенно я почувствовал себя восхищенным прямо из молочно-шоколадной бейкеровской комнаты в гармонию сфер. Я слился с астральным ритмом. Наконец, я почувствовал, что пора остановиться...

На следующее после визита к доктору Бейкеру утро, в среду, я проснулся, проспав всего около пяти часов и чувствуя себя бодрым. Кофе казался вкуснее, чем когда-либо, и даже мусор, плывущий по Ист Ривер, обладал легко­стью и выстраивался в узоры. Это чувство продолжалось весь день, - чувство благополучия и единения с миром. Тело было легким, приятные мурашки бегали вверх и вниз по рукам, ногам, туловищу. Когда я вдыхал, ощущение движения продолжалось до низа туловища, и это было приятно. Я ощущал легкое сексуальное возбуждение и нежность, мысль вообще о женщинах наполняла меня любовью...

Я начал раскручиваться в другую сторону. Приятные мурашки прекрати­лись, начало преобладать чувство тревожности и возбуждения. Начали появ­ляться коричневые пятна, которые потом превратятся в синяки там, гдеБейкер щипал и тыкал меня...

Я забратся в постель, чувствуя, что мне холодно; потянувшись за вторым одеялом, я понял, что холодею от страха. Я попробовал осознать свое чувство, как научился делать в психоанализе. Это был страх того рода, какого я не переживал раньше. Я вспомнил о марионеточном представлении, где куклы танцевали под музыку «Пляски смерти», представляя собой скелеты, распа­дающиеся на ходу. Я чувствовал себя так, будто сам начинаю распадаться. Беспокойство становилось ужасным, и я осознал, что непроизвольно напря­гаю мышцы, чтобы «собрать» себя. Прекрасное чувство освобождения исчез­ло, его место заняло стремление держаться за жизнь. Мой «панцирь», - если это был он, - казался старым дорогим другом. Люди часто говорят, что лучше умереть на электрическом стуле, чем провести жизнь в тюрьме, - но узники не скажут этого. Жизнь в цепях лучше, чем никакой жизни, - если дело идет не о теории.

Я понял, что мне понадобится все мужество, какоея сумею собрать, чтобы распустить защитный панцирь. Я буду бороться с доктором Бейкером на каждом шаге пути; но я помню также, как чувствовал я себя в течение трид­цати шести часов после первого сеанса, и я хочу этого больше всего на свете...

«Как вы провели неделю? » - спросил Бейкер, и я рассказал.

«Ваша реакция - сжимание после периода приятных ощущений, - совер­шенно естественно, этого и следует ожидать, - сказал он. - Вы не можете всегда сохранять эти прекрасные ощущения, но важно помнить их, чтобы иметь возможность идти к ним в работе. Это поможет вам пережить страх, который вы будете чувствовать по мере того, как панцирь распускается... ».

В течение нескольких недель, по вторникам в два часа, я дышал и бил ногами кушетку. (Я понял, что грудь и дыхание прорабатываются прежде всего для того, чтобы мобилизовать энергию в теле, что должно способство­вать процессу распускания панциря. Энергия накапливается посредством вдыхания воздуха). Теперь Бейкер заставлял меня бить кушекту не только ногами, но и кулаками. Я бил и лягал ее, и ритм возносил и восхищал меня...

Чтобы начать распускание панциря вокруг глаз, Бейкер взял карандаш и велел мне неотрывно смотреть на него. Он начал быстро вертеть его перед моими глазами разнообразными кругами, что заставило меня спонтанно смот­реть в разные стороны. Это продолжалось минут 15-20, и результат был ошеломляющим. Глаза почувствовали себя свободно в голове, я мог ощущать прямую связь между ними и мозгом. Затем я вращал глазами, не двигая головой, сосредотачивая взгляд по очереди на каждой стене, когда взгляд касался ее. Все время, пока я это делал, я продолжал глубоко и ритмично дышать.

Бейкер заставил меня гримасничать и корчить рожи (я чувствовал себя дураком). Он заставлял меня смотреть подозрительным взглядом, или выра­жать глазами страстное стремление. Все это привело меня к ощущению, что я впервые использую свои глаза, и это было прекрасно...

На следующее утро вместо карандаша Бейкер взял ручку-фонарик. Он бросал мне в глаза пучки света, вращал их, - это производило психоделиче­ский эффект. Я следил глазами за линиями и фигурами, возникающими в темноте, это было паразительно. Я прямо-таки чувствовал, что мозги шеве­лятся у меня в голове. Бейкер вертел перед моими глазами фонарик минут 15, потом он зажег свет и глубоко посмотрел мне в глаза, и сказал: «Они прекрас­но встают на место». - Все, что он делал со мной, и все его суждения, были немеханическими, это возникало в результате способности человеческого суще­ства войти в соприкосновение с чувствами и энергиями другого...

«Состройте мне гримассу», - сказал Бейкер, и я повернулся к нему с глупым косым взглядом. - «Усильте это», - сказал он. Я сморщился в выраже­нии мерзкой кикиморы. «Что вы при этом чувствуете? * - спросил он.

- Не знаю - соврал я.

- Должны же вы что-то при этом чувствовать. "

- Ну, мне кажется, высокомерие...

- Вам кажется?..

- В конце концов, черт возьми, все это куча дерьма... лежать здесь и вертеть глазами...

- Суньте палец в глотку, - сказал Бейкер. , .

- Что? - сказал я.

- Пусть вас вырвет.

- Я перемажу вам всю кушетку.

- Можете, если хотите, - сказал он. - Но продолжайте глубоко дышать при этом.

Я лежал, дыша глубоко, я сунул палец в глотку, меня вырвало. Потом я сделал это снова.

- Продолжайте дышать, - сказал Бейкер. Моя нижняя губа задрожала, как у меленького ребенка, слезы потекли по лицу, и я зарыдал. Я рыдал минут пять, средде мое разрывалось. Наконец, рыдания прекратились.

- С вами что-то произошло? - спросил Бейкер.

- Я подумал о маме, как я любил ее, я чувствовал, что никогда не могу добраться до нее, я чувствовал безнадежность, мое сердце было разбито, -сказал я. - Я мог переживать это впервые с тех пор, как я был маленьким. Это такое облегчение - быть способным плакать, и совсем это не куча дерьма, я. просто был испуган. »

- Да, - сказал он, - это путает. Вам нужно выпустить из себя еще много злости, много ненависти и гнева, а потом много желания, и много любви. О'кей, - сказал он, - до следующего раза.

И я поднялся, оделся и ушел. »

 

ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ТЕЛО СИСТЕМЫ РОСТА

В этом разделе рассмотрено, конечно, далеко не все из этой области, что известно и доступно. Существуют десятки прекрасных систем, работающих прежде всего с телом ради улучшения психологического и физического функционирования. Здесь рассмотрены учения и техники, может быть наибо­лее известные и более доступные, чем другие. Мы учитывали также и теоре­тический, наряду с практическим, вклад в психологию тела.

БИОЭНЕРГЕТИКА

Биоэнергетику можно также назвать нео-райхианской терапией. Она была создана одним из учеников Райха, Александром Лоуэном, и центрирована на роли тела в анализе характера и в терапии. Лоуэн употребляет более прием­лемые термины, нежели Райх: биоэнергия вместо органа, например; его рабо­та встречает меньшее сопротивление, чем Райх. В США больше людей прак­тикуют биоэнергетику, чем райхианство.

Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из рай-ховских техник эмоционального рас­крепощения (пациентам предлагается кричать, плакать, бить кушетку и пр. ). Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким больших!, что человек вынужден в конце концов расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. Эти позы включают наклоны до прикосновения к пол}', сгибание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул.

Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» или укорене­ния в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей. «Мы начинаем с ног и ступней, потому что они - основание и опора эго-структуры. У них есть и другая функция. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единст­венной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей или почвой».

В руках хорошо обученного практика биоэнергетиха - прекрасная система, сохраняющая многие достоинства ортодоксального райхианского анализа -раскрытие блокированных чувств, энергетизацию частей тела, которые игно­рировались, и др.

 

СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (РОЛЬФИНГ)

Структурная интеграция - это система, стремящаяся вернуть телу пра­вильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто бо-лезненкых вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глу­боким воздействием. Структурная интеграция часто называется «рольфингом» по имени его основательницы, Иды Рольф. Ида Рольф защи­тила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 году и двенадцать лет работала ассистентом по биохимии в Рокфеллеровском инс­титуте. Более сорока лет ока посвятила совершенствованию системы струк­турной интеграции и обучению этой системе.

Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести пря­мую линию через ухо, плечо, бедрен­ную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела - головы, груди, таза и ног - к более грациозным и эф­фективным движениям.

Рольфинг работает прежде всего с фасциями - связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но. постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немно­го смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвраще­нию на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредст­венного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит по­врежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.

Рольфинг непосредственно растягивает фасциальную ткань, восстанав­ливая равновесие и гибкость. Большая часть работы состоит в удлинении и растяжении тканей, которые срослись или неестественно растолстели. «Что­бы добиться устойчивых изменений, обычно необходимо, чтобы наличная поза или распределение мышечных волокон были немного изменены. Это проис­ходит спонтанно, когда индивидуальные волокна растягиваются или фасциальные покрытия скользят друг по другу, вместо того чтобы быть друг к другу приклеенными. Если такие изменения не происходят, тело восстанавливает свою первоначальную позу с ее ограничениями току жидкостей, а также межличностному общению».

Структурная интеграция обычно выполняется в течение десятичасовых сеансов, включающих следующую работу:

1) охватывает большую часть тела, со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедрен­ных связках, которые управляют подвижностью таза;

2) концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравни­вании ног с туловищем;

3) посвящается преимущественно вытягиванию боков, в особенности большим мышцам между тазом и грудной клеткой;

4)-6) посвящаются в основном освобождению таза; Рольф подчеркивает, что большинство людей удерживают таз повернутым назад; в силу чрезвы­чайной важности таза для позы и движения, одна из важнейших задач роль-финга - сделать таз более подвижным и вписанным в остальные линии тела;

7) концентрируется на шее и голове, а также на мускулах лица;

8)-10) занимается в основном организацией иинтеграцией тела в целом.

Работа над определенными участками теланередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем, целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. Многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психологической терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помо­гает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя провдижению в других областях.

Рольфинг особенно полезен для тех, чьи тела сильно расцентрированы в результате физической или психоло­гической травмы, хотя в принципе каж­дый может извлечь из этого пользу. Многие изменения, достигаемые роль- фингом, кажутся довольно устойчивы­ми, но максимальная польза возможна только если индивидуум сохраняет со- знавание изменений в структуре и функционировании тела, обеспеченных процессом ро льфияга. Этой цели служит система, называемая «обеспечением структурных паттерноз», состоящая из ряда упражнений, включающих не­большие изменения в позе и равновесии тела.

 

ТЕХНИКА АЛЕКСАНДЕРА

Техника Александера - метод, показывающий людям, неправильно и не­эффективно пользующимся своим телом, как можно избежать этих непра­вильностей в действии и в покое. Под «использованием» Александер имеет ввиду наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непос­редственно влияют на то, как мы функ­ционируем физически, умственно и эмоционально.

Ф. Матиас Александер был австра­лийским шекспировским актером; свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голо­са, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Алек­сандер провел девять лет тщательного самонаблюдения перед трехстворчатым зеркалом. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голо­са были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрирован­ным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Один из преподавателей метода описывает работу так: «Во время урока я прежде всего прошу ученика не делать ничего. Если я хочу, чтобы он сел на стул, я вовсе не хочу, чтобы он сделал это. Он должен совершенно отказаться от себя, предоставить мне двигать его. Мы не добавляем нечто новое сверх привычек, которые у него уже есть, и останавливаем его в применении этих привычек. Он должен быть свободным, открытым и нейтральным, чтобы испытать что-то иное. Он должен испытать то, как он двигался когда-то до того, как возобладали дурные привычки».

Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных дви­жений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника; имеется в виду естественное вытягивание вверх. Изучающие метод Алексакдера работают прежде всего с формулой: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расши­риться».

Цель состоит не в том, чтобы стараться и вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и есте­ственно приспособиться во время концентрированного повторения формулы, а на уроке - при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, й ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений.

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руковод­ство в овладении более эффективным и удовлетворительным использовани­ем тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствую­щие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в неболь­ших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действовала и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой «работе за столом», когда ученик ложится и в рухах учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расши­ряет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседнев­ной жизни. Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоровит. п. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хро­нических заболеваний.

УПРАЖНЕНИЕ

Сейчас, читая эту книгу, вы сидите или лежите. Сознаёте ли вы, как вы держите книгу, как ваши пальцы и рука принимают ее вес. Как вы сидите? Равномерно ли распределяется между ягодицами вес вашего тела? Как вы держите руки? Нет ли лишнего напряжения в груди, плечах, предплечьях, во всем теле?

Не можете ли вы переменить позу на более удобную? Если так, это указывает на то, что ваши привычки в использовании тела не столь эффек­тивны и удовлетворительны, как могли бы быть. Из-за этих привычек мы обычно сидим, 'стоим и двигаемся не так, как было бы оптимально, удобно и полезно; войдя в соприкосновение (то есть сознавание) со своим телом, мы можем почувствовать это.

Это упражнение не является, конечно, частью техники Александера как таковой, поскольку она предполагает руководство обученного практика. Но оно может дать вам ощущение динамики использования тела, которое под­черкивает Ал ехсандер.

МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА

Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грация и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фель-денкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку най­ти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышеч­ные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.

Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и работал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзю-до я основал первую в Европе шко­лу дзю-до, сформировав собственную систему, Фельденкрайз работал с Ф. М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию. После Второй мировой войны он посвя­тил себя работе с телом.

Фельденкрайз использует множе­ство упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с не­больших движений, постепенно соеди­няющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

Фельденкрайз указывает, что нам нужно принять большую ответствен­ность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что нервная система прежде всего за­нимается движением, и что паттерны движения отражают состояние нерв­ной системы. Каждое действие вклю­чает мышечную деятельность, вклю­чая смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют натя­жение барабанной перепонки, приспо­сабливаясь к уровню громкости). Фельденкрайз подчеркивает необхо­димость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободить­ся, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то ново­му. Пока мы находимся под давлением, - или в напряжении, или б спешке, мы не можем научиться чему-либо новому. Мы можем, лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайза обычно разбивают кажущуюся про­стой деятельность наряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельно­сти.

Фельденкрайз указывал, что всякая человеческая деятельность проходят три стадии. Первая - естественный способ, например то, как ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развисают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия, изучаемого метода, на которой действие выполняется в соот­ветствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным.

Усвоенный систематический метод обладает, разумеется, преимущества­ми эффективности и возможностью развития высокого уровня выполнения. Вряд ли кто-нибудь захочет, например, учиться «естественно», на своем опы­те, водить автомобиль или управлять самолетом. Однако преобладание фор­мального обучения в нашей цивилизации ведет к преобладанию профессио­нализма в тех областях, которые были естественными во все времена человеческой истории. Сконструированные сознательно системы заняли ме­сто индивидуального, интуитивного научения; действия, которые выполня­лись естественно, становятся профессиями для специалистов. Многие люди сегодня не будут даже пробовать сами научиться играть на музыкальном инструменте, плавать, прыгать в высоту или рисовать. Люди могут говорить, что они не могут петь или танцевать, потому что не учились зтому, хотя все эти действия ранее рассматривались как естественные функции. Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между дви­гательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокра­щены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими нега­тивными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредст­вом увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу возрастающее сознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешива­ния работы двигательных участков коры. Чем более кора активна, тем менее мы сознаем тонкие изменения в деятельности. Фельденкрайз указывает, что этот принцип уже обнаруживается в законе Вебера-Фехнера, утверждающем, что всякое замечаемое изменение стимула пропорцион& чьно интенсивности стимула-то есть, чем сильнее стимул, тем больше его изменение необходимо, чтобы заметить разницу. Например, если вы участвуете в переноске рояля, вы вряд ли заметите, что на него села муха, или даже если кто-то положит на него небольшую книжку. Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень возбуж­дения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочета­ния движений, которые были невозможны, когда связи между корой и муску­латурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.

 

ЧУВСТВЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ

Систему под таким названием преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количеством учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер к XauHpiixa Якоби - европейских учителей м-с Селвер. «Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функцио­нирования в мире, который мы воспринимаем, частью которого мы являемся -нашей личной экологии; как мы совершаем наши действия, как относимся к людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении с остальным миром, а что стало " второй природой", как Шарлотта это часто называет, которая изолирует нас».

Чувственное сознавание - это процесс научения возвращаться б соприкос­новение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы рас­полагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения. Роди­тели реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы пытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предо­ставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После так их многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.

Другая проблема детского опыта - совершение усилий. Как много роди­телей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно! Они не хотят дождаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются «стремлению* вместо есте­ственной игры. Они научаются «стараться». Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шу­мов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может быть мирным

и простым, что нужно нечто насильственное, нечто «сверх», и это отношение проводится во многих других областях.

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном вос­приятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или извра­щают опыт. Простая деятельность ощущения может дать ошеломляющий и богатый опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя «в голове*. Это требует развитие чувства внутреннего мира и покоя, способность давать вещам происходить, оставаясь сознающими без принуждения или попыток изменить что-то. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фун­даментальных человеческих деятельностях - лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти деятельности представляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Сидение на табурете без спинки позволяет почувствовать всю меру поддержки, ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процес­сы, которые происходят по отношению к этим и другим силам. Стояние также предлагает богатые возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния; большинство из нас рассматривает сто­яние как. начальную точку для других деятельностей - ходьбы, бега и т. д. Стояние позволяет исследовать уравновешивание, попытаться изменить при­вычные положения и позы на новые способы координации и бытия.

Еще один аспект чувственного сознавания включает взаимодействие с другими. Многие люди должны учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать прикосновение. Можно исследовать различные способы прикос­новения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Качество прикосновения может обнаружить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр.

Большинство упражнений чувственного сознавания имеют внутреннюю, медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепен­ного развития внутреннего покоя, ненужные напряжения и ненужная деятель­ность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности. «Чем ближе мы подходим к такому состоянию великого равновесия в каплей голове, тем спокойнее мы становимся, тем более наша голова " проясняется", тем легче и сильнее мы себя чувствуем. Энергия, ранее связанная, все более и более оказывается в нашем распоряжении. Давление и спешка превращаются в свободу и скорость. Мы чувствуем большее единство с миром, в котором раньше нам приходилось " брать барьеры". Мысли и идеи приходят в ясное сознание, вместо того, чтобы быть " создаваемыми"... Мы можем позволить переживаемому быть более полно воспринятым и созреть в нас».

 

ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВОВАНИЯ

Одна из наиболее популярных книг, возникших в движении человеческой потенциальности - «Релаксация ощущений» Бернарда Гунтера. Эта книга основана на работе, которую Гунтер в течение нескольких лет проводил в Исалене. Она содержит множество прекрасных упражнений, помогающих людям почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, нау­читься прикасаться к другим и принимать прикосновения, нести других и быть несомым другими (на работу Гунтера большое влияние оказала Шарлотта Селвер). Книга У. Шютца «Радость» также содержит много прекрасных уп­ражнений, а также комментарии и ре­акции участников его работы. Она так­же была бестселлером среди участников движения человеческой потенциальности.

Эти упражнения используются многими терапевтами и руководителя­ми групп по всей стране; это прекрасные инструменты, которые помогают людям глубже сознавать себя и мир вокруг.

Упражнения включают похлопывания и мягкие пошлепывания собствен­ного тела, других, растяжки, разные виды массажа и др. Они не составляют систему роста как таковые, но кажутся очень эффективными для «разогрева», пробуждения чувства интимности и доверия в группе. Они могут также быть полезны при интеллектуальных или эмоциональных тупиках; работа с телом и чувствами часто может преодолеть тупик.

 

ОЦЕНКА

Различные системы, ориентированные на тело, развившиеся независимо в разных местах земного шара, имеют много общего. Они отстаивают так называемое «недеяние», то есть давание телу действовать естественно и легко. Все они предпочитают релаксированные действия напряженным, все стараются научить человека уменьшить привычные напряжения в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как одно целое, текущий психофизиологический процесс, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части.

Есть и интересные различия между этими системами. Каждая, по-види­мому, специализируется на несколько особой области физического функци­онирования. Райхианская и биоэнергетическая работа имеет дело с эмоцио­нально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает структуру линий тела, которые могли быть нарушены физической травмой или по иным причинам. Работа Александера центрируется более на использовании тела, чем на его структуре, метод Фельденкрайза также, однако его упражнения содержат значительно более сложные паттерны поведения, чтобы восстано­вить физическую эффективность и грацию. Чувственное сознавание и релак­сация чувств концентрируются на ощущениях, на прикосновениях, на лучшем сознавании тела и мира вокруг нас.

Все эти системы стремятся научить человека быть более релаксирован-ньш, более «естественным» как в отдыхе, так и в действии. Все они озабочены устранением ненужных напряжений, которые мы несем в себе и с собой, стараются возвратить нас к действию в «недеянии», в котором мы учимся давать телу действовать естественно и эффективно, ане напрягать, нетянуть, не стараться. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы. Наиболее важно -отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.

Фельденкрайз М.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.