Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Плат узорный»



 

 

 

                                  «Плат узорный»

 

В Единый День народных промыслов и ремесел Рязанской области, который посвящен в этом году традиционному рязанскому костюму мы приглашаем вас на экскурсию в отдел Историко-краеведческого центра  «Русская изба» с. Кочемирово, и познакомим с женской праздничной одеждой – Кочемировской «срядой».

По В. И. Далю, «сряда» – нарядное платье. Это то, во что наряжалась крестьянка. В научных трудах этнографов Н. И. Лебедевой и П. И. Кутенкова, говорится, что «сряда» включает в себя основные элементы одежды: головной убор, поясной убор, украшения, прическу и обувь. Наряд крестьянки, это единая совокупность одежд, которая должна была соответствовать возрасту, общинному положению и духовному состоянию женщины. Только в соответствующем наряде она могла участвовать в праздниках и традиционных обрядах различной направленности. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения «сряды», состав её менялся. Изучая праздничную одежду Кадомского района, находишь отличия в ней в зонах проживания населения. В селах и деревнях Котелинской, Восходской, Енкаевской и Кочемировской зонах, которые относились к Тамбовской губернии, были свои фасоны в элементах «сряды», не говоря уже о Кадоме,

Со слов старожилов, по редким старым фотографиям и сохранившимся элементам одежды, удалось воссоздать традиционный Кочемировский праздничный наряд первой половины 20 - го столетия. Раритетные экспонаты, представленные на фотографиях сегодняшнего дня, перенесут нас в прошлое. А не зная прошлого, кто ты и откуда пришел – не найдешь и путь в будущее.

«Плат узорный» - так поэтично назовем нашу экскурсию и расскажем о женском головном уборе – платке, символе русского народного костюма. Какие же платки украшали женщин села Кочемирово в прошлом столетии, которые сохранились до настоящего времени? Здесь уместно будет сказать о бережном и трепетном отношении к праздничной «сряде», которая в основном хранилась в амбаре, в сундуке. Так, как одежда и платки в основном были шерстяные, их берегли от моли, плесени и старались сушить в жаркий солнечный день. Материал для одежды изготавливался из нитей конопли, льна, шерсти на ткацком стане.

Итак, открываем бабушкин сундук. Всегда самый красивый, самый нарядный плат был припасен для особого случая или праздника. А когда наступал праздничный день, то, собираясь на гулянье, вынимала крестьянка из своего сундука свои лучшие платки.

Головные женские платки… Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьей собственностью были, чьи головы покрывали…

Вот этот, еще ни разу не стиранный, дала ей в приданое мать, другой – привез муж с отхожего промысла из дальних краев и ласково накинул на плечи. Сохранился и третий платок, что подарил молодой снохе любезный свекор.

Платок был самым желанным подарком на Руси и всегда олицетворял женщину независимо от её возраста. Он был с ней неразлучно и в горе и в радости. Сколько традиций, связанных с платком, существует в разных уголках России! Девушка повязывала своим платком гармошку ухажера, его дарили на свадьбе дорогим гостям, вручали по обычаю на поминках – в память об умершем.  

В танце или хороводе на лугу, разноцветные платки и шали, казалось, сливались с окружающей природой. Их цвета, неповторимые рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени.

 

     

 

 

    

 Далеким прообразом платка был кусок ткани, полотенчатый головной убор – убрус, покрывавший голову замужней женщины поверх повоя. Повой, позднее повойник, неотделимая часть женского костюма – мягкая шапочка из ткани, которую надевали сразу после венчания. Убрус с повойником полностью закрывали волосы, а концы его спускались на спину, плечи, грудь.

 

По древнему русскому обычаю, женская голова всегда должна была быть покрытой. Традиция эта шла от времен язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от злых сил.


   

 

 

                                                                                                

            Девичий сборник с лентами – крыльями                                         (вид сзади)

                                     (вид спереди)

 

В 19 веке стали появляться мануфактуры по изготовлению платков

в России. Платки мануфактур братьев Рубачевых и Посылина в Шуе, Баранова в Москве, Павлово – посадские, стали появляться в городах.

В деревнях это была большая редкость. Бедная крестьянка не могла купить такую нужную, необходимую вещь. Немногие мужчины из села занимались отхожим промыслом и могли себе позволить привезти платок в подарок родным и близким. Но все же фабричные платки, после революции 1917 года, стали быстро вытеснять древний убрус. Постепенно они становились модными по всей России. И по сей день в селе можно увидеть женщину в легком павлово – посадском платке.


   

 

                                                                              Праздничный платок мануфактуры Баранова.

Не забудем сказать про знаменитый оренбургский пуховый платок.

 В селе он стал появляться лишь в шестидесятых годах прошлого столетия, когда колхоз перешел на денежную систему оплаты труда. Но это были редкие случаи приобретения платка, в основном сельской интеллигенцией.

В холодное время преимущественно носились толстые шерстяные шали.


   

 

 

Шаль, повязанная на платок.

 

Более ста лет назад, головные уборы замужних женщин отличались от уборов девушек. В теплое время года, характерной чертой девичьего убора была открытая макушка, в то время, как замужняя женщина прятала полностью свои волосы под убор. Молодые незамужние девушки, в зависимости от прически, а это по обычаю заплетенные волосы (одна или две косы) могли иметь такие уборы головы, как лента, венок из живых и искусственных цветов, сборник с лентами (крыльями) или платок из фабричной ткани, свернутый и повязанный вокруг головы концами взад. В косы обычно вплетались косники – цветные ленты, полоски ткани, шнурки.

Лента, повязанная на голову                        Венок из искусственных цветов с лентами.

 


В холодное время девушки носили платки.

Когда, девушка выходила замуж, она по установившемуся в селе обычаю

и обряду меняла прическу (заплетала волосы на пробор в две косы), надевала на голову повойник (прятала волосы) и повязывала платок. В повседневных буднях женщина могла ходить в повойнике и сборнике без платка.

 

 

 

Повойник женский с позатыльником

 

 

 


Сборники замужней женщины

 

 

 В праздники голову украшал сборник и любимый «французский» платок. Так в селе называли неповторимые платки тех же братьев Рубачевых, Посылина, Баранова. До сих пор они остались неизменными в Кочемировской «сряде». Сборник украшался бисером, цветными бусами и другими украшениями. Но и он постепенно выходил из моды, оставляя место русскому платку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.