Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б. М. Носик 33 страница



В Париже генерал Шатилов стал в 1924 году начальником первого отдела Российского Общевоинского Союза, во главе которого в 1930 году (после похищения генерала Кутепова) оказался все тот же Е. К. Миллер. Против него генерал Шатилов и повел непримиримую борьбу, ибо благоразумный генерал Миллер, видя бесполезность (да и вредность) террористических авантюр РОВС (направляемых и манипулируемых советскими агентами), выступал против этой трагически-бессмысленной деятельности (даже в случае «успеха» удавалось взорвать десяток ни в чем не повинных мирных советских граждан, да и то не без помощи ГПУ). Храбрый боевой генерал Шатилов не смог удержаться от братоубийственной розни и интриг против Миллера внутри РОВС и в рамках так называемой «Внутренней линии» РОВС, где он выступал в союзе с советским агентом генералом-корниловцем Скоблиным (тайно предававшим Шатилова и ГПУ, и гестапо, и самому Миллеру). Иные из мемуаристов считают, что в борьбе против Миллера вся «Внутренняя линия», руководимая Шатиловым, опиралась на помощь ГПУ. Слишком узкими были в эмиграции поле деятельности и возможности продолжения карьеры для не старого еще, активного патриота-служаки Шатилова, сделавшего в России за десяток лет (после выпуска из Николаевской академии Генштаба в 1908 году) столь блистательную карьеру. (В аналитическом обзоре, подготовленном в мае 1921 года русской военно-морской разведкой в Лондоне, приводятся свидетельства того, что отважный генерал был не чужд карьеризма и не всегда разборчив в средствах на своем пути — см.: «Исход». Изд-во «Гео», 1998. Т. 2 С. 49). После похищения генерала Миллера ГПУ и Скоблиным генерал Шатилов отошел от активной деятельности. На процессе жены Скоблина певицы Н. Плевицкой (агент ГПУ «Фермерша») генерал Шатилов заявил, что он никогда не доверял ни Скоблину, ни его жене. В 1938 году генерал Шатилов с трудом избежал высылки из Франции за свои «пронемецкие настроения».

Шаховской Дмитрий Николаевич, 13. 10. 1871—2. 01. 1930

Князь Дмитрий Николаевич Шаховской был сыном тайного советника, сенатора князя Николая Ивановича Шаховского (1823—1890) и княгини Натальи Алексеевны Шаховской (урожденной Трубецкой), а также внуком генерала, члена Государственного совета князя Ивана Леонтьевича Шаховского (1777—1878) и княгини Софьи Алексеевны Шаховской (урожденной Мусиной-Пушкиной). Его сын, доктор права Михаил Шаховской, умер в 1995 году, а внук, профессор русской литературы Дмитрий Шаховской, до недавнего времени преподавад в Ренне. Большой знаток генеалогии князь Дмитрий Михайлович Шаховской ободрял нас в работе над этой книгой.

Брат Дмитрия Николаевича Шаховского Алексей Николаевич был действительный статский советник и предводитель дворянства в Веневе. Сын Алексея Николаевича (и племянник Дмитрия Николаевича) Дмитрий Алексеевич Шаховской со скамьи Александровского лицея ушел в Белую армию, в эмиграции, по окончании университета в Лувене (Бельгия) постригся в монахи под именем Иоанна (Бунин признавался, что герой «Митиной любви» был ему навеян фигурой юного Дмитрия), а позднее стал архиепископом Сан-Францисским. В юности он издавал русский журнал («Благонамеренный»), переписывался с Цветаевой, Буниным и другими поэтами, сам всю жизнь писал стихи, публикуя их под псевдонимом Странник, ибо «странничество приличествует человеку»...

 

Проходит все снова и снова,

В мире негде остановиться.

Над дорогой, где вьются птицы,

Ничего еще не готово.

 

Писательницей и журналисткой была и племянница Дмитрия Николаевича Зинаида Алексеевна Шаховская (княжна Шаховская, в замужестве графиня Малевская-Малевич). Она писала стихи по-русски, прозу по-французски (под псевдонимом Жак Круазе) и издала интереснейшие мемуарные книги («В поисках Набокова», «Отражения»). Автор этих строк благодарен ей за помощь в работе над его первой русской биографией В. В. Набокова, с которым Зинаида Алексеевна дружила в 30-е годы.

Кн. Шервашидзе (урожд. княжна Мхеидзе) Нина, 1865—1950

В 20-е годы княгиня Нина Шервашидзе открыла на рю Вашингтон (в правобережном Париже) собственный дом моды. Вдвоем с помощницей княгиня шила там платья на заказ. Заказчицами были, как правило, богатые американки. Это был, кстати, не единственный «грузинский» или «кавказский» дом моды в тогдашнем Париже. В 1924 году возник там же, на правом берегу, дом моды «Имеди», открытый графиней А. И. Воронцовой-Дашковой (урожденной княжной Чавчавадзе). «Кавказская» мода была частью тогдашней повальной «русской» моды: пестрые восточные расцветки тканей, креп «Тифлис», меховая отделка, накидки, шапки и, конечно, танцы джигитов в модных ресторанах, казаки в черкесках, кинжалы, экзотика, горские князья, манекенщицы-княгини, успех «Кавказского погребка» («Каво коказьен»)...

Шестаков Леонид, 1895—1975

В пору немецкой оккупации русские рестораны Парижа выжили, как, впрочем, выжили и другие увеселительные заведения надежного тылового города отдыхающих воинов вермахта — Парижа. Пришлось, впрочем, бежать, спасая свою жизнь, некоторым артистам и хозяевам (вроде Доминика, настоящее имя которого было Лев Аронсон, или опасных для фашизма цыган), но сразу после войны русские рестораны и кабаре стали (в отличие от русских газет, журналов, университетов, благотворительных учреждений, ушедших навсегда в небытие) снова набирать силу, хотя, конечно, никогда уже больше не достигли расцвета «безумных 20-х годов». В 1949 году в старинном охотничьем домике ХVIII века на рю де ла Тур вернувшийся из США Нагорнов открыл новый ресторан, который он назвал именем родной сестры Шахерезады — «Динарзаде». Сестрин непоколебленный успех должен был принести удачу и юной Динарзаде, однако бульшие надежды, чем на неувядающую прелесть восточной ресторанной экзотики, предприимчивый Нагорнов возлагал на гений бывшего метрдотеля «Шахерезады» Леонида Шестакова, которого ему удалось привлечь к сотрудничеству. Ресторан был оборудован в стиле «а ля Рыжиков» — там были сад, как в московской «Стрельне», «восточная» стенопись Ригаля и, конечно, хорошие иностранные музыканты: сюда перешел из «Казановы» оркестр Поля Тоскано, здесь пела Мери Мид... Леонид Шестаков был большой мастер своего дела, да упокоит Господь его душу.

Шестопалова (Шаталова) Нина, ум. в 1992 г.

В начале 30-х годов Нина Шаталова еще была знаменитой красавицей-танцовщицей в «Фоли-Бержер».

Бар. фон Шиллинг (Schilling) Морис, 1872—1934

Барон Маврикий Фабианович (Морис) был сенатором и гофмейстером Высочайшего двора. На нашей фотографии он предстает в гофмейстерском мундире рядом с другим гофмейстером, князем Григорием Николаевичем Трубецким.

Шкуро Татьяна Сергеевна, 6. 03. 1893—30. 04. 1933

Татьяна Сергеевна, жена знаменитого генерала Андрея Григорьевича Шкуро, умерла в Париже совсем молодой, когда трагический XX век дошел лишь до конца первой трети. В годы Второй мировой войны генерал Шкуро принимал участие в формировании казачьих частей для борьбы с большевиками. В мае 1945 года он был взят в плен англичанами и выдан советскому командованию английскими оккупационными войсками, проявлявшими по части «выдач» особую старательность. А. Г. Шкуро был осужден военной коллегией и казнен в Москве 16 января 1947 года.

Генерал-лейтенант А. Г. Шкуро был выпускником 3-го Московского кадетского корпуса и Николаевского кавалерийского училища, в 1915 году сформировал Кубанский конный отряд для действий в немецком тылу. К концу Первой мировой войны он был уже в чине полковника. В 1918 году А. Шкуро сформировал на Кубани партизанскую дивизию, которая влилась в Добровольческую армию. К 1920 году А. Шкуро был уже генерал-лейтенантом и командовал Кубанской армией, но позднее он был уволен генералом Врангелем и уехал в эмиграцию. В Париже работал наездником в цирке. Александр Вертинский рассказывает, что встретил генерала Шкуро на киносъемках в Ницце: «Однажды в Ницце ко мне подошел во время работы невысокого роста человек, одетый в турецкий костюм и чалму (снималась картина «1001 ночь»).

— Узнаете меня? — спросил он.

Если бы даже это был мой родной брат, то, конечно, в таком наряде и гриме я бы все равно его не узнал.

— Нет, простите.

— Я Шкуро. Генерал Шкуро. Помните?

... Какая даль! Какое прошлое! Я вспомнил, как «гуляла» его конница в «золотом степу».

Много крови зря пролил этот маленький человек...

... Свисток режиссера прервал наш разговор... Он быстро шел к своей лошади, на ходу застегивая кушак. Всадники строились в ряды... »

Можно поверить, что партизанская конница Шкуро была и впрямь и разнузданной и жестокой (как и «красные партизаны» Махно, как «красные конники» Муравьева или Щорса). Не только какой-нибудь полковник Мезерницкий, но и генерал Слащов, и генерал Краснов называли этих партизан «разбойниками» и «грабителями». Оружие, вседозволенность, безнаказанность, затяжная война, сила, запах крови — чего от них ждать?

В 1961 году в Буэнос-Айресе вышли воспоминания генерал-лейтенанта А. Г. Шкуро «Записки белого партизана».

Шмелев Иван Сергеевич, 21. 09. 1873—4. 06. 1950 *

Шмелева Ольга Александровна, 8. 07. 1875—22. 06. 1936

Иван Сергеевич Шмелев был талантливый писатель трагической судьбы, которому большевистский «красный террор» нанес страшный удар: его сын — офицер был расстрелян в Крыму...

Родился Иван Шмелев в самом сердце купеческой Москвы, в Кадашевской слободе, в Зарядье, в патриархальной православной семье подрядчика. После окончания юридического факультета Московского университета Шмелев женится, совершает свадебное путешествие в Валаамский монастырь, печатает свой первый рассказ, а вскоре и первую книгу. Потом он служит чиновником во Владимире, много ездит по деревням, путешествует по России. Ближе к сорока годам он начинает все больше печататься, входит в круг писателей, близких к «Знанию», а 39 лет от роду печатает свою знаменитую повесть «Человек из ресторана», принесшую ему славу. В 1918 году Шмелев переселяется с семьей в Крым. В 1920 году его сын был арестован в госпитале в Феодосии и расстрелян вместе с множеством других офицеров, уже сложивших оружие и признавших власть большевиков. Безутешные родители уезжают в Берлин, потом в Париж, живут у Бунина в Грасе. В июне 1923 года Вера Николаевна Бунина пишет в своем дневнике о Шмелевых: «Ольга Александровна удивительно хорошая женщина... И зачем у них такое rope! Как они все трое любили друг друга, какие у них были нежные отношения... На вечерней прогулке Ив. С. опять вспоминает сына, плачет. Он винит себя, винит и мать, что они не настояли, чтобы он бежал один, без них. Но все дело, конечно, что у них всех трех не было физиологического отвращения к жизни с большевиками».

В Грасе Шмелев дописывает свою повесть о событиях в Крыму — «Солнце мертвых», которую многие называли самой страшной русской книгой. Книга эта вышла в иностранных переводах, и ее силу смогли оценить и Киплинг, и Т. Манн, и Гауптман...

Шмелев продолжает писать, много печатается, но со временем его православие и приверженность старым традициям начинают раздражать и левоватого Адамовича, и других либералов.

В конце 20-х и начале 30-х годов Шмелев создает «Лето Господне» и «Богомолье». В 1936-м он переживает новое горе — смерть Ольги Александровны...

В годы оккупации Шмелев напечатал в пронемецком «Париж­ском вестнике» несколько очерков о старой России и приветствовал освобождение Крыма от большевиков, за что многие (из тех, кто потом позволял себе печататься в просоветских и гепеушных изданиях) обвиняли его в коллаборационизме.

Последние годы жизни Шмелев писал свою тетралогию «Пути небесные», которую он посвятил жене. Первый том был закончен в 1936 году, второй — в 1947-м. В июне 1950 года Иван Шмелев приехал в городок Бюси-ан-От, в маленький православный монастырь на краю Бургундии (это здесь Борис Зайцев переводил в войну поэму Данте). Шмелев собирался писать здесь третью часть своего романа, действие которой должно было разворачиваться в Оптиной пустыни. Однако и жизнь и труды его подошли к концу, а сердце его не выдержало всех горестей. В день приезда в Бюси он умер...

Когда я бываю в обители Покрова в Бюси-ан-От, что в полутораста километрах от Парижа, но совсем неподалеку от моего деревенского дома, за лесом, то с неизменностью вспоминаю и Бориса Зайцева, и Ивана Шмелева...

Шмеман Николай Эдуардович, член Государственного Совета, сенатор, действительный тайный советник, 24. 11. 1850—14. 01. 1928

Шмеман Дмитрий Николаевич, лейб-гвардии Семеновского полка капитан, 1893—1958

Внуку Николая Эдуардовича и сыну Дмитрия Николаевича Шмемана, симпатичному, моложавому, стройному пенсионеру Андрею Дмитриевичу Шмеману, не довелось ни служить в лейб-гвардии, ни заседать в сенате (он родился в 1921 году в эмиграции). Но встретившись с ним на бульваре Экзельманс в здании церкви, я обнаружил, что время у него расписано по минутам. Он возглавляет Союз русских кадетов, печется о Кадетском музее (тут же на Экзельманс), работает в Епархиальном совете. Наиболее известным человеком в эмигрантской семье Шмеманов был, впрочем, не сам Андрей Дмитриевич, а его брат, архимандрит Александр Шмеман, который умер в 1983 году в Нью-Йорке. Окончив Богословский институт в Париже, он преподавал в нем историю Церкви, был рукоположен в священники в 1946 году, а с 1951 года преподавал в Свято-Владимирском институте в США, в котором он с 1962 года был деканом. Он был активным деятелем РСХД и автором нескольких богословских трудов.

ШТЕНГЕР (Stenger) Максимилиан, 30. 10. 1900—15. 01. 1984

В 30-е годы минувшего века молодой младоросс Макс Штенгер был одним из секретарей Верховного совета монархическо-национал-большевистской партии Казем-Бека. Сорок лет спустя, брошенная Казем-Беком его младоросская жена Светлана переслала через Штенгера брошенное вождем при бегстве из Америки имущество, чтобы не столкнуться при его вручении на Лазурном берегу с молодой московской супругой Вождя-многоженца.

Штром (урожд. Богданян) Елена Николаевна, 1901—1962

Милая женщина Елена Николаевна Штром работала машинисткой в милюковской газете «Последние новости», и вся пишущая братия непременно упоминала ее позднее в своих мемуарах. После войны Елена Николаевна стучала на машинке в просоветских «Русских новостях» Ступницкого, но и тут никто не упрекнул ее в коллаборационизме: машинистка — человек маленький, работу найти трудно, а жить-то надо...

Шувалов j., умер в 1980

Шувалова (урожд. графиня Воронцова-Дашкова)
Александра Илларионовна, 7. 09. 1869—11. 07. 1959

Граф Иван Павлович Шувалов был литератор, женат был на Марине Петровне Шуваловой (урожденной княжне Мещерской), в эмиграцию уехал совсем молодым, а умер в Париже 77 лет от роду. Его отец граф Павел Петрович Шувалов был генерал-майор, московский полицмейстер и умер рано, зато матушка Ивана Шувалова — Александра Илларионовна (урожденная Воронцова-Дашкова, в свете была известна как Сандра) пережила мужа на 54 года и вела большую работу в эмиграции, возглавляя русский Красный Крест. Дед графа Ивана Павловича был варшавским генерал-губернатором, а женат он был на княжне Ольге Белосельской-Белозерской.

Шувалова (урожд. княжна Барятинская)
Елизавета Владимировна, 29. 05. 1855—16. 08. 1938

Графиня Елизавета Владимировна Шувалова (в свете ее звали Бетси) была родом из семьи Барятинских. Этот старинный княжеский род идет по прямой линии от Рюрика (через князей Чернигов­ских и, в частности, через убитого в 1246 году в Орде и позднее канонизированного Православной Церковью князя Михаила). Брат Елизаветы Владимировны Александр был женат на дочери княгини Юрьевской (Е. М. Долгорукой) от императора Александра II, а сестра была замужем за С. И. Мальцевым, наследником знаменитых заводов в Гусь-Хрустальном. О. Борис Старк, состоявший в дальнем родстве с Мальцевыми, сообщает, что они «трагически погибли в первые послереволюционные годы» (надо понимать, были зверски убиты, что не лишает рассказчика оптимизма, ибо «преданная гувернантка вывезла двух детей Мальцевых — Марильку и Сережу — за границу, и в Париже мы с ними встречались и вместе выезжали на балы»).

83-летняя графиня Е. В. Шувалова состояла в родстве со всем светом, так что в день ее погребения в кафедральном соборе на рю Дарю было представлено, по словам отпевавшего графиню о. Старка, «воистину изысканное общество», «блистательные осколки “былого величия Российской Империи”». (Как осторожный репатриант о. Борис последние слова заключает в кавычки, хотя нигде не забывает напомнить о своей собственной принадлежности к большому свету. )

За молодого графа Шувалова вышла замуж одна из младших дочерей Ф. И. Шаляпина — Дарья Федоровна. В 70-е годы живший в Ярославле репатриант о. Борис Старк затеял кампанию по переносу останков Ф. И. Шаляпина в страну окончательно победившего социализма. О. Борис повел дело через таинственное общество «Родина» («заинтересовал одного из руководителей»). Общество было согласно с патриотическим начинанием о. Бориса, согласны были ЦК КПСС и Министерство культуры. Да и «в нашей советской прессе появился ряд статей», пишет о. Борис. Так что, надо понимать, даже пресса была согласна с ЦК. Не согласна была лишь младшая дочь Ф. И. Шаляпина Дарья Федоровна Шаляпина-Шувалова. Она сказала, что, раз советское правительство так любит Федора Ивановича, пусть оно возместит хоть часть ущерба, которое оно нанесло Шаляпину конфискацией его недвижимого имущества в России. Хотя «наш советский человек» о. Борис счел это простенькое требование дочери ограбленного артиста «просто неприличным условием», Дарья Федоровна Шувалова оставалась несогласной. Думаю, что не согласен был бы с почином о. Старка и сам Шаляпин. Сын Ф. И. Шаляпина рассказывал мне в Риме в 1979 году, что его отец навестил Горького на его окончательном возвратном пути в Россию где-то на полпути, в немецкой гостинице. Шаляпин так громко бранил старого друга, и оба они так скандалили, что на крик прибежал хозяин гостиницы... Кто был прав (Шаляпин или Горький) и кто больше любил родину (обнищавшая русская аристократия или богатое общество «Родина», решать Вам самим...

Шумкин Георгий, протоиерей, 1894—1965

Шумкина Анна, умерла в 1977

В Гренобле и в заводских поселках Рив и Риу-Перу под Греноблем были в 20-е годы созданы русские приходы. «Высокие горы давят... — описывал горную долину митрополит Евлогий. — Место дикое, жуткое. Дымно, мрачно, скучно... » Митрополит назначил священником в Гренобль о. Георгия Шумкина и, посетив его, оставил горестное описание поездки: «О. Г. Шумкин раньше много работал в «Христианском Движении», и я надеялся, что он может объединить под своим руководством молодежь... Но это не удалось.

О. Шумкин, хороший, прекрасной души священник, прихода не поднял. Ему не хватает необходимой для этого активности. Его «матушка», заведовавшая прежде девичьей дружиной при «Христианском Движении», в противоположность мужу очень активна и бойка... некоторые чрезмерно строгие прихожанки находят, что ее внешний вид противен благочестию.

... Живут Шумкины бедно. Нашли подспорье в куроводстве. Матушка развела 200 кур. С ними у нее возни много, приходится вставать рано утром. У о. Георгия я ночевал. Комната нетопленная. Печей нет. Стал он переносную печурку раздувать — ничего у него не выходит: дым в комнату валит, смешиваясь с запахом пригорелого жира, которым пропитана вся квартира... »

Зато от заводского поселка Риу-Перу у высокопреосвященнейшего владыки всегда было доброе впечатление, хотя чего, казалось бы, ждать: «Захолустье. Ощущение заброшенности среди гор, разобщенности с миром, точно все об этой горсточке русских людей забыли. Труд тяжелый. От гудка до гудка — однообразный, восьмичасовой рабочий день. Денные-ночные смены... И так из месяца в месяц, из года в год... — беспросветно. Бесконечные серые будни. Вне работы — вино, дрязги, сплетни, трогательные убогие развлечения, жалкие «романы»... И все же беспомощность как-то препобеждается, каким-то образом русские люди, несмотря на дрязги, держатся вместе... Приезд архиерея в эту глушь — необычайное событие, торжество, к которому готовятся задолго... Содержания своего обращения к ним почерпаю из обстановки. Говорю, что думаю о их труде, о буднях их жизни: где надо искать поддержки, утешения: говорю о России, об ожидании лучшего будущего... (О терпении говорю тоже, но вскользь: неловко как-то этим людям много говорить о терпении... )... Собеседники наперебой рассказывают о своем житье-бытье. Трудную жизнь несут эти люди. Семейным легче, а холостым, одиноким нелегко. Вся беда в том, что, живя в Риу-Перу, основать свою семью не всегда и удается: нет невест. «Дайте нам невест!.. » — вздыхают одинокие труженики».

Шупинский Борис Николаевич, 1893—1945

Борис Николаевич Шупинский был драматический актер, играл в разных эмигрантских театрах, а в Русском интимном театре Дины Кировой имел успех в «Бешеных деньгах» А. Островского.

Щербаков Евгений, поэт, 4. 03. 1917—19. 10. 1974

Из всех своих земных занятий Евгений Щербаков, родившися в недобром 1917-м, выше всего ценил стихосложение. 34 лет от роду он издал в парижском издательстве «Рифма» сборник стихов «Свет и камень».

Кн. Щербатова (урожд. Строганова) Ольга Александровна, 1857—1944

Ольга Александровна была вдовой князя Александра Григорьевича Щербатова, предводителя дворянства в Рузе, действительного статского советника, камергера и кавалера ордена Святого Владимира. Как и брат его Алексей Григорьевич (чей сын женат был на дочери премьера П. А. Столыпина), Александр Григорьевич супругу взял из Строгановых (супруга его брата была убита в 1920 году), Ольга же Александровна была дочерью графа Александра Строганова и княжны Татьяны Васильчиковой. Кстати, на княжне Васильчиковой женат был и старший сын Ольги Александровны, третья дочь которого (Ксения Щербатова) стала известной художницей. Что до Щербатовых вообще, то они (подобно Горчаковым, Барятинским, Оболенским, Волконским, Репниным, Долгоруким) ведут свой род от Рюрика.

Ольга Александровна Щербатова доживала свой век в Русском Доме в Сент-Женевьев: «независимая, очень высокая и худая старуха», вспоминал о ней о. Борис Старк, уже почти что глухая. Однажды она попросила священника зайти ее причастить. И добавила: «Одновременно причастите и мою девушку». «Я решил, — пишет о. Борис, — что к ней приедет внучка или еще какая-нибудь девушка из Парижа, которая почему-то не хочет причащаться в храме. Когда я пришел к ней на следующий день, то кроме нее нашел еще более старую старушку — это и была ее «девушка» чуть ли не со времени освобождения крестьян. Когда я прочитал им молитвы и, как мог, что-то сказал двум полуглухим старушкам, то хотел сперва причастить стоявшую ближе ко мне «девушку». Увидев это, старая «барыня» сказала властным голосом: «После меня! », и это не было гордос­тью, так как, несмотря на свою независимость, к которой с детства привыкла наследница одного из самых огромных состояний России, она была скромна и деликатна. Просто это было чувство этикета и чинопочитания. Когда «девушка» умерла, то «барыня» искренне плакала и убивалась... »

Эрдели Иван Георгиевич (Егорович), генерал от кавалерии, 27. 10. 1870—30. 07. 1939

Боевой генерал Иван Эрдели в свободное от работы время возглавлял первый отдел Российского Общевоинского Союза (РОВС) и Союз офицеров — участников войны. В рабочее же время он крутил баранку такси... «Сдачи не надо»...

А были ведь когда-то Николаевский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище, откуда Иван Эрдели вышел прямиком в лейб-гвардии гусарский Его Величества полк, потом была Николаевская академия Генерального штаба... В 1905—1907 годах полковник Эрдели был начальником канцелярии в Совете государственной обороны (непосредственно под началом у великого князя Николая Николаевича), потом командовал Драгунским Астраханским полком, потом лейб-гвардии драгунским полком и, наконец, зачислен был в свиту Его Величества. В 1916 году он был уже генерал-лейтенантом, командиром корпуса, командующим армией. Сидел в тюрьме в августе 1917 года за поддержку генерала Корнилова, но в 1919-м уже был главнокомандующим на Северном Кавказе...

С октября 1937 года генерал Эрдели был председателем Особой комиссии по делу Скоблина (похитившего руководителя РОВС генерала Миллера на деньги ГПУ). От всех этих дрязг и неприятностей генерал Иван Эрдели скоропостижно скончался 7 июля 1939 года каких-нибудь 68 лет от роду.

Кн. Эристова (урожд. княжна Шервашидзе) М., demoiselle d’honneur des imperatrices de Russie, 1895—1986

Княгиня Эристова в Париже была ведущей манекенщицей дома «Шанель». Впрочем, она еще и при дворе последнего русского императора (где она была фрейлиной императрицы) славилась и своей красотой, и гордой осанкой. Ее портрет кисти Савелия Сорина свидетельствует об этом со стен Грузинской национальной галереи в Тбилиси...

Эртель Анатолий Вячеславович, 1901—1982

В 1920 году 19-летний Анатолий Эртель был арестован в Советской России в первый раз. Жизнь мотала его по всей стране, а в войну он выбрался на Запад и в 1950 году, через тридцать лет, встретил в Париже любовь своей юности — Марию Старк-Мартиненко. Встретившись, они вспоминали юность, Черное море, Одессу, где произошло знакомство, читали стихи, которые посвящали друг другу в годы разлуки. Снова прошли годы. Мария и Анатолий решили издать свои стихи под одной обложкой. Тем временем болезнь унесла Марию. Но Анатолий выполнил то, о чем оба мечтали: издал два сборника их стихов — «Берега» и «Встреча».

Эссайян, Essayan (урожд. Гульбенкян, Gulbenkian) Rita,
1900—1977

Рита Эссайян была дочерью прославленного миллионера Галуста Гульбенкяна. Когда я спрашивал в парижском Фонде Гульбенкяна и у немногих родственников великого человека, чем могла заниматься мадам Рита, никто не мог ответить мне с определенностью, а жена одного из племянников воскликнула с энтузиазмом: «Чем можно заниматься, когда столько денег? » Я не сразу вспомнил, что занятие все же может найтись, а между тем уже знал биографию самого Галуста Гульбенкяна, дававшую недурной ответ на этот вопрос. Потому, что он ведь был не только финансовый гений, этот Галуст Гульбенкян, он был еще меценат, филантроп, великий коллекционер, знаток искусства. Он и жил-то в Париже на правом берегу Сены, в квартале Шайо, в том самом квартале 16-го округа, где столько жило (и живет сейчас) всяческих принцев крови, миллионеров, коллекционеров — и Камиль Гру, и Мамоттаны, и Жак Дусе, и братья Гонкуры, и Жюль Стросс, и Жорж Пойяк, и Адольф д’Эннери... Гульбенкян занимал дом № 51 на авеню Иены, тот самый, где теперь Центр португальской культуры. Скорее даже, не он (или его дочка Рита) занимал обширный этот дом, а невероятная его коллекция.

Родился Галуст Гульбенкян в стамбульском пригороде Скутари в семье богатого торговца-армянина. На дворе стоял 1887 год, и до армянского геноцида в Турции оставалось еще добрых четверть века. Юный Галуст Гульбенкян учился в Англии, с отличием окончил факультет техники и прикладных наук, потом отправился в путешествие по Закавказью, посетил Баку и нефтяные промыслы, а 22 лет от роду выпустил книжку «Закавказье и Апшеронский полуостров. Записки о путешествии». Несколько глав этой книги были перепечатаны знаменитым французским журналом «Ревю де Дё Монд» под выразительным заголовком «Нефть — источник энергии». Публикация привлекла внимание турецкого Министерства геологии, и Гульбенкяну поручено было составление доклада о нефтяных ресурсах Оттоманской империи. В общем, Гульбенкян стоял у колыбели неф­тяных разработок в регионе, а позднее сыграл ведущую роль в возникновении группы «Ройял-Датч-Шелл». Он налаживал связь между российской и американской нефтедобывающей промышленностью, сыграл важную роль в развитии нефтепромыслов Персидского залива, а в эпоху Первой мировой войны выдвинул план создания во Франции Главного нефтяного комитета и передачи Франции после войны причитающейся ей доли участия в Турецкой нефтяной компании, что и было подтверждено в 1920 году договором в Сан-Ремо. В 1924 году была создана французская нефтяная компания «Компани франсэз де петроль», Франция получила доступ к средневосточной нефти. К 1928 году три крупнейшие мировые компании поделили акции былой «Тёркиш петролеум», а Галуст Гульбенкян за свои выдающиеся заслуги в проведении всех этих сложнейших переговоров получил 5 процентов акций и кличку «Месье пять процентов». С завистью повторяя эту как бы насмешливую кличку, любой из современников отдавал себе отчет, каким огромным суммам соответствуют эти 5 процентов. Благодаря своей предприимчивости, таланту, знаниям и десятилетиям труда Галуст Гульбенкян мог теперь отдаться любимому занятию. Он собирал коллекции произведений искусства. Он был уже тонким знатоком искусства и всю свою энергию и коммерческое дарование отдавал коллекционированию: покупал произведения европейской живописи, и коллекцию его пополняли полотна Рубенса, Карпаччо, Гуарди, Ван Дейка, Рембрандта, Гейнсборо, Фрагонара, Коро, Ренуара, Эдуарда Мане, Клода Моне, Буше и Дега. Он собирал также коллекции древнеегипетской скульптуры, восточной керамики, старинных рукописных книг, сирийского стекла, французской мебели и гобеленов, греческих монет, ювелирных изделий, и еще, и еще...

Конечно, у него были деньги, много денег, которым он нашел достойное применение, но деньги еще не все. В мире много коллекционеров, много миллионеров-конкурентов, и у всех у них есть деньги. Чтобы приобрести что-либо настоящее, требовались искусство торговца, навыки дипломата, знания подлинного эксперта. Всем этим обладал Галуст Гульбенкян. Одной из самых удачных его операций была ленинградская покупка. Он давно знал, что коммунисты распродают художественное достояние России, потому что им всегда нужны были деньги: сперва — чтобы разжечь пожар мировой революции, позднее — чтоб покупать за границей технику, посылать за границу на учебу специалистов (тех самых, кого чуть позднее они объявили шпионами и расстреляли). В 1929—1930 годах Гульбенкян вел долгие и мучительные переговоры с советскими властями о покупке нескольких шедевров живописи скульптуры из собрания Эрмитажа, а также о покупке серебряной посуды, изготовленной для императрицы Екатерины II французским мастером Тома Жерменом. Конкурентом Гульбенкяна был лорд Дювин, который вел те же переговоры от лица богатейшего американского агентства. Гульбенкян переиграл американцев и сэра Джозефа Дювина. Он лучше, чем щедрые и грубоватые американцы, понял психологию советских властей, которые обожали тайные сделки, хотели бы, насколько это возможно, скрывать тот факт, что они по-прежнему расточают культурное достояние страны. Американцы остались ни с чем, хотя предлагали больше, а Гульбенкян пополнил свою невероятную коллекцию екатерининским серебром, двумя шедеврами Рубенса, двумя шедеврами Рембрандта и великолепной мраморной статуей Гудона. Коллекцию Гульбенкяна и позже продолжали пополнять портреты кисти великих мастеров, воспевших вечную красоту смертной и прекрасной женщины. Произведения высокого искусства не только доставляли наслаждение коллекционеру, но и вселяли в его сердце тревогу. Он предвидел, как еще при его жизни, или после его смерти распадется, разойдется по свету эта коллекция шедевров, погибнет собрание, носившее отпечаток его вкуса, его личности. Тревога коллекционера — расплата за обладание. Я помню одну давнюю беседу в Москве и тревожный блеск в глазах пожилого московского коллекционера Костаки — чту будет с его коллекцией после него, после его смерти? А ведь время, выпавшее поколению Гульбенкяна, было тревожным. Прекрасная Франция, для которой он столько сделал, стала ненадежной. Не было больше надежности даже в этом вечно тыловом Париже. Немцы без боя вошли в Париж и теперь разворовывали коллекции. Сначала коллекции самых бесправных из граждан: украли книги русской библиотеки (они нынче отчего-то в подвале в Минске), собрания семьи Ротшильдов и других расово нечистокровных коллекционеров... В 1942 году Гульбенкян впервые посетил прекрасную страну Португалию. Португалия не воевала, и режим Салазара казался незыблемым. Люди здесь были ласковы, как здешний климат, и Лиссабон военной поры был мирной гаванью. Гульбенкян остался здесь и прожил в лиссабонском «Авиз Отеле» последние 13 лет жизни. Он завещал свою коллекцию приютившей его Португалии, и он не просчитался. Просторное современное здание в северной части Лиссабона разместило Фонд Гульбенкяна. Там теперь художественный Музей имени Гульбенкяна, отдел современной живописи, прекрасный сад, театр... Португальские дети резвятся в саду среди современных скульптур...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.