Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 9 страница



Сенека, будучи уже известным философом, адвокатом и общественным деятелем, также подвергался гонениям, как и Конфуций. Появившись при дворе императора Калигулы, он сохранял свое положение при императорах Клавдии и Нероне. В результате происков распутной Мессалины, наперсницы Клавдия, которой он был немым укором благодаря своему чистому и нравственному образу жизни, Сенека был изгнан на Корсику, где прожил 8 лет в нищете и голоде. Даже став впоследствии воспитателем юного Нерона и состоятельным гражданином, Сенека не избежал повторения этого эпизода своей жизни и в конце её чуть было не был отравлен по приказу своего воспитанника, что привело к решению Сенеки самому ускорить свою кончину.

§230. ... Мыслитель говорил: " Из самого глубокого кубка выплеснем раствор цикуты... – Цикута (вех) – род многолетних водных и болотных трав семьи зонтичных. Насчитывает около десяти видов. Яд цикуты вызывает отравление и чаще всего смерть. Согласно воспоминаниям современников чашу с ядом цикуты пришлось выпить Сократу, приговоренному к смерти своими врагами...

§238. ... Можно назвать философа Сенеку, который при Нероне пострадал... – Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э. ), римский философ, поэт, видный государственный деятель, видный сенатор при дворе Нерона, один из крупнейших представителей философии стоицизма. Смотрел на философию как на нравственно-религиозное руководство в жизни. Высшей добродетелью учение Сенеки объявляет верность самому себе. Трактаты Сенеки пронизывают призывы быть свободным от страстей и проникнуться духом презрения к смерти. Именно это помогло ему мужественно исполнить приказ своего воспитанника Нерона и вскрыть себе вены. Личность Сенеки, его произведения, жизнь и смерть способствовали тому, что очищающее влияние стоицизма на общественную и культурно-духовную жизнь Рима, законодательство и государственное управление было очень велико и продолжительно.

§238. ... Он хотел создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар... – Речь идёт о Сенеке, который был придворным воспитателем Нерона и в итоге принял смерть от неблагодарного воспитанника, по сути вынудившего мыслителя вскрыть себе вены.

§244. ... Платон в своей " Республике" и Аристотель в " Политике" имели в виду сообщество разумных содеятелей... – В своем труде " Республика" (" Государство" ) Платон говорил о правлении философов как о наилучшей форме правления, соответствующей представлениям об идеальном государстве. Содержание книги Аристотеля составляет идея о человеке как " политическом животном", в сферу жизни которого входят семья, общество и государство, а также учение о трех основных государственных формах (монархия, аристократия и умеренная демократия), при искажении вырождающейся соответственно в тиранию, олигархию и охлократию (власть черни).

§249. ... Греческий философ говорил: " Кто умеет управлять домом, тот может править государством"... – Речь идёт об Аристотеле. Подразумевается, что дом в миниатюре подобен государству и все его заботы аналогичны государственным.

§275. ... В Спарте находится Храм Смеха... – Спарта, Лакедемон, древнегреческий город-государство, охватывающее южную часть Пелопоннеса и имевшее множество архитектурных памятников, среди которых был указанный Храм Смеха. Общеизвестны оптимизм спартанцев, крепкое психическое и физическое здоровье и несломимость духа, которые воспитывались в них с детства, и Храм Смеха служил именно для этой цели.

§276. ... Вы читаете об радиоэстезии... – Радиоэстезия (от лат. Radius – луч и греч. aisthesia – чувство, ощущение) – повышенная способность человека к восприятию тонких волн, лучей и излучений, действующих на организм и психику. Также радиоэстезия имеет отношение к аурическому излучению органической и неорганической природы. Одним из наиболее известных проявлений радиоэстезии является лозоходство. Учёные различают два основных метода радиоэстезии: физический и ментальный. Физическая радиоэстезия предполагает изучения волновых характеристик различных объектов, воспринимаемых оператором с чисто материалистической позиции. Ментальная радиоэстезия рассматривает данный метод как проявление духовно-энергетического начала в человеке, реализуемого путем специальных усилий и тренировки. На эффекте радиоэстезии основаны многие методы диагностики и лечения. Видя в методе радиоэстезии большое будущее, Е. И. Рерих писала:

" Уже возможны стали такие учреждения как Институт Изучения Лучей, исходящих от пространственных тел, и их воздействий на человеческий организм. Уже немало врачей, пользующихся радиоэстезией при диагнозе скрытых болезней. Уже ставятся фильмы, показывающие разные положения тела при йогических упражнениях, а также и воздействия некоторых, как то: медитации, транса и т. д. на скрытые органы" (" Письма 1932-1955", 20. 05. 39).

§283. ... Мыслитель указывал на некий народ, который победит север. Учитель говорил: " Наблюдайте семь знаков на небе, они указывают на родину победителей"... – Также и в книге " У порога Нового Мира" указано, что Новая Эпоха начнётся, когда в течение 7-ми дней на небе будут знаки, поэтому не совсем понятно, к чему имеют отношение священные небесные знаки в первую очередь – к Новой Стране или к началу Новой Эпохи.

Легенды о священной сущности севера, приводимые в " Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской и легенды из " Криптограмм Востока" Е. И. Рерих позволяют с достаточной степенью достоверности предположить, что речь идёт всё же о русском народе. И своим гиперборейским прошлым, и своим настоящим (арктические подвиги русских и советских полярников), и своим будущим (по крайней мере, именно об этом говорят легенды) русский народ связан с Севером, мистическим центром которого считается Северная Шамбала. Именно поэтому " Криптограммы Востока" утверждают, что эта грядущая победа будет увенчана небесными знаками:

" Из Священного Царства срок указан, когда расстелить ковер ожидания. Знаками Семи Звезд откроются Врата". (М., 1993, с. 72).

Возможно, что под семью звездами имеется ввиду созвездие Большой Медведицы, имеющее особое эзотерическое значение.

§299. ... Мыслитель имел немало речений о каменных сердцах... – Состояние каменного сердца, о котором говорится в этом и последующем параграфах, глубоко исследовалось самыми различными религиозными традициями. Немалое место уделило ему христианство, в котором подобное состояние называется " окамененное нечувствие", согласно молитве СВ. Иоанна Златоуста: " Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия". В " Поучениях Св. Отцов" – " Окамененное нечувствие" (о жестокосердии)" можно прочесть следующие высказывания о подобном состоянии:

<... > " Можно было бы сказать, что у такого человека все духовные силы – чувство, воображение, воля, мысль, ощущение, – спят в обращении к религиозному предмету: творческое ядро личности занято другим и не отзывается на Божии лучи" (И. Ильин).

<... > " Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долгого недуга и нерадения. Безболезненность есть обратившееся в природу нерадение, оцепенение мысли, порождение худых навыков" (Св. Иоанн Лествичник).

<... > " Сердца чувствительного и любящего не браню, ибо лучше ли холодное или каменное? Каменное надо разбить, холодное согреть, чувствительное и любящее надобно возвысить от любви естественной к духовной" (Св. Филарет Митр. Московский).

§303. ... Можно вспомнить старинную сказку, когда в одном человеке совместились и ангел, и демон... – Люди, по преданиям, от начала времен обладают двойной природой, которая в античном эзотеризме называлась дионисийской и титанической. Титаны, растерзавшие Диониса и вкусившие его тела, были испепелены молниями Зевса, и из копоти появились люди. Этот сюжет повторялся в самых разных мифологиях и сказках и указывал на внутренне противоречивые свойства, заложенные в земной природе человека. Таким образом отразилась ещё одна грань космической мистерии распятого духа, страдающего в тисках косной материи и приобретающего в результате многих неудачных попыток овладеть ею негативные черты и качества. Е. П. Блаватская, прослеживая антропогенез человеческих рас, писала:

" Лемурийцы тяготели к Северному Полюсу или же к Небесам своих Прародителей – Гиперборейскому Материку; атланты к Южному Полюсу – к " Бездне", космически и по-земному, – откуда веют жаркие страсти, раздуваемые в ураганы космическими элементалами, пребывающими там. Эти два Полюса назывались древними Драконами и Змиями – отсюда добрые и злые Драконы и Змии, а также имена, даваемые " Сынам Бога" – Сынам Духа и Материи – добрым и злым Богам. Это есть происхождение двоякой и троякой природы в человеке. Легенда о " Падших Ангелах", в своем Эзотерическом значении, заключает в себе ключ, к многообразным противоречиям в человеческом характере; она указывает на тайну человеческого самосознания; это есть устой, от которого зависит весь его Жизненный Цикл – история его эволюции и роста" (" Тайная Доктрина", т. 2, с. 343).

Агни Йога подчеркивает, что эта двойственность и троичность существует, прежде всего, в сознании человека, которое действует в трех мирах одновременно. И поэтому человек, принимая любое решение, должен понимать, что оно имеет земной, тонкий и огненный уровни, и помнить, что если природа его внутренней сущности не обрела целостности и находится в состоянии борьбы между высшим и низшим началами, ему одновременно могут нашептывать и ангел, и демон. Эта тема издавна стала излюбленной для многих писателей, и самым классическим романом на эту тему стала книга Р. Л. Стивенсона " Странный случай с доктором Джекилл и г-ном Хайд", которая удостоилась похвалы замечательной новеллистки Е. П. Блаватской:

" Наши лучшие современные новеллисты, хотя и не будучи ни теософами, ни спиритуалистами, тем не менее, начинают видеть сны, весьма психологические и очень показательного оккультного характера. Так, например, Роберт. Л. Стивенсон и его " Странный случай с доктором Джекилл и г-ном Хайд", является самым замечательным из существующих до сих пор психологических рассказов из области Оккультного" (" Тайная Доктрина", т. 2, с. 396).

§304. ... Мыслитель любил изречение Гермеса: " Как наверху, так и внизу"... – Известное изречение Гермеса Трисмегиста из его знаменитого трактата " Изумрудная скрижаль" (" Tabula Smaragdina" ).

§306. ... Прежде можно было представить себе триста марафонских героев... – Триста воинов Спарты, под предводительством спартанского царя Леонида, проявивших высочайшее мужество во время греко-персидских войн в знаменитой Марафонской битве и сумевших ценой собственных жизней разрушить миф о непобедимости персидской армии. Действуя монолитно в едином устремлении, 300 героев сумели надолго задержать 10. 000-ю армию Кира, доказав, что объединение в сознании сильнее численного перевеса.

Учение подчеркивает, что для выхода из кризиса и ускорения эволюции человечества требуется большее количество героев, воинов духа, сознание которых объединено на целях духовного плана. Поэтому последним заветом, по словам Учения, Великого Духа (известного на Земле как Платон и Конфуций) перед Его уходом в дальние миры, был: " Творите Героев! "

§310. ... Многие древние мыслители об этом говорили, но, к сожалению, их максимы остались в разряде афоризмов, которые печатаются, но никем не принимаются как жизненные советы... – Максимы (от лат. maxima regula (sententia) – высший принцип, вид афоризма, моралистическая по содержанию разновидность сентенции, обычно выражающейся в виде констатации или наставления.

§310. ... Мысли... Марка Аврелия остались на страницах истории... – Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (121-180), римский император из династии Антонинов, крупный мыслитель, последователь позднего стоицизма и философии Эпиктета. Наследие Марка Аврелия составляют 12 томов, написанных на греческом языке под общим названием " Рассуждения о самом себе" или " К самому себе". В центре его учения мужественный благородный человек, управляющий страстями и характером посредством разума и воли. Философ придавал огромное значение таким понятиям как совесть и долг. Марк Аврелий был знатоком тайных культов, мистерий, эзотерических, гностических и неплатонических учений, распространенных в Риме того времени. Склонный к уединению и философским размышлениям, но неискушенный в интригах, мыслитель-император погиб в результате заговора.

§320. ... Вы помните Орфея Индии, который дал миру умиротворяющие мелодии... – Орфей Индии – в индийской традиции аналогом древнегреческого Орфея следует считать бога Кришну с флейтой, сладкозвучная музыка которой пробуждает духовность народа. И Орфей, и Кришна обучили людей музыке, гармонирующей с природными, глубинными звуками, раскрыв тайну вибраций и взаимодействий человека с тонкими уровнями и энергиями Природы. Н. К. Рерих посвятил этой тайне несколько картин (" Кришна", " Лель", " Орфей" ), в числе которых есть картина " Песнь водопада". На ней изображена девушка, сидящая у водопада с музыкальным инструментом (вина) в руках. Она вслушивается в мелодию воды, внутренне сливаясь с потоком, и вина настраивается ею созвучно с вибрациями воды, становясь послушной тонкой энергии, проходящей через водопад.

§322. ... В храмах будут петь о надземном человеческом благоволении... – Первая строка из Великого Славословия православной утрени: " Богу Слава, земле мир, в человецах благоволение".

§323. ... Можно напомнить, как при дворе Франции создавались письма, полные полезных советов... – Речь идёт, по-видимому, о письмах Сен-Жермена, адресованных королю Людовику Шестнадцатому, королеве Марии-Антуанетте и высокопоставленным придворным особам, в которых граф предлагал различные меры по спасению страны и династии от грядущих революционных катаклизмов.

§325. ... Урусвати знает, где живут драконы порога... – Дракон (страж) порога – оккультное понятие, введенное в оборот знаменитым английским писателем на мистические темы и членом многих тайных обществ Бульвер-Литтоном. Это существо тонкого порядка, находящееся на границе между физическим и астральным планами и охраняющее незримые миры от проникновения туда нечистых сущностей. Оккультно-теософская традиция говорит о малом и о большом Стражах Порога. Первый символизирует неочищенную часть человеческой души, " не пропускающую" её в высшие миры. Второй обычно отождествляется с образом Ангела, или Архангела с мечом в руке, охраняющего ворота рая.

В данном случае под драконом порога Учение подразумевает не " стража порога", охраняющего вход в тонкие сферы, но символ человеческой самости, или " низшего я", живущего, как гласит шлока, " в обиходе жизни" и питающегося несовершенными эманациями и энергиями человека, которые чаще всего проявляются в виде " недовольства" и " низменных страстей".

§330. ... Вы помните о враче У., который пробыл в Тонком Мире чрезвычайно долго и оказал большую помощь человечеству... – В книге З. Г. Фосдик " Мои Учителя" есть небольшие упоминания об этом целителе:

" Е. И. рассказывала, как она видела Матерь Мира сидящей, повернув покрытую вуалью голову, – фигура довольно безжизненная, на руках браслеты Е. И. А возле неё стоял Учитель, весь белый, борода, все лицо, все, даже будто нереальный, конечно, в облике Целителя Уру. Несколько месяцев М. Не хотел говорить Е. И., что это был Он, а затем сказал: " Урусвати права" (с. 330).

" Йог Уру долго жил в астрале, работая как целитель, появляясь, исчезая. Это и было началом опыта уплотненного астрала, который был пройден М. К. Х. и который пройдет Е. И. Хатха Йога вредна, ибо, страшно развивая волю через упражнения, она усиливает астральную оболочку, которая после смерти очень долго остается в астрале, не спеша вновь воплотиться" (с. 349).

§331. ... Людям может быть удивительно, что за десять лет указаны события в Китае и Испании... – О предсказаниях грядущих перемен в мировых событиях Великими Учителями (через видения, через сны, или по прямому проводу огнеслышания) говорится во многих источниках, в частности, в " Листах дневника" Н. К. Рериха, в письмах Е. И. Рерих и книге " У порога Нового Мира", в книге П. Ф. Беликова " Опыт духовной биографии" (" Е. И. Рерих знала о многих событиях за 10-15 лет" ).

В данном случае речь идёт об оккупации Манчжурии в 1931, за которой последовала война с Японией 1937-1945 гг., и, наконец, длившаяся вплоть до 1949 года гражданская война правительства Гоминьдана против коммунистических отрядов Мао Цзе Дуна. Все эти события Е. И. Рерих охарактеризовала как " разрушение Китая".

Что касается событий в Испании, имеется ввиду гражданская война 1936-1937 гг., когда произошло поражение республиканского строя, в основу которого легли понятия Свободы, Равенства, Братства, на протяжении многих веков внедряемого Учителями в сознание народов. В результате к власти пришёл фашистский режим генерала Франко (олицетворяющего персонифицированное зло, подобно Муссолини в Италии и Гитлеру в Германии), разрушившего светлые построения свободной республики.

Обе страны явились полюсами напряженной оси евразийского континента, где произошли указанные события, явившиеся прелюдией ко второй мировой войне. По срокам они совпали с Небесным Армагеддоном, в земных сражениях отобразив страшное напряжение небесной битвы между Силами Света и силами тьмы.

§331. ... Нужно вспомнить, как иногда указы даны в символах – так, чтобы указать огрубление Германии, дана картина из тридцатилетней войны... – Речь идёт о приходе к власти нацистского режима в Германии и постепенном установлении крайне воинственной националистической атмосферы, названной в Учении " огрублением" страны. Тридцатилетняя война (1618-1648) происходила между габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии при поддержке Папы и Речи Посполитой) и антигабсбургской коалицией (германские протестантские князья, Франция, Швеция, Дания, поддержанные Англией, Голландией и Россией). Габсбургский блок выступал, опираясь на католические силы, антигабсбургская коалиция под знаменем протестантизма. Война окончилась невыгодно для Германии: габсбургские планы создания " мировой империи" потерпели крах и был заключен выгодный для Франции Вестфальский мир в 1648 году.

§336. ... При этом забывают несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясенной истины... – Бакшиш (перс. ) – взятка, приношение.

§336. ... Например, советую держать селезёнку в чистоте... – Об оккультном значении селезёнки и её связи с тонким телом писала Е. П. Блаватская:

" Астрал может выделяться бессознательно для личности и скитаться вокруг. Чхайа – это то же самое, что Астральное Тело. Зародыш или жизненная сущность его находится в селезёнке.

" Чхайа свернута в селезёнке". Именно отсюда формируется Астрал, он выделяется как призрачные завитки или спиралеобразная сущность, подобная дыму, по мере разрастания постепенно принимая форму. Но он не возникает из физического, атом за атомом. Эта последняя межмолекулярная форма есть Кама Рупа. При смерти каждая клетка и молекула выдает свою сущность, и из неё формируется Астрал Кама Рупы, но это при жизни никогда не может произойти.

Для того, чтобы стать видимой, Чхайа черпает из окружающей атмосферы, привлекая к себе атомы. Линга Шарира не могла бы сформироваться в вакууме. Факт существования Астрального Тела объясняет арабские и восточные сказки о джиннах и духах, заключенных в бутылках, и т. д. " (" Тайная Доктрина", т. 3, с 492).

О том же значении можно найти и в письмах Е. И. Рерих:

" Что касается оккультных свойств литиевых солей, то они очень существенны, ибо они гармонизируют деятельность селезенки. Этот орган может быть назван оккультным, ибо до сих пор его назначение малоизвестно. Самая важная функция его – гармонизация прочих органов" (Письма, т. 2, 08. 12. 36).

<... > " Через селезенку (выход эфирного двойника) медиум позволяет развоплощенным сущностям проникать в его духовную организацию, результатом чего являются голоса и прочие проявления" (Письма к Асееву, т. 1, 15. X. 35).

§339. ... Фольклоры хранят повествования о спящих царевнах и богатырях, оставленных без движения... – Многозначный символ, присутствующий в различных религиозно-духовных и народно-фольклорных традициях Востока и Запада. Состояние духовного сна оценивалось практически всеми религиями и учениями как одна из главных помех на пути совершенствования и приближения к Богу. Однако в данном случае речь идёт о летаргическом сне, рассматриваемом в Агни Йоге как особое состояние контакта человека с высшими мирами, предполагающее временное выключение физического сознания. Потому здесь образ спящей царевны и богатырей символизирует собой человеческую душу или дух, находящихся в периоде внешней пассивности и состояния отдыха с целью накопления силы для дальнейших действий и подвигов.

§344. ... Можно припомнить, как страдала Наша Сестра, жившая в Сиене. Следует обратить внимание на связь её болей со многими событиями во Франции и Испании... – Речь идёт об итальянской святой Екатерине Сиенской (1347–1380), обладавшей многими мистическими способностями и тонким организмом, испытавшим священные боли. Её реформаторские стремления, чистота, милосердие, пророческий дар и ясновидение создали вокруг неё круг приверженцев и предопределили её участие в активной общественно-политической жизни страны и осуществление ряда акций. Среди них надо отметить умиротворение враждующих родов Тосканы, пропаганда несостоявшегося крестового похода, попытка примирения папы Григория ХI с Флоренцией, участие в событиях Схизмы на стороне короля Урбана VI. Её страдания были обусловлены тяжелой моральной атмосферой и низким состоянием духовности того времени, а также драматическими политическими событиями, происходящими в церкви – обострениями в Столетней войне и бунтами крестьян (восстание Жакерии). Однако иные, более важные для неё с эмоционально-духовной точки зрения события, связанные с Великой Схизмой (церковным расколом 1378-1417гг. ), отозвались на её организме гораздо сильнее. Начало Схизмы выразилось в попытке королей Испании и Франции освободиться от контроля как юридически, так и экономически и придать своей церкви независимый характер. Будучи ревностной католичкой, Екатерина Сиенская болезненно переживала ослабление влияния церкви на остальную Европу.

§351. ... Мы охарактеризовали её одним словом " хорея"... – В этом параграфе речь идёт о тонких посылках мысли, предпринимаемых Великими Учителями для информирования своих учеников о состоянии мира. Из текста видно, что Великие Учителя для сохранения " тайны" подобной информации и защиты от непрошеных астральных слушателей прибегают к своеобразной " оккультной шифровке" своих тонкоматериальных посылок, в которых смысл развернутого сообщения заменяется кодовым словом неясной этимологии. Здесь говорится " о печальном положении одной западной страны", предположительно, об Италии, где к власти пришёл фашистский диктатор Муссолини.

В данном случае слово " хорея" имеет отношение к терминологии, свойственной врачебной сфере. В психиатрии так называются массовые эпидемии неистовых плясок, связанных с вакханалиями (отсюда греческое происхождение термина " хорея" ). К эпидемиям хореи относятся также так называемые эпидемии " тарантизма", впервые получившие распространение около 1479-1480 и 1490-1491 в Италии. Тарантизмом считалась совокупность припадков, происходящих якобы от укуса апулийского паука – тарантула. Болезнь выражалась в мучительных пароксизмах и конвульсиях, подлинном " мышечном сумасшествии". По свидетельству современников, единственным средством излечения считалась пляска под звуки скрипки или волынки, флейты или гитары. Отсюда и произошло название известного неаполитанского танца – тарантелла, которому народ приписывал сверхъестественное свойство излечивать больных. Однако тарантизм мог возникнуть не только от укуса паука, но и от одного вида пляшущего больного, и его причина, несомненно, лежит в психическом воздействии. Тарантизм был одной из величайших психических эпидемий, свирепствовавших на итальянской почве.

Приход к власти Муссолини сопровождался нагнетением истерии в прессе и общественной атмосфере, доходившей до крайних форм, что в какой-то степени напоминало распространение эпидемии тарантизма. Поэтому слово " хорея", примененное для характеристики западной страны подверженной воздействию нацистской идеологии (это могла быть не только Италия, но и Германия), выглядит в данном контексте вполне уместно.

§359. ... Мы можем доказать, что такое изучение происходило не только при храмах, но и в особых школах, которые впоследствии в Греции назывались Академиями... – Наиболее известной Академией Эллады была Платоновская Академия (ок. 387 до н. э. ).

§364. ... Также и Тот, кто направлял на путь праведный народ во время революции, теперь опечален, видя, как стремительно направляется к гибели народ... – Вероятнее всего, речь идёт о В. И. Ленине, который уже из Тонкого Мира мог наблюдать стремительный развал построений в первом государстве, задуманного как община, но волею судеб ставшего полигоном для гибельных экспериментов " пламенных революционеров" во главе с (по меткому определению Ленина) " иудушкой" Троцким, в результате чего к власти пришёл Сталин, политика которого сопровождалась массовыми репрессиями и страданиями народа. Война позволила русскому народу, несмотря на тяжелейшие исторические испытания, сконцентрировать всю духовную силу на спасение Родины и вырвать победу на краю гибели, продемонстрировав миру несломимость духа и величие русской нации.

§369. ... Но в веках Мы достаточно привыкли к оборотам Колеса Жизни... – Колесо Жизни, колесо судьбы – многозначный символ, встречающийся в духовных культурах Востока и Запада и в наиболее общем значении передающий идею завершенности круга бытия и периодической повторяемости событий, то есть цикличности. Наиболее яркими образами колеса жизни считался зодиакальный круг и годичный кругооборот. В культурах юго-восточной Азии Колесо указывает на круговорот рождений, в буддизме – на " колесо учения". О " колесе жизни" говорит брахманизм, джайнизм, индуизм, зороастризм. В христианской традиции одно из значений " колеса жизни" – уравнивающая справедливость. В средневековом искусстве " колесо жизни" изображалось как образ, который может либо возвысить, либо повергнуть вниз человеческую судьбу.

§371. ... Например, называют " духовную засуху", но не знают происхождения такого состояния... – " Духовная засуха" – особое состояние человеческого сознания, при котором человек временно теряет ощущение связи с Высшим. Агни Йога подчеркивает временность подобного состояния, нередко происходящего по причине отставания развития тонких центров человека от уровня развития его мысли и сознания. По-другому, оно называется " пралайя сознания", когда происходит как бы " переваривание" и усвоение новых энергий и требуется время на синтез, после чего человек снова делается восприимчивым к вмещению. Иллюстрируя это состояние, Е. И. Рерих писала в одном из своих писем:

" Всё, что Вы пишете о своем самочувствии, не должно вас пугать. Ведь закон смены ритма незыблем во всем космосе, потому и в человеке, его отражении, эти смены неизбежны. Приливы и отливы сердечного напряжения являются непременным условием правильного нарастания сил. Если бы наше устремление шло, лишь усиливаясь в своем напряжении, то жизнь наша была бы скоротечна. Организм наш нуждается в особом времени для закрепления новых накоплений, и тогда происходит как бы некоторый отлив энергии. Но это не значит, что внутренняя работа прекратилась, она просто перешла на другой план, и такое сознание наше сживается с новыми поступлениями, а нервные центры не могут приспособиться, потому временно человек как бы не находит выражения своего сознания. В такое время нужно очень бережно отнестись к себе и не перегружаться заботами. Св. Тереза, испанка, моя любимая подвижница, также испытывала эти отливы сердечного устремления и вначале очень печаловалась ими. Она называла их периодами " духовной засухи". В своем жизнеописании, которое совершенно замечательно, она описывает эти состояния, продолжавшиеся два, три года. В это время она почти переставала и видеть, и слышать, но такая " духовная засуха" была необходима для сохранения её здоровья. Она должна была завершить свою миссию. Всем советую читать жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды, и многие положения в книгах Учения станут яснее; конечно, кроме того, не нужно забывать, что мы живем в исключительное время, никогда ещё вражда и ярость тёмных сил не была так сильна, и потому можно ожидать самых неожиданных и ярых нападений" (Письма, т. 2, 03. 02. 39).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.