Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 7 страница



<... > Как и в Евангелии от Луки, Иосиф с Марией отправляются на перепись в Вифлеем (добавлена деталь – вместе с сыновьями). В повествование вставлен эпизод, выпадающий из общего бытописательного тона этого отрывка: Мария во время пути то плачет, то смеется. Когда Иосиф спрашивает её, в чем дело, она отвечает, что видит перед глазами два народа: один рыдает, другой радуется и веселится. Здесь открыто противопоставлены иудеи (народ, который рыдает: во время создания Протоевангелия свежа была память о страшном разгроме II иудейского восстания) и христиане из язычников (народ, который радуется). Видение Марии отражает общую тенденцию Протоевангелия, но описание его выпадает из контекста (характерно, что в тексте сначала сказано, что Иосиф пошел сзади Марии, а потом – что он обернулся и увидел её плачущей и смеющейся). Создается впечатление, что эти фразы взяты из какого-то другого произведения, хотя, возможно, это было сделано уже самим автором оригинала истории о рождении Марии.

Дальше следует описание рождения Иисуса. Иисус, согласно этому евангелию, рождается в пещере, в пустынном месте; рождение Иисуса – это рождение света, который наполняет всю пещеру. Автор использовал здесь неканоническую традицию, поскольку она имела гораздо более сильную теологическую направленность, чем рождение в доме (Евангелие от Матфея) или в яслях (Евангелие от Луки, в котором подчеркнута обстановка простоты и бедности, противопоставленная высокому предназначению младенца), пещера – символ тьмы, незнания, которую озаряет Свет-Иисус. Но автор Протоевангелия не мог обойти популярную среди христиан легенду об Иисусе в яслях для скота, столь близкую первым христианам из низов общества: ясли появляются у него в связи с преследованиями Ирода; Мария прячет там младенца Иисуса.

В описание рождения Иисуса введены дополнительные персонажи по сравнению с каноническими текстами – повивальная бабка и Саломея (правда, в папирусе Бодмера эти эпизоды сокращены). Оба этих персонажа должны были засвидетельствовать божественность и чудотворные свойства Иисуса с самого рождения.

После чуда с Саломеей следует описание поклонения магов. Характерно, что из двух вариантов в канонических евангелиях: поклонения пастухов у Луки и поклонения магов у Матфея автор выбирает версию Матфея, хотя в целом он больше следует рассказу Луки (встреча Марии с Елизаветой, благовещение, перепись в Вифлееме): маги – восточные мудрецы и прорицатели, приносящие богатые дары, были ближе тенденции автора – представить Иисуса с момента рождения общемировым божеством, в которого уверовали пришедшие издалека восточные прорицатели, так же как тенденции Евангелия от Луки больше соответствовали бедные пастухи, первыми приветствовавшие рождение мессии. Весь эпизод с магами и Иродом – близкий к тексту пересказ соответствующего места у Матфея с небольшими отклонениями (Ирод представлен грозным правителем, заседающим в претории и допрашивающим первосвященников и книжников).

На преследованиях Ирода и попытке спасти от них Иисуса кончается собственно история Марии. Дальше следует совсем другой сюжет, связанный с Иоанном Крестителем и гибелью его отца Захарии" (" Апокрифические евангелия", с. 131-141).

Агни Йога относится к Матери Иисуса Христа с величайшим трепетом и почитанием. Учение посвятило ей немало страниц, в особенности в книге " Братство. Надземное".

§147. ... Она прибегла к первому пути, чтобы обезопасить ребенка... – Согласно новозаветным преданиям, спасая младенца Иисуса во время печально знаменитого избиения младенцев по приказу царя Ирода, Мария с мужем Иосифом и маленьким Иисусом бежала в Египет, где укрылась в городе Гелиополе.

Гелиополь, Город Солнца, который в Ветхом Завете носил название Бефсамис, или Он (от египетского Ану), в египетской праистории был важнейшим духовным центром, сохранившим преемственность традиций жрецов Атлантиды, в частности, знаменитого Города-Солнце, духовного центра Атлантической империи. Из Гелиополя распространилась по свету солнечная мудрость Гермеса, продолжившая древнюю мудрость Заратустры. Великий Платон, по свидетельству Страбона, тринадцать лет учился у жрецов Гелиополя, прежде чем сам стал учителем у себя в Греции. Здесь же постигал древнюю мудрость Пифагор, угнанный потом царем Камбизом в Вавилон. В этом городе получил посвящение в египетские мистерии библейский Иосиф Иаковлев, проданный в Египет своими братьями. Здесь же воспитывался молодой Моисей, будущий основатель религии, водитель еврейского народа, совершившего великий исход из земли Египта. Усыновленный царским родом, Моисей научился египетской премудрости, позволившей Ему овладеть тайнами природы и резервами человеческой психики. Интересное совпадение заключено в том, что и Моисея привезли сюда ребенком, спасая его от гибели, уготованной фараоном. Поэтому путь в Гелиополь был, истинно, первым путем, и по аналогии со спасением Моисея, и первым путем распространения света духовных знаний древности, и путем исхода, прообраза подлинной Пасхи.

Апокрифические легенды утверждают, что когда в Гелиополе появилось Святое семейство, строения древнего храма обрушились, хотя многое уже лежало в руинах. Сказания сообщают также, что Иосиф и Мария с младенцем прожили в Египте три года, после чего отправились в Назарет.

§147. ... Именно Матерь знала о тайне хождений... – В Агни Йоге говорится, что Она " была не менее великой, чем её Сын". Учение не утверждает прямо, что Сама Матерь Мира так или иначе воплощалась в образе Матери Иисуса, ибо со времен Атлантиды и унижения Сатаной женского начала, Она прекратила временно воплощаться и закрыла Лик Свой платом. Но Луч Матери Мира сопровождал Марию на всем жизненном пути, и любящее сердце Матери всегда было рядом с Сердцем Иисуса. Согласно Учению, Она знала о тайне хождений Иисуса в Гималаи и в Индию. Как Иисус, Она претерпевала боль мира и крестные муки. Как Иисус, ободряла болящих и страждущих. В христианстве Её образ овеян мифами и легендами, содержащими скупые сведения о Ней, но пронизанными огромной любовью и состраданием к людям.

Тайна хождений может быть косвенно отнесена и непосредственно к Марии. Легенда о сошествии Богородицы в ад была изложена в апокрифе " Хождение Богородицы по мукам", очень популярном в Древней Руси. Богородица спускается в Ад, сопровождаемая Архангелом Михаилом, который рассказывает ей про муки грешников. Там она вымаливает у Христа отдых для тех, кто мучается от Великого Четверга Пасхи до Пятидесятницы. Данный апокриф рассматривался как народное представление и не был запрещен официальной церковью. Тайна хождений состояла в безмолвной жертве, совершенной Богородицей, сумевшей вымолить прощение для грешников. Легенда могла иметь прямое основание и Матерь Христа действительно спускалась в ад в тонком теле для очищения пространства и ободрения страдающих.

§149. ... Среди пустыни Арабской Он был в одиночестве, но в шатре Шейха Он нашёл друзей и пособников... – Речь идёт о неизвестных страницах жизни Иисуса Христа, частично нашедших свое отражение в книге Е. И. Рерих (под псевдонимом Ж. Сент-Илер) " Криптограммы Востока". Шейх (Шейх Россул ибн Рагим) – это Великий Учитель Мория, встречавшийся с Христом и служивший Спасителю на протяжении всей его великой миссии. Матерь Агни Йоги поведала о великой мистерии, связанной с годами пребывания Иисуса в Индии, части которой мы можем найти у гностиков и в апокрифических евангелиях:

" Мы знаем, что Иисус тоже учился у Великого Мудреца Востока Россула Мории и пробыл у Него не менее семи лет, после чего они вместе путешествовали по Индии, и затем Иисус направился с благословения Владыки Мории в свою страну. Но Он не смог закончить там своей Миссии; страстно переутомился и занемог; и на пороге перехода в потусторонний мир перед ним появился в тонком Облике великий Мудрец и предложил ему закончить Его Миссию, войдя в его тело. Конечно, согласие было дано с радостью. Конечно, были великие Космические Причины, почему понадобилась такая замена и продолжение этой Миссии. Истинно, прекрасны Тайны Космические, и Красота Высшая всегда является основою таких страстных проявлений Надземного Мира" (Письма в Америку, т. 3, 13. IV. 53).

В книге " У порога Нового Мира" описано, как Великий Мудрец Россул Мория научился у Иисуса знанию духа, превосходящему даже самые высокие методы белой магии, управляющие стихиями:

" Как писать жизнь Христа? Разноцветными кристаллами и сиянием цветов. Думы Его останутся белыми страницами. Между ними блеснут молнии Его неожиданных появлений и гром Его редких слов. О тридцати годах надо сказать больше, нежели о трех годах Служения. Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтобы отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые Сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – " Что знаете о Боге? " Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – " Не ты ли несешь для меня? " Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. Когда Ему говорили о знаках звезд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Не тем люди живут. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть Небо людям? Почему они оторваны от Бытия Вечного, которому они принадлежат? Такое учение сущности затмевало Наши магические законы, и у Него научился Я покинуть магические законы, ибо вместо покорения малых духов природы Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Учение Его устремляло людей к возможностям Духа. Потому Волхвов не было около Него, но лишь по звездным знакам знали о Нем. Мы знали многое, Он же мог все. Послужить Его учению решили Мы тогда. Так начнем Описание его Жизни, чтобы неизвращенное слово было записано на Земле" (с. 79-80).

§151. ... Лишь в некоторых апокрифах можно найти отрывочные указания на советы о врачевании... – Упоминания об исцелении болезней, совершенном Иисусом Христом есть в нескольких апокрифах, в частности, в " Евангелии Никодима", в части, называемой " Деяния Пилата" и, особенно, " Смерть Пилата", где говорится о том, как император Тиберий во время болезни потребовал от Пилата прислать целителя Иисуса Христа. Конкретные советы по врачеванию и даже целительным снадобьям можно найти в гностическом апокрифе " Легенда о Крестном Древе", где излагается о разговоре Прова, чей отец по имени Селевк ослеп, с Иисусом Христом:

" И сказал Иисус: " А что есть в сей рыбе? " И тот ответил: " Сказал я, брат мой, что не знаю! " О дивное чудо! Пров назвал себя братом Бога, ибо слова Иисуса были ему по душе! Как хорошо, если люди братаются, ибо любовь прекрасна! И сказал Он Прову: " Голова этой рыбы – дня снеди, желчь – для исцеления глаз, а утроба – для изгнания бесов". И дав её Прову, сказал: " Сохрани эту рыбу". Когда Пров услышал эти слова, он подумал о немочи отца своего, и об изгнании бесов, и о душах человеческих. И возрадовался он и немедля вышел из воды, ибо помнил он умом и сердцем об отцовском недуге глаз. Взял он рыбу и извлек из неё желчь, чтобы отнести своему отцу, ибо отец его Селевк был слеп. Жена же его во дни новолуния бесновалась, а сын подчас был нездоров, поэтому, услышав слова Иисуса, он повелел отрокам седлать коня и взял с собой собранное золото, не заботясь более об иной дани. Возрадовавшись, Пров немедля отправился домой и своему отцу, оставив Иисуса с отроками, людьми и царевой данью.

Узнав о прибытии сына, Селевк опечалился и сказал ему: " Почему, чадо мое, возвратился ты так скоро? Уж не прознали ли про мою слепоту и не изгнали ли тебя, сын мой? " И ответил ему Пров: " Нет, отец мой, но послушай меня, и я расскажу тебе о том, что видел и слышал". И взяв желчь, он помазал глаза царя, своего отца. И в тот же миг царь прозрел, а он повелел привести жену и сына. И, взяв рыбью утробу, он покадил ею, и жена и сын тотчас исцелились" (" Поэтические гностические апокрифические тексты христианства", 1994, с. 167).

Е. П. Блаватская приводит цитату из " Протоевангелия", приписываемую Иакову, где содержится описание случаев исцеления:

" В час ожидания Иисуса, когда Иосиф взглянул на небо, " Я видел, – говорит он, – облака изумленные и птиц небесных остановившихся во время полета... Я увидел разбегающихся овец... и всё же они замерли; я посмотрел на реку и увидел, что ягнята нагнули головы к воде, и рты их уже касались воды, но они не пили.

Затем светлое облако осенило пещеру. Но вдруг облако превратилось в великий свет в пещере, так что глаза не могли вынести его... Рука Саломеи, которая была засохшая, сразу исцелилась... Слепые видели, и хромые и немые исцелялись" (" Протоевангелие", гл. XIII, XIV, цит. по " Разоблаченной Изиде", т. 2, с. 462-463).

§151. ... Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но все-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение... – Слова о красоте присутствуют в нескольких апокрифах, например, в апокрифическом, пронизанном гностическими мотивами Евангелии от Филиппа: " Я не говорю об этом огне, у которого нет формы, но об ином, форма которого была, который являлся светом прекрасным и который дает красоту" (65). Но и в канонических текстах христианства встречаются слова о красоте. Например, известнейший сборник святых Отцов " Добротолюбие" в переводе с греческого на самом деле означает " любовь к прекрасному". Слова Иоанна Златоуста, в своих проповедях предлагавшего тем, кто тянется к наслаждениям и не может справиться со своим влечением с помощью воли: " Идите на источники и рассматривайте цветы", – также содержат в себе апологию красоты, помогающей переплавить энергию низших желаний в более высокие чувства.

§152. ... Вообще, в большинстве случаев, изображение Великих Учителей представляют безвкусие... – Наиболее извечным примером подобного безвкусного изображения Великих Учителей является " творчество" некоторых теософов, например, Чарльза Ледбитера, " украсившего" свои книги портретами Махатм в одеяниях, по сути дела, кощунственного характера. Касаясь этой стороны деятельности " злого гения Теософского Общества", каковым она считала Ледбитера, Е. И. Рерих писала о недопустимости всякого искажения в изображениях Великих Учителей и объясняла это прежде всего отсутствием опыта личного духовного общения с Иерархами планеты у лиц, делавших эти изображения. Знавшая Истинные Облики Учителей Света доподлинно, она писала своему корреспонденту следующее:

" Изображение Учителя Учителей я знаю, оно продавалось в Теософской Ложе в Нью-Йорке, и оно соответствует, вернее, оно и есть то, которое Вы прислали мне. В этом Изображении теософы видят Иисуса Христа. Думаю, что Ваше сердце давно подсказало Вам истину, тем более, что термин Христос в древности обозначал Посвященного. Истинный Облик Великого Учителя Иисуса Христа не отвечает этому Изображению, как и вообще имеющиеся Изображения всех других Вел. Учителей. ... Учитель К. Х. поражает своим необычно высоким ростом, Он даже выше Вел. Вл. М. Голова Его напоминает голову Зевса ваятеля Фидия. Величественное спокойствие лица освещается улыбкой, полной блага. Волосы и борода каштановые, глаза темно-синие и цвет кожи золотистый, темнее, нежели у Вел. Вл. М. " (17. 03. 38).

Е. И. Рерих писала по поводу изображений Великих Учителей, что все существующие портреты " имеют лишь приблизительное сходство или же никакого с истинным Обликом Владык" (" Письма к А. М. Асееву", т. I, с. 80).

§154. ... Урусвати знает, что Великие Учителя могут говорить с животными... – Эзотерические учения свидетельствуют, что на высоком уровне духовного развития Посвященные (соответственно, и Великие Учителя) приобретают способность понимать язык зверей и птиц и могут общаться с животными. Если обратиться к жизнеописаниям Великих Учителей человечества, то можно найти немало свидетельств их общения с животными. Такими способностями обладал Лао Цзы, согласно преданиям общавшийся не только с животными, но даже с такими явлениями природы, как ручьи и водопады; Будда, одним взглядом укрощавший диких зверей, которые на него нападали; Сергий Радонежский, разговаривавший с медведем и птицами, и Франциск Ассизский, знавший язык птиц и уговоривший, по преданию, волка-людоеда прекратить свои зверства. Апокрифические источники свидетельствуют о том, что подобными свойствами обладал и Христос.

Биограф Пифагора античный мудрец Ямвлих (Ямбликус), о котором современники говорили как о Посвященном, как утверждала Е. П. Блаватская, приписывал своему великому предшественнику следующие чудеса, связанные с умением управлять животными:

"... Самианский философ убедил медведицу отказаться от употребления в пищу человеческого мяса. Подчинив белого орла своей воле, заставил его спуститься к нему из облаков и, тихонько поглаживая его рукой, беседовал с ним. В другой раз Пифагор заставил быка отказаться от поедания бобов, просто прошептав ему что-то на ухо! " (" Разоблаченная Изида", т. 1, с. 236-237).

Умение понимать язык животных и общаться с ними достигается, согласно эзотерическим источникам, открытием горловой чакры – вишудхи.

§155. ... Например, картины Сен-Жермена остались в четырёх странах: во Франции, в Англии, в Германии и в Нидерландах под разными именами. Несколько осталось в семье Ван-Ло, но большинство было уничтожено автором... – Сен-Жермен среди всех своих разнообразных заслуг и выдающихся дарований был ещё по свидетельству современников интересным живописцем, оставившим после себя немало ярких полотен. Об этом более подробно рассказывает книга Элизабет Купер-Оукли " Сен-Жермен. Тайны королей", высоко оцениваемая Е. И. Рерих за её достоверность:

" Граф прекрасно рисует маслом. Его работы так удивительны, выполнены в таких специальных красках, рецепт которых разработан им самим, что излучают особенный блеск. В своих исторических полотнах Сен-Жермен зачастую вводит в костюмы дам столь сиятельные оттенки голубого, алого и зеленого, что они кажутся квинтэссенцией соответствующих драгоценных камней – сапфира, яхонта и смарагда. Ванлоо, который постоянно восхищался неожиданными сочетаниями красок, неоднократно обращался к графу с просьбой открыть секрет их рецептов. Последний, однако, тайны не открыл" (И. Купер-Оукли " Сен-Жермен. Тайны королей", М. " Беловодье", 1995).

О французском художнике Ван-Ло сведений практически не сохранилось, кроме небольшого упоминания (см. выше) в связи с графом Сен-Жерменом.

§155. ... Такая же судьба принадлежала предметам, бывшим около Великого Путника... – К наиболее известным святыням, оставшимся после распятия Иисуса Христа и впоследствии разбросанным по всему миру, относятся Туринская Плащаница (находится в музее Ватикана, хотя ещё не завершились споры о её подлинности), Копье Лонгина (находилось в Венском музее, куда попало ещё от Габсбургов, но после оккупации Гитлера исчезло), остатки Честного Живого Креста (находятся в Иерусалиме), гвозди от распятия (находятся в Париже, Кельне и Стамбуле). Судьба Чаши Грааля, несмотря на множество легенд и версий, неизвестна.

Внутренний смысл судьбы исчезновения предметов, бывших около Великих Учителей, заключен, во-первых, в преодолении фетишизма, превращающего подобные вещи в объекты слепого идолопоклонства, а во-вторых, в том, что Они оставляли после себя Идеи и Энергии, и это было главным итогом их материального существования, не менее важным, нежели сами вещи, пусть даже и сделанные Их руками и по качеству часто далеко превосходившие уровень лучших мастеров в разных сферах искусства и ремесла.

§159. ... Урусвати может передать черты Великого Путника художника, склонному к изображению человеческих ликов... – В различных источниках содержатся свидетельства, что подобные сведения, касающиеся внешности Спасителя и полученные ею из Высшего Источника, она должна была передать своему сыну Святославу Николаевичу Рериху, как известно, тяготевшему к жанру портрета. Сознавая огромную сложность этой задачи Е. И. Рерих указывала, что " оригинальность лика Иисуса Христа не передаваема словами" (17. 03. 38). С её слов С. Н. Рериху удалось написать знаменитую работу с Изображением Спасителя, названную " Господом Твоим".

§164. ... Сам Великий Учитель имел мудрость Перикла, чтобы не ожидать от толпы справедливости... – Перикл (ок. 490-429 до н. э. ), афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь группировки афинской демократии, крупный политический деятель Древней Греции. Был руководителем нескольких военных компаний во время Пелопонесской войны. Выдающийся строитель Афин, воздвигнувший несколько крупных памятников (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Совершил крупные законодательные реформы, в результате которых произошло возвышение Афин. Покровительствовал искусствам и философии, оставив себе память как о посвященном правителе, в годы правления которого, названные впоследствии " веком Перикла" были отмечены расцветом культуры. Агни Йога очень высоко оценивает личность и духовный уровень Перикла, рассматривая его как одно из воплощений Учителя Кут Хуми, поднявшего народ Эллады на более высокую ступень эволюции. Согласно Живой Этике именно этим был обусловлен тот мощный духовный импульс, который дал Перикл своей стране и который оставил неизгладимый след в истории Афин.

§164. ... В записях можно найти только самые краткие намеки на посещения Учителя из Тонкого Мира. Но даже преданные ученики не нашли возможности указать, что самые великие Откровения были даны Учителем уже в тонком теле... – Речь идёт об Иисусе Христе. Так же Е. И. Рерих со ссылкой на ранних гностиков и Анни Безант в своих письмах упоминала о том, что " Христос после своего распятия появлялся в своем тонком теле и поучал Марию Магдалину Тайнам Надземного Мира в течении одиннадцати лет" (13. IV. 53).

§165. ... К примеру возьмём неукротимость Навина, который вел необузданный народ... – Иисус Навин (евр. " Иегошуа", или " Иешуа" – " спаситель" ) в ветхозаветной традиции преемник Моисея и его главный помощник в деле управления еврейским народом, руководивший завоеванием Ханаана Израилем. В книге Ветхого Завета " Исход" назывался " служителем Моисея". Происходил из колена Ефремова и потому вначале носил имя Осии, но получил от Моисея имя Иисус в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю Обетованную. После покорения Ханаана он умер в возрасте 110 лет и был погребен на горе Ефремовой. Описание его деятельности и миссии в качестве вождя приводится в библейской " Книге Иисуса Навина", помещаемой вслед за Пятикнижием Моисея. Традиция отмечает, что Навин отличался способностью все свои действия подчинять божественной воле и являть преданность религиозным идеалам. Имя Иисуса Навина упоминается в книге Деяния Апостолов (VII, 45) и в Послании к Евреям (IV, 8).

§165. ... Век Перикла остался одним из самых утонченных явлений... – Перикл принадлежал одновременно к двум знаменитым аристократическим родам – Алкменидам и Бузигам. Получил блестящее образование и воспитание (его учителями были философы Анаксагор, Зенон, теоретик музыки Дамон). Выдвинувшись на политическую арену, он провел ряд успешных военных экспедиций и в течении пятнадцати лет ежегодно переизбирался на должность первого стратега, оставаясь бесспорным и почитаемым главой Афинского государства. Создал все необходимые политические и экономические условия для расцвета культуры, практически во всех её областях – в архитектуре, литературе, искусстве, философии. Именно во время правления Перикла на Акрополе были выдвинуты такие сооружения как знаменитый Парфенон, Одеон (специальное здание для учрежденных первым стратегом музыкальных состязаний), началась перестройка мистериального храма Деметры в Элевзине, были построены множество других памятников архитектуры, украшенных замечательными статуями и скульптурами. Деятельность Перикла значительно повысила престиж города среди союзников, и в Афины стекались лучшие художники, скульпторы, архитекторы, поэты, музыканты, философы Эллады. Все это позволило позднее назвать годы правления Перикла " золотым веком" Греции.

§166. ... Обратимся к великому философу Анаксагору... – Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500-428 до н. э. ), крупнейший древнегреческий философ, математик и астроном, считающийся основоположником афинской философской школы. Происходил из богатой семьи, но оставил богатство и свой город, чтобы переехать в Афины и предаться изучению мудрости. Вошел в круг Перикла и совершил революцию в области философии. Был обвинен в безбожии и изгнан их Афин. Е. П. Блаватская дала следующую характеристику личности и учению мудреца:

" Анаксагор (греч. ) – знаменитый ионийский философ, живший в 500 г. от Р. Х., который изучал философию у Анаксимена Милетского и во времени Перкла поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Эврипид, Архелай и другие достойные мужи и философы. Он был очень знающим астрономом и один из первых объяснил открыто то, чему Пифагор учил в тайне, а именно, движение планет, затмения солнца и луны и т. п. Это он преподавал теорию Хаоса, на основе принципа, что " ничто не происходит из ничего", и учение об атомах как основополагающей сущности и веществе всех тел, " той же природы, что и тела, которые они образовали". Он учил, что атомы изначально привели в движение Нус (Вселенский Разум, Махат у индусов), этот Нус является нематериальной, вечной духовной сущностью; посредством этого сочетания был образован мир, материальные грубые тела опускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались и распространялись по верхним небесным областям. Опережая более, чем на две тысячи лет современную науку, он учил, что звезды состоят из того же материала, что и наша земля, а солнце является раскаленной массой; что луна – это темное, ненаселенное тело, получающее свой свет от солнца; кометы – это странствующие звезды или тела. Он был совершенно убежден в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, доказательно продемонстрировать невозможно. Умер Анаксагор в изгнании в Ламп-саке в возрасте семидесяти двух лет" (" Теософский словарь", с. 37-38).

Учение Анаксагора о ноусе (уме) как о движущем принципе мирового порядка, а также о нерушимых элементах – " семенах вещей" оказало большое влияние и на Сократа, и на Платона, и на всю так называемую идеалистическую линию в философии. Велики заслуги философа перед наукой, особенно перед астрономией, ибо он первым на Западе указал на то, что Луна светит отраженным светом, дал правильную теорию затмений и объяснил природу комет.

В Агни Йоге имя Анаксагора окружено большим почитанием, а сам он рассматривается как одно из воплощений Великого Учителя.

Е. П. Блаватская посвятила изложению основ философско-космологического учения Анаксагора немалое количество страниц:

" Создатель Гомеометрийской (опирающейся на однородность частиц) философской системы – Анаксагор из Клазомены твердо верил, что духовные прототипы всего, а также их элементы находимы в беспредельном эфире, где они порождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли. Так же, как индусы, которые олицетворили свою Акашу (небе или эфир) и сделали из неё божественную сущность, греки и латины обожествляли Эфир" (" Разоблаченная Изида", т. 1, с. 132).

"... Anima Mundi, Единая Жизнь Мировой Души, была оповещена только Анаксагором в его времена. Этот философ выдвинул учение просто, чтобы противопоставить его слишком материалистическим представлениям Демокрита и его Космогонии, основанной на экзотерической теории о слепоустремленных атомах. Анаксагор Клазоменский однако, не был изобретателем учения, но лишь его распространителем, как и Платон. То, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделен и освобожден от материи, и действует преднамеренно, назывался Движением, единой жизнью или Дживатма в Индии, века до 500 г. до Р. Хр. " (" Тайная Доктрина", т. 1, с. 96).

" Мировое Вещество", ныне называемое туманностью, было известно со времен величайшей древности. Анаксагор учил, что после дифференциации полученное смешение разнородных субстанций оставалось неподвижным и неорганизованным, пока, наконец, " Разум" – совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы, – не начал работать над ним и не сообщил им движение и порядок" (" Тайная Доктрина", т. 1, с. 743-744).

§167. ... Нужно понять древнейшее предание о демонах, закрывших своими крыльями свет от учеников... – Согласно мифологическим представлениям крыльями обладают не только святые, но и темные духи, демоны. Если крылья светлых духов в самом общем виде символизируют собой способность к духовному полету, свободу и божественную защиту, то крылья демонов символизируют умение перемещаться в пределах низших сфер. Поэтому дьявола или демона обычно рисуют не с легкими птичьими крыльями, а с тяжелыми кожаными образованиями, внешне напоминающими крылья летучих мышей. Христианская традиция изображает демонов как крылатых существ, чьи крылья застят свет солнца всем праведным искателям Бога. Данте в " Божественной комедии", сопровождаемый душой поэта Вергилия в своем путешествии по кругам ада, повсюду встречает крылатых демонов, которые пытаются его запутать и направить на ложный путь. Предания символизируют опасность для учеников Света в Тонком мире, когда, как говорится далее в параграфе, неизжитые страсти ученика позволяют демонам в низших слоях Тонкого мира увлечь ослабевший дух на путь предательства и поношения Учителя и Учения Света, как это произошло, например, с Иудой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.