Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 4 страница



Агни Йога переосмысливает древний символ Белого Орла в духе вестника всего нового.

§311. ... Пураны Индии... – Пураны (букв. древнее) – священные древнеиндийские тексты, входящие в комплекс ведической литературы, согласно преданию, написанные самим Биасом. В данном случае речь идёт об Агни Пуранах, где множество страниц посвящено теме бога Агни и огненной основе мира.

§332. ... Царство Небесное, огненное берется приступом... – Перефразировка известной формулы раннехристианских Отцов Церкви: " Царство Божие силой берется".

§337. ... Великий говорил: " Не трогай Меня! "... – Здесь речь идёт о следующем евангельском эпизоде: после распятия и погребения Иисуса Христа ученица его Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами подошла к могиле Христа, нашла её пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа (Мк., 16: 1-8). Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего Учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему её остановили Его слова: " Не прикасайся ко мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему" (Ин., 20: 16). Е. И. Рерих так прокомментировала данный эпизод:

" Конечно, Христос при преображении своём не дематериализовал свое тело, но появился ученикам в своём тонком теле. Точно так же и Воскрешенье было, именно, в тонком теле. Вспомните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу, появляющемуся в тонком теле, может быть смертельным из-за разницы в вибрациях" (Письма в Европу, 2. 9. 37).

§342. ... И теперь знаете, как приносилась памятная земля. Судьба её непроста, злой хотел развеять её, но рука добра неслучайно отставила сокровище, и оно оказалось забытым; но мысль, сопряженная с приношением, живет и действует более, нежели могут думать... – По-видимому, речь идёт о земле, посланной на могилу В. И. Ленина Великими Учителями Востока – Гималайскими Махатмами через семью Рерихов, которые передали этот дар Востока советскому правительству. Земля была подарена вовсе не из любви к тогдашнему режиму, но на далекую перспективу как великий духовный магнит, содержащий мощные светлые энергии единения Индии и России и пробуждения духовности, которым суждено проявиться в будущем. Шлока содержит в себе намеки на драматическую историю поездки Рерихов в Москву, во время которой наркомом Ф. Дзержинским уже были заготовлены документы на их арест, но в последний момент внезапная таинственная смерть наркома, заставляющая думать, что без вмешательства невидимых Сил здесь не обошлось, остановила чёрный замысел, сохранила гималайскую землю и дала возможность Рерихам выскользнуть из той исторической западни, в которой погибло немалое количество русских эмигрантов, заманенных в сети, расставленные ОГПУ и НКВД.

§351. ... Множество малых кругов раскидано по планете... – Имеются в виду малые магические круги людей, объединяющиеся для осуществления разрушительных замыслов и целей в чёрные ложи.

§360. ... Притом так красиво и кратко: " не умрем, но изменимся", или " на Небе, как и на Земле"... – Е. И. Рерих так объясняла смысл изречения " не умрем, но изменимся":

" Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своём физическом теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями – " тленное не может стать нетленным" или " не умрем, но изменимся" и т. д. Также в Евангелиях подчеркивается, что Христос, после своей крестной смерти или своего воскресенья, обычно, при появлении своём, становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материализации тонкого тела. В гностической литературе можно найти указания, что именно во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира" (Письма в Европу, 3. 12. 37).

Известные слова Христа из молитвы " Отче Наш" поразительно перекликаются с не менее знаменитой формулой Гермеса Трисмегиста: " То, что на Небе, подобно тому, что на Земле", и это ещё раз подтверждает внутреннее родство сокровенной египетской и христианской традиций.

§372. ... скорее припишут газолину... – Газолин – жидкий продукт, получаемый при перегонке нефти, применяемый, помимо технической сферы, как растворитель при экстракции масличных и смолистых веществ. Деятельное соприкосновение с газолином может иметь определенное значение для человеческого здоровья.

§373. ... " Урумия" называется огненное понимание одержания... – Урумия – слово, по-видимому, индийского происхождения, на что прежде всего указывает присутствующий в нём санскритский корень " ур" (свет). Оно выражает способность светоносной энергии человека проникать в глубинную природу другого человека и чувствовать его патологическую основу, связанную с присутствием в нём чужой сущности. Сила света выражается не только в распознавании одержания, но и в способности изгнать одержателя, применив " огонь сердца, опаляющий всех мохнатых гостей" (" Сердце" ).

§374. ... " Умия" тоже относится к науке об Огне... – Умия – слово также, видимо, индийского происхождения, выражающее идею сознательного управления огнем и умения направлять огненную энергию. Оно содержит в себе начала ума и воли, ибо только сознательно-волевое " Я", само огненное по своей природе, способно эффективно управлять погонами огня.

§376. ... Также покончим со смешанным пониманием групповой души... – Групповая душа – термин, относящийся к теософской традиции и означающий общую родовую душу, которой якобы обладают животные одного вида. Е. И. Рерих даёт следующий комментарий к данному понятию и данному параграфу:

" Если бы животные обладали групповой душой, то откуда все разнообразие в их характерах? На одном скотном дворе коровы живут в одинаковых условиях, однако все они весьма разнятся в своих характерных особенностях и привычках; возможно, что при сильном неожиданном воздействии, при опасности они будут действовать согласно, но ведь даже люди малого сознания при всех паниках действуют не лучше стадных животных, будем ли мы утверждать, что они обладают групповой душой? Конечно, дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкосновения с прочими энергиями, слагают индивидуальность, или, если хотите, душу. Из этого, однако, уже ясно, что не может быть групповой души, каждая монада, собирая свои собственные накопления, или запасы, следует определенным эволюционным путем, ибо магнитное притяжение, лежащее в основании каждого жизненного фокуса, действует точно. Некоторые писатели смешали и понятие делимости духа с групповой душой. Ошибок много, и они неизбежны, особенно при наблюдаемой людской нечестности" (Письма, 16. 1. 35).

§376. ... Но даже Платон, с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил её красиво... – Платон Афинский (427-347 до н. э. ) – древнегреческий философ, родоначальник идеализма и платонизма, один из наиболее выдающихся мыслителей прошлого, оказавших влияние на развитие западной философии и культуры. Считался посвященным в таинства мистерий. Учение Платона исходит из того, что есть мир идей, а есть мир вещей. В познании достоверным является не чувственное восприятие, но правильно образованные понятия, которые являются отражением идей. Понятия образуются в человеческом сознании благодаря вспоминанию тех идей, которые душа человека созерцала до соединения с телом. Самая высокая идея – это идея Блага, которое мыслитель понимал как Божественное Начало и как демиурга этой вселенной. В этике Платон выделает такие четыре добродетели, как мудрость, смелость, самообладание и справедливость. Побудительной причиной устремления человека к реализации идеи нравственности философ назвал эрос – силу, которая пронизывает все на свете, в том числе взаимоотношения мужчины и женщины. Понятие эроса у Платона означает любовь и влечение, пронизывающее все уровни человека и отнюдь не тождественно понятию либидо, введенному З. Фрейдом. Каждый мужчина и каждая женщина имеют свою половинку противоположного пола, то есть вторую часть некогда единой целой реальности – андрогина. Хранящийся глубоко в душе образ своего идеала противоположного пола заставляет человека во всех встретившихся ему на пути и понравившихся мужчинах или, соответственно, женщинах искать отражение собственных желаний. При совпадении общих жизненных устремлений таких половинок и наличии взаимных чувств люди испытывают переживания счастья и блаженства.

Е. И. Рерих утверждала, что закон притяжения половинчатых душ друг к другу относится к величайшим тайнам бытия, выдавать которые человечеству в полном объеме было бы разрушительно. Однако в древности этот закон был известен отдельным духовно продвинутым и посвященным людям. Е. И. Рерих писала на данную тему:

" Напрасно думаете Вы, что проблема половинчатых душ не была разрешена великим Платоном. Великий Платон был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: " Открывший драгоценную формулу не может прокричать её в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу" (Письма, 8. 3. 35).

§379. ... Лама говорит... – Лама – монах-священник в ламаистской версии буддизма, распространенной, прежде всего, в Тибете и Монголии.

§395. ... Переход от Кали Юги к Сатья Юге описан довольно точно, и тягость времени указана... – Описание этого перехода содержится в древнеиндийских текстах Вишну Пураны и Агни Пураны, подробные выдержки из которых приводит Н. К. Рерих в книге " Сердце Азии":

" Агни Пураны говорят следующее:

“В конце Калиюги смешаются касты. И будут процветать разбойники без пощады. Под личиною религии будут проповедовать ересь. И злые духи под видом владык будут раздирать людей. В доспехе вооруженный Калки, сын Винчу-яши, уничтожит злых духов, восстановит порядок и достоинство и поведёт народ по пути истины. Исполнив это, он оставит облик Калки и вернётся в высшие сферы. После чего Критаюга установится как ранее”" (" Сердце Азии", Минск, 1991, с. 69).

Е. И. Рерих писала следующее:

" Приведу интересное место из " Тайной Доктрины", взятое из " Пуран": " Так как Сатья Юга всегда первая в серии Четырех Веков или Юг, то Кали Юга всегда последняя". Сейчас Кали Юга верховно властвует в Индии и как бы совпадает с Кали Югой западного века. Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший " Вишну Пурану", когда он предсказывал некоторые темные влияния и преступления Кали Юги. Ибо, сказав, что " варвары" будут властвовать на берегах Инда, Чандрабхаги и Кашмира, он добавляет: " Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин и детей, и коров, они будут захватывать имущества своих подданных (или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен); власть их будет ограничена... жизнь их будет кратка, желания ненасытны... Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут мощны (в Индии), покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены, народ будет погибать. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен... Лишь имущество будет давать положение: богатство будет единственным источником почитания и преданности; сладострастие – единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового наслаждения... Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни; нечестность будет общим средством существования; слабость – причиною зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться благочестием; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством... сильнейший будет властвовать... народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов (кхара-бхара), будет спасаться в долинах... Так в Кали Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению – (Пралайи). Когда конец Кали Юги будет совсем близок, часть божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы (Калки Аватара), сойдет на Землю... одаренный восемью сверхчеловеческими способностями... Он восстановит справедливость на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали Юги, пробудятся и будут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены... явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Крита Века (или Века Чистоты). Как сказано: " Когда Солнце и Луна, и (лунный астеризм) Тишия, и планета Юпитер будут в одном доме, Крита (или Сатья) Век вернётся... " " (Письма в Европу, 19. 3. 36).

В письме к А. М. Асееву Н. К. Рерих приводит дату окончания Кали-Юги, но это не значит, что сразу же должна начаться эпоха благоденствия, ибо переход от одной юги к другой может продолжаться несколько столетий:

" Вам будет интересно слышать, что сейчас в Индии широко распространяется одна книга на индустанском языке о том, что, по проверенным вычислениям, Кали юга кончается в 1942 году. Это верно" (Письма к Асееву, 30. 11. 37).

§428. ... образует жилище элементалу... – К элементалам оккультно-философская и европейская герметическая традиции относят духов стихий, которые, как уже упоминалось, подразделялись на четыре типа: гномов (стихия земли), ундин (стихия воды), саламандр (стихия огня) и сильфов, или эльфов (стихия воздуха). Считалось, что оккультисты способны управлять этими силами природы, произвольно вызывая их во время магических операций и заставляя производить различные действия. Е. П. Блаватская рассматривая семеричную природу бытия, даёт следующую характеристику понятию элементалов:

" Шестая и Седьмая Степень разделяют низшие качества Четверицы. Они – сознательные эфирные Сущности, такие же незримые, как и Эфир, которые, подобно ветвям деревьев, вырастают из первой центральной Группы Четырех и, в свою очередь, дают побеги бесконечных боковых Групп, низшими среди которых являются Духи-Природы или элементалы бесконечных родов и разновидностей; от бесформенных и несубстанциональных – идеальные Мысли их создателей – вплоть до атомичных, хотя и неуловимых зрением человека организмов. Последние рассматриваются как " духи атомов", потому что они первая ступень, предшествующая физическому атому – чувствующие, если и неразумные сущности. Они все подлежат Карме м должны изживать её в каждом цикле" (" Тайная Доктрина", т. I, с. 280).

" Элементал – это сгусток силы, не имеющий разума и моральных качеств или наклонностей. Его движениями можно управлять посредством человеческих мыслей, которые способны, сознательно или бессознательно, придавать элементалу форму и до некоторой степени – разум. В своей простейшей форме элементал проявляется как некоторое возмущение прозрачной сферы, какое производила бы " стеклянная рыба, прозрачная до невидимости, проплывая в воздухе комнаты", и это движение оставляет за собой мерцание, похожее на то, которое создает поднимающийся над духовкой горячий воздух...

Их движение определяют другие классы мыслей, помимо упоминавшихся раньше; определенные эманации живых существ, различные степени и пропорции вибраций между существами, разные изменения магнетизма, вызванные определенными причинами, например, фазой луны и годом; разные полярности; изменения звука; изменение влияния другого разума на расстоянии...

... Мир элементалов стал сильным фактором в Карме человеческой расы. Будучи бессознательным, автоматическим и фотографическим, он уподобляется человеческому роду. Раньше, когда (как мы можем утверждать) человек ещё не начал создавать плохую Карму, мир элементалов был настроен более дружелюбно по отношению к человеку, поскольку ещё не получал от него неблагоприятных впечатлений. Но по мере того как человек становился все более невежественным и недружественным по отношению к самому себе и остальным созданиям, мир элементалов начал приобретать точно такой же вид и платить человечеству той же монетой, так сказать, воздавать ему по заслугам...

... И в наши дни вид и деятельность мира элементалов является точным отражением и результатом всех поступков, мыслей и желаний людей с древнейших времен. Будучи бессознательным и действуя только в соответствии с естественными законами своего существования, мир элементалов представляет собой могущественный фактор в действии Кармы. И пока человечество не развивает дружеских чувств и милосердия по отношению ко всему мирозданию, элементалы не получат толчка к действиями на пользу человечеству. Но как только человек или люди начнут где бы то ни было культивировать братские чувства и любовь ко всему сущему, тотчас же элементалы начнут перенимать там новые условия" (" Избранные статьи", с. 108-115).

Агни Йога рассматривает элементалов как низших невидимых сущностей, обитающих в плотных слоях астрала в свободном состоянии и стремящихся вступить в какое-либо тонкое соединение. Они способны притягиваться к человеческой ауре и влиять на духовное состояние человека при ослаблении заградительной аурической сети.

§432. ... Нэти, Нэти – Неназываемое руководит... – Нэти (букв. " не то, не то" ) – одно из важных понятий индийской философии и, в частности, системы Адвайта-Веданта, означающее невыразимое, построенное по отрицательному признаку определение Бога. Оно предполагает любой образ Высшего, встречавшийся на пути духовного искателя, определить как " не то", то есть как не выражающее принципиально невыразимую до конца глубинную Божественную Природу. Впоследствии данное понятие и подход стали отождествляться с путем Джнана Йоги, в процессе которого адепт последовательно отбрасывает все внешние и внутренние формы и образы, возникающие на его пути как иллюзорные и не вмещающие полноту Абсолюта.

§442. ... Пример Эсхила поучителен... – Эсхил (ок. 525 – 456 гг. до н. э. ) – древнегреческий поэт, драматург, родоначальник жанра трагедии, который был превращен им из обрядового действия в собственно драматический жанр. Автор ряда пьес (" Орестея", " Семеро против Фив", " Прометей Прикованный" ). Тяготел к мистериям, но среди современников шли споры – можно ли считать его посвященным или нет. Сама Е. П. Блаватская считала Эсхила посвященным, легкомысленно повторившим в драматической форме то, что открывалось жрецам во время Мистерии Сабаса (празднества, представляющего вариант Митраистских мистерий, где аллегорически излагалась вся эволюция рас). Е. П. Блаватская со ссылкой на труды Цицерона (" Tuscul Quaest" ) и Климента Александрийского (" Strom", " Opera" ) писала следующее:

" Последние писатели являются единственными, которые приписывают истинной причине тот факт, что Эсхил был обвинен афинянами в святотатстве и был присужден к побитию камнями на смерть. Они говорят, что, не будучи посвященным, Эсхил профанировал Мистерии, выдав их в своей Трилогии, представленной на публичных подмостках. Но он подвергся бы тому же осуждению, если бы и был посвященным; что по всей вероятности, и было в данном случае, ибо иначе, подобно Сократу, он должен был бы иметь Демона, который открыл бы ему тайную и сокровенную аллегорическую Драму посвящения. Во всяком случае, не " отец греческой трагедии" изобрел пророчество Прометея; ибо он лишь повторил в драматической форме то, что открывалось жрецам во время Мистерии Сабаена. <... > Переводчик драмы высказывает удивление, как мог Эсхил стать повинным в таком " противоречии между характером Зевса, каким он изображен в " Закованном Прометее", и тем образом, который представлен в остальных драмах".

Именно потому, что Эсхил, подобно Шекспиру, был и навсегда останется интеллектуальным " Сфинксом" веков" (" Тайная Доктрина", II, с. 525).

§447. ... Чакры, огненные колеса, напоминают о бесчисленных кругах зачинания и завершения... – Понятие чакр (чакрамов) имеет в индийской традиции несколько смыслов и значений. В первую очередь чакра – это знак, колесо, символизирующее солнце, победу, энергию. Во-вторых, это предмет, принадлежащий богу Вишне, и как оружие выражает идею охранительной силы, присущей божеству. В-третьих, чакры являются знаком символа чакравартина, то есть того, кто вращает колесо (обычно им был царь, господин сакральной власти). В-четвертых, в йоге и тантре чакры представляли собой незримые энергетические центры.

Символ " огненного колеса", связанный с чакрами, но не сводящийся к ним, в самом общем виде означает солнечный символ, выражающий идею света, порядка и совершенства. Исследователи символики отмечают, что функция огненного колеса обычно состояла в том, чтобы стимулировать солнце в его активном непрестанном движении и противостоянии зиме и смерти. Помимо этого, символ огненного колеса присутствовал в Ветхом Завете, где в книге Пророка Даниила появляются пылающие колеса вокруг головы Бога, а в книге Иезекииля говорится о видении этого пророка, удостоившегося созерцания огненных колес, ободья которых полны глаз. Вращение огненных колес в конечном счете означает вращение чакр, пробудившихся в результате духовной практики.

§460. ... Также и многие северные народности могут дать любопытные материалы, особенно в Норвегии, в Карелии, в Шотландии и среди эскимосов... – В данном параграфе речь идёт о накоплении тонкой жизни с помощью первобытной магии, развитой среди многих остановившихся в своём цивилизационном развитии древних народностей. Этнографические и психологические исследования фольклора и традиционной культуры перечисленных северных народов подтверждают, что шаманы древних норвежцев и эскимосов, карельские волхвы, шотландские друидические жрецы обладают достаточно мощными магическими умениями, позволяющими эффективно накапливать энергию.

§470. ... Разве город должен быть непременно земным, или корова должна непременно напоминать лишь о земных стадах, или молоко лишь земное, или змеи из-под земли?.. – Каждое из приведенных в шлоке слов (город, корова, молоко, змеи) помимо буквального значения является символом. Город на символическом языке считается в религиозно-эзотерических учениях отражением космических небесных образований, которые созданы по плану и целеустремленно. Те или иные реальные исторические города закладывались в четком соответствии с предписаниями того или иного учения. Потому город через некоторое время превращался как бы в символ этого учения, причём городские стены считались средоточением охранительной магической силы. Что касается городов неземного происхождения, к ним относили так называемые небесные города, например, Небесный Иерусалим, " Божий Град" как символ Богоматери. Небесные города состоят из огненной материи и освящены вечным огненным светом.

Корова, считающаяся священным животным в некоторых культурах Востока и прежде всего в Индии, имеет также богатое символическое значение в сакральных учениях и культурах Востока и Запада. В наиболее общем значении корова символизирует Великую Мать, Землю и Луну. Лунные богини, носящие на голове коровьи рога, олицетворяют Луну в неполной фазе. Шумеры указывали на параллелизм между молоком коровы и светом луны. Египетская Небесная корова по имени Нут своими четырьмя ногами олицетворяет четыре стороны света. В Индии Небесная Корова Притхиви сочетается с Небесным Быком. Ее четыре ноги символизируют четыре касты. В индийской традиции корова Нандити считается выполняющей желания и потому дающей эликсир и молоко. Пробужденная огненная энергия Кундалини называется в гимне " Кали-Стотра" " Коровой изобилия".

Молоко считается пищей богов, внешней формой пропитания. В буддизме молоко олицетворяет Дхарму, а в христианской традиции молоко сравнивается с небесной пищей, полученной от мистической невесты – церкви. Благодать рассматривается как небесное молоко. В Греции молоко связывалось с орфическими обрядами и силой, получаемой во время инициации. В христианской иконографии изображение бадьи с молоком означает сосуд с небесной пищей, даваемой Спасителем и христианской Церковью. В алхимии молоко является символом двух первоначал – серы и ртути. С точки зрения астрономии и астрологии земное молоко есть отражение небесного молока, излучаемого Млечным Путем.

Змея (змей) – универсальный символ Востока и Запада, имеющий множество значений и смыслов в различных культурах и традициях и проявляющийся в двойственном аспекте как жизнь и смерть, подземное и надземное существо, мужское и женское начало, добро и зло. В своём небесном, или огненном, аспекте змея может выступать символом Солнца или солнечных лучей, радуги (китайский Лазурный Змей, или Дракон), дождя, ветра, грома, молнии (Пернатый Змей ацтеков).

§482. ... Кшатрии Раджпутаны... – Кшатрии – вторая из четырёх каст, означающая сословие воинов, священная функция которых состояла в защите народа от врагов и поддержании гармоничного миропорядка. Время господства кшатриев в преданиях обычно связывалось с циклом так называемого серебряного века (Трета-Юги). Раджпутана – историческая область в Индии, находящаяся в Раджастхане (букв. " страна раджей" ). Ныне это штат на Северо-западе страны с административным центром Джайпур.

§493. ... Мудро сказано: " Хотящий идти к отцам к ним и придёт"... – Перефразировка известного восточного изречения " хотящий прийти к отцам придёт к отцам, хотящий прийти к духам придёт к духам, хотящий прийти к Богу придёт к Богу".

§504. ... Именно – " Победи безбожных"... – В данном случае имеется в виду Завет Учителя, приведённый в книге " Сердце" и заключающийся в призыве вести священную борьбу с мертвящим безбожием, принявшим форму сатанизма.

§552. ... каждый Йог знает нить серебряную как единую путеводную звезду... – Е. И. Рерих писала:

" Путеводная звезда человека есть излучение зерна его духа, или накопленное чувствознание, устремляющее человека к Свету. И эта путеводная звезда разгорается особенно ярко после тяжких жизненных путей. Лишь в высочайшем напряжении трансмутируются и утончаются наши энергии в высшие устремления. Именно устремления слагают характер человека или его карму. Необходимо твердо запомнить, что карма слагается прежде всего из побуждений, устремлений и мыслей человека, действия – лишь второстепенные факторы.

Так благие накопления за многие жизни слагают карму, направляемую Путеводной Звездой чувствознания" (Письма в Европу, 23. 11. 37).

§559. ... Лаотзе часто беседовал с водопадами... – Лаотзе (Лао-Цзы, Ли Эр, IV-III вв. до н. э. ) – великий мудрец и легендарная личность древнего Китая, основатель духовно-философского учения даосизма, автор знаменитого трактата " Дао дэ цзин". Имя " Лао Цзы" в переводе с китайского имеет два значения: 1. " Старый мудрец" и 2. " Старый ребенок", каждое из которых было призвано подчеркнуть изначальную врожденную мудрость автора трактата. Лао Цзы занимал должность хранителя архивов в царстве Чжоу и был также чиновником-историописателем. В период упадка царства он, как гласит предание, оседлав буйвола, отправился на Запад. Во время путешествия он по просьбе смотрителя одной из пограничных застав, изложил свое учение в трактате, позднее названном " Дао дэ цзин". Дальнейшая судьба мудреца неизвестна, но, по народным преданиям, он превратился в бессмертного странника-небожителя. Согласно древним биографам-мудрецам, он был необыкновенным человеком, воспринимавшим весь мир как громадное живое существо, знал язык птиц, зверей и умел разговаривать с природой.

Прямых свидетельств по поводу способности основоположника даосизма разговаривать с водопадами в главных даосских текстах нет. Однако в народно-фольклорных преданиях, относящихся примерно к XII веку, присутствует тема общения Лао Цзы и других выдающихся даосов, таких как, например, Джуанцзы, с водопадами, горами, озерами, ручьями, реками. В этих преданиях утверждается, что даосы знали язык стихий и умели с ними общаться. Скорее всего в данном случае имеет место перенос сюжетов из преданий, относящихся к другим легендарным даосам, на фигуру Лао Цзы. Заострение внимания на разговорах Учителя с водопадами, представляющими именно водную стихию, может быть связано с тем, что символом Дао нередко выступает вода, а в произведениях Лао Цзы и его биографов неоднократно говорится, как он прогуливался по вечерней горной террасе вдоль водопадов и берега озера. К тому же традиция китайского чань-буддизма, оказавшая определенное влияние на даосизм, содержит в себе призыв к ученикам " идти и смотреть на водные потоки", чтобы таким образом получить просветление.

Агни Йога очень высоко оценивает личность Лао Цзы, называя его воплощением одного из Великих Учителей Востока по имени Ракоци.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.