Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 3 страница



1922 Январь 6. ... Мир тучею слез прерывает нужные токи... – Учение утверждает, что многие психологические реакции человека, сопровождаемые слезами и рыданиями, затрудняют установление тонких психоэнергетических контактов и связей человека с миром духовных Учителей.

1922 Январь 13. ... Но приносимая чистая жертва отдается Богом, принесшим Исаака по чистой вере... – Учение подчеркивает на уже упоминавшемся библейском примере, что максимальное воздаяние в духе человек получает лишь после максимально чистой и бескорыстной жертвы. Исаак – один из библейских персонажей, сын Авраама, которого отец собирался принести в жертву Богу.

1922 Январь 14. ... Нужно выбирать дорогу солнца или луны... – В религиозных учениях и эзотерических традициях духовный путь человека подразделялся на два основных направления – Белый путь, предполагающий высоконравственное устремление к благой цели (его символом считалось солнце), и Тёмный путь, основанный на овладении скрытыми психическими силами во имя эгоистических целей (его мистическим покровителем выступала луна). Солнце и луна были не просто символами двух разнонаправленных духовных путей, но рассматривались как реальные источники тонких энергий двух полярных по отношению друг к другу разновидностей.

1922 Январь 16. ... Счастье уявляют многими столетиями сложенные дела... – Согласно Учению, удачные счастливые обстоятельства земной судьбы каждого человека – не случайность, но результат многовековых духовных накоплений, образуемых трудом предшествующих жизней (воплощений).

1922 Январь 24. ... Будьте как луч солнца и песнь птицы... – Птица – универсальный символ восточной и западной мифологии, в наиболее общем виде означающий человеческую душу, стремящуюся к духовной свободе и полетам и свободную от ограничений плоти. Птицы символизировали человеческие мысли, быстроту мыслительно-духовного движения, высоту духа как таковую. Символика птицы является солярной и связана с небом, а также с мировым деревом, поскольку птицы часто появляются на его ветвях. Птица может выступать и как вестник Бога. Индуистская птица олицетворяет быструю работу ума. Буддийские птицы представляют собой символ самого Гаутамы и благого предзнаменования. У китайцев птицы, как правило, символизируют долголетие и хорошую судьбу. Египетская птица Бенну олицетворяет способность человека покидать своё тело по желанию. Христианская традиция связывает с образом птицы крылатую человеческую душу, способную подниматься в ангельские и божественные миры. Иногда символика птицы удваивается, и речь идёт о двух сидящих на дереве птицах (Упанишады), одна из которых ест плоды, а другая созерцает её. Птица, сражающаяся со змеей и побеждающая её, олицетворяет победу высокого над низким, или " неба" над " землей".

В Агни Йоге символ крылатой птицы встречается неоднократно и по своему смыслу в основном совпадает с индийской символикой, означая, как правило, человеческий дух, окрыленный высокими идеями и устремленный к совершенству.

1922 Январь 27. ... Учитель просит прочесть труд Оригена... – Ориген (185-253/54) – древнехристианский теолог и философ, близкий к Александрийской школе (по некоторым данным он учился в школе Аммония), являющийся ярким представителем ранней патристики. Он синтезировал неоплатонический подход к Богу с формирующейся христианским Учением, углубил рождающийся метод символического толкования Библии. Пытался согласовать идеи платонизма с библейскими истинами, для чего разрабатывал доктрину о трех смыслах Библии: телесном (буквальном), душевном (моральном) и духовном (философско-мистическом). Оказал большое влияние на христианскую мистику и догматику, где пытался утвердить некоторые положения древних дохристианских религий и философий, в том числе и доктрину перевоплощений, основываясь на учении Платона о предсуществовании души. Приверженцами Оригена были такие известные Отцы Церкви, как Евсевий Кесарийский, Григорий Низианзин и Григорий Нисский. Современная церковь, в целом высоко оценивая заслуги Оригена, считает ряд положений его Учения еретическими, продолжая в отношении к нему линию, выраженную в эдикте императора Юстиниана.

1922 Февраль 6. ... Каждый видит астральное клише через цвет своей ауры... – Любое астральное клише (форма) воспринимается каждым человеком через индивидуальную цветовую призму собственного аурического излучения. Иными словами, человек с аурой красного цвета скорее всего будет видеть тонкий мир в красных оттенках.

1922 Март 10. ... Пуруша дрожит от присутствия несправедливости... – Пуруша – одно из ключевых понятий восточной философии, имеющее двоякое значение: 1. Гигантский Космический Первочеловек, по образу и подобию которого создавались земные люди; 2. Высший Дух, Абсолютный Субъект, Мужской Принцип, полярный по отношению к Высшему Женскому Принципу – Пракрити, или Первоматерии. В данном случае понятие употребляется ближе к второму значению, что можно истолковать как реакцию высшего Божественного Мира на дисгармонию мира человеческого.

1922 Март 25. ... Усмотрите, чтобы тёмные не играли Именем Учителя... – Имя Учителя восточная философия и продолжающая её традиции Живая Этика относят к числу священных понятий, произнесение которых всуе считается большим грехом. Поскольку само понятие Священного Имени в эзотеризме выражает глубинную сущность Носителя Истины, его правильное произношение либо приближает последователя к природе Учителя, либо, при неправильном произношении, отдаляет от Него и наносит вред как самому человеку, так и пространству. Потому заповедана " невыдача", или сокрытие, имени Учителя для тех людей, которых можно отнести к категории " темных". В том случае, когда " тёмные", своими путями узнавшие об имени Учителя, глумятся над ним, последователь Учения должен защищать священное имя и понятие, давая хулителям моральный отпор.

1922 Апрель 9. ... Из Начала боролись тёмные, из Начала Мы побеждаем... – Здесь проводится мысль о том, что зло и тьма должны рассматриваться не как силы, внеположные Богу, но как его низшая часть, по своей свободной воле выбравшая разрушительный путь отпадения от Целого. Допущенная Богом по принципу свободной воли инволюционная программа темных в конечном счете призвана лишь оттенить путь добра. Потому она побеждается другой Божественной программой – программой светлых эволюционных сил.

1922 Апрель 10. ... Заплатите по счетам в гостиницах, и с поклоном вынесут сундуки ваши на корабль... – Речь идёт о незыблемости закона кармы, или причинно-следственной связи, согласно которому ускоренное духовное развитие " на корабле эволюции" (путь дхармы, или учения) возможно лишь после уплаты жизненных долгов (отработки цикла кармы).

1922 Апрель 12. ... Мы можем жестом передвигать дела... – Великие Учителя своей мощной духовной волей способны воздействовать на события и обстоятельства, в силу эволюционной необходимости перемещая их из одного пространственного места в другое.

1922 Апрель 18. ... Путь общий не ведет к Святой Горе... – Святая Гора – в эзотерических традициях рассматривалась как мировой центр, высшая точка и средоточие Земли, место встречи земли и неба, ось бытия. Символизирует состояние полноты бытия, зону общения с богами, вершину рая, вечность, постоянство, прочность и незыблемость. Каждая религия или духовное учение имеет своё понятие о Святой Горе, нередко соотнося её с наиболее высокой горой того ареала, на котором это учение получило распространение. Древние греки говорили об Олимпе, европейцы – о Монсальвате, израильтяне – о Сионе. В данном случае речь идёт, скорее всего, о священной для всех индусов горе Меру, соотносимой с Гималайскими вершинами, которые Агни Йога считает Обителью Шамбалы и местопребыванием ашрамов Великих Учителей Востока Махатм.

1922 Апрель 18. ... Начался новый день над землею... – Земля – наша планета, считающаяся в геоцентрических системах (в том числе в некоторых ответвлениях христианства) центром мира. Современная астрология рассматривает её в качестве обычной рядовой планеты, обращающейся вокруг Солнца. С эзотерической точки зрения эволюционный уровень Земли соответствует среднему сознанию человечества.

1922 Апрель 23. ... Прояснил память ушедшего свитка... – Здесь речь идёт о пробуждении глубинной памяти о предшествующих реинкарнациях (воплощениях), оживающей под действием духовно-энергетической помощи, оказываемой Великим Учителем ученику.

1922 Апрель 24. ... Аум к Иегове относится, как косяки одной двери... – Согласно Живой Этике, божественные персоналии и принципы различных религий, несмотря на внешние отличия, в своей глубинной основе составляют проявления Единого Целого.

Аум – высочайшее понятие в индийской духовной традиции, символ Абсолюта.

Иегова (Яхве) – непроизносимое имя Бога в иудаизме. Е. И. Рерих, объясняя понятие Иеговы, связывала его с планетой Сатурн:

" Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в Единство Космоса, единство в многообразии. И эту идею единства он утвердил в виде Единоначалия, именно, в массах закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему именно был избран образ Иеговы как Руководящее Начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский как отдельная нация зародился под этим светилом" (Письма, 6. 5. 34).

" Иегова не всегда обозначает планетного Духа Сатурна. Все подобные символы имеют много значений, и часто одно наименование покрывало целый ряд понятий или заместителей. Эзотерически Иегова означает Элохим" (Письма в Европу, 17. 3. 36).

" Так, еврейское имя Бога Иао передано нашими русскими востоковедами как Яо, но кабалистическое значение этого имени заключается именно в трех буквах. Так и Иегова должен иметь семь букв" (Письма в Европу, 15. 04. 37).

1922 Апрель 26. ... Посылки разбиваются о закрытое сердце... – Речь идёт о том, что успешность посылки психической энергии достигается лишь в случае, когда посылающий и принимающий взаимно сгармонизированы. При закрытости сознания и сердца посылка не проникает в душу предполагаемого адресата и возвращается к пославшему её, что нередко воспринимается им как болезненный процесс.

1922 Апрель 26. ... Эманации раздражения не только отбрасывают посланные мысли... – Эманации (лат. истечение, исхождение) – тонкие светящиеся излучения, идущие от человека, живых существ и предметов физического мира. Современная наука подходит к регистрации эманаций посредством приборов (например, эффект Кирлиана). Учение утверждает, что каждая человеческая эмоция имеет свой тонкий образ в виде излучений, или эманаций.

1922 Апрель 26. ... Скоро новые центры будут возвращены... – Учение утверждает, что при наступлении Новой Эпохи Огня скрытые способности и психоэнергетические центры человека, в далеком прошлом на ранней стадии эволюции действующие и затем временно уснувшие, пробудятся и начнут действовать, причём в иной новой комбинации, где на первое место выйдет чакрам сердца.

1922 Май 3. ... Существо наше нуждается в токах праны... – Прана (санскр. дыхание, жизнь) – одно из основных понятий йоги; жизненная сила, энергия, разлитая в природе и ассимилируемая организмом в процессе дыхания. Согласно йогическим и теософским представлениям, является основным видом энергетического " питания" для эфирного тела. Количество усвоенной праны соответствует запасам здоровья и жизнеспособности человеческого организма.

1922 Май 10. ... Нужно нумена силы призывать и созданным Терафимом пробить толщу зла... – Нумен (греч. noumenon) – глубинная умопостигаемая сущность в противовес внешнему явлению – феномену, постигаемому чувствами. В данном случае речь идёт о Божественных непроявленных силах, которые можно призвать к проявлению и с помощью их мощи победить зло.

Терафим (др. -евр. ) – талисман, обладающий мощной охранительной животворящей силой. Агни Йога выделяет две разновидности терафимов: 1. физическую – земной предмет, насыщенный специальными посылками психической энергии, и 2. астральную – особая тонкая сила или форма, способная укреплять земные построения. Агни Йога содержит в себе подробные указания о том, как надо создавать терафимы:

" Как готовить терафим? Нужно найти помещение, где психическая энергия заклинателя достаточно наполнила пространство и осела на предметах. На определенном месте слагается изображение любого вида из воска или глины, или извести. Установив изображение, следует покрывать его или серебряным ковчегом, или хрустальным, или стеклянным, или кожаным покрытием.

При заклинаниях, как знаете, произносились распевы, составленные из странных, порою лишенных смысла, слов. Но не смысл, но ритм имеет значение. Так музыка сфер состоит не из мелодий, но из ритма. Когда развитой дух знает звуки сфер, он поймет явление мощи ритма. Так при нагружении терафима имеет значение воля и ритм.

Безразлично, в каких словах производится поручение терафиму. Важно чередование наслоений и искренность непосредственной посылки и ритм, который может соответствовать Махавану. Только малое сознание нуждается в чужих приказах. Но развитое сознание может импровизировать слова согласно потоку психической энергии.

Незачем связывать себя заученными словами, лучше проникаться ритмом, когда каждый мускул сливается в устремлении с нервами. Как неделимое целое, вибрирует человек, и сила приказа наслаивается наложением рук на терафим. Нужно наполниться однородным устремлением, творя терафим. Каждый день не меньше трех раз нужно нагружать терафим.

Чтобы лучше наслоить волю, не делайте поверхность терафима слишком полированной, лучше покрыть тканью и можно применять курения смолистых веществ. Эвкалипт хорош".

1922 Май 14. ... Расы сотрутся в Новом Мире... – Согласно Живой Этике, будущее единение человечества при наступлении Новой Эпохи Огня должно осуществляться на основе единого понимания законов жизни и осознания духовных задач. Цвет кожи не будет считаться признаком Новой Расы. " Стирание" Рас, о котором говорится в данной шлоке, следует понимать как растворение чисто земных, внешних, конституционально-физических расовых признаков, отличающих одну расу от другой.

1922 Май 15. ... Чурам нет хода... – Чур – с точки зрения современной мифологической науки, божество, связанное с хозяйственными циклами и сезонными работами, воплощавшее целостность небольшой замкнутой группы людей. В Учении данное понятие выступает в несколько ином смысле, олицетворяя архаический мир пережитков прошлого. Разъясняя значение этого слова, Е. И. Рерих так отвечала одному из корреспондентов:

" Чур – в смысле пережитков или старого отжившего сознания. К чурам можно отнести и понятие домового (следовательно, всякие суеверия и предрассудки). Смысл тот, что со старым сознанием, со старым невежеством, со всеми его проявлениями не воспринять грядущего нового мира" (Письма в Европу, 1. 9. 37).

1922 Май 15. ... С курным дымом не продохнуть России будущей чудную повесть... – Хотя Рерихов можно отнести к числу крупнейших знатоков, почитателей и практических охранителей русской старины, они связывали великое будущее России не с сохранением архаических внешних признаков и подробностей быта (вроде курной избы), но с " народным просветлением" и осознанием " простора Красоты".

1922 Июнь 1. ... Сокол не уронит крыло во время полета... – Сокол – солярный символ, распространенный в мифологиях Востока и Запада, как правило, имеющий амбивалентное значение: иногда он выступает как хищник, а иногда как олицетворение духа свободы, воодушевления, света. В древнем Египте сокол был аллегорией великого бога Неба Гора и символом царской власти. В кельтской традиции сокол считался изначальным образом Бога в аспекте высшей чистоты, противостоящей животным страстям. В религии инков сокол играл охранительную функцию. Иногда сокол рассматривался как хищная птица, далекая от света и добра.

В Агни Йоге сокол символизирует солнечный, светлый дух, способный к полетам и парящий в небе ангел-хранитель.

1922 Июнь 1. ... и кольцо Твое крепко на руке моей... – Речь идёт о перстне Учителя, даваемого ученику как отличительный знак ученичества и одновременно как священный предмет, наличие которого позволяет поддерживать постоянную тонкую связь в духе со своим Высоким Руководителем.

1922 Июнь 2. ... Прежде утвердим презрение к пище... – Здесь в подчеркнуто заостренной форме проведена мысль о необходимости овладения телесными потребностями и известном преодолении последователем Живой Этики своей психологической зависимости от пищи.

1922 Июнь 9. ... Но где же жемчуг духа вашего?.. – Жемчуг, жемчужина – символ духовно-мистического Центра Бытия, скрывающегося в глубине человека. По отношению к духу символ жемчуга может означать лишь высшие основы духовного мира – искру божественного пламени, зерно совершенства, сердце Будды или его третий глаз, запредельную мудрость, скрытую его сущность, то есть самое сокровенное, квинтэссенцию, " дух духа". Н. К. Рерих написал картину " Жемчуг исканий".

1922 Июнь 14. ... Умейте находить Урсулу и Антония в жизни... – Урсула – героиня христианской агиографической легенды, дочь британского короля, которая приняла христианство и во имя торжества новой веры приняла мученическую смерть от гуннов, отказавшись нарушить данный обет безбрачия и стать женой вождя варваров.

Антоний Великий (ок. 250-356) – основатель монашества, знаменитый духовный подвижник раннего христианства, отличавшийся высокой чистотой, праведностью и аскетическими достижениями.

1922 Июнь 15. ... Орлиный Глаз над вами... – Речь идёт о духовном дозоре, всевидящем внимании и глубоком контроле, осуществляемом Великим Учителем по отношению к преданному ученику и дающем ему помощь и поддержку.

1922 Июнь 17. ... Великое молчание окружает ухо открытое... – Молчание (оно же Голос Безмолвия) тесно связано со слышанием Голоса Учителя Незримого.

Е. И. Рерих посвятила этому понятию следующие строки:

" Конечно, голос этот может быть не только голосом нашего высшего Я, но, именно, Учителя, ибо эти явления почти неразрывно связаны между собою. Разве можно услышать голос Учителя при " сонном" состоянии нашего Я? При истинном духовном развитии (не в случае медиума) именно наше высшее Я воспринимает голос учителя Незримого. Потому, когда мы начинаем слышать голос Учителя, мы можем слышать и голос высшего Я" (Письма, 5. 9. 35).

1922 Июнь 24. ... Щит золотой непрочен... – Учение говорит о явной недостаточности земных ценностей, на которые опираются люди, например, ценностей материально-денежных.

1922 Июнь 26. ... Размах Десницы Сеятеля превысил твердь. <... > О, острый меч! О, молот разбивающий!... – Десница (устар. ) – правая рука, иногда просто рука или " карающая рука Господа".

Сеятель – символ Бога-Деятеля, разбрасывающего зерна творений и дел в пространстве.

Меч – в данном случае символ активной силы и действия, направленного на " оборону чистого града" от " рычания тьмы" и потому помогающего строительству Храма Духа.

Молот – символ мужской силы, крепости и активности, орудие кузнеца, наделенное мистической силой превращать железо в сталь. Встречается прежде всего в символике западной традиции, хотя иногда его можно встретить на Востоке в качестве одного из видов оружия или атрибутов власти даосских и буддийских божеств. В качестве оружия бога грома молот встречался в этрусской, скандинавской, германской мифологиях. В египетской традиции молот, по форме напоминающий Тау-крест, представляет собой изображение " мстителя" и " сокрушителя". В христианстве молот олицетворяет страдания Христа, а в Японии, напротив – вестник удачи, счастья и процветания. Как наносящий удары и сокрушающий препятствия молот олицетворяет возмездие и правосудие. Символика розенкрейцерства и масонства видит в молоте орудие мастера ложи, используемого для обработки " неотесанного камня" – несовершенной природы ученика. Понятие Строителя, появляющееся в конце данной шлоки свидетельствует о том, что розенкрейцерско-масонский подход к символу молоту наиболее близок к пониманию Учения.

1922 Июль 3. ... " Владыко, почему не доверишь мне собрать все плоды Сада Твоего? "... – Здесь и в других словах данного параграфа приводится диалог между нерадивым учеником, недоумевающим, почему он не получает от Учителя желанные священные знаки, и духовным Учителем, объясняющим, что ученик по причине невнимательности и грубости восприятия пока эти знаки не улавливает.

1922 Июль 11. ... Но мост между Нами – духовность... – Агни Йога дает своё объяснение понятию духовности, как правило, вызывающему множество споров. Учение считает, что духовность не сводится ни к морали, ни к религиозным взглядам и представлениям, ни к изощренной интеллектуальности. Она имеет свой темп планетарной эволюции. Е. И. Рерих писала по этому поводу:

" Духовность развивается много быстрее интеллекта, ибо интеллект требует уже осознания своей индивидуальности и ярого мощного существования Космического Бытия.

Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта. Но, конечно, ярая духовность растет много скорее, нежели интеллект и способность распознавания противоположений, существующих в Мире Проявленном. Ярый интеллект появляется при сознании своей обособленности от всего существующего и окружающего. Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создает особую индивидуальность, которая становится высоким благом или страстным злом в Мире Проявленном, в человеке. Человек становится подчиненным своему эгоизму, и только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти его от разложения – именно, Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определенно способствует возвышению духа и росту страстного распознавания, и тогда интеллект становится Высшим Умом, который преображается в Высший Разум.

<... > Распознавание и вмещение противоположений несравнимо способствуют развитию духовности. <... > Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, – великая Мощь в Космосе. Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному" (Письма в Америку, 15. Х. 53).

В другом месте, говоря о духовности прежде всего как о сознании, Е. И. Рерих называет его седьмым чувством:

" Теперь, что есть семь чувств астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое, ещё редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое, синтетическое, или духовность" (Письма, 06. 5. 34).

1922 Июль 11. ... берегите цветок Адаманта... – Буквально Адамант, или алмаз, означает драгоценный камень. Его символическое значение в данном случае связано с уровнем духовности, соединяющей сознание ученика с сознанием Великого Учителя.

1922 Июль 15. ... прочнее стен Иерихона... – Иерихон – древний город в Палестине на территории современной Иордании к северо-востоку от Иерусалима. В конце второго тысячелетия до н. э. был разрушен еврейскими племенами. Согласно библейскому преданию, стены Иерихона, считавшиеся оплотом прочности, были разрушены от звуков труб завоевателей (" иерихонские трубы" ).

1922 Июль 17. ... по пути Великого Молчания и Блага... – Великое Молчание в различных духовных традициях означает высокое состояние духа, слившегося с Божественным Миром, Словом, Логосом или Шабда-Брахманом (" Брахманом Звучащим" ). Великое Молчание проявляется в человеке как Голос Безмолвия (см. одноименную работу Е. П. Блаватской) и достигается в результате напряженной внутренней работы человека по нравственному очищению собственной души и полной остановки хаотического потока мыслей и чувств (по Блаватской, достижение совершенной сосредоточенности). Живая Этика подчеркивает аспект сердечной наполненности и пробужденности как ступеньки к " Великому Молчанию".

1922 Июль 21. ... на пути вашем может встретиться духовности полный сосуд... – Так называет Учение человека с большими духовными накоплениями.

1922 Июль 21. ... Все Бодхисаттвы <... > устремлялись по этому пути... – Бодхисаттва (санскр., букв. " существо, стремящееся к просветлению" ) – просветленный мудрец, нравственный идеал буддийского учения Махаяны (Большой Колесницы); ступень, предшествующая состоянию Будды; человек, достигший полноты духовной реализации и состояния Нирваны, но отказавшийся уходить в неё окончательно и покидать земной план бытия, чтобы вернуться к людям и, помогая им, воплощаться в земные тела до тех пор, пока последний человек на земле не достигнет состояния Будды. Состояние бодхисаттвы достижимо лишь в том случае, если человек достиг уровня непрерывно длящегося просветления и продолжает жить в высшем теле, называемом нирманакайя.

Е. И. Рерих в своей книге " Основы буддизма", изданной под псевдонимом Н. Рокотова, понятие бодхисаттвы рассматривает следующим образом:

" Слово Бодхисаттва состоит из двух понятий: Бодхи – озарение или пробуждение и саттва – сущность. Кто же эти Бодхисаттвы? – Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисаттвы проявляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага... Какими же качествами должны обладать Бодхисаттвы? В учении Готамы Будды и в учении Бодхисаттвы Майтрейи, данном им Асанге в IV веке, прежде всего, отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности. Будды вечно в действии, им неведома недвижность, подобно великому движению в пространстве, действия Сынов Победителей проявляются в мирах".

" Сильный, отважный, твердый в своей поступи, не отказывающийся от принятия бремени подвига общего блага... "

" Три радости Бодхисаттв – счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания. Терпение всегда, во всем и везде. Сыны Будд, Сыны Победителей, Бодхисаттвы в своем действенном сострадании – Матери всему Сущему (Махаяна Сутра)".

" Не эти ли Бодхисаттвы возглавляют ту сотню, которая рассеяна по лицу нашей планеты? Но участь этих Бодхисаттв тяжкая, никто из них не переносил и не переносит столько клеветы и гонений, как именно эти Спасители рода человеческого. Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не закрепощающих догм. Они Основатели и огненные Очистители религий" (Письма, 20. 12. 34).

Согласно традиции Хинаяны число Бодхисаттв ограничено и на сегодня равно двадцати четырем: в будущем лишь Майтрейя способен пройти этот величайший путь. Традиция Махаяны не ограничивает число Бодхисаттв этой цифрой и утверждает его потенциальную бесконечность. Е. П. Блаватская пишет о Бодхисаттвах следующее:

" Буддами сострадания называются те Бодхисаттвы, которые, достигнув состояния Архата, т. е. пройдя весь тайный путь отречения, отказываются от блаженства Нирваны, иначе " отказываются облечься в покров дхармакайя и ступить на тот берег". чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо (в духе) в мире и содействовать спасению людей, влияя на то, чтобы те следовали Доброму Закону, иначе – направлялись бы на путь праведности. Эзотерический словарный буддизм признает подобные великие характеры святыми и молится им, как христиане молятся своим святым" (Голос Безмолвия).

1922 Июль 21. ... предание о семи Вратах... – В эзотерическом буддизме духовный путь человека разделяется на семь этапов, на каждом из которых победа духа над определенными страстями и преодоление соответствующего искуса символизируется проходом через очередные врата, ведущие к освобождению. Каждые врата означают также определенную ступень духовного посвящения. Предание " Семь Врат" впервые было опубликовано в Европе в конце XIX века Е. П. Блаватской. В другой её книге " Голос Безмолвия" содержится описание каждой ступени, а также название тайных мистических ключей, посредством которых открываются соответствующие врата:

1. Первые Врата Пути (Дана), открываемые ключом милосердия, любви и нежного сострадания;

2. Вторые Врата Добра (Шила), открываемые ключом гармонии между словом и делом, уравновешивающим причину и следствие и погашающим действие негативной кармы;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.