Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Марина БОЙКОВА-ГАЛЬЯНИ



                                                                  Марина БОЙКОВА-ГАЛЬЯНИ

                                    О ТОМ, КОГО ПОМНЮ…

24 июля 2020года ему исполнилось бы 90 лет!

 

Анатолий ТимофеевичВехотко— советский режиссёр и сценарист.

Родился он 24 июля 1930 года в селе Островно Бешенковичского района Витебской области. Отец его, Тимофей Иванович, рожденный в 1903 году, был учёным, химиком. Он занимался исследованиями тяжёлой воды – актуальный вопрос физической науки того времени. Эти исследования приблизили создание атомной бомбы в 40-х годах ХХ века. Тимофей Иванович Вехотко участвовал и в разработках особой краски. Покрытые этой краской деревянные перекрытия предохраняли дома от полного сожжения во время Великой Отечественной войны, что случилось с Варшавой, сожжённой дотла. Применение этой краски в Ленинграде спасло часть жилых и общественных зданий стиснутого блокадой города. Супруга Тимофея Ивановича вела домашнее хозяйство и воспитывала сына Анатолия. Теплую домашнюю атмосферу родительской семьи Анатолий Тимофеевич вспоминал всю жизнь. Мать его, скромная, набожная, происходила из семьи священника, что иногда мешало карьере его отца в непростое предвоенное время.

Родился будущий известный режиссёр в белорусском лесу. Шутил позднее: «Пошли мама с папой в лес за грибами, а нашли меня».

Анатолий Тимофеевич утверждал, что помнит момент сразу после своего появления на свет: как на лодке плывут всей семьей через озеро, папа в белой рубашке на веслах, а он лежит у материнской груди. Он помнит, как описался и закричал, испугавшись горячего и мокрого. Мама не могла поверить первому воспоминанию сына: «Что ты, сынок, Бог с тобой! Я, верно, рассказывала, а ты решил, что помнишь».

Я уверила мужа в том, что это возможно, дети часто помнят даже, кем были в прошлой жизни, помнят себя в утробе. С годами память блокируется. Хорошо это или плохо, как знать?

Толя был маленьким, когда отцу предложили научную работу в Ленинграде. Семья переехала в бывшую столицу Российской империи. Толе исполнилось одиннадцать через месяц после начала Великой Отечественной войны. Никто тогда не мог представить, какой тяжелой будет эта война для нашей Родины. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. По разным причинам семья Вехоткоосталась в блокадном городе.

Анатолий Тимофеевич впоследствии не любил вспоминать то голодное и холодное время. Истощённые ленинградцы вдвойне тяжело переносили голод. Жили Вехоткотогда в коммунальной квартире на улице Некрасова. Толя прижимался к нетопленой печке. Ему казалось, что у печки теплее. Ночи лежал, накрытый всяким тряпьём поверх одеяла, и считал: 59, 60…3600, час. В пять утра вставал и шёл за хлебом.

Вехотковыжили. Весной 1942 года Толю эвакуировали с другими истощенными ленинградскими детьми в простреленной полуторкепо льду Ладоги. Они ехали Дорогойжизни, связавшей осажденный город с воюющей с фашизмом страной.

Позже маленький блокадник Толя Вехотконе любил вспоминать о блокаде, говорил, что не может без слёзрассказывать о тех днях.

Только после полного снятия блокады Ленинграда, в 1944 году, Вехотковернулись обратно в ставший родным город, и Толя продолжил учёбу в школе.

С 1949 года по 1951 Анатолий учился в Ленинградском Электротехническом институте инженеров сигнализации и связи. Через два года поступил во ВГИК (мастерская Льва Кулешова и Александры Хохловой). Он закончил ВГИК с красным дипломом в 1957 году. Дипломная картина Вехотко«Дорогие мои новосёлы» - взволнованный жизнерадостный рассказ о любви, дружбе, целине, о том, что профессия, которую выбрал молодой человек, выбрана не случайно, а по зову сердца. Первый фильм молодого режиссера уже готовили к показам на больших экранах нашей огромной страны. Но фильм, непонятно почему, не был показан многомиллионной советской аудитории.

В 1957 году Анатолий Вехотко начал работать на киностудии «Ленфильм» режиссёром-постановщиком. Его дебютный фильм «Дорога уходит вдаль» закончен в 1959 году. Он рассказывает обосвоении целины молодыми советскими людьми. Сценарий картины написал Алексей Леонтьев, а художественным руководителем картины стал сам Георгий Козинцев.

Фильм молодого режиссёра приняли тепло. Сергей Михалков был на приёме картины, поднимал вверх большой палец, присаливал его и приговаривал: «Финал — класс! Карьера тебе обеспечена. А концовка — вовсе гениальна! »

Но, как говорил Анатолий Тимофеевич, кроме характера, таланта и труда надо иметь ещё удачу, и оказаться в нужное время в нужном месте.

Госкино решило картину молодого талантливого режиссёра отправить на дачу Хрущева, где собирались киношные «сливки» для просмотра отобранных фильмов.

Анатолий Вехотко рассказывал, как проходил этот показ на даче Н. С. Хрущёва. Среди гостей присутствовали Екатерина Фурцева и её любимица Людмила Гурченко. Приглашенные гости начали смотреть картину без Хрущёва.

«Сюжет моей картины таков: где-то в горах, в далёком ауле заболел мальчишка. Юная выпускница медицинского института, Лена Шатрова, врач по зову души, добирается к маленькому больному то пешком, то на телеге, а где и попуткой, а дороги целинные, их развезло после сильных дождей. И в момент, когда машина прочно застряла в грязи, входит в зал босиком в украинской рубахе с петухами Хрущёв, и громко вопрошает, дескать, что это? — вспоминал Анатолий Тимофеевич. — Войти бы ему на пять минут раньше или на пять минут позже…»

— Картина начинающего режиссера, Анатолия Вехотко, — пояснили ему.

— Что? Этот щенок мне тычет в глаза грязными дорогами на целине? Отстранить, запретить снимать, лишить права снимать, уволить с киностудии!

Перед просмотром Хрущевым этого фильма в прессе писали, что киногод в СССР начался замечательно: на Мосфильме режиссеры Таланкин и Данелия сняли фильм «Серёжа», а на киностудии «Ленфильм» молодой талантливый режиссер Вехотко снял картину о целине «Дорога уходит вдаль». Он был самым молодым режиссёром страны тех лет: ему еще не исполнилось тридцати.

И вскоре после этого инцидентана даче Хрущева в журнале «Коммунист» вышла статья Сергея Михалкова. В публикации под названием «Одноклеточное! » маститый советский поэт пишет, что начинающий режиссёр на целине ничего, кроме грязных дорог, не увидел.

— Будь я старше, наверное, умер бы! — говорил мне Анатолий Тимофеевич, вспоминая самую сокрушительную неудачу своей жизни.

Картина «Дорога уходит вдаль» была смыта – так рассказывал мне Анатолий Вехотко. Даже негатив был уничтожен, по словам режиссёра, а он делал запрос в фильмохранилище в Белых столбах. Остаётся только надеяться, что где-нибудь в архивах Госфильмофонда всё-таки пылится та, злосчастная, бобина.  

Директором киностудии Ленфильм тогда был замечательный человекГеоргий Николаевич Николаев. Он не уволил Анатолия Тимофеевича, вопреки указу Госкино не давать постановок вышеупомянутому Вехотко. Толя работал вторым режиссёром на некоторых картинах. Меньше, чем через два года Николаев разрешил Анатолию Вехоткоснять, наконец, детскую картину «Братья Комаровы». Она вышла в 1961 году.

Удача снова отвернулась от Анатолия Вехотко, спустя десять лет, когда на экраны кинотеатров вышла картина по рассказу В. Кунина «Пилот первого класса». Личный пилот и приятель Леонида Ильича Брежнева, генерал Бугаёв, посмотрев картину, сказал:

— Что? Картину выдвигают на премию Ленинского комсомола? У меня в гражданской авиации самолёты не разбиваются! И герой Папанова, который перестаёт видеть, учит таблицу по зрению — пилот первого класса? Разгильдяй Соломенцев (актёр Семён Морозов), Азанчеев, которого списали из военной авиации.

И фильм Вехотко «Пилот первого класса» с выдвижения сняли, а ведь уже и премии были приготовлены режиссеру, исполнителям главных ролей и другим специалистам, работавшим над фильмом.

Картину сняли с конкурса, изъяли временно из кинотеатров всего СССР. Название ленты пришлось заменить на «Разрешите взлёт! ». Теперь, по прошествии многих лет, до слёз трогают прекрасные отзывы о картине на канале Ютуб и на сайте Кино-театр (kino-teatr. ru). Зрители пишут, что картина великая, горячо обсуждают аварию самолета Ил-14, который ложится правым крылом на бензовоз. А в ходе обсуждений один человек сообщил, что первая картина Анатолия Вехотко«Дорога уходит вдаль» сохранилась в архиве «Госфильмофонда», и отзывался о ней, как о необычайно мощной и сильной работе режиссёра.

Одной из главных тем в творчестве режиссёра Вехотко стала тема Великой Отечественной войны, опалившей его детство и отрочество. На долю Анатолия Тимофеевича выпало познать тяжёлые дни блокады Ленинграда, жить на чужбине в эвакуации. Когда война закончилась, Толе шёл пятнадцатый год. Картины, действие которых разворачивается в огненные годы Великой Отечественной, «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Кадкина всякий знает» (1976), «Личной безопасности не гарантирую» (1980), высоко оценены зрителями и теперь входят в золотую коллекцию Ленфильма.

Мелодрама о девушках-саперах «О тех, кого помню и люблю» вышла на экраны СССР менее чем через полгода после известной картины «А зори здесь тихие». Схожая тема не способствовала громкому успеху картины режиссера Вехотко. Тем не менее, фильм полюбился многим.

Надо сказать, что Анатолий Тимофеевич работал в тесном партнерстве со сценаристами своих фильмов, а для фильма «Кадкина всякий знает» сценарий написал самостоятельно. Он, прочитавший всю классическую русскую литературу, обожавший творчество А. С. Пушкина, выработал собственный авторский стиль и прозы, и киноискусства.

Фильмография Анатолия Вехотко:

1959 — Дорога уходит вдаль

1961 — Братья Комаровы

1971 — Разрешите взлёт!

1973 — О тех, кого помню и люблю

1975 — Воздухоплаватель

1976 — Кадкина всякий знает

1978 — Трасса (СССР, Чехословакия)

1979 — Прогулка, достойная мужчин

1980 — Личной безопасности не гарантирую

1983 — Семь часов до гибели

1985 — Чужие здесь не ходят!

1990 — Фитиль (короткометражный), Кормилец/№333

1992 — Деревня Хлюпово выходит из Союза

Второй режиссёр:

1967 — Происшествие, которого никто не заметил

1968 — Мёртвый сезон

Мечтой Анатолия Тимофеевича было снять фильм о Пушкине, высказать собственную версию последней дуэли поэта. Более пятидесяти книг о поэте изучил, прочувствовал, законспектировал Анатолий Тимофеевич Вехотко. И конечно, сама атмосфера Ленинграда, его улицы, мосты, парки, где некогда гулял Александр Пушкин, вдохновляла Анатолия Тимофеевича работать над сценарием о жизни и бессмертии гения русской поэзии. Сам Анатолий Тимофеевич поэзию обожал, множество стихов знал наизусть и великолепно читал. Одно из любимых — стихотворение великого поэта ХХ века Расула Гамзатова «Свечу задуть я не боюсь». Эти строки своего современника ончасто читал мне как объяснение в любви.

Увы, на киностудии Ленфильм всегда находились более срочные дела, чем картина о великом русском поэте. «Снимешь совместно с чехами «Трассу», тогда делай о Пушкине». Снимешь о лётчиках, снимешь то, снимешь сё… В результате, мечта режиссера Вехотко так и осталась мечтой.

Работая кинорежиссёром, Анатолий Тимофеевич познакомился со многими знаменитыми писателями, режиссёрами, актёрами и актрисами, композиторами, художниками, певцами – художественной элитой своего времени. С некоторыми ее представителями даже подружился. Сценаристами его фильмов были известные и знаменитые писатели. Два фильма, «Воздухоплаватель» и «Разрешите взлёт! », поставлены по сценариям Владимира Кунина (1927-2011). Сценарий фильма «Братья Комаровы» принадлежит перу Юрия Нагибина (1920-1994). Сценарий к фильму «Прогулка, достойная мужчин» написал Михаил Демиденко (1929-1999). Многолетняя дружба связала Анатолия Тимофеевича со знаменитым писателем-моряком Виктором Конецким. Музыку к фильмам Анатолия Вехоткописали известные и знаменитые композиторы Дмитрий Толстой, Ефрем Подгайц, Игорь Цветков, Вениамин Баснер, Исаак Шварц, Сергей Слонимский. Особенно сдружился Анатолий Тимофеевич с Игорем Цветковым, умершем в возрасте 65 лет. Игорь Цветков участвовал в 76 проектах. Он написал музыку к семи фильмам Анатолия Вехотко. Композитор Игорь Цветков похоронен на Серафимовском кладбищеСанкт-Петербурга.

Довелось Анатолию Вехоткоподружиться с Элизабет Тейлор и Джейн Фонда на съемках американо-советского фильма-сказки «Синяя птица»(1976) по одноименной пьесе знаменитого драматурга, лауреата Нобелевской премии Мориса Метерлинка (1862-1949). Элизабет Тейлор появилась из самолета в Пулково-2 как сошедшая с небес богиня, с головы до ног укутанная в шубу из голубой русской норки. Но на съемочной площадке великая Тейлор вела себя просто и мило, выполняла все указания режиссеров. Звезда Голливуда Ава Гарднер тоже снималась в тогдашнем блокбастере, объединившем творческие силы двух мировых держав.

— Как Ава Гарднер? — спросила я мужа и получила ответ:

— Ава Гарднер с нами не общалась.

Анатолий Вехоткобыл высоким красивым мужчиной с густой светлой шевелюрой. Даже в преклонном возрасте он вызывал восхищение дам. Несколько моих приятельниц были им очарованы и не скрывали своего интереса. Поэтомуя не удивилась, что и заокеанские кинозвёзды симпатизировали русскому режиссёру.

На съемках фильма «Мёртвый сезон» Анатолий Вехотко подружился с легендарным разведчиком Абелем (Фишером). Тот был прекрасным рисовальщиком и, находясь на чужбине, рисовал русские берёзы для художественных журналов, а это, по сути, были шифровки. Два таких карандашных пейзажа разведчик подарил Толе. Один, с подписью Абеля, висел у нас на стене в питерской квартире. С подачи Абеля Анатолий Вехотко даже сыграл в эпизоде «Мёртвого сезона» молодого разведчика. Как он рассказывал, ждали актёра Александра Збруева, который был занят на съёмках другой картины. Рудольф Иванович Абель (Фишер) был консультантом на съёмках. Он спросил главного режиссера Савву Кулиша:

— Почему не снимаем? Кого-то ждём?

— Актёра Збруева для эпизода.

— А зачем ждать? Вон Толя, чем не разведчик? Пусть он и сыграет.

«В то время у меня была такая особенность — любил красиво одеваться, — вспоминал Анатолий Тимофеевич, — и осанка, выправка были, что надо. Это теперь ссутулился! » Роль молодого разведчика Анатолий Тимофеевич сыграл и сам озвучил — всего несколько слов.   

Последняя картина Анатолия Вехотко, уже спонсорская, «Деревня Хлюпово выходит из Союза», снята в 1992 году. Целую неделю её крутили по всем каналам телевидения, а потом как-то забыли. О съёмках спонсорских картин Анатолий Вехотко отзывался без всякого восторга: неделю снимаешь, месяц стоишь, ждёшь средств, а съёмочная группа начинает красиво разлагаться: выпивают, просыпают, бездельничают и т. д.

Вскоре Анатолий Тимофеевич Вехотко покинул киностудию Ленфильм. Получив пенсию по старости, работал, в основном, охранником и даже, одно время, телохранителем.

Мы мечтали о домике в деревне, о семейном отдыхе на природе, которую так любил Анатолий Тимофеевич. В начале ноября 2002 года я осуществила эту мечту, купивдом в поселке Большая Вишера. А первой же весной, которую встретили в своем новом доме, мы влюбились в нашу Большую Вишеру окончательно и бесповоротно. В 2005 году Анатолий Тимофеевич ушёл с работы. С тех пор он постоянно жил в посёлке. Я тогда работала и бывала наездами в нашем сельском доме. С начала 2016 года здоровье мужа сильно пошатнулось, но обращаться к докторам он упрямо отказывался, говоря, что от старости лекарств нет.

8 сентября 2016 года Анатолий Вехоткоскончался от сердечного приступа. Я была на работе в Санкт-Петербурге, и 7 сентября мы договорились встретиться на Московском вокзале. В тот день я прождала зря, но, как оказалось, электрички отменили. А на следующее утро, не дозвонившись мужу, я помчалась в деревню, но… Через семьдесят пять лет после начала блокады Ленинграда сердце блокадника Анатолия Вехотко остановилось.

Анатолий Тимофеевич Вехотко похоронен на Большевишерском кладбище в Лугах, как и хотел.

 

 

                                                                       Людмила ЛАПИНА

                         ПАМЯТИ ДРУГА

Для меня Анатолий Тимофеевич Вехотко, прежде всего – муж моей доброй подруги Марины Бойковой-Гальяни. Мы познакомились в 2009 году, когда пришли заниматься на курсы «Литератор» при правительстве Санкт-Петербурга. Курсы работают по программе Литературного института в Москве. У нас преподавали А. Балабуха, М. Ахманов, Д. Каралис, А. Буровский, Ю. Малкова.

К тому времени А. Вехотко уже отошел от дел и проводил большую часть времени в поселке Большая Вишера. Мне Анатолий Тимофеевич запомнился как высокий, красивый, импозантный человек, обаятельный мужчина. Он был светловолос. Светлая, серебристая волна волос делала его похожим на портреты классика русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева. У Анатолия Тимофеевича был теплый голос. Речь его лилась как у широко образованного, много знающего и пережившего человека. Он, как и Тургенев, любил нашу Родину, знал прекрасную русскуюлитературу. В своих фильмах А. Вехотко показывал неброскую красоту родной земли. Он был настоящим русским интеллигентом, преданным России. Всю жизнь его освещал образ нашего великого поэта А. С. Пушкина. Но и пережитое им самим время в своих фильмах удалось запечатлеть Анатолию Тимофеевичу.

Он был интересным собеседником, щедрым гостеприимным хозяином. Анатолий Тимофеевич прекрасно готовил, с удовольствием угощал своими фирменными блюдами семью и многочисленных гостей своего теплого открытого дома. Его жена, поэтесса, прозаик, Марина Григорьевна Бойкова-Гальяни, написала шуточную поэму о поиске рецепта королевского супа. Так она любила супы, приготовленные теплыми надежными руками Анатолия Тимофеевича.

Его воспоминания о съемках фильмов, с неохотой рассказанные случаи из жизни в блокаде питали прозаическое творчество его супруги. Ее дипломной работой на курсах «Литератор» в 2011 году были рассказы «Дед» и «Мишка». В них вошли такие подробности повседневной жизни, которую знали только блокадники и жители послевоенного Ленинграда. В 2012 году дипломный рассказ «Дед» Марины Бойковой-Гальяни, мой дипломный рассказ «Темное отражение», рассказы наших сокурсников и преподавателя М. С. Ахманова вошли в сборник «Жизнь длинная». Михаил Сергеевич Ахманов скончался в начале 2020 года. Мы с Мариной Бойковой-Гальяни почтили память любимого преподавателя сборником «Жизнь длиннее смерти» (доступен на Ридеро). Эти и другие рассказы, Марины и мои, вошли в два сборника с участием нашего преподавателя А. М. Буровского «Самая короткая ночь» и «Дом на Невском» (доступны на Ридеро). Сейчас, в год 75-летия Великой Победы, мы с Мариной готовим сборник о блокаде Ленинграда и вспоминаем нашего блокадника Анатолия Тимофеевича Вехотко. И сейчас его краткие воспоминания о тех трагических днях, бережно сохраненные его женой, питают наше творчество. Очень жаль, что мы не смогли уговорить Анатолия Тимофеевича записать или надиктовать историю его жизни, вместившей так много событий.

Солнечно-желтый дом в Большой Вишере, где жили Анатолий Тимофеевичи Марина Григорьевна, стал местом действия ее повести «Ваня». Это детектив с интересным сюжетом. Герои его ищут старинный клад, обращаются к истории Новгородчины. Главный герой повести «Ваня» - кинорежиссер из Санкт-Петербурга. Прототип его - Анатолий ТимофеевичВехотко. Развитие сюжета повести дано через восприятие главного героя.

Обаяние личности Анатолия Тимофеевича вдохновило много стихотворений Марины Григорьевны. Сейчас она готовит поэтический сборник. Светлая, сияющая любовь живет вечно.

В конце 2015 года московское издательство «Проспект» напечатало сборник, куда вошли произведения 22 авторов. Это сборник «Проспект на Невском», среди прочих в него вошли рассказ Марины Григорьевны «Ключ» и мой «Темное отражение».

Презентация сборника прошла в магазине книготорговой сети «Буквоед»в доме №10 по Лиговскому проспекту. Анатолий Тимофеевич пришел поддержать свою супругу и меня, ее подругу. Это были первые наши опыты выступлений перед большой аудиторией заинтересованных книголюбов. Анатолий Тимофеевич сидел близко от сцены и поддерживал нас громкими аплодисментами. Его спокойные красивые глаза, казалось, говорили нам: «Все идет отлично, так держать! »

Последний раз я видела Анатолия Тимофеевича Вехотко в библиотеке им. Н. Некрасова на проспекте Бакунина, 2 летом 2016 года. Уже тогда он чувствовал себя неважно, в городе стояла жара, но он внял нашим горячим просьбам и согласился придти на встречу к очень ждущим его зрителям. Доброжелательная сотрудница библиотеки Виктория Викторовна Некрасова охотно приглашает поэтов, прозаиков, музыкантов, устраивает их творческие вечера. Мы с Мариной Григорьевной часто выступаем в теплой атмосфере гостиной А. К. Толстого – интеллектуальном сердце библиотеки им. Н. Некрасова. И всегда Анатолий Тимофеевич приходил послушать стихи и прозу своей талантливой супруги в авторском исполнении. Он скромно присаживался к большому овальному столу в гостиной А. К. Толстого, стараясь не выделяться в ряду других гостей, но очень оживлялся, когда слово брала Марина Григорьевна. Слушая ее, Анатолий Тимофеевич хмурился и улыбался, видимо, вспоминал, как писательница работала над своими произведениями.

В библиотеке им. Н. Некрасова состоялась последняя встреча с кинорежиссером А. Т. Вехотко. Зрители, помнящие его фильм «О тех, кого помню и люблю», прекрасную работу В. Золотухина, проникновенную музыку С. Слонимского, оказали прекрасный прием любимому режиссеру. Он красиво, эмоционально рассказал о съемках этого фильма и не мог сдержать слез, принимая букеты от людей, благодарных за его искусство.  Анатолий Тимофеевич совсем расчувствовался, и мы увели его пить чай. В тот раз я принесла домой один из букетов, подаренных режиссеру.

Светлая память о дорогом человеке, прекрасном режиссере Анатолии Тимофеевиче Вехотко останется в моем сердце. Он принадлежал к тому поколению деятелей культуры, кто сделал великим искусство Страны Советов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.