Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иркутская область



ТЕХНОЛОГИЯ «ЧИЧКОВСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ»

ДЕРЕВНИ ЧИЧКОВОИ ПОСЕЛКА НОВАЯ УДА

УСТЬ-УДИНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2 вариант:

Технология изготовления тряпичных ковриков в д. Чичково и пос. Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области

1. Название объекта: технология «чичковское плетение» деревни Чичковои поселка Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области

2. Категория объекта:

IV. Традиционные технологии / техники

Технологии традиционных ремесел

3. Этническая принадлежность: русские

4. Язык: русский, сибирский говор

5. Конфессиональная принадлежность: православные

6. Места бытования: Иркутская область, Усть-Удинский район деревня Чичково, поселок Новая Уда

7. Описание объекта

Чичковское плетение – уникальнаяремесленная технологиярусских старожилов, бытующая локальнона территории Усть-Удинского района Иркутской области. Онане встречается в России, что подчеркивает её исключительность. В местах традиционного бытования технологии, её применяют для изготовления домашних ковриков из тряпичных дранок. По форме они бывают круглые, овальные и прямоугольные (в единичном случае). Особенность чичковского плетения состоит в том, что в основе узора коврика лежит вихревая розета, из центра которой расходятся односторонние вогнутые дуги. Существует и второй вариант узора – «уголочки», он проявляется, когда не затягивается нить утка.

Технология «чичковское плетение» является подвидом техники ручного полутканья, при котором основа и уток различаются, но нет механического чередования зева. При изготовлении коврика используется полотняное переплетение тряпичных дранок, изделие получается одинаковым с двух сторон, ровным и плотным. Срок службы чичковских ковриков намного дольше, чем у тех, которые вяжутся крючком.

Историю появления чичковского плетения на территории Усть-Удинского района, проследить сегодня не возможно: ушло из жизни поколение старых мастеров; их дети владеют технологией, но когда и как зародилась ремесленная традиция в данной местности, сказать не могут.

На территории района чичковское плетение получило известность после Великой Отечественной войны. В это время активно развивались сельские клубы, представлявшие самодеятельное искусство. На одной из выставок в пос. Усть-Уда мастерами из д. Чичково был представлен чичковский коврик (год не известен). Сохранилось черно-белое фото фрагмента выставки. (фото)

Экспедиции. Впервые чичковский коврик был обнаружен и описан в августе 2006 года в ходе этнографической экспедиции ГУК «Областной центр народного творчества и досуга» в пос. Усть-Удав Межпоселенческом Районном Доме Культуры Усть-Удинского района. По данным информантов технология получила свое название от деревни ЧичковоУсть-Удинского района Иркутской области.

Многие из населенных пунктовУсть-Удинского района расположены на берегу реки Ангары. При строительстве Братской ГЭСв июле 1961началось наполнение Братского водохранилища, в результате которого из ста тридцати одной деревни сто две попали в зону затопления, а на карте Приангарья появилось тридцать новых поселений. При переселении на новые места жительства люди без сожаления бросали всё «старьё». При пожарах погибли ценнейшие артефакты материальной культуры русских старожилов, восстановить которые сегодня не возможно.

Участь затопленных деревень миновала немногие населенные пункты. В этом списке находится д. Чичково, расположенная в 87 км. от поселка Усть-Уда. Возможно, поэтому сохранились артефакты и уникальная старинная технология.

Рядом с д. Чичково, находились дд. Безносова и Новая Уда (старая). В них проживали женщины, умеющие плести чичковские коврики. В ходе исследования стали известны их имена, но информация о годе рождения у многих отсутствует: Подкорытова Анна Федоровна 1923 г. р., Ергина Анна Трифоновна, Подкорытова Татьяна Николаевна (д. Чичково); Безносова Дарья Федоровна 1924 г. р., Самарина Наталья Александровна, Баранова Надежда Степановна 1926 г. р. (пос. Новая Уда); Безносова МарияСеменовна 1883 г. р. (д. Безносова). Передача знаний, уменийи навыков технологии происходила естественным путем в быту.

В 2006 годув ходе этнографической экспедициив д. Чичковосостоялось знакомство с Анной Федоровной Подкорытовой, владевшей более двадцати пяти лет чичковским плетением. Она показала тряпичные коврики не только традиционные (круглые), но и овальные. Училась Анна Федоровна у Анны ТрифоновныЕргиной, проживавшей когда-то в д. Чичково.

В пос. Усть-Уда в доме Екатерины Дмитриевны Журавлевой встречен прямоугольный коврик-дорожка, выполненныйчичковским плетением. По рассказам ее невестки Татьяны Ивановны Меньшиковой, Екатерина Дмитриевна после Великой Отечественной войны работала в районной больнице, там и научилась у пациентки плести коврики. Круглые коврики ей не нравились, поэтому Екатерина Дмитриевна придумала, как применить новую технологию для плетения прямоугольной дорожки. В Усть-Удинском районе прямоугольная дорожка, выполненная чичковским плетением, нигде более не встречалась.

2006 году со слов Татьяны Ивановны Меньшиковой впервые записана технология исполнения круглого тряпичного коврика. Информант долгое время проживала в пос. Новая Уда и обучилась плетениюпо-чичковски у старожилов Дарьи Федоровны Безносовой и Натальи Александровны Самариной.

В 2010 году состоялась экспедиция в Усть-Кутский район Иркутской области. В школьном краеведческом музее пос. Ручей зафиксирован в единичном экземпляре круглый тряпичный коврик, выполненныйчичковским плетением. У коврика отсутствовала атрибуция, как и когда он появился в фондах не известно. (фото)

В 2012 году в ходе экспедиции в Тайшетский район в Районном краеведческом музее в экспозиции, посвященной традиционному укладу жизни сибиряков, зафиксирован единичный экземпляр круглого тряпичного коврика, похожего на чичковский. (фото). История появления его не известна. Коврик имеет некоторое отличие от чичковского: его плетеные фрагменты сшиты иглой, а не вплетены в полотно.

В 2016 году проведена повторная экспедиция в Усть-Удинский район. Состоялось знакомство с Анной СеливерстовнойБезносовой, проживающей в пос. Усть-Уда. Она долгое время жила в дд. Безносова, Чичково и научилась плести коврики у своей свекрови МарииСеменовныБезносовой, а также у мамы Анны Федоровны Подкорытовой. Анна Селиверстовнаплетет круглые чичковскиековрики, но её вариант исполнения имеет свои особенности. Направление плетения у неё – против часовой стрелки и для упрощения работы середину коврика она вяжет крючком.

Технология исполнения. Существует два основных варианта чичковского плетения. В одном из них плетение начинается по часовой стрелке, с середины, с 11 дранок (Т. И. Меньшикова), а втором случае сначала крючком вяжется круг(диаметр круга 8 – 10 см), а затем приплетаются дранки, и начинается плетение против часовой стрелки. Нечетное количество дранок (с 3 до 11 или с 3 до 9) увеличивается в процессе работы. (А. С. Безносова). Но узор коврика получается одинаковым.

Для плетения коврика необходимо заготовить (нарезать или нарвать) нужное количество дранок. Дранка – это полоса ткани примерно по 70–100 см длиной и шириной около 1, 5 см и более. Все дранки должны быть одной толщины. Для дранок можно использовать старую одежду, полотенца, постельное белье или новые ткани контрастных цветов(не более пяти цветов или оттенков). Можно взять один цвет с переходом от светлого к темному. Сшивание дранок производится по мере необходимости в процессе плетения.

Лучше всего коврик плести на табуретке или невысоком столе. Для фиксирования коврика на плоскости нужно использовать утяжелитель, которым может служить утюг или зашитый в ткань кирпич.

Как вспомогательный инструмент для ускорения работы используется крючок.

Технология исполнения, записанная от Татьяны Ивановны Меньшиковой. Берем одну длинную дранку (70–100 см. ), складываем пополам, подшиваем к середине сгиба одну короткую (35–50 см. ). Получилось три пряди, из них плетем не очень тугую косичку примерно 5 см., сворачиваем из косички колечко, закрываем его, продергивая один конец в первую петлю.

В петли кольца продергиваем дранки, чтобы получилось одиннадцать лучей. Можно девять лучей, но всегда соблюдаем нечетное количество. Выравниваем лучи так, чтобы один конец дранки шел сверху, другой снизу и т. д. в этом же порядке. Первая дранка должна быть сверху, от нее и начинаем плетение по часовой стрелке. Всегда начинаем плести с той, которая сверху. Заканчиваем тоже так: последняя дранка сверху.

Плетение производим в шахматном порядке: снизу вверх, сверху вниз, снизу вверх и т. д., а последняя дранка продергивается и закрепляется в петле. В конце каждого ряда две дранки: последняя и первая должны быть сверху. Лучи постепенно будут группироваться в одной стороне и по ходу работы передвигаться по кругу, по часовой стрелке. Если в процессе работы получается на изделии «пузырь», то его необходимо исправлять по ходу, продергивая последнюю дранку в ту же петлю, что и предыдущую.

Технология исполнения, записанная от Анны СеливерстовныБезносовой. Вяжем крючком косичку из воздушных петель примерно 5 см. Закрываем в кольцо и продолжаем вязать по кругу простыми столбиками. Вяжем круг диаметром около 10 см.

В петлю, которая находится рядом с дранкой (от вязания крючком), продергиваем другую дранку, получилось три луча. Всегда должно быть нечетное количество дранок. Выравниваем лучи так, чтобы один конец дранки шел сверху, другой снизу и т. д. в этом же порядке. Первая дранка должна быть сверху. От нее начинаем плетение противчасовой стрелки. Всегда начинаем плести с той, которая сверху. Заканчиваем так: последняя дранка сверху. Плетение производим в шахматном порядке: снизу вверх, сверху вниз, снизу вверх и т. д., а последнюю дранку продергиваем и закрепляем в петле.

Начинаем с трех, затем в ходе работы (когда заканчивается проплетенный круг) прибавляем по две дранки, получаем пять, девять, одиннадцать лучей. Они постепенно будут группироваться в одной стороне «хвостом»и по ходу работы передвигаться по кругу, против часовой стрелки.

Когда коврик в первом или втором случае станет нужного размера, почти круглым, то необходимо постепенно уменьшать количество лучей-дранок, обрезая их и закрепляя в полотне коврика. Дранки заправляем при помощи крючка в петли и подшиваем. Можно закреплять на лицевой стороне, как Анна Селиверстовна или на изнанке, как Татьяна Ивановна.

 

В настоящее время уникальная технология исчезает. ВУсть-Удинском районе остался один мастер – А. С. Безносова. Для сохранения ремесленной традиции необходимо, чтобы возрос интерес к ремеслу не только у населения, но и у администрации района. Ситуацию может исправить создание ремесленной мастерской и активное продвижение бренда района на выставках ДПИ разного уровня.

В целях сохранения уникальной технологии на территории Усть-Удинского района в 2017 году ведущим специалистом по этнографии ГБУК «ИОДНТ» Лидией Михайловной Мельниковой в ходе авторского проекта «Чичковское плетение» проведено пять мастер-классов по обучению населения пос. Усть-Уды, Средняя Муя, с. Новая Уда и дд. Чичково и Аталанка. Результатом проекта стало обучение 112 человек и новые чичковские коврики в интерьерах сельчан. (фото)

Кроме этого авторский проект «Чичковское плетение», проведенный на территории девяти районов Иркутской области позволил обучить 304 человека, что дало не плохие результаты: практически на каждой выставке ДПИ области можно увидеть чичковские кругляши.

Для сохранения и популяризации ОНКН выпущен сборник «Тряпичные коврики. Чичковское плетение» из серии «Этнография Иркутской области» автор Л. М. Мельникова. В рамках авторского проекта снят документальный фильм «Чичковское плетение». В 2018 году впервые прошла авторская выставка «Круглый как солнышко», в экспозиции которой представлены чичковские коврики (артефакты и новоделы).

 

8. Предметы, связанные с объектом:

1. Крючок для вязания. Помогает продернуть тряпичную ленту-дранку. Изготовлен из металла. Выбор номера крючка зависит от толщины тряпичной дранки. Чем толще дранка – тем выше номер крючка. Чаще всего используют № 3, 5, № 4, № 4, 5

2. Игла швейная. Помогает сшивать тряпичные ленты-дранки. Изготовлена из металла.

3. Ножницы. Помогают отрезать нитки, резать ткань, обрезать тряпичную ленту-дранку. Изготовлены из металла.

4. Нитки швейные. Помогают сшивать тряпичные ленты-дранки.

5. Не высокий стол или табурет. Помогает разложить коврик на плоскости для удобства работы с ним.

6. Груз. Для фиксирования коврика на столе. Грузом может служить утюг или зашитый в ткань кирпич.

7. Тряпичная лента-дранка. Для плетения коврика готовим тряпичные ленты-дранки: берем старую одежду или ткани, лучше хлопчатобумажные, но можно и синтетические. Не более 5 цветов или оттенков. Можно взять один цвет с переходом от светлого к темному. При плетении ковриков необходимо располагать самую светлую дранку рядом с самой темной. Режем или рвем дранки примерно по 70 – 100 сантиметров длиной, шириной около 1, 5 см. Все дранки должны быть одной толщины. Толщину дранок проверяем скручиванием.

9. Техники/Технологии, связанные с объектом: техника ручного полутканья: отсутствие зева при наличии утка и основы.

Полутканье – техника, при которой поперечная нить пропускается поочередно то поверх продольной, то под ней для получения тканого узора. Она немного отличается от традиционного тканья, потому что в ней нет зева. Так, согласно определению известного этнографа Н. И. Лебедевой, «тканьем называется такой способ получения материи или тесьмы, при котором имеются налицо два признака: 1) разделение ниток на две группы – основу и уток (утком называются нитки, пропускаемые под прямым углом к нитям основы); 2) механическое чередование зева – нитки основы разделяются на две группы, образуя зев, и при каждом чередовании зева нитки, находящиеся внизу, поднимаются кверху, а находящиеся вверху уходят вниз, что достигается применением дощечек, бердечка, нита и нита с подножками.

К примитивному тканью следует отнести тканье на дощечках, на бердечке, на ниту, «живой стан». К развитому – тканье на вертикальном и горизонтальном станах. Способы, в которых отсутствуют один или оба признака тканья, можно отнести к плетению и полутканью. Плетением обычно считают такой процесс, когда не имеется различия между основой и утком, а также отсутствует механическое чередование зева, а полутканьем – когда основа и уток различаются, но нет еще механического чередования зева. Следовательно, чичковское плетение, приотсутствия зева, наличии утка и основыотносится к технике «полутканье».

10. Способы и формы передачи традиции:

Способы:

Вербальная информация: рассказ, объяснение, беседа, указания, лекции.

Наглядная информация: наглядные пособия, демонстрируемые в рамках проведения выставок (коврики, салфетки, дорожки); демонстрация фильмов и презентаций; проведение демонстрационных мастер-классов.

Практическая информация: проведение обучающих мастер-классов

Формы передачи:

Текстовая форма: издание сборника «Тряпичные коврики. Чичковское плетение», научно-популярные статьи о технике «чичковское плетение», статьи журналистов.

Графическая форма: фотографии, схемы, рисунки, видеосюжеты и видеофильм «Чичковское плетение».

Практическая форма: проведение обучающих мастер-классов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.