Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Праздник Мерсе 18 страница



 

Явление это, получившее титул национального Возрождения (Renaixenç a), не представляет ничего из ряда вон выдающегося: такую форму, как правило, принимал романтизм у народов, лишенных собственной государственности (Польша, Украина, Ирландия, Шотландия и т. д. ). Первые проявления этого в Каталонии относятся ко времени общего подъема патриотизма после победы над Наполеоном. К 1830-1840-м годам движение уже набирало обороты: появились собственные великие национальные поэты, выдумывалось героическое прошлое, где благородные трубадуры скакали от замка к замку по буколическим ландшафтам. Еще через несколько десятилетий Renaixenç a выльется в архитектуру каталонского модернизма со всеми его святыми Георгиями, драконами и псевдоготическими фантазиями, от которых не могли подчас удержаться даже вполне серьезные архитекторы уровня Гауди или Думенека-и-Мунтане.

 

Новый город Разросшаяся Барселона не умещалась уже в пределах Старого города, ограниченного стеной, Цитаделью и Монжуиком, — тем более что в этих пределах были не только дома, но и фабрики. Монжуик никуда не передвинешь, другое дело стена и Цитадель, ставшие самыми ненавистными символами бурбоновской оккупации столицы свободолюбивых каталонских буржуа. Борьба за снос их особенно оживилась, после того как в 1843 году королевский наместник Каталонии, генерал Эспартеро, 13 дней обстреливал восставший город с Монжуика. Разрешение сломать стену было получено в 1854 году, и ломали ее всем городом — как в 1989-м Берлинскую. В 1868 году, после «славной революции», свергнувшей королеву Изабеллу, сломали и Цитадель. Теперь город мог беспрепятственно распространяться вширь по плану, разработанному инженером Серда. Однако застройка новых кварталов, получивших название Эщампле, набрала обороты только после курьезного эксперимента с Первой Испанской республикой (президентом которой, кстати, был социалист-каталонец), реставрации Бурбонов в лице 18-летнего Альфонсо XII (1874-1885) и «золотой лихорадки» в Барселоне — бума спекуляций на бирже и рынке недвижимости.

 

Следующий толчок строительству дала Всемирная выставка 1888 года — первый из международных проектов, к которым с тех пор будут прибегать городские власти, чтобы привлечь внимание к Барселоне. К Выставке строится памятник Колумбу, прокладываются проспект Параллель и бульвар Колумба, на месте Цитадели разбивается парк с Триумфальной аркой. От Выставки принято отсчитывать золотое двадцатилетие каталонского модернизма.

 

Огненная роза Лишь два города во всей Южной Европе претерпели промышленную революцию до конца XIX века: Барселона и Милан. Вместе с текстильными фабриками пришли и все связанные с промышленностью проблемы — в частности, рабочее движение. Первая ассоциация рабочих была основана аж в 1839 году, и уже в 1855-м полиции и войскам пришлось подавлять первую стачку. Следующие 80 лет Барселона будет самым радикальным городом в Европе, Огненной розой, как называли ее анархисты. Бакунинцы процветали здесь с 1860-х, а в конце века сотрясли город серией терактов. Самой громкой акцией был взрыв на открытии сезона в театре Лисеу, цитадели барселонской буржуазии. Однако летом 1909 года происходит событие, затмившее в памяти буржуа какие-то жалкие 20 жертв взрыва в опере. Отправка каталонских солдат в Марокко приводит к массовым беспорядкам, известным как «Трагическая неделя» (26 июля — 1 августа); на несколько дней город оказался во власти толпы, разгромившей восемь десятков церквей и монастырей. После подавления мятежа большинство рабочих организаций города объединились в Национальную конфедерацию труда (CNT), заправляли в которой те же анархисты-синдикалисты.

 

К началу XX века движение за национальное возрождение перекинулось и в политику. К отделению от Испании никто еще не призывал — для этого каталонские буржуа были слишком прагматичны. Но требования хотя бы частичной автономии звучали все громче и громче, пока не были удовлетворены в 1914 году образованием автономного правительства, Манкомунитат.

 

Во время Первой мировой войны нейтральная Барселона привлекает художников, писателей, артистов, музыкантов, ученых со всей Европы — от Эйнштейна, Стравинского, Шенберга и «Русских балетов» до Бретона, Сати, Дюшана и Пикабиа. Богема отплясывает новомодное танго в кафешантанах Баррио-Чино, сделавшегося в 1920-е годы воровской столицей Европы и перевалочным пунктом мировой торговли кокаином (подробности — в «Дневнике вора» Жана Жене). Тем временем улицы города превратились в поле боя между активистами CNT и бандитами, которых нанимали фабриканты для охоты на профсоюзных лидеров.

 

Хаос в Барселоне и красная угроза были среди главных причин путча 1923 года, приведшего к власти националистическую диктатуру генерала Примо де Риверы. Манкомунитат был распущен, использование каталонского флага запрещено.

 

Для создания рабочих мест в городе разворачиваются масштабные стройки: в 1924 году открывается первая ветка метро, от Catalunya до Lesseps (нынешняя линия L3), к Международной выставке 1929 года застраивается площадь Испании и Монжуик. На строительство привлекаются рабочие из более бедных регионов Испании — Галисии, Андалусии, Мурсии, — и в Барселоне впервые появляется заметная прослойка жителей, не говорящих ни слова по-каталонски.

 

Победа социалистов на выборах 1931 года привела к отречению короля Альфонсо XIII и установлению республики. Каталония получает автономию и собственное правительство — Женералитат. Но в 1936 году армия во главе с генералом Франко поднимает мятеж против Республики. В развязавшейся гражданской войне Барселона — оплот и, после падения Мадрида и Валенсии, столица республиканцев (ноябрь 1937 — январь 1939 года). Все это время город раздирают распри между сталинистами, троцкистами и анархистами, вылившиеся даже (не без помощи CCCP) в миниатюрную гражданскую войну внутри гражданской войны. 26 января 1939 года, когда последние колонны республиканцев выходили из города на север по Гран-Виа-де-лаз-Кортс-Каталанас, пересидевшие гражданскую войну буржуа флагами встречали вступающих в Барселону по Диагонали франкистов.

Город при Франко За победой франкистов начинаются массовые казни и депортации. Публичное использование каталонского языка запрещено, ни о какой автономии, естественно, не может быть и речи. Самыми тяжелыми были первые двадцать лет режима, хотя нынешние каталонцы не склонны делать никаких уступок диктатуре и считают все время до самой смерти Франко невероятной мерзостью.

 

1960-1970-е стали для Каталонии годами серого безвременья, на манер брежневских лет в CCCP. Акты сопротивления были редки и красивы в своей бессмысленности: встать при исполнении «Песни флагу» и подпевать оркестру (Франко был в то время в Барселоне, а на концерте присутствовали члены его кабинета) или посылать сэндвичи с лососем интеллектуалам, запершимся в монастыре Монсеррат в поддержку басков из ЭТА. 20 ноября 1975 года, когда умер тиран, в городе к вечеру не осталось ни одной бутылки шампанского.

 

Демократия и автономия Внук последнего испанского короля, Хуан-Карлос, которого Франко воспитывал как своего преемника, вскоре после смерти каудильо начал демократические реформы. Легализованы политические партии, и по личному приглашению премьер-министра последний президент Каталонии Жузеп Тарадельяс после 40 лет изгнания возвращается в Барселону и выступает с балкона дворца Женералитат.

 

По новой Конституции 1978 года Испания превратилась в конституционную монархию, состоящую из автономных регионов; больше всех автономий получили Страна Басков и Каталония. В 1980-м восстановлен Женералитат, президентом которого становится Жорди Пужоль (он оставался на этом посту до конца 2003 года), глава партии консервативных националистов CIU. Мэрия Барселоны с самых первых выборов принадлежит Социалистической партии Каталонии; в конце 2003 года социалисты наконец заполучили и Женералитат (в коалиции с левой республиканской партией и зелеными).

 

В 1986 году Испания вступает в EC и НАТО, а Олимпийский комитет (с каталонцем Самаранчем во главе) присуждает право проведения Игр 1992 года Барселоне. Начинается кампания по реставрации и реконструкции всего и вся: исторического центра, Старого порта, Барселонеты; строятся спортивные сооружения на Монжуике, Олимпийский порт и Центр телекоммуникаций на Тибидабу. С послевоенных лет Европа не видела такой масштабной программы перестройки целого города. Усилиями местных (Боигас, Бушаде, МакКей, Буфиль) и заезжих (Фостер, Мейер, Калатрава, Исозаки) архитекторов Барселона превратилась в образец современного урбанизма. В 1999 году Королевская ассоциация британских архитекторов впервые за свою 150-летнюю историю вручила золотую медаль не отдельному архитектору, а городу Барселоне как единому целому.

 

В 1980-е каталонская столица, не пользовавшаяся до этого особенным успехом у туристов, начинает входить в моду, а после Олимпиады 1992 года город испытывает настоящий туристический бум. Для места, которое еще двадцать лет назад в путеводителях характеризовали как неизведанный объект с курьезной архитектурой, где даже в разгар сезона можно спастись от толп туристов, — не так уж и плохо.

 


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.