Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Н. В. Квливидзе



 

Ве˜ тхий Де˜ нми (церковнослав. — ве1тх▌ й де1нми, рус. — Ветхий днями), в основе иконографии — текст Книги пророка Даниила, описывающий видение В. д., одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее — Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Также понимает этот образ Михаил Хониат, митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву, — младенец в Воплощении». Тема воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь младенец видится» (1-я стихира на литии); «Ве1тхЭй де1ньми младе1нствоваъ пло1тЭю, мт7рЭю дв7ою въ цр7ковь прино1сится» (литийная стихира на «И ныне: »).

Самое раннее из известных изображений — икона VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющая В. д. во славе. Надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа. Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова (Patm. 171. Fol. 449, IX в. ) — В. д. представлен с кресщатым (надо: крещатым или крестчатым) нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри к-рого 9 ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского мон-ря (Vatop. 590, XII в. ) — с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия сер. XI в. (Paris. gr. 74) В. д. изображен дважды: с надписью «┴ palaмov tщn Щmerщn» (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея (Fol. 1) в медальоне, сидящим на троне, здесь же — 2 медальона с серафимами, в центре евангелист Матфей, в медальонах внизу — праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (Fol. 167) — между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, В. д. — с крестчатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее 2 др. В композиции «Страшный Суд» в Чанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV–XVI вв. (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), В. д. следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда В. д. изображен на фреске ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г. Тема Второго пришествия выражена и в росписи 2-й пол. XII в. в ц. св. Николая Касницис в Кастории, где В. д. представлен в Деисусе. Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях визант. храмов XI–XIV вв. образов Христа В. д., Эммануила и Пантократора: 3 образа Христа представлены в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085–1093 гг.; Пантократор, В. д., Эммануил и Христос-Священник — в куполах ц. св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македониия), 1164 г.; Пантократор, В. д. и Эммануил на своде — в ц. св. Стефана в Кастории, сер. XII в.; те же 3 образа в вост. части ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде В. д. (с рус. надписью «Ветхий Деньми») и на вост. стене Христос-Священник — в апсиде ц. Спаса на Нередице (не сохр. ), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-зап. В. д., в северо-вост. Эммануил — в ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), 1375–1377 гг.; Пантократор и В. д. на своде — в церкви с. Убиси, (Грузия), XIV в. Полуфигура В. д. встречается в росписи апсиды (надо: в росписях апсид) 2 церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито деи Норманни (Италия), до 1300 г., вместе в В. д. изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7. 2, 9), надпись в книге Христа — «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин 15. 1). Примеры различных расположений образа В. д. в храмовой росписи: ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г. — на престоле на зап. стене; ц. св. (св. Спаса) (надо: св. Апостолов) в Печской Патриархии (Косово и Метохия), ок. 1260 г. — в жертвеннике, там же «Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима». Изображения В. д. встречаются также в поствизант. искусстве: ц. Вознесения мон-ря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная мон-ря Хиландар на Афоне, 1620 г.; ц. Успения Богородицы мон-ря Пива (Сербия), 1604–1606 г. — в своде В. д., Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел.

Не ясно, с какого времени образ В. д. связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние). Один из ранних примеров такого понимания — композиция «Отечество», вписанная в инициал Q (o Qe╛ v) в рукописи Евангельских чтений из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. № 587, XI в. ). Такой же смысл в изображении В. д. на рус. иконе «Благовещение Устюжское», 30–40-е гг. (надо: начало) XII в. (ГТГ), где В. д. во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с В. д. надпись «▓ ╤ ╒ ╤ Трьсвяты Вэтъхы Д[... ]неми» Аналогичная сцена Благовещения в росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV в. На фреске ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 г., где В. д. представлен в композиции «Крещение Господне», в его руке свиток с текстом: «Сей есть сын мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г., В. д. в Крещении изображен в медальоне, но без крестчатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления В. д. с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320, — В. д. в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело Поле (Сербия), 1319–1320, — В. Д. на престоле во славе в сцене Вознесениея; Богоматери мон-ря Матейче (надо: Матейч), близ Скопье (Македония), 1355–1360 гг. — в диаконнике «Св. Троица» (новозаветная) — на престолах в ряд изображены В. д., Эммануил и Св. Дух в виде голубя.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., образу В. д. посвящена отдельная статья «Блаженный Отец — Ветхий Деньми» (ст. 449).

В рус. искусстве XVI в. под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией В. д. вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа — Господа Саваофа.

Изображения Бога Отца, Которого «не видел никто никогда» (Ин 1. 18), Стоглавым (1551) и Большим Московским (1666–1667) Соборами (надо: Собором) признаны неканоническими.

Лит.: Millet G. La Dalmatique du Vatican: Les elus images et croyances. P., 1945. P. 42–44. BEHER; Vol. 60; Gerstinger H. Uber Herkunf und Entwicklung der anthropomorphen byzant. -slavischen Trinitatsdarstellungen des sogenannten Synthroni und Paternitas (Otechestwo) Typus // FS W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956. S. 79–85; Papadopoulos S. A. Essai d’interpretation du theme iconographique de la Paternite dans l’Art byzantin //Cah. Arch., 1968. vol. 18. P. 121–136; Onasch K. Ketzergeschichtliche Zuzammenhange bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant. -slavischen Orthodoxie // Bsl. 1970. T. 31. № 2 (A). S. 229–243; LCI. Bd. 1. Sp. 394–396.

Н. В. Квливидзе



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.