Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учимся писать стихи.



 

 

Учимся писать стихи.

Ужегов Генрих Николаевич

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ


Тема: РАЗМЕР СТИХА.

 

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха - это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо - тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т. д.


Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д. ).
Классический хорей:

Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И. Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что " лишнее" ударение падает на слог " ют" в слове " падают". Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и " правильное" ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, " лишнее" для данного слова, оно просто " безударно" декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах - серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге " ни" в слове " яблони", на букве " е" в слове " сизые" и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, " Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык! ), чем хорей.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)

Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер " короткий", двусложный.
На примере Блока введу понятие анакрузы.
А вот пример смешанного ямба (1-3 строки - пятистопный ямб, 2-4 - двустопный):

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н. Гумилёв)

Дактиль - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4, 7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка - четырёхстопный, вторая - трёхстопный.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля. ).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости'ной, из серого клё'на, с обивкою шё'лковой,
Ваше Сия'тельство любит по вто'рникам томный журфи'кс
В желтой венге'рке комичного цве'та, коричнево-бе'лковой,
Вы предлага'ете тонкому о'бществу ирисный ке'кс,
Нежно вдыха'я сигары эрцге'рцога абрис фиа'лковый.
(И. Северянин)

Амфибрахий - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | |. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Анапест - это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | |. Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2, 4, 5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение " Стансы" имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, поэтам не стоит ориентироваться только на них, но история показывает, что эти размеры наиболее удобны для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя... Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова " доля", " часть" ).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

1. Хорей - Ударение с 1-ого слога
2. Ямб - со второго
3. Дактиль ударение с первого
4. Амфибрахий ударение со второго
5. Анапест - ударение с третьего
6. Пеон первый -ударение с первого
7. Пеон второй ударение со второго
8. Пеон третий ударение с третьего
9. Пеон четвёртый. Ударение с четвертого
10. Дольник- хорей, опущена одна гласная

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи, вью`тся ту`чи...
2. Пора`, пора`, рога` трубя`т...
3. Ту`чи небе`сные, ве`чные стра`нники...
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри...
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м...
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`...
7. Фона`рики-изда`рики, скажи`те-ка вы мне`...
8. На возду`шном океа`не, без руля` и без ветри`л...
9. Под голубы`ми небеса`ми...
10. Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло...

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла...

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К. Ф. Рылеев

АМФИБРАХИЙ - трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
М. Ю. Лермонтов

АНАКРУЗА - слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо - тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле - нулевая, в ямбе и амфибрахии - односложная, в анапесте - двусложная.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого " шестимерный" ). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул...
Гомер " Илиада"

ИКТ - ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) - безударный слог в стихе.

ЛОГАЭД - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики.

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В. Я. Брюсов

ОДНОСЛОЖНИК - экзотический односложный размер. Все слоги ударные.
Применяется крайне редко.
Дол
Сед
Шел
Дед.
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
И. Л. Сельвинский.

ПЕНТОН - (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А. В. Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

ПИРРИХИЙ - один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии - двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
А. С. Пушкин

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра.

Дух отрицанья, дух сомненья...
М. Ю. Лермонтов

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть, и ад со всех сторон.
А. С. Пушкин

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге.

" Неповторимая дней благодать... "

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия.

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М. Ю. Лермонтов

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется.


РИТМ СТИХА

Ритм (греч. - " соразмерность", " стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки - стихи (строки).
Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, " лесенкой". Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.

Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) - безударная гласная; ( | ) - ударная гласная.
Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма - это уже проза. Ритм - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых - соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих - повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых - упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, - чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм. в широком смысле присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п. ) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д. ). Ритмичность является свойством любого живого организма. " Система, насквозь пронизанная ритмами", - так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б. С. Аякринский.

Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п. ). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала - сильной паузы - и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д. ), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных - на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д. ) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате - в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, - приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д. ) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

Само понятие " ритм" можно разделить на три уровня:

Ритмическая единица 1-ГО УРОВНЯ - слог.
В русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью (есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог не будет ритмической единицей). Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления подряд идущих согласных - на их произнесение тоже требуется время. В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости. Но чаще всего встречается такой огрех - столкновение одинаковых или похожих согласных. Примером может служить строка:
" нам надо б песню запеть... "

Читая эту строчку приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха. (иногда при этом невольно получается извращенный смысл " с винцом в груди" ). Огрехи подобного рода встречаются в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев - (пропусков требуемых ударений) или спондеев (сверхсхемных ударений) неизбежно.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам как " уж, бы, так и т. д. ". Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае " так уж и мне хотелось бы побыть". Это лишь пример того, что так часто встречается в ваших стихах. Поэтому, не спешите дописывать последнюю строчку и выставлять на показ читателю. Прочитайте внимательно, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать.

СЛОГ И БУКВА. ЗВУЧАНИЕ БУКВЫ
Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают черно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами отказываться нельзя. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию любому стиху. Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами.

Зорким соколом, с провожатыми:
то ли сам ослеп, то ли все кругом,
колокольные звоны пятые
не зовут меня в подкрестовый дом...
" Цыганский шатер" Инна Молчанова

Набросок создан буквой " о", которая задает настроение строфе - былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными.
Совсем необязательно создавать набросок на основе какой-либо одной гласной. Каждая гласная задает конкретное настроение, и если необходимо получить эффект смешения этих настроений, можно смело комбинировать.

Из каменного леса,
Спешит моя принцесса,
На встречу не ко мне:
Ведь я лежу в палате,
В смирительном халате,
И наблюдаю танец мухи на окне!
" Из каменного леса" Алексей Караковский

Первая половина приведенного стихотворения построена на гласной " е", задающей тон мечтательности, вторая на гласной " а" - бытовой гласной, привносящей саркастический тон.
Не менее важная задача - учет фонетического значения согласных, определяющих плотность стиха. Здесь уместно следующее сравнение: гласные характеризуют то, как мы говорим, согласные то, о чем мы говорим.

Живешь, жилы рвешь, раздражаешься...
Жмуришься на окружающее...
Жалеешь, что было б иначе надо...
Алексей Всегдар

В приведенном примере фонетика строится на согласных " ж" и " р" - благодаря ним стих звучит жестко, самоуверенно. Причем за согласной " ж", дополнительно усиливая ее значимость, следует ударная гласная.

Согласные " с", " к", " ц" и " п" - придают стиху спокойствие, плывучесть.. Выявить эффект, который дает согласная, очень просто - достаточно вспомнить несколько слов, которые с нее начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок - именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении.
Не стоит забывать, что сила различных букв неодинакова. Ласковый напев, лелеющий слух, может быть запросто раздавлен согласной " ж". Тональность нежности может быть разрушена гласной " ы". Как следствие, применения определенных букв в конкретном стихотворении следует избегать.
Необходимо сказать несколько слов и о слогах. Никакой специальной работы над ними проводить не нужно. Основные, значимые слоги строятся из букв, определяющих стихотворение. Если стихотворение проработано на буквенном уровне, то оно проработано и на более высоком уровне - слоговом.

Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием ударных и безударных слогов. Например строчка " буря мглою небо кроет" ритмически запишется /-/-/-/- (" /" - ударный, " -" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, где первый слог является первый ударным.

Ритмическая единица 3-го уровня - СТРОКА. И это - НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА имеющая наибольшее самостоятельное значение.
Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА. Человек говорит не слогами, не словами, а фразами (не путать с грамматическим понятием предложения! ). При этом фраза не является чем-то постоянным. Так " буря мглою небо кроет" можно произнести как одну фразу. А можно и как две " буря мглою", " небо кроет". Разделение на строки особенно важно, потому что без него не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения. Кроме того, разделение на строки обогащает и внутреннюю ритмику стиха. Если бы не было этого разделения, а шел бы сплошной поток, то стопы (" /-" -хорей) и ( " -/" -ямб) были бы практически эквивалентны - давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.

Строка может быть типографской и стихотворной. Не следует путать эти два понятия. Стихотворная строка - это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица, а строка типографская - часть предложения, ограниченная рамками абзаца или форматом листа. Поэтому, при печатании любого стихотворения типографская структура стиха должна соответствовать звуковой, а не строиться, как попало. Начинающим поэтам надо помнить ещё одну прописную истину - стихотворная строка это не только ритмическая но также СМЫСЛОВАЯ и ГРАММАТИЧЕСКАЯ единица.. В идеале каждая строка должна представлять собой относительно законченную фразу, как по смыслу, так и по грамматике, что и подчеркивается традиционным написанием каждой стихотворной строки с заглавной буквы. Не понимая этого важного момента стихосложения, некоторые авторы начинают строки с маленькой буквы, разрывают их, хотя эти строки, обязаны по грамматике или смыслу стоять рядом друг с другом. Разрывы фразы или строки авторы называют ПЕРЕНОСОМ. В стихах этого никогда не следует делать потому что при переносе всегда ломается ритм и звучание стиха становится корявым. Точно так же не следует ставить точки внутри строки. Точки и переносы нередко приводят и к искажению восприятия смысла - если читать согласно стихотворному ритму, и воспринимать строку, как положено - как относительно законченную единицу. А ещё большей ошибкой является перенос на следующую строку части слова. В любом из этих случаев мы получаем либо спотыкающийся ритм, либо спотыкающийся смысл, либо бормотание вместо внятной речи.

О ПЕРЕНОСАХ
Всегда нужно помнить, что стихи - это РИТМИЧЕСКИ организованная ЗВУЧАЩАЯ речь. И грамматическая и смысловая ритмика должна совпадать со звуковой, усиливая воздействие звукового ритма. Именно в этом секрет магии стихотворной речи - когда все в гармоничном единстве. Следует учесть, что строковый (фразовый) ритм - самый важный в стихе. И исторически, по-видимому, первичный. Поэтому легкое отношение к переносам никак не оправдано. Это грубые ритмические ошибки, а не безобидные огрехи. Иногда возникает необходимость переносить часть предложения из строки в строку. Причиной этого может быть либо длинное предложение, либо невозможность изменить другую, чем-то очень важную для автора часть стиха. Но, во-первых, никто не заставляет авторов писать длинными предложениями. " Невозможность" другого изложения во многих случаях кажущаяся. Во-вторых, автор в любом случае должен позаботиться, чтобы этот огрех не выпирал, и минимально портил стихи. О том, что перенос - грубый огрех, резко противоречащий природе стиха, забывать нельзя никогда. И сложившееся под влиянием книжной поэзии терпимое и даже легкомысленное отношение к переносам ничем не оправдано. Если взять любую народную песню, напев, сказание, то в них вы никогда не найдёте ни одного переноса строки. Появление переносов в книжной поэзии, по-видимому обусловлено низкой техникой стихосложения на заре российской поэзии, а потом уже устоявшейся традицией терпимого отношения к ним (" королем" переноса можно назвать Я. П. Полонского - его стихи прямо - таки кишат этим.

ДЛИННЫЕ СТРОКИ
Некоторые авторы любят длинные строки. 12-14 - сложные строки в их стихах не редкость. Но эти авторы забывают, что длинные (мартеллианские) строки звучат тяжеловесно. Кроме того, обедняется звучание рифмы из-за слишком далекого расположения рифмующихся слов. С трудом воспринимается фразовая (строковая) ритмика - главная в стихе. В длинных строках смазывается ритмическая разница, обусловленная различным началом /например, между ямбом и хореем/. В длинных строках теряется и индивидуальность строчного ритма - количество стоп в строке перестает восприниматься на слух. Если скажем, двустопный, трехстопный и четырехстопный хорей без труда различаются на слух как разные размеры, то скажем 9 и 10 стопные строки уже воспринимаются как одно и то же. Не случайно именно в длинных строках авторы чаще всего ошибаются в метрике - число слогов в строке начинает плавать, его трудно становится выдерживать на слух.
Одним словом, при использовании длинных строк обедняется ритмическая палитра стиха, утяжеляется звучание. Чтение таких стихов становится неразборчивым.. В длинной строке бывает труднее удержать внутристрочный ритм - наличие нескольких пиррихиев или спондеев в одной строке размывает ритм, вплоть до потери " стихотворности" звучания. И от автора требуются дополнительные усилия, чтобы заставить " звучать" длиннострочное стихотворение. /цезура, аллитерации, внутренние рифмы и. т. д. Поэтому начинающим стихотворцам следует избегать длинных строк. Начинающих на длинные строки, как правило, тянет от неумения - в длинных строках больше возможности для свободного размещения слов. А путь наименьшего сопротивления вряд не всегда бывает полезным.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
Знаки препинания внутри строки могут вести к нарушению ритмической структуры стиха, и это является частой ошибкой начинающих авторов. Общим правилом стихотворца должно быть следующее: все знаки препинания внутри строки должны быть " немыми" - т. е. " нечитаемыми", не требующими дополнительных пауз для правильного прочтения. То есть легко угадываемыми, исходя из текста. Вот один из примеров такой ошибки:

" В сумраке комнаты. Завтра - на службу"

Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка, то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму, то исчезает точка, и получается что, " службa" будет проходить в сумраке комнаты. Классическим примером неправильной постановки знаков препинания служит фраза " казнить нельзя помиловать... ". Её можно уточнить знаками препинания: " казнить, - нельзя помиловать... ", или " казнить нельзя, - помиловать... ". А если вставить эту фразу в стихотворение, то неизбежно получится либо сбой ритма, либо смысловая каша.
Одно время поэты пытались совсем отказаться от знаков препинания. Это началось от Аполлинера, которому изрядно надоели протесты редакторов и издателей, не желавших примириться с его произвольной расстановкой знаков препинания. Поэт совсем отказался от них. Это в значительной мере осложнило восприятие стиха, Но, тем не менее, у Аполлинера оказалось много последователей. Некоторые из них объясняли такой подход к знакам препинания тем, что убирая точки и запятые, они дают указание на то, что стихи их надо читать монотонно, как псалмы. Однако, в любом деле должна быть золотая середина. Знаки препинания, конечно, нужны, но и злоупотреблять ими не следует.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок...

В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /), а слабый (-), то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:

/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /

Каждая строчка устроена одинаково.
В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный - слабый, сильный - слабый... А теперь посмотри, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы " тянутся" к сильным слогам: большинство сильных слогов - под ударением, большинство слабых - безударные. Это естественно: ведь " с нажимом" мы обычно произносим именно ударные слоги.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться - читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запоминать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.

3. Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

4. Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

5. " Длинные" строки. Уже при 8-10 -сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух - происходит сбой ритма.

5. Если начинающий автор пытается рифмовать слова с " женской" и " мужской" рифмой (напомню, что женская рифма - это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская - на последний).

7. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного - двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как " тот", " тут", " значит", " сё", " уж" и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.

О РИФМЕ

Рифма - это созвучие однотипных стиховых окончаний (клаузул) в двух или нескольких стихах. Она является одним из главных усилителей соразмерности стихов. В силлабо-тоническом стихе роль рифмы, разнообразие ее использования, возрастают в значительной степени, так как она является усилителем ритма и важным изобразительно - выразительным средством поэтического языка.
Нет на свете народа, у которого не было бы стихотворной речи. Обычно на ранних стадиях культурного развития такая речь слита с напевом, потом постепенно стих отделяется от породившей его песни, сохраняя некоторые её черты: ритмичность и напевность.
Есть много людей, которые считают, что поэзия отличается от прозы только " красивой формой". Однако, это далеко не так. Можно проделать простой опыт. Попробуем выразить прозой один куплет всем известного стихотворения С. Есенина. Просто заменим в нём порядок слов:

Не жалею, не зову, не плачу
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым.

Напишем: " Я не плачу, не зову, не жалею. Всё пройдёт, как дым с белых яблонь. Охваченный золотом увядания, молодым я больше не буду". Прочитайте стихотворное и прозаическое выражение фразы. Слова одинаковые в первом и во втором случае, но мы имеем две абсолютно разные вещи. А ведь мы только убрали стихотворное деление на строчки, ритмическое движение фразы, убрали РИФМУ. И сразу чувства, изложенные в этом небольшом отрывке, потускнели и увяли. Читая четверостишие в прозе, мы больше не находим в нём ни щемящей грусти о прошедших годах, ни нежности, ни красоты изложения.
Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, " рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.
В процессе развития стихосложения было много видов рифм: начальная, срединная, концевая. Но со временем большинство видов рифм ушло в прошлое, и в европейской поэзии осталась только концевая рифма.

Рифма - явление изменчивое. В 18-19 веках в поэзии господствовала точная рифма (совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца) " полна - дна", " правил - заставил", " закованный - очарованный". Постепенно поэты стали отходить от общепризнанных законов и появились отклонения от точной рифмы. Появились рифмы с ударными Ы - И (" был - возмутил" ), усечение в женских и дактилических рифмах конечного " Й" (" Тани - мечтаний", " свежо - чужой" ). Были и другие отклонения от точной рифмы.
Уже в середине 18 века появились новые виды рифмы: разнородная (образованная различными частями речи. " ночь - прочь", " полна - дна" ) и составная (" девы - где вы" и т. п. ), которые быстро вошли в моду и получили широкое распространение Эти виды рифм и в настоящее время играют важную роль в стихосложении.
В 19-20 веках в арсенал поэтов вошли такие виды рифмы, как
- грамматическая (" не мог - занемог", " дама - Бентама" );
- приблизительная (при одинаковых согласных заударные гласные различаются (" берёза - слёзы", " душою - ретивое" );
- корневая (в этой рифме безразличная заударная часть рифмуется со сходной предударной частью).

Говоря о рифме, в этой главе я хочу сказать и о том, как строится стихотворение, какую смысловую и композиционную роль играет рифма и конечные слова каждой строки в стихосложении.
Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием и в этом поиске поэт должен помнить - если слово просится в строфу, оно должно быть там
Рифма может быть точной и неточной. В точной рифме совпадает ударный слог и все звуки, которые идут после него. Именно звуки, а не буквы. Так что, например: " нравится - красавица" - это идеально точная рифма: тся ведь читается как ца. Ударный согласный у обоих слов а, после него в обоих словах идут звуки вица.
Допустим, нужно придумать точную рифму к слову " королева". Ударный гласный е, после него идут звуки ва. Значит, все слова, которые будут рифмоваться с " королева", должны заканчиваться на -ева или на -ево (потому что безударное о читается как а). Смотрим в словаре рифм: дева - гнева - налево, Ева, древо, посева... - всё это можно безбоязненно рифмовать с " королева".

Среди точных рифм особенно ценятся " богатые" рифмы. " Богатая" рифма - это такая рифма, когда перед ударным гласным совпадает один звук (или больше). Например: Медведь - реветь - богатая рифма: кроме общих звуков ть (после ударного гласного е) дь на конце слова читается как ть и в них ещё один общий звук в перед ним. Поэтому и на слух кажется, что медведь - реветь, рифмуется лучше, чем медведь - плеть (это тоже точная рифма, но не богатая.
И ещё о точной рифме. В точно рифмующихся словах должны быть общими хотя бы два звука. Допустим луна - свеча - это неточная рифма (да и, скорее всего, вообще не рифма). Хотя у них и одинаковый ударный гласный а, в конце слова. Вот луна - стена - рифмуется красиво.
Это точные рифмы. Они хорошо ложатся в строку и никогда не сделают стих хуже, чем любая приблизительная рифма. У Пушкина, например, практически нет неточных рифм, у Маяковского почти все рифмы неточные.

С неточными рифмами дело обстоит несколько иначе, и надо иметь большой опыт и развитое чувство осторожности при их применении. Только интуиция и опыт подскажут, когда и как их употреблять, какие неточные рифмы хорошие, а какие не очень. Примерами неточных рифм могут быть следующие: шубу - шуму, хвалится - пятится.
Рифма - королева поэзии и должны быть очень веские причины для отказа от неё. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если этого нет - значит, автор либо лентяй, либо бездарь. О рифмах можно говорить бесконечно. В данной статье хочу остановиться ещё на нескольких моментах. Прежде всего, нужно помнить, что не зазорно применять простые рифмы, но, опять же, нельзя забывать о работе над их звучанием. Со временем, в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить в своём произведении слабую или заезженную рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
Если ставка на рифму всё - таки делается - нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Следует избегать очевидных рифм. Мы должны помнить, что в стихотворение идеально ложатся лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой.
И ещё об одном правиле стихосложения хочется упомянуть: либо рифма должна быть везде, либо её не должно быть нигде

ВИДЫ РИФМ

Различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические
МУЖСКАЯ
рифма - с ударением на последнем слоге
(заставля`ть - управля`ть).

ЖЕНСКАЯ рифма - с ударением на предпоследнем слоге
(ту`чи - лету`чи).

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма - с ударением на третьем от конца строки слоге
(стра`нники - изгна`нники).
Способы образования рифмы различаются в зависимости от фонетических особенностей созвучий клаузул (клаузула - стиховое окончание).

ТОЧНОЙ рифмой является такая, которая образуется совпадением в клаузулах одинаковых или очень близких звуков (волн - полн).

НЕТОЧНОЙ рифмой или ассонансом называется такая, которая основывается на приблизительном подобии звуков в клаузулах:

Наце`лясь - Венесуэ`ле, безмо`лвный - по`лный.

ГЛУБОКАЯ рифма - когда одинаковыми по звучанию являются не только клаузулы, но и предшествующие им части слова (пролета`ли - пролета`рий). Эта рифма особенно характерна для ранних стихов Е. Евтушенко.

Настя Карпова, Настя Карпова,
Сколько помню со всех сторон,
Над твоей головою каркало
Молодых и старых ворон.

УСИЛЕННАЯ рифма. Рифма, в которой звуковое совпадение клаузул начинается не только с ударной гласной (наши - чаши), но и с предшествующей ей согласной (своды`- воды`, ра`жий - вра`жий, ро`ду - наро`ду).

ПРОСТЕЙШИМИ являются рифмы, образованные различными частями речи:
Глаголами - бежит-лежит.
Прилагательными - прекрасный - ясный.
Наречиями - одиноко - глубоко.
Деепричастиями - лелея-зеленея.

Простейшие рифмы, в виду их постоянного применения, давно уже стали привычными и поэтому не должны привлекать к себе особого внимания авторов. Как сказал М. Исаковский: " Существуют такие рифмы, пользоваться которыми просто неприлично. (Родина-смородина), это как раз такая рифма, которая не только трафаретна, но уже и пародийна. Нельзя использовать рифму ради рифмы".
Рифма является одним из вспомогательных ритмических элементов. Иногда в стихах её может и не быть, как в античной прозе, где строгое чередование стоп создавало полную ритмическую упорядоченность и рифма как усилитель ритма не требовалась.

Нерифмованные стихи называются БЕЛЫМИ. В белом стихе определяющим является расположение одинаковых клаузул. Применяется белый стих (как правило, пятистопный ямб) главным образом в драматических произведениях, помогая развернуть и воспроизвести живую разговорную речь, а также для передачи на русском языке классической античной литературы, так называемые российский гекзаметр и российский пентаметр. Примером белого стиха может служить следующие пушкинские строки:

... Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два гола незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я...

ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА

Поэты, литературоведы и критики много говорят о глагольной рифме. Что же такое глагольная рифма? Хороша она или плоха? Некоторые поэты морщатся, только услышав одно словосочетание глагольная рифма. Примените такую рифму в стихе два - три раза и вас тут же запишут в безнадёжные графоманы..
В. Онуфриев в " Словаре разновидностей рифмы" пишет: " Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву - зову, жить - тужить. Так как придумать глагольную рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть, шуметь - лететь. Да, прав был В. В. Онуфриев: глагольных рифм много и рифмовать глаголы легко. Но ведь нетрудно рифмовать и прилагательные " прекрасный - страстный - опасный - ужасный", или наречия " прекрасно - страстно - опасно - ужасно". Да, и если уж совсем начистоту, 99% существительных рифмуется элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Сейчас стихи пишет каждый третий, каждый пятый считает себя уже состоявшимся поэтом. Поэтому, почти любую рифму (а не только глагольную) можно назвать " банальной", " затёртой до дыр". И мало найдётся современных поэтов, которые придумать десяток - другой рифм, ранее никем не применявшихся.
А что же делать начинающему поэту?
Вообще избегать глагольных рифм, или, не слушая критиков использовать их в своих произведениях постоянно? Нужно помнить, что в мире не существует стопроцентных истин. Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор в своей работе попытается использовать все разнообразные способы и версии стихосложения, все многовековые поэтические наработки. Нельзя отказываться от любых достижений поэзии, это в любом случае движение назад. Давно известно, что можно научиться стихосложению, но нельзя научиться поэзии (слова " талант от Бога" - актуальны всегда. ).

Но вернёмся к глагольным рифмам. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждого слова на уместность использования в данном стихотворении и многое другое, без всего этого поэзия выглядит очень бледно. Глагол создаёт ДВИЖЕНИЕ в стихе, он - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу

СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Помимо видов рифмы, нужно различать и способы рифмовки. Они разнообразны, но наиболее распространенными являются лишь три: смежная, перекрёстная и кольцевая.
1. СМЕЖНОЙ называется рифмовка, связывающая строки, которые следую одна за другой.

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
А. С. Пушкин

Схема смежной рифмы ААББ.

3. ПЕРЕКРЁСТНАЯ - связывающая строки через одну, первого стиха с третьим, второго с четвертым.

Давно я расстался с любимой моей,
Но помню ту девочку юную...
Зачем обманул ты меня, соловей,
В ту ночь ослепительно-лунную?
Г. Ужегов

3. КОЛЬЦЕВАЯ рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвёртым, а второй с третьим.

Господь, я волк или овца?
Идти мне в стадо или в стаю?
Не знаю, Господи, не знаю...
И не узнаю до конца.
Н. Зиновьев

Схема кольцевой рифмовки: АББА.

4. ХОЛОСТАЯ рифмовка. Первый и третий стих не рифмуются.

Костры осенние
Туманом стелятся,
Любовь закончилась,
А мне не верится.
Г. Ужегов

Схема холостой рифмовки: АВСВ.

5. СМЕШАННАЯ рифмовка. При таком виде рифмовки чередование и взаимное расположение рифм может быть различным. Этот вид рифмовки может иметь различные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и др. О первых четырёх видах рифмовки говорится в предыдущей главе.

а) ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом с рифмовкой ААВВА. В лимериках количество стоп в 3 и 4 стихах меньше, чем в 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала,
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
Э. Лир

б) МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме (АААА, АА-ВВ-СС).
В поэзии европейских народов почти не встречается. Распространен в странах Востока. Разновидности монорима: газель, фард и др.
Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади

в) РУБАИ. Рифмовка, распространённая в восточной поэзии.

Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему,
Если слов своих он не бросает на ветер-
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
Омар Хайям

Схема ААВА.

Более редко встречаются такие виды рифмовки как ПАНТОРИФМА (стих, в котором все слова рифмуются между собой), " квадратная" рифмовка (АВСД, АВСД), " треугольная" рифмовка (рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме (АВС, АВС).

На этом публикацию данной книги прекращаю.
Перестала работать моя ссылка на оригинал. Поискал в Инете - не нашел. Зато нашел несколько данных книг, в которых материал подан в разной последовательности, чего-то нет вообще, что-то дополнено. Выцарапывать из этого то, что не публиковал в группе, занятие трудоёмкое. К тому же, невольно начну повторяться
Забив в поисковике " Ужегов Г. Н. ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ" продолжение каждый может прочитать самостоятельно.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.