Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 21 страница



В последней четверти XIX — начале XX века во многих деревнях России вошли в моду шубы, отрезные по талии: или только с отрезной спинкой, или отрезные кругом, со сборками около талии. Шубы любого покроя запахивались справа налево и всегда застегивались на крючки, схватки-пряжки, пуговицы из мягкой кожи, кости, дерева с кожаными петлями. Воротники могли быть кожаные, меховые (мехом внутрь для стоячих воротников и наружу для отложных). Рукава прямые или широкие у плеча, зауженные к запястью. Последний крой рукава был особенно характерен для шуб «с пережимом» или «со сборками». Длина шуб была различная: от очень длинных (до щиколоток) до сравнительно коротких (ниже колен). Мужские и женские шубы отличались только размерами и иногда длиной — женские были короче. Праздничные шубы нарядно украшались. Их покрывали обычно более дорогой тканью (фабричным сукном синего цвета), воротник, края рукавов и правую полу оторачивали более дорогим мехом (соболем, белкой, куницей, бобром) или мехом другого, чем сама шуба, цвета. Так, дубленую рыжую шубу оторачивали черным мехом, черную — белым. В праздники шубы всегда подпоясывали широким вязаным красным поясом или суконным, купленным в лавке. Выходя на улицу в праздничный день в нарядной шубе, женщина повязывала на голову поверх головного убора шаль.

Шуба в русской деревне считалась большой ценностью. На приобретение нарядной шубы для дочери или сына копили деньги всей семьей иногда несколько лет: необходимо было заплатить за обработку сырых овечьих шкур, потратиться на покупку «паволоки», т. е. ткани, служившей для покрытия шубы, заплатить за меха для ее оторочки и мастеру за пошив. Некоторые крестьяне покупали шубы готовыми на ярмарках. Шубы тщательно хранили, передавали по наследству из поколения в поколение. Наличие в доме нарядных шуб и вообще шуб рассматривалось как признак зажиточности. Парадные шубы вынимали из сундуков в особенно торжественные дни: во время зимних общедеревенских гуляний, во время свадеб, при поездке на ярмарку в соседний город или село, при поездке на богомолье в монастырь или храм с особо почитаемыми иконами. Девушки и парни могли продемонстрировать свою нарядную меховую одежду в Крещенье, справлявшееся 6 января. В этот день во многих русских северных селах и уездных городах устраивались так называемые смотры невест. На них съезжались из окрестных деревень девушки брачного возраста. Нарядно одетые в шубы, подпоясанные яркими поясами, с накинутыми на голову и на плечи пестрыми шалями, они стояли на площади около церкви или степенно гуляли парами. Парни и их матери, тоже одетые в парадные зимние одежды, ходили по площади, высматривая девушку, к которой можно будет посвататься в наступавший период зимнего сватовства: от Крещенья до Масленицы. Молодые люди, поженившиеся зимой, могли продемонстрировать свою богатую зимнюю одежду также на Масленицу. В русских деревнях в XIX веке существовал обычай чествовать на Масленицу новобрачных. Молодуху и молодого выкликали из праздничной деревенской толпы на вершину ледяной горы словами: «Молодую Анастасью Ивановну, молодого Петра Дмитриевича — на гору». Молодые должны были подняться на вершину горы, низко поклониться друг другу и на маленьких расписных саночках скатиться вниз под радостные и шумные приветствия веселых зрителей. На Масленицу было принято также всей семьей кататься на лошадях в соседние села и деревни, демонстрируя соседям свое заработанное честным крестьянским трудом богатство: красивые шубы, нарядные платки, сытых лошадей, хорошую упряжь.

Шуба играла важную роль в русском свадебном обряде. Во многих регионах России она в обязательном порядке включалась в состав венчального костюма невесты. Молодые на свадебном пиру обязаны были некоторое время находиться в шубах. Молодуха обязана была надеть самую нарядную шубу, когда на следующий день после свадебного застолья отправлялась со своим мужем на колодец за водой. Этот обычай рассматривался как обычай знакомства жителей деревни с молодухой. В свадебном обряде широко использовалась также шуба, расстеленная мехом вверх. В Северной России на расстеленную на лавке шубу сажали молодых на «княжом пиру», заставляли их наступить на шубу, положенную на порог избы, в которой они будут жить. В Южной России невесту, перед тем как отправлять под венец, сажали на перевернутую квашню, покрытую шубой. Многие из этих обычаев нашли свое отражение в старинных свадебных песнях. В свадебной песне Вологодской губернии пелось:

«Посадите вы ее (невесту)

В передний уголок,

На белодубову лавочку,

На куньи шубочки,

Собольи лапочки».                           ч

Во всех этих обрядах шуба выступала как символ богатства, плодовитости, которые магическим путем должны были перейти к новобрачным.

ШУБА ДОНСКАЯ — верхняя зимняя праздничная одежда казачек Дона и Северного Кавказа. Свое название получила по месту первоначального бытования — в казачьих станицах Дона. Там она была известна, по некоторым данным, еще в XVII веке. В XIX веке распространилась на станицы Терека и Кубани. Донскую шубу шили на лисьем, беличьем, заячьем, кошачьем меху, покрывали сверху тонким сукном, штофным шелком, парчой, атласом, бархатом различного цвета. В конце XIX века модными стали шубы, крытые черной блестящей тканью — ластиком. Ворот, правую полу, подол, края рукавов отделывали мехом выдры или бобра. Шуба была длинной (до пят), очень широкой. Ее спинку, расширяющуюся книзу, выкраивали из двух пластин меха, полы делали скошенными, широкими, с глубоким запахом. Между спинкой и полами вставляли клинья. Рукава шубы были узкие, длинные, спускавшиеся значительно ниже кистей рук. Воротник стоячий, плавно переходящий в полы. Шуба обычно просто запахивалась и только иногда подпоясывалась кушаком. Ворот застегивался на крючок, пряжку или пуговицу.

Такие шубы носили только казачки. Девушки и женщины, не принадлежавшие к казачьему сословию, но жившие в тех же станицах, носили в праздник шубы того же покроя (однако более короткие и узкие), что и казачки, но из белых сыромятных овчин. Казачки гордились своими нарядными шубами, рассматривали их как символ, знак принадлежности к сословию вольных людей — казаков.

ШУБЁЙКА (ПОЛУШУБКА) — верхняя женская зимняя праздничная одежда на заячьем, беличьем меху, крытая атласом, парчой, штофом, сукном фабричной выработки.

Шубейки в отличие от шуб делались короткими: до середины бедра или до колена. Это была распашная однобортная одежда с прямыми полами и спинкой, отрезной по талии или в области лопаток, со сборками или клиньями сзади и с боков, с длинными рукавами. Шубейка имела большой отложной воротник из меха лисицы, соболя, куницы, песца. Мехом украшались также полы, край подола и края рукавов. Шубейки были распространены в северных и центральных губерниях Европейской России, известны были в Воронежской и Рязанской губерниях. В последней трети XIX века шубейка считалась одеждой старинной и имелась лишь в некоторых богатых семьях. В Рязанской губернии шубейкой называли также одежду из овчины, распашную, однобортную, с прямой спинкой и расширяющимися книзу полами, надевавшуюся в дорогу поверх основной верхней одежды. Она использовалась до начала XX века.

ШУБЕНКИ — ШУБИНКИ (см).

ШУБИНКИ (ШУБЕНКИ, ШУЁИЦЫ, ШѴ БНИЦЫ) — рукавицы из овчины мехом внутрь.

Термин был распространен в Пермской, Иркутской, Тобольской, Томской губерниях с начала

XIX века.

ШУБИЦЫ — ШУБИНКИ (см).

ШУБКА — термин применялся к разным видам одежды.

1. Женская верхняя одежда из ситца на вате или кудели с подкладкой, распашная, без рукавов, полы слегка раскошены, спинка подрезная по талии со сборками в нижней части, застегивалась на крючки. В XIX веке бытовала в Архангельской губернии.

2. Шубкой называлась также ОБТЯНУШКА (см. ) на меху. В XIX веке была распространена в Архангельской губернии. Ее носили молодые жен-

щины из небогатых семей. На Алтае шубка — нарядная женская меховая одежда мехом внутрь, распашная, однобортная, длиной ниже колен, с длинными рукавами. Шубку носили, надевая в рукава или внакидку, запахивая ее на левую сторону. Такая шубка была распространена у русского населения Забайкалья, где она называлась халатиком.

3. Девичья горничная одежда типа круглой прямой юбки до груди на лямках, надевавшейся через голову.

Шубка шилась из нескольких прямых полотнищ преимущественно фабричной ткани — шелка, шерсти, ситца, сатина, китайки. Два из них приходились на переднюю и два — на заднюю часть. Передняя часть шубки делалась гладкой, а боковые и наспинные полотнища закладывались мелкими частыми складками. Иногда сзади поверх складок на шубке делали цветную вышивку шелковыми нитями. Лямки-крылья выкраивались из той же ткани или черного бархата вместе со спинкой, обшивались цветной тесьмой и украшались на спине блестками.

Праздничные шубки шились из тканей алого и малинового цветов и декорировались по подолу полосой кумача и черным кружевом. Часто их делали на подкладке из белого холста. Носили с белой длинной рубахой.

В Калужской и Рязанской губерниях шубка входила в состав венчального комплекта одежды. Невеста подпоясывала шубку полотенцем, спуская его концы на правое колено.

Термин шубка был известен с XIII века и имел восточное происхождение. Первоначально он обозначал комнатную женскую глухую одежду с рукавами или без них или одежду в виде косоклинного распашного САРАФАНА (см. ), застегивавшуюся впереди на пуговицы. К XIX веку шубка получила в качестве девичьей одежды распространение в Олонецкой, Московской губерниях, Восточной Латвии (Латгале), Западном Причудье, ряде уездов Владимирской, Воронежской, Калужской, Смоленской, Рязанской и Тульской губерний.

ШУБКА БОЙРСКАЯ — верхняя зимняя праздничная женская одежда. В конце XVIII — первой половине XIX века была одеждой, модной в городах русского севера: Великом Устюге, Сольвычегодске, Крас- ноборске и в подгородных селах.

Шили ее на беличьем или заячьем меху, сверху покрывали шелковой тканью светло-голубого, светло-зеленого, красновато-коричневого цвета. Ворот, край правой полы, края рукавов оторачивали мехом черно-бурой лисицы, соболя или куницы. Шубки боярские представляли собой однобортную одежду с отрезной по талии спинкой, прямыми неотрезными полами. Между спинкой и полами вшивались клинья. Сзади от талии подол закладывался глубокими складками. Рукава были длинные, пышные у плеча благодаря большому количеству мелких сборок, зауженные к кисти. Ворот стоячий, застегивался на пряжку. Полы запахивались справа налево. Шубку носили обычно без кушака. Шубку украшала широкая шелковая лента, завязанная под горлом широким бантом с длинными, спускающимися вниз концами. Особенностью шубки была завышенная талия, пышные у плеча рукава, бант, красивая дорогая ткань — все это делало шубку похожей на модную одежду европейского образца, но только без мехового подклада. Вероятно, это сходство, а также распространение шубки в среде богатых горожан и обусловило ее название — шубка боярская. Такую шубку богатые купеческие жены и дочери, предпочитавшие в будни и праздники одежду, сшитую по «модным петербургским картинкам», надевали по особо торжественным случая.

Шубка боярская входила в состав венчального костюма девушки. В ней невеста стояла в церкви перед аналоем, а затем некоторое время находилась в ней и на свадебном пиру, сидя с женихом под иконами в парадной части по-европейски обставленного купеческого дома. Головным убором, надевавшимся с шубкой, был чебак, а обувью — сапожки боярские с паголенками.

ШУБКА МАТУРНАЯ — КУНТЫШ (см ).

ШУБНИК — термин многозначен.

1. ШУБА (см. ), женская одежда из дубленых овчин с подрезной талией и сборками на подоле. В XIX веке термин был распространен в Костромской губернии.

2. ПОЛУШУБОК (см).

Термин был распространен в Новгородской губернии в XIX — начале XX века.

ШУБНИЦЫ — рукавицы, изготовленные из овечьих, собачьих, оленьих шкур мехом наружу.

Термин был распространен в Архангельской, Пермской, Иркутской, Тобольской, Томской губерниях.

ШУБНИК — термин многозначен.

1. ПОЛУШУБОК (см).

Термин был распространен в Саратовской губернии.

2. КОШУЛЯ (см. ).

Термин был распространен в Вологодской губернии.

шугАй — верхняя и горничная женская одежда из парчи и шелка с подкладкой, часто на вате, кудели или заячьем меху.

1. Верхняя одежда представляла собою распашную однобортную одежду с длинными рукавами, с цельными передними полами и спинкой, отрезной по талии или в области лопаток. Подол на спине собран в плотные валики и сборки. Шугай обычно шился длиной до середины бедра. Однако были шугаи и длиной до колен. Шугай имел большой круглый воротник, застегивался на крючки или пуговицы. Он обычно украшался по воротнику, подолу, краю рукавов и пол позументом, бахромой, изредка вышивался шелком и шерстью. На некоторых особенно богатых и нарядных шугаях пуговицы нашивались на бант из шелковых лент.

Эту одежду носили поверх рубахи и сарафана как девушки, так и замужние женщины. Она была известна еще в XVII веке как праздничная одежда горожанок. В XVIII — первой половине

XIX века ее носили по праздникам жены и дочери богатых купцов, мещан уездных городов и зажиточные крестьяне. В середине XIX века шу-

гаи стали выходить из моды и постепенно превратились в свадебную одежду. В XIX веке шугаи бытовали на территории Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Симбирской губерний, местами в Калужской и Тамбовской губерниях.

Шугаи, бытовавшие в Тамбовской губернии, несколько отличались от шугаев, характерных для костюма русского севера и центральных губерний Европейской России. В Тамбовской губернии этот термин применялся к двум видам одежды. В одном случае это была одежда из синего сукна фабричного производства аналогичная кафтану с клиньями. В другом случае это тот же, что и на севере Европейской России, шугай,

но более короткий, сшитый из цветного ситца, украшенный вдоль талии красной тесьмой с нашитым на нее позументом.

2. Шугай — девичья и женская горничная одежда на лямках типа сарафана из черной шерстяной или полушерстяной домашней ткани. Шугай шился из трех полотнищ ткани — двух передних и одного заднего, а в боках расширялся клиньями.

На шов, соединяющий передние полотнища, нашивались стеклянные или металлические пуговицы и тесьма. Шугай надевали поверх длинной вышитой холщовой рубахи и подпоясывали плетеным поясом.

Этот тип сарафана использовался в Рязанской губернии.

ШУГАЙ ШУБНЫЙ — ШУБА (см. ) со сборками на спине.

Термин бытовал в Псковской губернии в XIX веке.

ШУРЙНКА — головное полотенце, белое, льняное, домашней выработки, украшенное на концах кружевом и полосками кумача.

Входила в состав головного убора замужней женщины, называвшегося КОТЕЛКА (см. ). Термин был распространен в Орловской губернии.

ШУШКА — нагрудная женская одежда из полушерстяной ткани белого или синего цвета, туникообразного покроя, с прямыми бочками, глухая, длиной до колен и ниже, с прямыми длинными рукавами. Ворот круглый или четырехугольный. Край ворота обшивался красной шерстяной тесьмой. Ластовицы часто делались из красной ткани.

Шутки носили главным образом девушки поверх рубахи. В некоторых деревнях их надевали также старухи с понёвой или без понёвы на рубаху. Шутки надевали на похороны, носились во время траура, а также во время говения. В тушке также хоронили девушек и старух.

Были распространены в XIX — первой четверти

XX века в Рязанской губернии.

(СУПіѴ Н, ШУШѴ Н) — нагрудная женская одежда из белого, изредка коричневого тонкого сукна, полусукна домашней выработки, а также из белого холста.

ШУШПАН

Шушпаны всегда шились туникообразными: центральное полотнище ткани сгибалось пополам по утку, делался вырез для головы, с боков пришивались прямые полотнища ткани, согнутые вдоль, или клинья, направленные широким концом вниз. Рукава вшивались в проймы, образованные центральным полотнищем и бочками. Они были прямые, сравнительно широкие, длиной до запястья или локтя. Шушпаны шились глухими, т. е. без переднего разреза, или распашными, т. е. с разрезом, но без застежки. Длина шушпанов была различна, но чаще всего они шились до колена или чуть выше.

Будничные шушпаны обшивались по вороту, полам, краю подола ярким ситцем или шерстяной тесьмой. Праздничные шушпаны, особенно шушпаны молодых женщин, предназначенные для больших праздников, таких как Пасха или Троица, украшались особенно нарядно. Край ворота, полы, подол обшивались красной, зеленой тесьмой, изготовленной из гаруса. На подол нашивались полосы кумача, разноцветные шелковые ленты, позумент, черная шерстяная тесьма, блестки, а также широкие полосы узорного тканья. Шушпаны, изготовленные для траурных дней, обычно обшивались черной тесьмой, так же как и шушпаны старух.

Шушпаны носили обычно без пояса, вдев обе руки в рукава. В некоторых деревнях распашные шушпаны носили внакидку или вдев в рукава только правую руку. Левый рукав при этом спускался с плеча.

В XVIII, XIX, первой четверти XX века шушпаны бытовали там, где были распространены ПОНЁВЫ (см. ): в восточных уездах Воронежской губернии, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Пензенской, Калужской, Смоленской, местами в Витебской и Псковской губерниях. В 20-е годы

XX века они встречались довольно редко: их донашивали старухи, да в некоторых деревнях они надевались на время траура.

Нагрудная туникообразная одежда типа шушпана — одежда древняя по своему происхождению. Глухие шушпаны, вероятно, были распро-

странены еще в Древней Руси. Распашные шушпаны появились в народном быту, вероятно, в XIV—XV веках, когда проходил процесс замены глухой одежды на распашную.

ШУШУН — ШУШПАН (см).

ШУШУНКА — верхняя женская одежда для зимы из сукна на подкладке, украшенная по воротнику, полам и подолу кошачьим мехом. Она представляла собой распашную одежду длиной до середины икры, с длинными рукавами, с прямыми полами и зауженной в талии спинкой. На спине и по бокам, под рукавами, закладывались складки. Одежда бытовала в Тамбовской губернии. В 80-е годы XIX века она фактически полностью исчезла из народного обихода.

щ

ЩИБЛЁТЫ — ШТИБЛЁТЫ (см. ).

э

эпанчА — верхняя мужская и женская одежда для лета из белого холста домашней выработки. Представляла собой туникообразную одежду с длинными прямыми рукавами и круглым воротом, имеющую передний разрез. Эпаича не имела застежек, запахиваясь справа налево, подвязывалась кушаком.

Термин применительно к одежде такого рода был распространен в Псковской губернии.

ю

ЮБКА — женская поясная одежда, шившаяся из нескольких прямых или косых полотнищ ткани, собиравшихся на талии на вздержку или пояс. Для изготовления юбок использовались различные ткани как домашнего, так и фабричного производства. Особым своеобразием отличались шерстяные яркие полосатые свадебные юбки однодворок Тамбовской и Воронежской губерний. Вся их лицевая поверхность расшивалась гладью гарусными разноцветными нитями пышным растительным, реже геометрическим узором.

Юбки были распространены на всей территории расселения русского народа.

ЮБКА СЕМИДЕСгіТНАЯ — женская поясная одежда из четырех — шести прямых полотнищ красно-белозеленой полосатой шерстяной лощеной домашней ткани. В верхней части собиралась на вздержку или пояс. Застегивалась на пуговицу или завязывалась на левом боку.

Термин был распространен в Коротоякском уезде Воронежской губернии.

НЭПА (ЮПОЧКА) — верхняя мужская и женская

одежда.

В Рязанской губернии в XIX — начале XX века юпа была только женской и девичьей одеждой. В первой половине XIX века юпу носили девушки, надевая ее поверх рубахи. В последней трети XIX — начале XX века юпу носили в основном старухи и вдовы. Ее шили из белого сукна домашней выработки или из белой полушерстяной ткани. Юпа представляла собой распашную туникообразную одежду с прямой спинкой, прямыми полами, между которыми были вшиты расширяющиеся книзу бочки. Будничные юпы шили с рукавами, достигающими локтя, праздничные юпы девушек и молодых женщин — с рукавами или без рукавов.

Праздничные юпы середины XIX века украшались бархатом, кумачом, лентами, позументом, тесьмой, вышивкой по кумачу. Украшения располагались рядами вокруг проймы, вдоль края пол и широкими горизонтальными полосами по подолу. Край подола обшивался бахромой из красного гаруса или коклюшечным кружевом из красных и белых ниток.

В Архангельской губернии, на Кандалакшском и Терском берегах Белого моря юпой называли мужскую верхнюю одежду из сукна с капюшоном.

ЮПКА — плечевая женская одежда.

В юго-западных губерниях Европейской России, граничивших с территорией, населенной украинцами, юпкой называлась верхняя одежда для весны, лета, осени из фабричной ткани, распашная, в талию, со сборами на спине, длинными рукавами, сравнительно короткая, выше колен. В Вятской губернии в первой половине XIX века юпка — это безрукавка из тонкой ткани, надевавшаяся поверх рубахи и сарафана.

ЮПОЧКА — Й)ПА (см).

Термин был распространен в Рязанской губернии.

я

ДОХА (см. ).

ягА

ЯЗЫК ПОДШЕЙНЫЙ (ГИТАН)

— женское нагрудное украшение.

Под этим названием было известно два вида украшений.

1. В Калужской и соседних с ней губерниях языком подшейным назывался неширокий съемный воротник из разноцветных шелковых лент на холщовой подкладке. Воротник был круглый со спускающейся на грудь узкой полосой ткани. Он застегивался сзади на пуговицу или крючок. Лицевая сторона языка подшейного украшалась блестками, медными пластинками в виде сердечек, пуговицами, розетками из лент. В некоторых случаях к нему пришивались неширокие ожерелья из мелких золотистых бус.

2. В северных губерниях Европейской России язык подшейный представлял собой длинный прямоугольный или трапециевидный кусок красного шелка или кумача на плотной холщовой подкладке с пришитым к верхнему краю узким стоячим

 

воротничком. Язык подшейный застегивался сзади на крючок. Он украшался золотошвейной вышивкой, блестками, пуговицами, бисером, цветной фольгой.

Язык подшейный надевался обычно с праздничным костюмом.

ЯЛбМКА — мужской головной убор — валянный из белой или черной овечьей шерсти колпак.

Термин бытовал в Путивльском уезде Курской губернии.

ЯЛОМбК — ВАЛЁНКА (см. ).

Термин бытовал в ряде сел Воронежской, Курской, Харьковской губерний.

ЯНТАРЙ — женские бусы.

Под этим термином упоминалось несколько видов украшений желтого или светло-коричневого цвета. Гладкие и граненые янтарные бусы-снизки являлись одним из главных украшений не только девушек, но и молодых замужних женщин. Такие бусы считались хорошим свадебным подарком. Их тщательно берегли и передавали по наследству.

Янтарями назывались также и граненые бусы из желтого прозрачного стекла, стоившие значительно дешевле янтарных и быстро снискавшие себе популярность.

Термин получил распространение почти во всех губерниях России.

Считалось, что янтари приносили счастье своей владелице.

яргАк — дохА (см. ).

ЯРМЙК — APMJfK (см).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ КРОЯ

БОРЙ — сборки на многих видах женской и мужской

одежды, преимущественно на верхней и нагрудной, сшитой с отрезной по талии или в области лопаток спинкой. В некоторых видах одежды, например на душегрейках, шугаях, боры закладывались с подкладкой и куделью, проложенной для тепла, образуя плотные трубки. Боры располагались сзади вниз от талии или шли вокруг талии, расширяя нижнюю часть одежды.

ВЕРХНЯЯ ОДЁЖДА — одежда, надевавшаяся при выходе на улицу в холодное время года поверх горничной одежды.

ГЛУХАЯ ОДЁЖДА — одежда, надевавшаяся через голову, не имевшая переднего разреза.

ГбРНИЧНАЯ ОДЁЖДА — одежда, использовавшаяся в помещении и на улице в теплую погоду.

лАстовица — кусок ткани ромбовидной или квадратной формы, вшивавшийся под рукав, между рукавом и боковой частью рубахи. Ластовица давала большую свободу руке.

НАГРУДНАЯ ОДЁЖДА — одежда, прикрывавшая верхнюю часть тела человека, достигавшая талии или середины бедра. Она надевалась обычно поверх рубахи, использовалась для ношения в помещении и на улице.

ПОЛЙК — плечевая вставка, соединявшая переднее, заднее полотнище рубахи и рукав. Полики были прямоугольной формы — «прямые полики» и трапециевидной — «косые полики». Они расширяли верхнюю часть рубахи, делая ее более широкой и удобной для работы.

пояенАя одежда — одежда, закрывавшая нижнюю часть тела человека, закреплявшаяся на талии.

РАСПАШНАЯ ОДЁЖДА — одежда с разрезом спереди и полами, запахивавшимися или застегивавшимися на крючки, пуговицы.

ТУНИКООБРАЗНАЯ ОДЁЖДА — одежда, сшитая из полотнища ткани, перегнутого по утку пополам, с воротом, вырезанным на сгибе. С боков ткань сшивалась таким образом, что оставались несшитыми проймы для рукавов или рук. В случае, если ткань была узкой, к боковым сторонам основного полотнища пришивались дополнительные полотнища ткани, так называемые бочки. Туникообразная одежда могла быть как глухой, так и распашной.

ХАЛАТООБРАЗНАЯ ОДЁЖДА — широкая, распашная одежда с прямой спинкой и прямыми полами, а также со вставленными боковыми продольными клиньями, иногда сильно расширяющими нижнюю часть одежды. Обычно эта одежда была однобортной, запахивающейся, без застежек.

хвАлды (ФАлды) — клинья, вшитые от талии в нижнюю часть верхней одежды, выкроенной с цельной спинкой.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЫШИВКИ И ТКАЧЕСТВА. НАЗВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТКАЦКИХ СТАНКОВ

брАльницы — деталь ручного ткацкого стана — плоские длинные дощечки, с помощью которых набиралось по счету определенное количество нитей основы для образования дополнительного зева. В зев пропускалась уточная нить, создающая узор. Бральниц было обычно две: одной набирались нити основы, другая прокладывалась в них.

БЕРДЕЧбК — приспособление в виде деревянной дощечки с прорезями для изготовления поясов.

БРАНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на двух или четырех ремизках с использованием бральниц. При этом применяются два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим — узор.

ГЛАДЬ — прием вышивки иглой, при котором стежки ложатся вплотную друг к другу параллельными рядами. Рисунок создается постепенным изменением длины стежка. Гладь бывает односторонняя, т. е. такая, при которой узор заполнялся только с лицевой стороны, и двусторонняя, при которой узор заполнялся как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

ЗАКЛАДНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. При этом способе тканья используются две ремизки, уточная нить укладывается по отдельным участкам ткани, а не пропускается во всю ширину. Каждый мотив орнамента прокладывается своим цветным утком. Уточная нить поворачивается на границе мотива.

Благодаря этому на стыке двух мотивов образуются небольшие вертикальные зазоры. В некоторых районах распространения закладного тканья зазоров не делается. Нити одного цвета сплетаются с нитями другого цвета, образуя на границах разноцветных мотивов вертикальные выпуклости.

ЗЕВ — термин, применяющийся в ткачестве. Зев об

разуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускается уточная нить. Переплетение нитей основы и утка образует ткань.

КРбСНА — ткацкий станок.

МЕРЁЖКА — технический прием вышивки по разреженной ткани. Мережка выполняется путем перевивания иглой нитей основы или нитей утка, оставшихся после выдергивания из ткани нитей. Мережка делалась обычно узкой, не шире 5 см.

МНОГОРЕМЙЗНОЕ ТКАНЬЁ — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на нескольких ремизках (от трех до двадцати четырех), благодаря этому на ткани образуется двусторонний узор с негативным изображением на изнаночной стороне.

— прием вышивки иглой по цельной ткани, при котором короткие стежки укладываются по счету нитей по основе и утку. Один стежок располагается на лицевой стороне ткани, другой — на изнаночной, третий — опять на лицевой и т. д. Благодаря этому на изнанке ткани получается негативное изображение узора.

— нити, расположенные в ткани по ее длине. На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывается уток.

ПЁРЕВИТЬ — прием вышивки иглой по разреженной ткани, при котором нити основы и утка, оставшиеся после превращения ткани в мелкую сетку, перевиваются, а ячейки сетки заполняются настилом (гладью), воздушными петлями и другими разделками.

РЕМИЗКА — деталь ткацкого стана, использовавшаяся для подъема и опускания нитей основы с целью образования зева.

рбспись — прием вышивки по цельной ткани. Она выполняется техникой «вперед иголку» по счету нитей. Нить при первом проходе укладывается то по изнаночной, то по лицевой стороне ткани, * один стежок по основе, другой по утку. При втором проходе свободные места на ткани заполняются.

утбк — нить, расположенная в ткани по ее ширине.

Он укладывается при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева.

НАЗВАНИЯ ТКАНЕЙ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ТЕКСТЕ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.