Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 17 страница



Свирцовка надевалась с праздничной понёвой, закрывая ее обшивку на талии. Завязывалась начиная спереди через спину и заканчивалась узлом на левом боку.

Термин известен в Задонском и Землянском уездах Воронежской губернии.

СВЙТА (ПОЛУСВЙТКА, СВЙТКА) — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукна домашней выработки.

Термин свита в применении к верхней одежде был известен еще в XI веке. Впервые упоминается в «Повести временных лет» — древнейшей из сохранившихся русских летописей. О свите говорится также в берестяной грамоте XIII века, найденной при раскопках Новгорода. В XI—XVII веках свита изготавливалась из грубой плотной льняной или посконной ткани, а также из сукна. Ее покрой нам неизвестен. Ученые предполагают, что это была длинная, до середины икры, одежда, которая плотно облегала стан, имела отложной воротник и обшлага. Полы свиты иногда украшались вышивкой.

В XVIII — первой половине XX века свита была распространена в Смоленской, Калужской, Курской, Орловской, Рязанской губерниях, а также в Белозерском и Кирилловском уездах Новгородской губернии. Она была только крестьянской одеждой. В народном быту были известны три типа свит: халатообразные, с клиньями и со сборками. Халатообразные свиты аналогичны по покрою армяку. Это распашная, длиной до середины икры или щиколотки, одежда, с запахом справа налево, с расширенной книзу цельной спинкой и такими же полами, с длинными рукавами и большим отложным воротником.

Свита с клиньями шилась слегка приталенной, длиной до колен или середины икры. Между цельной спиной и передними полами от талии вшивались клинья, которые расширяли подол свиты. Застегивалась на крючки справа налево. Воротник в большинстве случаев был стоячий, а также отложной овальной формы. Длинные широкие рукава благодаря небольшим клиньям сужались к запястью.

Свита со сборками повторяла по покрою каф- тан-борчатку. Она была отрезной по талии, при

чем сзади около талии подол собран в частые сборки, а полы цельные.

Свиту, как правило, носили, вдев руки в рукава. Однако была известна и другая манера ее ношения: внакидку на плечи или только на одно плечо.

В XVIII—XIX веках свита была повседневной и праздничной одеждой русских крестьян. В первой четверти XX века, особенно в 20-е годы, она стала быстро выходить из народного быта, заменяясь более модной одеждой. В эти годы сохранялась как одежда старых людей.

СВЙТКА — СВЙТА (см).

СВЯЗКА — девичий головной убор и часть головного убора замужних женщин.

Была известна девичья связка двух видов:

1. Повязка на твердой основе изготавливалась из позумента, наклеенного на картон, с ситцевой подкладкой. В развернутом состоянии она имела форму трапеции, а надетая на голову, превращалась в конус с усеченной вершиной. К очелью связки прикреплялась сетка из жемчуга, белого бисера, стекляруса — поднизь, спускавшаяся до бровей. Сзади прикреплялся широкий бант с длинными концами или несколько лент.

Такие головные убор были распространены в Костромской, Новгородской, частично Псковской губерниях.

2. Девичья связка в виде полотенчатого головного убора была распространена у казаков-некра- совцев в Турции в XIX — первой половине XX века. Она представляла собой прямоугольное полотнище ситцевой ткани с красным узором по черному полю и оранжевой каймой по трем сторонам, сложенное лентой шириной в 10— 15 см, длиной — 70 см.

Связка укладывалась по лбу и завязывалась на затылке так, чтобы были видны волосы.

Связка, входившая в состав женского головного убора, представляла собой полосу белого холста с красной вышивкой на концах. Надевалась на сороку, прикрывая ее очелье, и завязывалась на затылке узлом, спускаясь на плечи.

Термин связка применительно к женской головной повязке был известен в Калужской, Рязанской, Тульской губерниях.

СДЕРЙХА — головной убор замужних женщин, состоявший из двух частей — собственно сдерихи и сороки.

Представляла собой мягкую ситцевую шапочку на вздержке, в переднюю часть которой была вшита треугольная картонка острым углом вверх. Поверх сдерихи надевалась сорока — чехол из кумача, шелка на холщовой подкладке. Она шилась из трех частей: невысокого треугольного очелья, вышитого серебряной и золотной нитью, украшенного бисером и бусами, треугольных крыльев с длинными завязками и задка — полотнища ткани, закрывавшего темя и затылок. К краю задка пришивалась длинная широкая лента с кистями из гаруса.

Такие головные уборы были распространены в

XIX веке в Олонецкой губернии. В 80-е годы

XX века они уже вышли из широкого употребления, сохраняясь лишь у старух в сундуках.

СВЙЗНИ — РУКАВЙЦЫ (см).

Термин бытовал в Пермской губернии.

СЕМИШбВКА — ПЯТИШбВКА (см. ), но с семью клиньями.

СЕРМЯГА — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из грубого неокрашенного сукна домашней выделки. Термин сермяга применительно к верхней одежде из грубой шерстяной ткани известен с XV века.

Сермяги по своему покрою были аналогичны кафтану с клиньями.

В Рязанской губернии сермягой (см. ШУШПАН) называли одежду из белого сукна домашней выработки, распашную, с прямыми цельными полами и такой же спинкой, длиной ниже колен, с прямыми короткими рукавами. Сермягу в этой губернии носили только женщины, зимой — внакидку поверх полушубка, летом — поверх рубахи и понёвы. Сермяга не имела застежки. Ее носили без пояса. Термин сермяга был известен по всей России.

СЕРМЯЖКА — верхняя мужская и женская одежда из сукна или полусукна домашней выделки, распашная, приталенная, с тремя клиньями на каждом боку, длиной ниже колен, с длинными рукавами. Полы запахивались справа налево и застегивались на медные пуговицы и кожаные петли.

В XIX — начале XX века была распространена в Михайловском уезде Рязанской губернии.

CEPMrfK — APMrfK (см. ) из серого домашнего сукна.

СЕРМЙНКА — верхняя женская и мужская одежда для зимы из овчины, крытой грубым серым сукном домашней выделки.

Покрой ее аналогичен покрою ШУБЫ (см. ) с борами. Воротник, борта, карманы обшивались обычно для прочности кожей, замшей. Сермянка застегивалась на медные пуговицы и замшевые петли.

В XIX веке сермянку носили, как правило, люди небогатые, заботившиеся не столько о красоте одежды, сколько о ее прочности и теплоте. Была распространена в Пинежском уезде Архангельской губернии.

СЕРЙК — женская и мужская одежда. Термин бытовал в Рязанской, Тульской и Архангельской губерниях.

В Рязанской и Тульской губерниях серяком называли нагрудную женскую одежду из серого или белого сукна или полусукна домашней выработки туникообразного покроя, распашную, с прямыми короткими или длинными рукавами, длиной до колен и ниже. Одежду надевали девушки поверх рубахи, замужние женщины с рубахой и понёвой. Серяк подпоясывался цветным кушаком с кистями на концах, который завязывался спереди.

В Архангельской губернии серяк — это мужская одежда из сермяжного сукна домашней выработки. Покрой серяка аналогичен покрою КАФ-

ТАНА (см. ) с клиньями. Серяк использовался как рабочая одежда.

СЕРЙШКА

(СИРЯШКА) — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукна домашней выработки. Покрой аналогичен покрою кафтана с борами.

СЁТКА

Была распространена в Вологодской губернии.

— девичий головной убор в виде колпачка, вязанного из цветного гаруса, с бисерными кисточками.

СЁТОЧКА

В XIX веке была распространена в Олонецкой и Енисейской губерниях.

— мужской пояс из красных шерстяных нитей, связанный в виде ромбической сетки.

По народному поверью, пояс этого типа обладал, благодаря большому количеству узлов, особой магической силой.

Поэтому в XIX веке в северных и центральных губерниях страны существовал обычай подпоясывать жениха сеточкой прямо на голое тело под одежду.

СЁТОШНИК (ЛИЧЙНА, НАКОМАРНИК) — мужской головной убор в виде большого чепца или капора из холста с сеткой, выделанной из конских волос. Сетошник надевался на голову, прикрывая шею и плечи, сетка закрывала лицо.

Этот головной убор использовался для защиты от гнуса. Его надевали, отправляясь на работу в лес, на охотничий промысел. Его носили также ямщики в дороге.

Сетошник был хорошо известен на севере Европейской России, в лесной и степной зоне Сибири. Сведения о его бытовании имеются с

XVI века. Этот головной убор бытует во многих местах до сих пор.

СИБЙРКА — верхняя мужская одежда для весны, зимы.

Сибирки, предназначавшиеся для весенне-осеннего сезона, изготавливались из сукна домашней выработки или фабричного производства на подкладке или без подкладки. Зимние сибирки шились также из сукна (но употреблялся и окрашенный в синий цвет плотный холст) всегда на овечьем меху, кудели или вате.

Сибирка в большинстве районов своего бытования представляла собой распашную одежду, двубортную, длиной ниже колен, с подрезной по талии спинкой, собранной в мелкие сборки, с длинными, слегка зауженными к запястью рукавами. Сибирка застегивалась справа налево на костяные, металлические или роговые пуговицы и кожаные навесные петли. Пуговицы иногда располагались в два ряда до талии. Пуговицы нашивались также на рукава, ближе к запястью, играя декоративную роль. Воротник мог быть как отложным, так и стоячим. Сибирка такого покроя была известна в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской, Вятской, Пермской губерниях. Ее носили обычно молодые щеголеватые мужчины по праздникам.

В Новгородской губернии в последней трети XIX века сибирку носили только старики. Она считалась там старомодной одеждой.

На Алтае сибиркой называли длинное прямое пальто без фалд и сборок из сукна на кудели или шерсти с подкладкой. Она стала распространяться там в 20-е годы XX века.

СИНЁНКА — женская юбка, шившаяся из четырех-пяти прямых полотнищ синего холста. По талии собиралась на вздержку или пояс и застегивалась или завязывалась впереди или на левом боку. Термин отмечен в Поречском уезде Смоленской губернии.

СЙНЕТЬ — любая праздничная верхняя одежда. В XIX — начале XX века этот термин был распространен в Пермской и Вятской губерниях. Такое название объясняется тем, что праздничную одежду обычно в это время изготавливали из синего сукна фабричной выделки или из домашней синей крашенины.

СИНЮХА — название косоклинного САРАФАНА (см. ), сшитого из двух передних полотнищ и одного заднего с выкройными лямками.

Синюха шилась из крашенного в синий цвет холста. На передний шов нашивались металлические пуговицы и петли из тесьмы.

Термин был известен в Вятской губернии.

СИНЮШКА — горничная женская одежда из синей набойки, туникообразная, с прямыми бочками, без переднего разреза, с овальным воротом и длинными (до кисти) рукавами, длиной до середины бедра. Синюиіки носили в XIX — первой четверти XX века в селе Секирино Скопинского уезда Рязанской губернии. В 20-е годы их шили уже из белого холста.

В старину девушки надевали их поверх рубах, замужние женщины — поверх рубах с понёвами, без пояса. В 20-е годы XX века синюиіки носили в основном замужние женщины с юбками или понёвами.

синйк — термин, употреблявшийся для обозначения нескольких различных видов женской и мужской одежды.

1. Женская горничная одежда на лямках типа сарафана из синеного холста домашнего производства. В Рязанской губернии в конце XIX — начале XX века встречалось два различных типа сарафанов с этим названием.

В Сапожковском уезде в качестве праздничной одежды старинного покроя у девушек и молодых замужних женщин получил распространение распашной косоклинный САРАФАН (см. ), шившийся из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади, расширявшихся книзу.

Внизу синяка в боковые швы вшивалось несколько клиньев с подклинками. Лямки синяка выкраивались в некоторых случаях из заднего полотнища или делались из холста или тесьмы. Края их обшивались тесьмой или кумачом.

Передние полы сарафана застегивались на металлические пуговицы и петли из круглой тесьмы.

На подол синяка нашивались в виде украшения шелковые ленты с цветочным узором, тесьма, а

в некоторых деревнях еще и пуки из собранных в розетку лент.

Другой тип синяка шился из семи-восьми прямых полотнищ ткани, собранных в верхней части складками под обшивку. Узкие пришивные лямки выкраивались из той же ткани и пришивались на расстоянии около 20 см друг от друга на груди и на меньшем на спине. Застежка в виде металлического крючка или пуговицы обычно располагалась на левом боку. Его носили старые женщины.

Термин употреблялся в Рязанской губернии.

2. Верхняя мужская и женская одежда для осени и зимы из синей домотканой материи, чаще всего грубого холста.

В Псковской губернии синяком называли распашную однобортную одежду, длиной до середины голени, с прямой спинкой и прямыми полами, запахивавшуюся справа налево, без застежки, без воротника, с длинными рукавами.

В Рязанской губернии синяки шились распашными, с прямой спинкой и полами, между которыми вшивалось несколько клиньев «врассыпную». В первой четверти XX века эта одежда считалась уже старинной и фактически не использовалась в народном быту.

— женская поясная одежда, понёва из полушерстяной домашней ткани в некрупную клетку, выполнявшуюся в технике браного ткачества из белых льняных и синих шерстяных уточных нитей. Лицевая поверхность такой понёвы имела синий цвет.

Шилась из трех прямых полотнищ понёвной ткани, соединявшихся впереди светлой или красной прошвой из фабричной или холщовой ткани. Верхний край понёвы собирался на вздержку. Лицевая поверхность синятки имела белый узор в виде ромбической сетки из крестов или широких полос с крестообразными фигурами в центре.

Подол понёвы обшивался тканой тесьмой с браным узором, выполнявшимся синей нитью.

Термин синятка известен в Елатомском, Темни- ковском и Касимовских уездах Рязанской губернии.

СИРЙШКА — СЕРЙШКА (см. ).

СЙТЦЕВА — горничная одежда старух в Ярославской губернии в XIX веке, САРАФАН (см. ).

Шился из четырех-пяти прямых полотнищ ткани, присборенных сверху и пришитых к неширокому прямоугольному лифу. Лямки сарафана выкраивались из той же ткани и обшивались тесьмой. Застежка располагалась под левой лямкой.

СЙТЦЕВИК — женская горничная одежда на узких лямках типа сарафана из ситца.

Изготовлялся из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, присборенных или заложенных складками.

Узкие пришивные лямки делались из той же ткани или тесьмы и обшивались кумачом. Они пришивались на груди и спине обычно на одинаковом расстоянии друг от друга.

Застегивался ситцевик под левой лямкой на металлический крючок или пуговицу.

Праздничные ситцевики украшались по подолу нашивками кружева, лент, однотонной фабричной ткани ярких цветов. Украшения часто располагались только на не закрытых передником задней и боковых полах сарафана. Сарафан получил название по материалу изготовления. Наиболее яркими и широкими делались сарафаны девушек и молодых женщин. Широко использовались преимущественно в центральных и северных губерниях России.

СКЛАДКА — головной убор девушек и молодых замужних женщин.

Представляла собой красный шелковый платок, сложенный по диагонали в неширокую полосу. Спереди в складку вставлялся картон-грамотка, который придавал ей жесткость.

Девушки надевали складку на лоб и завязывали узлом или бантом на затылке. При этом были

видны волосы на макушке и коса, спускавшаяся по спине.

Молодые замужние женщины укладывали склад- ку поверх повойника так, чтобы видна была его передняя часть, украшенная ленточками, позументом, бисером. Концы платка, так же как и у девушек, завязывались на затылке.

Термин был распространен в Калужской губернии.

склХдочка — девичий головной убор из шелкового или хлопчатобумажного яркого платка, сложенного в виде широкой ленты. Ею повязывали лоб, а концы завязывали узлом на затылке под косой. В XIX — первой четверти XX века термин был распространен в Рязанской, Тульской губерниях.

СКбБКА — верхняя мужская одежда для весны, осени, зимы из понитка, овчины. Покрой аналогичен покрою ПОДДЕВКИ (см. ). Скобка шилась длиной до колен или выше. В некоторых деревнях скобку шили без рукавов, на проймах. В XIX веке была распространена в Рязанской губернии. Скобкой называлась также шуба с БОРАМИ (см. ). Термин бытовал в XIX веке в Рязанской губернии.

СКбЛОК — головной убор замужних женщин, изготавливавшийся из шелковой КОСЫНКИ (см. ). Косынка надевалась на голову так, чтобы были полностью закрыты волосы. Длинные концы косынки, перекрещиваясь на затылке, поднимались вверх и пропускались на темени в серебряное колечко. Третий конец косынки заправлялся на затылке под перекрещенные концы. Вся конструкция закреплялась булавками.

Сколок носили обычно с платком, складывая его по диагонали и закалывая под подбородком булавкой. Платок надевался таким образом, чтобы передняя часть сколка с колечком была открыта. Термин применительно к головному убору такого рода был распространен во второй половине

XIX — начале XX века в Архангельской губернии.

совик

СКОЛОТУХА — полушубок из овчины без сборок в талии, крытый грубым холстом домашней выработки. Термин был распространен в Костромской губернии.

СКРАЗНАЯ — РУБАХА ДОДбЛЬНАЯ (см ).

СКУТЫ — мужские повседневные сапоги из кожи с холщовыми голенищами.

Термин бытовал в Енисейской и Томской губерниях в XIX веке.

СНЙЗКА — женское нагрудное украшение, бусы из нескольких нитей дутых крупных цветных бусин или разноцветного бисера.

СОБОЛЁК — съемный воротник на шубу из беличьих, соболиных хвостов.

В XIX — начале XX века был распространен на русском севере и в Сибири.

совйк — верхняя мужская, в некоторых случаях женская одежда из оленьего меха, скроенная мехом наружу и сшитая оленьими жилами. Представлял собой широкую, длинную, до щиколоток, одежду, без переднего разреза, с круглым капюшоном, выкроенным вместе с совиком. Капюшон обычно откидывался на спину и только в очень сильные холода надевался на голову, затягиваясь под подбородком красным шерстяным шнурком. Концы шнурка поднимались наверх к темени и завязывались там узлом. К концам рукавов иногда пришивались или выкраивались вместе с рукавами рукавицы.

Совик надевался поверх МАЛИЦЫ (см. ), когда отправлялись в дорогу зимой. Это была одежда промысловиков, охотников, ямщиков, вообще всех тех, кто много передвигался на санях или в оленьей упряжке зимой. Совик был распространен на севере Европейской России.

Совик, так же как и малицу, русские покупали у ненцев и коми.

СОРбКА (КЙЧКА, РОГА) — головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно.

Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение, изготовленное из луба, деревянных дощечек, бересты, проклеенного или простеганного в несколько раз холста, холщовых валиков, набитых соломой, куделью. Сзади кичка затягивалась на вздержку, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто, было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх —

назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). Тот или иной вариант кички трудно связать с какой-либо определенной частью территории бытования сорок. В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек.

Сорока, называвшаяся также макушка, привязка, — это верхняя часть головного убора, чехол, надевавшийся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Они соединялись таким образом, что головной убор принимал форму шапочки с прямоугольным, овальным верхом или верхом, вырезанным по форме рогов. «Крылья», сшитые с очельем и частично с «хвостом», имели завязки, которыми сорока крепилась на голове поверх кички. Если «хвост» был короткий, то он почти полностью сшивался с «крыльями», если длинный — то его значительная часть спускалась на плечи. Народу с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем. Такие сороки в распластанном виде напоминали птицу с длинным хвостом и разложенными по сторонам треугольными крыльями.

Позатыльник, называвшийся также позатылень, подзатылень, колодка, представлял собой прямоугольный кусок ткани (кумача, бархата, шелка, позумента, ситца), наклеенного или нашитого на твердую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой.

Налобник (налобень, подчелок, налысник и т. д. ) — это неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником. Платок был необходимой принадлежностью сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место ПОЛОТЕНЦА (см. ), ШИРИНКИ (см. ). Способы завязывания платка поверх сороки были различны. Наиболее распространенным был способ, когда платок, сложенный по диагонали в виде полосы шириной от 7 до 15 см, укладывался вокруг головы, перекрещивался на затылке и, поднимаясь вверх, закладывался по сторонам. Довольно широко был известен способ, при котором сложенный платок завязывался узлом на затылке, а его концы спускались по спине.

Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп.

Будничные сороки шились обычно из дешевого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльников. Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Очелья сорок, позатыльник, а в некоторых районах бытования сорок и верхняя их часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными нитками, цветной шерстью, гарусом или шелком и были унизаны блестками, бусами, бисером. Кроме того, они обшивались лентами, позументом, цветной тесьмой с нашитыми на нее блестками. Особенно нарядными были позатыльники. Помимо вышивки, они украшались сетками и подвесками, низанными из красного, желтого, зеленого, синего, белого бисера, длина которых колебалась от 5—10 до 50 см.

Дополнительным украшением к головному убору служили пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток, махры — помпоны, кисти из разноцветного гаруса, косицы —

кисточки из перышек селезня, конского волоса из гривы или шерстяных ниток. Они прикреплялись обычно к головному убору в области висков, иногда к углам позатыльника. Во многих деревнях сороки украшались цветами из бумаги, ткани, воска, перьями индюков, петухов, окрашенными в красный, зеленый, желтый цвета, павлиньими перьями. Перья и цветы затыкались

Сорока            обычно за платок и прикалывались булавками.

Некоторые сороки покрывались длинной кисеей, спадавшей на грудь, спину, плечи, часто окутывавшей фигуру женщины полностью.

Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания, или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания ее на молодую женщину происходил очень торжественно. Женщины заплетали молодухе две косы, как полагалось заплетать волосы замужней женщине (вместо одной косы), укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась «со своей волею-волюшкой, девьей красотой», стала замужней женщиной:

Вчера зайко, вчера серый По подгорью бегал,

Сегодня зайка, сегодня серый На блюдечке лежит.

Вчера наша Танюшка Девицей была,

Сегодня наша Танюшка Молодая княгиня.

Иногда свахи, расплетая девушке косу, надевая сороку, приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться». Этот обряд, получивший название «повивание молодой», «окручивание молодой», осмыслялся как обряд, утверждавший окончательный переход девушки из одной половозрастной группы, группы девушек брачного возраста, в другую — группу замужних женщин. Сорока, закрывавшая волосы женщины, — знак того, что женщина замужем. Женщина на протяжении своей жизни несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т. е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребенка ей надевали несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после появления четвертого-пятого ребенка. Старуха, т. е. женщина, уже не способная к рождению детей, надевала сороку, по которой можно было сразу определить ее возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка и т. д.

Сорока — один из самых древних русских головных уборов. Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII веке. Принято считать, что в Древней Руси и средневековой сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и была известна как в городах, так и в селах.

В XIX веке сорока была только крестьянским головным убором. Территория ее распространения была достаточно широка. Она была известна в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии. Однако наибольшее распространение по-

лучила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин.

В конце XIX века сорока стала выходить из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа: наколкой, повойником с платком, платком и т. п. Однако этот процесс шел довольно медленно. Еще в конце 20-х годов XX века во многих деревнях южных областей Европейской России, таких как Калужская, Орловская, Воронежская, Курская, сорока продолжала бытовать в качестве свадебного головного убора, надевавшегося на молодуху на второй день свадьбы.

В 50—60-е годы XX века сороку надевали женщины, отправлявшиеся на свадебный пир, проходивший на следующий день после регистрации брака.

СОРОКОКЛЙН — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из домашнего белого или синего холста, кумача, китайки, ситца.

Известны сорококлины двух типов. Первый из них шился глухим, с цельными передним и задним полотнищами, а второй — распашным, с двумя передними и одним задним полотнищами. В боковые швы сорококлина спереди и сзади вшивались клинья. Ширина и нарядность сарафана зависела от их количества.

Лямки сорококлинов выкраивались с трапециевидной подкройной прилегающей спинкой. Сарафаны, шившиеся из тонких фабричных тканей, делались, как правило, на подкладке. Праздничные сорококлины шились более длинными. Часто их делали из штофной ткани. Они обильно украшались по вороту, проймам, подолу и переднему шву полосами красного атласа, позумента, кумача, ситца, шелковыми лентами.

На передний шов пришивались металлические пуговицы и петли из красного шерстяного шнура. Белые холщовые сарафаны вышивались шерстяными или шелковыми нитями впереди и по подолу.

Термин встречался в XIX — начале XX века в Смоленской губернии.

— женская нательная составная длинная рубаха. Верхняя ее часть шилась из четырех полотнищ коленкора или кумача, а нижняя — из серого холста. Очень широкие рукава, выкраивавшиеся со слитными поликами, делались из полутора полотнищ ткани, зауживались к кисти и заканчивались длинными (до 5 см) запястьями, или заперстьями, застегивавшимися на пять пуговиц. Ворот сорочи был очень широким. Он сосбари- вался из части основных полотнищ рубахи и внутренних краев поликов. Ворот украшался продернутыми лентами, завязывающимися бантами, оборками из кисеи.

СПЁНЗЕЛЬ

СОРбЧИ

Термин использовался в Архангельской губернии.

(ПЕНДЕЛІОШКА) — верхняя женская одежда из ситца, сатина на вате и подкладке, представляет собой распашную, короткую (до пояса) кофту с длинными рукавами, с воротом по шее, застегивавшуюся на крючки. Спензель надевался поверх рубахи и сарафана.

спиджАк

спинжАк

СРУЗА

В XIX — начале XX века был распространен в Архангельской губернии.

— ПИНЖАК (см).

— ПИНЖАК (см. ).

— головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных головных уборов.

Представлял собой сложный головной убор, состоявший из девяти частей.

В основе срузы лежала кичка — холщовая мягкая шапочка с подложенным спереди валиком из простеганного холста. Концы валика, направленные назад, поднимались вверх, образуя маленькие рожки. Кичка закрывала волосы, заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы. Сзади кичка прикрывалась позатыльником — прямоугольным куском кумача на холщовой подкладке (20x8 см), украшенным ситцевой оборкой. Под позатыльник и околыш кички затыкался одним углом квадратный платок из белого холста



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.