Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 11 страница



ивались отдельно и пришивались на груди и спине. Застежка в виде прорехи делалась впереди или на левом боку и застегивалась на пуговицу или завязывалась лентой. Лямки и верх набивника часто обшивались полосой кумача. Сарафан такого типа получил широкое распространение в северных и центральных губерниях Европейской России.

НАБбРОШНИК — девичий головной убор в виде венца с пятью лучами-городками на неширокой (около 5 см) повязке из позумента. Венец вырезался из бересты или плотного картона, проклеенного холстом. Он был ажурным. С лицевой стороны венец украшался стеклом в металлической оправе, жемчугом, бисером, перламутром, золотной нитью. С изнаночной стороны окрашивался в красный цвет или обтягивался набойкой, ситцем. Сзади к наборошнику прикреплялась широкая (до 30 см) полоса парчи или шелка, которая спускалась до середины спины. Наборошник завязывался тесемкой под косой.

Такой головной убор бытовал до середины XIX века как праздничный. Со второй половины XIX века использовался как свадебный. В нем девушка-невеста причитала на девичнике и венчалась в церкви.

Термин наборошник был распространен в применении к такому венцу в Кемском уезде Архангельской губернии.

НАБбРУШНИК — женское шейное украшение, представляло

собой прямую или фигурную полосу холста, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Лицевая сторона наборушника плотно зашивалась рубленым перламутром, речным жемчугом, вставками стекла в металлической оправе.

Наборушник являлся украшением праздничного костюма девушек на выданье и молодых замужних женщин Архангельской, Олонецкой и Тверской губерний.

НАВЁРШНИК (НАГРУДЕНЬ, НАСОВЧИК, ТОРГАН) — нагрудная женская одежда из белого холста, белого или синего сукна домашней выработки. Шились обычно туникообразными, глухими, с овальным или четырехугольным воротом, иногда с коротким разрезом на груди.

Старинные навершники имели прямые или расклешенные бочки, более поздние шились с красными или белыми клиньями, вставленными сзади между спинкой и прямыми бочками.

Навершники были разной длины — сравнительно короткие, до талии, и достигающие колен. Рукава могли быть длинными, до запястья, короткими, до локтя, или вообще отсутствовать. Навершники, как правило, украшались кумачом, лентами, позументом, бахромой, блестками, полосами узорного тканья. Яркость и обилие украшений зависело от возраста его владелицы. Девушки и молодые женщины носили особенно богато украшенные навершники. Украшения располагались на плечах, по краю рукавов, укладывались горизонтальными полосами по подолу. Рукава были иногда целиком сшиты из полос красного браного тканья, украшались по краю кружевом или кумачом. Край подола часто украшался кружевом, шерстяной бахромой. При сшиве полотнищ ткани вставлялись полосы кумача, плетеная тесьма. Пожилые женщины носили менее украшенные навершники.

Траурные навершники или, как их еще называли, «навершники по печали», орнаментировались только сзади. Боковые и задние полотнища орнаментировались узором, вытканным в браной или закладной технике, полосами кумача. Переднее полотнище, более короткое в траурных навершниках, чем заднее, украшалось лишь тонкими полосками, затканными красными нитками.

Замужние женщины надевали навершники поверх рубахи, понёвы и фартука, девушки — поверх рубахи.

В XIX — первой четверти XX века они бытовали в Рязанской, Тульской, Калужской, Тамбовской и местами Воронежской губерниях.

нАголенки — чулки из мягкой кожи без ступни, прикрывали ногу от колена до щиколотки. Наголенки надевались обычно с лаптями и онучами, если крестьянин отправлялся в глухие болотистые места. В XIX веке были распространены в Псковской, Новгородской, Костромской губерниях.

НАГРУДЕНЬ — НАВЁРШНИК (см).

НАГРУДНИК — нагрудная женская одежда.

В XIX — первой четверти XX века этим термином обозначались два вида одежды, распространенные в южных губерниях Европейской России.

Нагрудники составляли часть костюма замужних женщин. Надевались с рубахой и понёвой. Нагрудники молодых женщин и женщин средних лет спереди были украшены полосами кумача, лентами, вышивкой шерстяными нитками и блестками. Старухи носили нагрудники без вышивки.

1. Нагрудником назывались в некоторых селах и деревнях навершники с рукавами или без рукавов.

2. Короткая одежда на лямках из черной шерстяной ткани домашнего изготовления, напоминавшая по покрою БАСТРОГ (см. ).

назХдни — женское поясное украшение. МАХРЫ (см. ) 2.

Термин использовался в XIX веке в Рязанской губернии.

НАЗДЙЮК — нагрудная женская одежда из синего ситца туникообразного покроя, с прямыми бочками, глухая, с длинными прямыми рукавами.

Носили его замужние женщины поверх НАВЕРШ- НИКА (см. ) в Рязанской губернии.

НАКОЛЕННИКИ — термин обозначает два разных вида одежды.

1. Чулки без ступни, вязанные из белой, черной шерсти крючком или спицами. Наколенники закрывали ногу от колена до щиколотки. Их носили зимой женщины с валенками или сапогами.

Наколенники были распространены в Архангельской губернии.

1. Фартук, завязывавшийся под животом. Носили в Нижегородской, Рязанской губерниях.

НАКбЛКА — головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой.

Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.

Наколки, известные еще в первой половине XIX века, получили широкое распространение в русских деревнях в конце XIX — начале XX века. Были известны в некоторых уездах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Вятской, Пермской губерниях, в губерниях центральной России, а также на Алтае и в Енисейской губернии.

НАКОМАРНИК — СВЁТОШНИК (см). НАКбСНИК — КОСНЙК (см).

НАКОЧЁТНИК — нарукавники из овчины мехом наружу, надевавшиеся на рукава охотниками за соболем с целью предохранения от попадания снега в рукавицы. В XIX — первой четверти XX века были распространены в Сибири.

НАКОЧУТКИ — мужские и женские носки из овчины или собачьего меха. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.

НАКУЛАЧНИКИ (МИТЕНКИ) — женские перчатки к праздничному костюму.

Этим словом обозначались длинные (до локтя) узкие перчатки без пальцев. Они обычно вязались на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нитки или покупались готовыми в лавках и на ярмарках.

Накулачники входили в состав костюма, включавшего в себя рубаху с короткими (до локтя) рукавами, сарафан, душегрею, венец или кокошник. Верхний край перчатки слегка прикрывался пышным воланом, пришитым к краю рукава. Поверх накулачников иногда надевались металлические браслеты.

В XIX веке их носили богатые девушки и молодые замужние женщины по большим праздникам в северных губерниях Европейской России: Архангельской, Вологодской, Олонецкой. К началу XX века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

НАЛбБЕНЬ — девичий головной убор в виде обруча из луба, обтянутого холстом и ситцем, высотой в 4—5 см.

Украшался полосками кумача, позументом, тесьмой с блестками, а также сеткой, плетенной из цветного бисера, прикрепленной к краю налоб- ня. С двух сторон к налобню пришивались по четыре подвески из мелких стеклянных бус с кисточкой из цветной шерсти. Налобень надевался на лоб и покрывался платком, сложенным по диагонали и завязывавшимся под подбородком. Такой головной убор надевался девушками по большим праздникам и очень ценился.

Он был известен в Калужской и Орловской губерниях.

НАМЁТКА — головной убор девушек и замужних женщин, относящийся к типу полотенчатых головных уборов. Это полотнище белого холста шириной в 40 см, длиной около 300 см, с концами, украшенными бахромой из красной, желтой и зеленой шерсти.

Полотнище ткани складывалось в виде полосы в 15—17 см шириной и три раза обматывалось вокруг головы. Концы намётки закладывались по сторонам таким образом, чтобы бахрома свисала на виски и уши, или завязывались на затылке, спускаясь на плечи. Девушки укладывали намётку так, чтобы были видны волосы на макушке и коса. Замужние женщины надевали ее поверх ПОВОЙНИКА (см. ), закрывавшего волосы, заплетенные в косы и уложенные вокруг головы.

Намётка — один из самых древних головных уборов восточных славян, восходящий к полотенчатым головным уборам Древней Руси. Она была широко распространена в XIX веке у белорусов, известна украинцам.

В России полотенчатые головные уборы бытовали в Смоленской и Орловской, в некоторых деревнях Тверской губернии под разными названиями: ширинка, полотенце, связка. Термин намётка был распространен в Смоленской губернии.

НАПАЛОК — наручное как женское, так и мужское украшение, литой или штампованный массивный перстень, надевавшийся на указательный палец. Термин употреблялся с XVII века.

НАРУКАВНИК — женская плечевая одежда типа передника из холста, сатина, шелка или кашемира. Встречались нарукавники двух типов:

1. Первый из них, просуществовавший до 80-х годов XIX века, был туникообразного покроя. Его шили из одного перегнутого по уточной нити на две неравные части полотнища. Более длинная часть приходилась на переднюю, а короткая — на заднюю стороны нарукавника. Обе части полотнища скашивались к верху на боках. На сгибе полотнища прорезалось посредине четырехугольное отверстие для головы. Задняя часть полотнища разрезалась вертикально от подола до лопаток. Узкие рукава из полотнища ткани расши

рялись вшитым клином и пришивались к верхней части нарукавников.

Верхняя часть нарукавника и вырез ворота украшались вышивкой.

1. С конца XIX — начала XX века в моду вошел другой тип нарукавника, шившийся с отрезной кокеткой, выкраивавшейся, как и в первом случае, вместе со спинкой из одного куска материи.

Нижняя часть нарукавника при пришивании к кокетке закладывалась мелкими складками-борами.

Рукава на плечах и концах также присбарива- лись. Нагрудный шов, концы рукавов и подол нарукавника украшались нашивками и аппликацией из ткани и лент, а верхняя часть рукавов вышивалась.

Рабочие нарукавники делались преимущественно из холста и почти не украшались, а праздничные шились из нарядных фабричных тканей. Нарукавник надевался поверх рубахи с сарафаном и спереди полностью их закрывал.

Термин нарукавник получил распространение среди русских, живших на Алтае в XIX—XX вв.

НАРУКАВНИКИ — нагрудная женская одежда из пестряди, ситца, набойки, шелка, кашемира, надевавшаяся поверх рубахи и сарафана как в будни, так и в праздники.

Шили их или в виде двух длинных узких рукавов, скрепленных между собой двумя полосами ткани, или в виде очень короткой распашной кофточки с длинными, слегка зауженными к запястью рукавами.

Кофточка выкраивалась из одного полотнища ткани, сложенного по основе.

Нарукавники обшивались вдоль пол и по вороту шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной тесьмой, застегивались на серебряные или оловянные круглые пуговки и навесные петли или не имели застежки.

Их носили в XIX — начале XX века девушки и женщины Архангельской и Вологодской губерний, русские старообрядцы Латвии.

Термин нарукавники был известен также в Олонецкой губернии. Однако им обозначали несколько иную одежду: кофту длиной до пояса, с длинными рукавами, круглым воротом, без переднего разреза, плотно облегающую фигуру женщины.

НАРУШНИКИ — съемные манжеты к женским праздничным рубахам. Они изготавливались из разноцветных лент, собранных на тонкую тесемку, застегивались около запястья на пуговицы или крючки. Иногда на- руиіники пришивались к концу рукава рубахи. Они были обычно длинными, закрывающими почти полностью кисть руки, и широкими. Наруиіники украшались бисером, блестками, пуговками, которые располагались на тесьме около запястья. Такие украшения надевались только в особо торжественные дни, когда женщина ехала в гости, шла в церковь или на общедеревенское гуляние. У каждой женщины было несколько наруиіников, которые она носила поочередно в течение года.

Наруиіники были распространены в южных губерниях Европейской России, но особенно они были популярны в Воронежской и Тамбовской губерниях.

НАСбВ — верхняя мужская и женская одежда, надевавшаяся на работу, из белого или черного холста, туникообразного покроя, с прямыми бочками, длинными прямыми рукавами, овальным или четырехугольным вырезом для головы, длиной до колен. В некоторых деревнях насовы использовались как похоронная одежда.

Термин в применении к одежде такого рода был распространен в Псковской губернии.

Под этим же названием известна и женская горничная одежда на широких лямках типа сарафана из белого холста, бытовавшая в Калужской и Смоленской губерниях и в Ржевском уезде Тверской губернии в середине XIX века. Насов шился с цельными прямыми передним и задним полотнищами, расширявшимися в боках двумя длинными косыми вставками. Широкие лямки со спинкой выкраивались или из одного заднего полотнища, или из переднего и заднего. Вырез ворота делался квадратным, а проймы — не очень широкими.

Ниже ворота на переднем полотнище располагался неглубокий, застегивавшийся на пуговицу и затягивавшийся нитяной сеткой нагрудный разрез.

Ворот, нагрудный разрез и подол насова обшивался полосой красного кумача.

НАСбВЧИК — НАВЁРШНИК (см).

НАХУТАРНИЦА — мужская, валянная из овечьей шерсти

шапка, круглая, без полей, с пришитой сзади холщовой лопастью.

Надевали ее, отправляясь на охотничий или лесной промысел.

Термин был распространен в XIX — начале XX века в Енисейской губернии.

НАШЙШИК — под этим термином известны два различных дополнения костюма.

1. Наиіейник (ошейник) — часть мужского зимнего костюма — воротник из беличьих хвостов, нанизанных на шнурок. Надевался для защиты горла от снега и холода.

Его надевали ямщики, отправляясь в дальнюю дорогу.

В XIX веке бытовал в Западной Сибири. Под

другими названиями был известен на севере Европейской России.

2. Женское праздничное шейное украшение.

Нашейник представлял собой неширокую полосу холста, кумача, реже шелковой ткани на подкладке, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок.

Лицевая поверхность нашейника расшивалась нитками или мелким цветным бисером геометрическим узором, преимущественно крестами. Края нашейника обшивались сосбаривавшейся полосой домашнего кружева из суровых нитей. Нашейники получили распространение в XIX — начале XX века в Перемышльском уезде Калужской губернии.

неговАни — термин применяется к одежде и обуви.

1. Мужские и женские чулки из оленьего меха. Термин был распространен в Тобольской губернии с XIX века.

2. Мужские и женские сапоги из замши, повседневные. Термин был распространен в Тобольской губернии с середины XIX века.

НЙЗИК — женская поясная одежда — нижняя юбка.

Шился из четырех — шести прямых полотнищ домотканой или фабричной белой ткани. По талии собирался сборками под обшивку, на подол нашивалась полоса кружева.

Низик носился с юбкой или сарафаном и шился несколько длиннее их, чтобы при надевании была видна кружевная оборка.

Термин низик употреблялся в XIX — начале XX века в Сибири.

НОГОВЙКИ — 1. Белые холщовые женские чулки без ступни, закрывавшие ногу от колена до щиколотки, надевались летом на босу ногу.

2. Термин ноговики был распространен в XIX — начале XX века в Смоленской губернии и для обуви.

ноговйцы — чулки из мягкого войлока или мягкой кожи, надевались с БАХИЛКАМИ (см. ). Такого типа чулки были распространены у казаков на Дону и Северном Кавказе.

НОСбВЕЦ — женская горничная одежда на лямках с небольшими проймами типа сарафана из синего домашнего холста.

Шился преимущественно из трех полотнищ ткани — двух передних и одного заднего, расширявшихся в боковых швах несколькими клиньями. Лямки выкраивались из заднего полотнища вместе со спинкой. Передние полы сшивались или застегивались на некрупные металлические пуговицы и воздушные петли, образованные нашитой на край одной из пол круглой тесьмой. Иногда передняя и задняя полы носовца делались на подкладке.

Носовец был распространен в Старицком, Бе- жицком и Тверском уездах Тверской губернии.

НЮШВАЙ — мужские и женские сапоги из замши, будничные. Термин был распространен в Тобольской губернии с середины XIX века.

НЙРЫ — мужская обувь из оленьей, лосиной шкуры

мехом наружу на мягкой подошве, обшитая по верхнему краю тканью. Обувь затягивалась у щиколотки ремешком или шнурком, продернутым сквозь ткань. Няры использовались в основном при ходьбе на лыжах, надевались с меховым или шерстяным чулком.

Они были распространены в Пермской губернии в XIX — первой четверти XX века.

о

ОБВЙЗКА

— головной убор замужних женщин, относящийся к типу полотенчатых головных уборов. Представляла собой прямоугольник размером 60x70 см, сшитый из нескольких кусков ткани. Ее центральная часть изготавливалась из красного бархата и украшалась блестками, располагавшимися в несколько рядов. Остальные части выкраивались из сатина. Слева к верхней кромке пришивалась ткань размером 20x30 см с нашитыми на нее лентами.

Обвязка повязывалась обычно поверх ситцевой шапочки, закрывавшей заплетенные в косы волосы, уложенные венком вокруг головы. Бархатная часть обвязки прикрывала лоб и темя, концы закреплялись на затылке. При этом украшенная лентами левая полоса ткани ложилась прямоугольником на спину и плечи. Обвязка обычно обшивалась около висков бахромой из разноцветного гаруса, спускавшейся на уши, украшалась пучком из перышек селезня. Многие молодые женщины прикрепляли к обвязке искусственные цветы. Будничные обвязки шили обычно из менее нарядных тканей и с меньшим количеством украшений.

Обвязка первый раз надевалась на молодую женщину на третий день свадьбы. В ней же она сидела на свадебном пиру.

Обвязку носили крестьянки некоторых сел Павловского уезда Воронежской губернии вплоть до конца 30-х годов XX века. В отдельных деревнях ее надевали приходившие на свадьбу гости еще в конце 70-х годов XX века.

ОБЖИМ — нагрудная женская одежда из набойки, китайки, нанки, казинета, ситца на вате или кудели с подкладкой.

В XIX — начале XX века под этим термином, распространенным во Владимирской, Московской, Тверской, Ярославской губерниях, была известна одежда разных типов.

1. Обжимом называли распашную, короткую (до пояса) кофту с длинными узкими рукавами, плотно обтягивавшую фигуру женщины. Одежда застегивалась двумя крючками у горла и ниже груди на левой стороне.

2. Обжим — это также и распашная безрукавка, передние полы которой слегка раскошены, а спинка подрезная по талии, со сборками. Безрукавка запахивалась справа налево и застегивалась до талии на крючки.

ОБОДбК — девичий головной убор, представлявший собой лубяной или берестяной обруч, обтянутый кумачом. Передняя часть ободка украшалась ажурной сеткой из жемчуга, расположенной в виде воланов, слегка спускавшейся на лоб. Сзади к ободку прикреплялась длинная широкая лента- флажок или несколько лент.

Ободок был праздничным головным убором девушек Каргопольского, Вытегорского, Петрозаводского уездов Олонецкой губернии. Он появился в последней трети XIX века, заменив собой более старинные ПЕРЕВЯЗКИ (см. ), ПОЧЕЛКИ (см. ). Ободок в начале XX века использовался также как головной убор невесты, в котором она сидела в день приезда жениха, в нем же находилась под венцом. В этом случае голова невесты и верхняя часть лица были закрыты кисейным покрывалом.

ОБбРЫ — принадлежность мужской и женской обуви, использовались для привязывания ЛАПТЕЙ (см. ) и ПОРШНЕЙ (см. ) к ноге. Оборы были веревочные, лыковые, тканые, плетеные, вязаные, ременные, длиной от 150 до 450 см, шириной от

0, 5 до 4 см. Веревочные, лыковые оборы привязывались к будничным лаптям. Плетеные, вязаные, тканые — к праздничной обуви. Ременные оборы прикреплялись, как правило, к мужским лаптям и поршням.

Обора пропускалась в петлю на заднике обуви, затем правый ее конец, охватывая сверху ступню, продевался в левую боковую петлю, а левый — в правую. Затем оборой обвивали голень, укладывая ее или крест-накрест, или частыми витками.

Оборы были распространены всюду, где носили лапти и поршни.

ОБТЯЖНбЙ (УБОР) — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из домашней или фабричной ткани. Этот сарафан шился из прямоугольной полосы ткани, приходившейся на грудь и спину, к нижнему краю которой пришивались присборенные и сшитые в виде высокой юбки четыре или пять прямых полотнищ ткани. Узкие лямки выкраивались из той же материи или тесьмы и пришивались на груди и спине. Застежка обтяжного сарафана делалась под левой лямкой. Термин обтяжной получил распространение в Среднем Приобье.

ОБТЯНУШКА — нагрудная женская одежда из ситца, распашная, длиной до талии, с рукавами широкими у плеча и узкими у запястья. Обтянушка застегивалась на маленькие пуговки с петлями или на крючки, плотно облегая фигуру женщины.

В XIX веке была распространена в Архангельской губернии. Женщины надевали ее поверх рубахи и сарафана.

обУза — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных головных уборов. Состояла из колпака, обруча, налобника, поза- тыльника, платка. Колпак-верховка, вязанный иглой из суровых льняных нитей, высотой в 22 см, окружностью 54 см, натягивался на голову таким образом, что его середина соприкасалась с макушкой. Вокруг головы, поверх колпака, укладывался обруч — жгут из холста шириной в 2— 3 см. Ниже жгута голова обвязывалась налобником — полосой холста шириной в 2—3 см, обшитой по краю черным плисом и украшенной разноцветными гранеными бусами и подвесками из красного гаруса с черным бисером на концах. Подвески пришивались к височной части налобника. Сзади голова прикрывалась позатыльником. Он представлял собой прямоугольный кусок холста, обшитый красным ситцем и украшенный пушками — шариками из окрашенного в желтый цвет гусиного пуха. К холсту подшивалась поднизь из бисера, обшитая по бокам помпонами из зеленого и красного гаруса, а также шесть или восемь лент, низанных из разноцветного бисера, длиной в 100—1 15 см, шириной 3—5 см. Сверху колпак, жгут и часть налобника прикрывались хлопчатобумажным платком красного цвета с яркими синими букетиками. Платок складывался по диагонали, сворачивался несколько раз, укладывался на голове таким образом, чтобы была видна орнаментированная часть налобника, и завязывался узлом на затылке.

Описанный головной убор носили молодые женщины по большим праздникам. В будние дни головной убор надевался без позатыльника и с менее богато украшенным налобником. Нарядный платок заменялся платком попроще или куском белого холста домашней выработки.

Такие головные уборы бытовали в некоторых деревнях Калужской и Орловской губерний вплоть до 20-х годов XX века.

ОБУТКИ — мужская, женская и детская кожаная обувь.

Это название применялось в Сибири и на Алтае по отношению как к короткой обуви типа ПАРКОВ (см. ), так и по отношению к обуви с высоким голенищем типа БАХИЛ (см. ). Особенностью обуток являлось то, что они шились всегда из мягкой кожи на мягкой выворотной подошве. Они были очень легкие, мягкие, удобные для ходьбы по неровной местности. Обутки надевались с чулком из валяной шерсти, с вязаным чулком или толстыми холщовыми, суконными портянками. Короткие обутки привязывались к щиколоткам шнурком, пропущенным в верхнюю суконную или холщовую опушку. Высокие завязывались под коленом кожаным ремешком, пропущенным через петельку, закрепленную на заднике, и обвивавшим всю ногу. Высокие

обутки назывались также ОБУТКИ С ГОЛЯШКАМИ (см. ).

Термин обутки был распространен в XIX веке по всей Сибири и на Алтае.

ОБУТКИ С ГОЛЫШКАМИ — мужские сапоги из кожи с мягкими подошвами. Термин был известен в Западной Сибири с середины XIX века.

ОБУТКИ ПОРУБЕННЫЕ — ПбРУБНИ (см ).

огбнки — короткая накидка, сшитая из беличьих хвостов. Ее носили женщины в северных губерниях Европейской России.

огбньки — собольи хвосты, которыми обшивали воротник, полы, края подолов крытых тканью шуб. Термин был распространен в XIX веке в Сибири.

ОДЙЖКА — верхняя женская и мужская одежда для весны, зимы и осени из пониточины, стеганная на верблюжьей шерсти, а также из верблюжьей шерсти, ластика, саржи, сукна фабричного производства.

Представляла собой распашную одежду, сшитую из трех прямых полотнищ ткани, длиной до середины икры, с прямыми до запястья рукавами и круглым широким воротником. Одежка подпоясывалась широкой опояской.

В XIX веке такую одежду носили в будни и праздники русские крестьяне Алтая.

одинцы — женские серьги.

Представляли собой литое металлическое несомкнутое кольцо-швензу, на которое навивался стержень из металлической проволоки, заканчивавшийся узелком или петелькой. На стержень нанизывались округлой формы камни, перламутровые плашки, речной жемчуг, бусы.

Термин известен с конца XVII века в центральных и северных губерниях России.

ОДНОРЯДКА — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукна домашнего и фабричного изготовления.

Одежда с таким названием была известна уже в XV—XVI веках. В это время она представляла собой распашную одежду, широкую, с длинными откидными рукавами, застегивавшуюся на двенадцать пуговиц.

Однорядка шилась обычно длинной, до середины икры и длиннее. Спереди она была несколько короче, чем сзади. Эту одежду носили бояре, купцы, ремесленники городов, возможно, и крестьяне.

В XVIII — первой половине XIX века ее носили главным образом мещане в городах, жители ремесленных слобод, торговых сел. Во второй половине XIX века и в начале XX века получила распространение на территории Сибири. Однако сибирская однорядка XIX — начала XX века имела иной, чем в XVI—XVII веках, покрой. Это распашная одежда, двубортная, с цельной спинкой и полами, между которыми с боков от талии вшивались клинья, расширяющие подол. Однорядка шилась длиной ниже колен, застегивалась до талии на несколько пуговиц. Руки вдевались в длинные (до запястья) рукава.

ОДНОСТЁННАЯ — женская нательная цельная РУБАХА (см. ).

Термин известен в Калужской и Брянской губерниях.

ОЖЕРЁЛЬЕ — нагрудное женское праздничное украшение.

Представляло собой расшитую бисером, блестками и пуговицами узкую полосу кумача на подкладке из холста, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок.

Снизу к этой полосе прикреплялось четыре или пять разной длины нитей с нанизанными на них разноцветными стеклянными бусинами.

Термин известен в конце XIX — начале XX века в Калужской, Рязанской и Тульской губерниях.

ОЖЕРЁЛОК (БРбДА, ЖАРЁЛОК, МАНЖЁТ, ПОДГбРЛОК, ПОДЖЕРЁЛОК) — нагрудное женское праздничное украшение.

Представляло собой узкую ленту из ткани, застегивавшуюся сзади на шее на крючок или пуговицу.

К ее нижнему краю пришивалась неширокая полоса снизанного геометрическим узором разноцветного бисера. Лицевая сторона ленты из ткани украшалась позументом, металлической и шелковой тесьмой, лентами, пуговицами, блестками.

Термин ожерёлок использовался начиная с XIX века в Калужской, Тульской и Рязанской губерниях.

окблыш — мужской головной убор для зимы; шапка из меха.

Термин был распространен в XIX — начале XX века в Архангельской губернии, в селах по Белому морю.

олифАнец — мАсленик (см. ).

олбчики — женская повседневная обувь из кожи без голенища на мягкой подошве. Термин был распространен в Забайкалье в XIX веке.

ОНУЧИ (ЗАВОЙ, ПОРТЯНКИ, СУКОНКИ) — принадлежность мужского и женского костюма — обертки для ног, использовавшиеся с лаптями, чунями, а также с кожаными сапогами. Изготавливались из грубого белого холста, черного, белого, коричневого сукна домашней выработки. Онучи, предназначенные для ношения с сапогами, делались тонкими и мягкими. Длина их колебалась от 110 см до 3 60—370 см, ширина — 30 см. Холщовые онучи надевались летом, суконные — зимой. Зимой часто на ноги навертывались и холщовые, и суконные онучи, между которыми, для дополнительного тепла, прокладывалась кудель. Онучами обычно обматывалась ступня и голень. Мужчины делали обмотку чуть ниже колен, женщины — чуть выше середины икры. Онучи подвязывались к ноге оборами, прикрепленными к заднику лаптей. Оборы перекрещивались на ноге или укладывались горизонтальными рядами и завязывались на голени.

Летом онучи могли носить без лаптей, на босу ногу. В этом случае онучами обвивалась нога от щиколотки до колена и перевязывалась шерстяными оборами. Это делалось для того, чтобы тяжелая понёва не оббивала икр, а также для того, чтобы на сенокосе, жатве, когда работали в одних тонких рубахах или в тонкой юбке поверх рубахи, не поранить ноги. Подошвы ног обмазывались дегтем для того, чтобы придать им большую крепкость.

Праздничные онучи были преимущественно белого цвета, перевитые красными или черными оборами. Онучи были распространены всюду, где носили лапти, поршни, чуни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.