Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 10 страница



Лапти для будней старались сделать прочными, чтобы дольше носились. К ним прикреплялись подметки, которые оплетались пеньковыми веревками или тонкими полосками древесины дуба, размоченными в кипятке. В некоторых деревнях, когда на улице было грязно, к лаптям привязывались толстые деревянные колодки, состоявшие из двух частей: одна часть привязывалась к передней части стопы, другая — к задней. Будничные лапти, без дополнительных приспособлений, имели срок годности от трех до десяти дней. В праздничные дни русские крестьянки и крестьяне надевали нарядные лапти, так называемые писаные, т. е. лапти, головки которых выплетались из очень узких полосок лык разнообразными узорами. Праздничные женские лапти

иногда украшались разноцветной тесьмой, вплетавшейся вместе с лыком, бисером. Некоторые мастера использовали при их плетении окрашенное в красный цвет лыко, красиво сочетавшееся с полосами лыка естественного цвета. Праздничные лапти подвязывались черными или красными плетеными, ткаными оборами, подчеркивавшими белизну онуч. Мужчины в праздничные дни использовали оборы из кожаных ремешков. С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.

лАпчатые цёпи — нагрудные как женские, так и мужские украшения из металлических пластин, соединенных кольцами-шарнирами.

лАстик — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из черного сатина или ластика на подкладке. Обычно ластик шился распашным, длиной выше колен, приталенным, между спинкой и полами вшивали от талии клинья. Клинья у пояса собирались в мелкие густые складки-ка- стрецы. Складок закладывалось по семь на каждом боку. Ластик обычно запахивался справа налево таким образом, что правая пола ложилась косо. Ластик застегивался на крючки. Ворот этой одежды был овальный, а рукава длинные. Края рукавов, подол, правая пола прострачивались цветными нитками на швейной машинке. Ластик носили по праздникам молодые мужчины и женщины в Воронежской губернии в конце XIX — первой четверти XX века.

ЛАТУШКА — головной убор мужчин и замужних женщин.

Мужская латушка — это головной убор из сукна домашней выделки с высоким околышем, четырехугольным дном и наушниками с тесемками для завязывания под подбородком.

Термин применительно к головному убору такого рода был известен в XIX — начале XX века на Терском берегу Белого моря в Архангельской губернии.

Женская латушка — это два разных типа головных уборов. Латушкой назывался праздничный ПОВОЙНИК (см. ) с завязками на затылке и невысоким украшенным очельем и КОКОШНИК (см. ) с плоской верхней частью овальной формы с выступом над лбом, с наушниками и жемчужной поднизью над лбом.

Термин латушка применительно к таким головным уборам был распространен на Кандалакшском и Терском берегах Белого моря в Архангельской губернии.

ЛЁНДА (РЙСКА БЕЗДОННАЯ) — девичий ГОЛОВНОЙ убор, представлявший собой сетку из жемчуга или бисера, низанных на конский волос. Сетка надевалась на темя, завязывалась тесемками под подбородком. Сетки были плоские, т. е. такие, что плоско лежали на темени и лбу, не образуя ни складок, ни изгибов, «бористые», т. е. такие, которые закладывались складками, идущими вдоль темени параллельными рядами, и «брыля- стые», т. е. гладко лежавшие на темени и поднимавшиеся в виде двух-трех дуг над лбом.

Такие головные уборы были распространены в

XIX веке в некоторых уездах Тверской губернии. В начале XX века они уже почти исчезли из праздничного обихода крестьян.

ЛЁНКА — девичий головной убор из полосы шелковой ткани или позумента, проклеенной с картоном, украшенной спереди бисером, блестками.

Ленка накладывалась на лоб и завязывалась на затылке, под косой, тесемками. Сзади к ней

прикреплялись длинные разноцветные ленты, спускавшиеся по спине.

Термин в применении к такому головному убору был известен в Тамбовской губернии.

ЛЁНКИ — женские наспинные и нагрудные украшения из шелковой ткани, дополнения к костюму.

ЛЙЖИ ЗАДАВЙЕ — наспинное украшение в виде шелкового шнура или тесьмы с перекидывавшимися через него или пришивавшимися к нему длинными (до 5 0 см) петлями из широких одноцветных красных, синих, зеленых лент. Петель этих было от пяти до семи. На концы тесьмы или шнура прикреплялись кисточки из разноцветного гаруса, блестки, бисер.

ЛЁНКИ ПАДДУШНЫЕ —

При надевании ленок задавых шнурок завязывался впереди на шее, а концы его спускались на грудь. Были распространены в южных губерниях Европейской России.

нагрудное украшение сходной конструкции, но длиной только до 25 см.

На них делалось обычно две-три петли, но ленты использовались как однотонные, так и с вытканными цветами.

Часто ниже шнурка на петли ленок нашивалась полоса позумента или металлическая бахрома и пуговицы, блестки, бисер.

Этот тип украшений получил распространение в Задонском и Землянском уездах Воронежской губернии.

ЛЁНТА — девичий головной убор. Этим термином, распространенным на всей территории расселения русского народа в Европейской России и Сибири, обозначались различные в конструктивном отношении головные уборы.

1. Наиболее часто лентой называли сравнительно широкую (от 8 до 1 2 см) полосу позумента, шелковой или парчовой ткани на подкладке из

холста или набойки с длинными концами- лопастями из той же ткани. Ее надевали на лоб так, чтобы макушка оставалась открытой, а концы спускались по спине. Ленту скрепляли на затылке под косой тесемками. Очелье такой ленты украшалось золотной вышивкой, белым бисером, блестками, иногда жемчугом, искусственными цветами, кусочками шелка, позумента или плиса. Концы лопастей отделывались шелковыми лентами, металлическим кружевом. В некоторых деревнях под ленту надевали жемчужную или бисерную поднизь, спускавшуюся на лоб.

2. Термин лента применялся также и к головному убору в виде обруча из бересты, обтянутого шелком, позументом, украшенного спереди жемчугом, белым бисером, имитировавшим жемчуг, золотной вышивкой. Сзади к обручу были прикреплены ленты, спускавшиеся по спине. Иногда к ленте прикреплялась бисерная или жемчужная поднизь, закрывавшая лоб до бровей.

3. Лентой в некоторых деревнях назывался также платок, сложенный в виде неширокой полосы (около 4 см), надевавшийся на лоб и завязывавшийся на затылке. Передняя часть платка украшалась позументом, бахромой, цветным бисером. Ленты были праздничными головными уборами: их надевали на весенне-летние гулянья молодежи, на зимние посиделки, рождественские игрища, на свадьбу и т. д.

В Сибири такие головные уборы были известны уже в XVIII веке, во второй же половине XIX века они встречались довольно редко. На русском севере ленты были больше распространены в конце XIX — начале XX века. Они пришли там на смену венцам, повязкам, подчелкам и головодцам. В южной части Европейской России ленты были распространены во многих местах еще в 20-е годы XX века.

ЛЁНТКА — девичий головной убор в виде полосы кумача (длиной 50—60 см, шириной 3—10 см) на подкладке из холста. Лентка украшалась золотной

вышивкой, позументом, по краю обшивалась бисером или бисерной поднизью. Лентку надевали на лоб и завязывали сзади кумачовыми завязками, украшенными бисером, а также лентами. Термин лентка в применении к такому головному убору был распространен в XIX — первой четверти XX века в Калужской, Тульской, Рязанской губерниях.

ЛЁНТЫ — девичий головной убор в виде пучка разноцветных лент, подвязывавшихся сзади к основанию косы. Эти ленты девушка, выходя замуж, раздаривала своим подружкам на свадьбе. Термин бытовал в XIX веке в Енисейской губернии, а также во многих губерниях Европейской России.

ЛИФЧИК — нагрудная женская одежда без рукавов из плиса, бархата, сукна на вате с подкладкой, распашная, короткая (до талии), спинка и полы слегка раскошены книзу. В XIX — первой четверти XX века их носили в Рязанской губернии как старые, так и молодые женщины. Старухи надевали в праздники под ШУШПАН (см. ) для тепла, молодые носили в будни вместо КОРСЕТКИ (см. ).

ЛИФЧИК ШУБНЫЙ — нагрудная женская одежда из овчины, распашная, короткая (до талии) безрукавка, запахивалась справа налево, застегивалась на крючки.

В XIX веке бытовал в Псковской губернии. ЛИЧЙНА — с£ ТОШНИК (см).

ЛОВЧАГИ — БАХЙЛЫ (см. ). Термин распространен в Архангельской губернии.

ЛОПОТЙНА — лбпоть (см. ).

ЛбПОТЬ (ЛОПОТЙНА) — общее название для всей верхней одежды.

лосинки

Термин был распространен в северных губерниях Европейской России и в Сибири в XIX — первой половине XX века.

ЛОСЙНКИ — термин применяется к разным видам одежды.

1. Чулки мужские и женские, сшитые из лосиных шкур, надевались во время промысловой охоты. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.

2. Рукавицы из лосиной кожи. Термин был известен в Вятской губернии и Западной Сибири с XVIII века.

ЛОХМАТКИ — МОХНАТКИ (см. ). ЛУЗАК — ЛУЗАН (см. ).

ЛУЗАН (ЛУЗАК) — нагрудная одежда охотника.

Изготавливалась из шкуры нерпы, тюленя, сукна домашней выработки серого, серого в белую полоску, белого цвета.

Лузан представлял собой короткую (до талии) безрукавку с несшитыми боками и круглым отверстием для головы. Он закреплялся на талии с помощью кожаного ремня с пряжкой, пришитого к концу переднего полотнища лузана. Ворот, края суконного лузана для прочности обшивались кожей. Кожу нашивали также на грудь, спину, плечи. К внутренней стороне лузана спереди и сзади пришивался холст, образовывавший два больших кармана, в которые охотник укладывал шкурки убитых им животных, дичь, курительные принадлежности и т. п. Лузан иногда шился с капюшоном, плотно прикрывавшим голову и шею охотника.

Эта одежда была чрезвычайно удобна и практична. Она предохраняла от холода и высвобождала руки охотника.

Лузаны были распространены на территории севера Европейской России (в Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской губерниях) вплоть до конца 20-х — начала 30-х годов

XX века. Их быстрое исчезновение в последующие годы объяснялось появлением в деревнях новой производственной одежды и сокращением индивидуального и артельного охотничьего промысла.

ЛУНТЫ — САПОГИ (см. ), сшитые из шкурок, снятых с козьих ног, мехом внутрь.

Термин известен в Алтайском крае.

ЛЙЧНИКИ — ЛАПТИ (см), СТУПНИ (см).

ЛЫЧНИЦЫ — ЛАПТИ (см. ).

м

МАКСЗВОЧКИ — головной убор замужних женщин, относящийся к типу повойников.

Изготавливался из шелка на подкладке с круглым дном, заложенным сзади в мелкие складочки, под которые подкладывались комки ваты, с широким спереди (около 9 см) и узким сзади (2 см) околышем. Спереди околыш украшался бисером.

Головной убор бытовал в XIX — начале XX века в Псковской губернии.

МАЛАХАЙ — мужской головной убор, использовавшийся в некоторых районах России и как женский. Изготавливался из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Представлял собой шапку с четырехугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами. Передний клапан, обычно невысокий, прямоугольный, был загнут наверх и опускался на лоб только во время сильных морозов или пурги. Широкие боковые клапаны и задний прикрывали затылок, уши и шею от холода. К боковым клапанам пришивались ремешки для завязывания малахая.

Малахай, как правило, надевали только в дорогу. Он был также головным убором сибирских ямщиков.

В состав русского костюма малахай вошел в середине XVIII века. Принято считать, что он был заимствован русскими у башкир и калмыков. В середине XIX века он бытовал фактически на

всей территории Европейской России и в Сибири. Во второй половине XIX века стал вытесняться ШАПКОЙ-УШАНКОЙ (см).

МАЛИ — мужская обувь из кожи на мягкой подошве

с высоким голенищем. Русские покупали ее у казахов. В XIX — первой четверти XX века была распространена в селениях Алтайского края.

МАЛИЦА (ПЕЧОК, МАЛИЧНАЯ РУБАХА) — верхняя мужская и женская одежда из меха оленя или шкур молодых тюленей. Изготавливалась обычно мехом внутрь и представляла собой широкую, длинную (до щиколоток) одежду, с круглым воротом по шее, к которому был пришит высокий стоячий воротник, сшитый из двух полос шкур мехом наружу. Длинные рукава заканчивались меховыми обшлагами или рукавицами, сшитыми из оленьих шкурок. К подолу малицы пришивались полосы меховой мозаики, составленные из светлого и темного меха оленя или тюленя. Малица считалась тем наряднее, чем больше на ней мозаичных полос. Иногда подол малицы окрашивался отваром ольховой коры в красный цвет. Малицы изготавливались ненцами и коми, которые привозили их на ярмарки и базары Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской губерний, где их и покупали русские крестьяне.

Русские надевали малицу поверх шубы, полушубка, когда зимой отправлялись в дальнюю дорогу на санях. Эта одежда была также одеждой охотников, промышленников, ямщиков. Она была очень теплой, легкой и не сковывала движений. Поверх малицы надевали часто СОВИК (см. ) или чехол (маличная рубаха), сшитый из пестряди, тика, казинета, ситца или холста.

Малицы были распространены на севере Европейской России и в низовьях реки Енисей в Сибири вплоть до конца 20-х годов XX века.

МАЛОГОЛбВКА — головной убор замужних женщин в виде шелковой косынки, два длинных конца которой,

перекрещиваясь на затылке, закреплялись на темени.

Термин применительно к головному убору такого рода был распространен во второй половине

XIX — начале XX века в некоторых деревнях Вологодской губернии.

МАНЖЕТ — ОЖЕРЁЛОК (см).

МАНЙСТО — МОНЙСТО (см).

МАРЁННАЯ — женская и девичья поясная одежда типа юбки.

Шилась из шести полотнищ шерстяной домотканой ткани, крашенной корнем марены, с вертикальными полосами.

В верхней части юбка собиралась под обшивку, концами которой и завязывалась впереди или на левом боку. Поверхность юбки для придания большей яркости подвергалась лощению до блеска.

Маренные юбки в XIX — начале XX в£ ка считались в Сапожковском уезде Рязанской губернии нарядной одеждой.

МАРЁННИК— женская горничная одежда с широкими проймами типа сарафана из красной шерстяной домашней ткани.

Этот вид одежды был известен в двух вариантах.

1. Один из них шился из двух цельных полотнищ ткани — переднего и заднего, расширенных в боковых швах продольными клиньями. Он делался с округлым или прямоугольным воротом и разрезом на груди и имел широкие проймы для рук.

В XIX веке появился другой тип маренника, который изготовлялся из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади, расширявшихся несколькими вшитыми в бока клиньями. Ворот этого сарафана продолжали делать округлым или прямоугольным, а плечики — широкими. На заднем полотнище закладывались небольшие складки.

Вдоль переднего шва и по подолу маренника нашивались полосы позумента, а на шов — круглые оловянные пуговицы.

Термин маренник использовался преимущественно в Олонецкой и Вологодской губерниях для характеристики одежды, сшитой из ткани, окрашенной корнем марены в красный цвет. Встречался и в других северных губерниях.

МАРТУШКА — головной убор замужних женщин, представлявший собой платок, сложенный по диагонали, концы которого, перекрещенные на затылке под третьим концом, были завязаны на темени. Мартушка надевалась без повойника как молодыми, так и старыми женщинами. Молодые носили ее в будни, а старые и в будни, и в праздники.

Термин применительно к головному убору такого рода был распространен в некоторых деревнях Курской губернии в последней трети XIX — начале XX века.

маршАнка — женская поясная одежда типа юбки из полосатой фабричной ткани.

Шилась из пяти-шести прямых полотнищ, собранных в сборку под обшивку на талии. Завязывалась на левом боку.

Изнутри на подол нашивалась широкая полоса зеленой ткани — подбой.

Маршанка надевалась как в праздничные, так и в будние дни.

В праздники она носилась распущенной, а в будни впереди подтыкалась под пояс.

Термин известен в Сапожковском уезде Рязанской губернии.

МАСЛЕНИК (ОЛИФАНЕЦ) — пиджак из парусины, пропитанной олифой, который надевали мужчины-поморы в дождливую погоду. Из такой же ткани делали штаны, называвшиеся ШАРОВАРЫ (см. ). Масленик и шаровары изготавливалсь в Норвегии и приобретались поморами, которые издавна вели с Норвегией оживленную торговлю. В XIX веке одежда такого типа была распространена в Архангельской губернии, в селах по Белому морю и в Онежском уезде.

МАСЛЯНКИ — мужские неширокие штаны из набивного холста.

Состояли из двух колош-штанин, соединявшихся вставкой. Каждая из колош делалась из одного полотнища ткани, вставка составлялась из двух трапециевидных отрезков, соединенных таким образом, что при сшивании один приходился на перед, а другой на зад портов. Вверху маслянки собирались на вздержку-гашник под обшивку. Впереди на одном из соединительных вертикальных швов делалась прореха.

МАТЁРНИК

Маслянки шились короткими. Нижняя их часть убиралась в сапоги или закрывалась онучами. Термин маслянки известен с XIX века в Михайловском уезде Рязанской губернии.

— женская горничная одежда на узких лямках типа сарафана из шелковой коричневой фабричной ткани. Шился из пяти-шести прямых полотнищ ткани, собиравшихся сверху на обшивку. Имел вид высокой юбки на лямках, надевавшейся через голову.

Лямки выполнялись из узких полос той же ткани, обшивались по краям тесьмой. Лямки пришивались на спине ближе к центру, а впереди над грудью матерника.

Застежка располагалась спереди или под левой лямкой.

МАТУРНИК

Термин матерник встречался в XIX — начале

XX века в Пермской и Тобольской губерниях.

— женская горничная одежда на широких лямках типа сарафана.

Шился из трех полотнищ красной шерстяной ткани — двух впереди и одного сзади. Передние полы соединялись швом.

Впереди матурник высоко (до шеи) закрывал грудь. Полы заканчивались неглубоким округлым вырезом с нагрудным разрезом по шву. Лямки выкраивались из заднего и передних полотнищ и образовывали широкие проймы для рук.

На передний шов матурника нашивались оловянные пуговицы и круглая тесьма, формирующая петли ложной застежки.

Матурники носились крестьянками Олонецкой и других губерний севера Европейской России.

МАХРЁНКА — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных.

Состояла из кички, чехла, налобника, платка и нескольких дополнительных украшений. Кичка представляла собой мягкую шапочку из холста с твердой передней частью подковообразной формы, изготовленной из простеганного холста, пропитанного молочной сывороткой. Кичка надевалась на голову таким образом, что полностью закрывала волосы, заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы венцом.

На кичку надевался чехол, называвшийся мах- рёнка. Он изготавливался из красного шелка с околышем цилиндрической формы, круглым дном и пришитым к околышу сзади квадратным куском кумача. Дно махрёнки орнаментировалось разноцветным бисером. По шву, соединявшему околыш с дном, сзади пришивалась густая бахрома из красного, синего, желтого шелка длиной около 10 см.

Поверх махрёнки по лбу завязывался сложенный в ленту шелковый платок, концы которого, перекрещиваясь на затылке, поднимались вверх и закладывались за платок по бокам. Из-под платка была видна красная шелковая лента, сложенная вертикальными трубочками и завязанная вокруг головы.

Сзади к головному убору прикреплялись длинные шелковые ленты, спускавшиеся на спину, а спереди за платок затыкались четыре павлиньих пера.

Махрёнка — это головной убор молодых замужних женщин. Его первый раз надевали после венца. В нем молодуха сидела на свадебном пиру. В последующие пять лет она носила его по большим праздникам, а затем переставала носить вовсе.

МАХРЙ

Головной убор бытовал в XIX — начале XX века в некоторых деревнях Калужской и Тульской губерний.

— 1. БАНТЫ (см).

2. Женское украшение, прикреплявшееся сзади к поясу. НАЗАДНИ (см. ), ПОД- МАХОРНИКИ (см).

Представляло собой квадрат из картона 15x15 см, обшивавшийся с обеих сторон кумачом. Лицевая поверхность махров расшивалась позументом, шелковыми лентами, тесьмой, блестками, бисером, пуговицами. Боковые и нижний края «махрились» разноцветной бахромой из шерстяных нитей. К верхнему краю махров пришивалась сложенная в виде петли синяя шелковая лента, за которую они и прикреплялись к поясу. Носились с понёвой.

Термин махры известен с XIX — начала XX века в Нижнедевицком уезде, хотя украшения подобного рода встречались в указанное время на всей территории Воронежской губернии.

3. Бахрома из разноцветных шерстяных или шелковых нитей, прикреплявшаяся к краю или углам платка. Термин известен в конце XIX — начале XX века в Перемышльском уезде Калужской губернии.

МЕЗЁНКА — девичья или женская шапка из меха в виде капора, завязывавшегося под подбородком лентами.

Мезенка бытовала в XIX веке в Архангельской губернии.

МЕЛКОПОЛбСАЯ — женская поясная одежда, юбка из шерстяной красной полосатой домотканины. Шилась из четырех-пяти полотнищ ткани, собранной в верхней части на вздержке под обшивку.

Мелкополосая юбка получила свое название от чередующихся на ткани узких разноцветных полос с преобладанием разного тона красного цвета.

Термин известен в XIX веке в Коротоякском уезде Воронежской губернии.

МИЛОТАРЬ — ШУБА (см. ) овчинная.

МЙТЕНКИ — НАКУЛАЧНИКИ (см).

МОНЙСТО (МАНЙСТА, МОНЙСТЫ) — женское нагруд-

ное украшение.

Представляло собой низанные на льняную нить дутые бусы, бисер или раковины.

Эти снизки входили в праздничный костюм молодых женщин и девушек центральных и южных губерний России. Обычно надевалось до двенадцати нитей одновременно.

Под этим же названием в некоторых из указанных районов было известно нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся по верхнему краю на полосу тесьмы или ткани и застегивавшееся сзади на шее на пуговицу или крючок.

МОНЙСТЫ — МОНЙСТО (см).

МОНАСТЬІРСКАЯ — женская поясная одежда, понёва из

тонкой клетчатой шерстяной блестящей лощеной ткани черного или темно-синего цвета, изготовлявшейся в монастырях Перемышльского уезда Калужской губернии. По покрою и украшениям сходна с ДОБРОЙ ПОНЁВОЙ (см).

МОРХХТКА — БОРУШКА (см).

Термин известен в XIX веке в некоторых селах и деревнях Вологодской губернии.

МбРШЕНЬ — головной убор замужних женщин. Этим термином в конце XIX — начале XX века обозначались разные по типу головные уборы.

В Пермской губернии моршнем называлась мягкая шапочка из сатина, ситца, изредка шелка, плотно облегавшая голову, с невысоким околышем, затягивавшаяся на затылке шнурком. Мор- шень всегда надевался с платком.

В некоторых селах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской губерний, а также в Вятской моршнем назывался твердый головной убор из позумента, парчи, шелка, вышитого серебряной и золотной нитью, наклеенного на картон или прокрахмаленный холст, с ситцевой или холщовой подкладкой. БОРУШКА (см. ). Характерной особенностью моршня было широкое очелье, затягивавшееся на затылке тесемкой, и конусообразное возвышение над теменем, заложенное спереди плотными складками.

Пермский моршень был будничным головным убором.

Моршень, известный в других губерниях России, был праздничным головным убором. Девушка, которая им владела, считалась в XIX веке богатой невестой.

МбРШНИ — СТРУСНИ (см. ), ПбРШНИ (см. ).

МОСКбВСКИЙ (ПОДМОСКОВНИК) — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из тканей фабричного производства и крашеного холста. Сарафан шился из четырех — восьми полотнищ ткани, собранных в сборку по верхнему краю, с узкими лямками. Лямки, верхняя обшивка, край подола украшались тесьмой, лентами, позументом.

Московский сарафан надевался с рубахой, всегда подпоясывался. Его носили девушки и молодые замужние женщины в будни и праздники. В некоторых губерниях, например в Сызранском уезде Симбирской губернии, такого рода сарафаны носили только девушки. Московский сарафан получил широкое распространение на территории Севера и центральных районов Европейской России в середине XIX века. Он встречался также и в губерниях по Средней и Нижней Волге.

МОХНАТКИ (ЛОХМАТКИ) — женские и мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Изготавливались, как правило, из овчины, шкуры собаки, диких животных мехом наружу. Мох- натки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава верхней одежды. Носили их обычно с вязаными шерстяными рукавицами. Мохнатки надевались в дорогу при сильных морозах.

Термин мохнатки применительно к рукавицам такого рода был распространен с XIX века в Мохнатки              Пермской, Енисейской, Тобольской, Томской гу

берниях.

мохнАшки — РУКАВЙЦЫ (см. ), вязанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскивании невода. Термин известен с XIX века в Томской, Енисейской губерниях.

МОХОВИК — головной убор замужней женщины, относящийся к типу кичкообразных головных уборов. Состоял из кички, чепца, налобня, позатыльника, платка. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку с полукруглым жгутом из холста, вшитым в ее переднюю часть, завязывавшуюся на затылке тесемками. Под кичку убирались волосы женщины, заплетенные в две косы и уложенные венком. Поверх кички надевался чепец овальной формы, сшитый из красного бархата и расшитый по очелью серебряной и золот- ной нитью. Спереди надевался налобник, называвшийся также подчелок, тарачок, надбровник и представлявший собой длинную, узкую (35x3 см) полоску черного бархата, унизанную блестками. Налобник укладывался по лбу так, что один его край убирался под чепец и завязывался под позатыльником. При этом кисточки, украшавшие его концы, спускались на спину. Сзади волосы прикрывались позатыльником — прямоугольной полосой бархата, натянутой на твердую основу: картон, простеганный холст. Позатыльник закреплялся на голове с помощью тесемок. Головной убор покрывался сложенным на угол шелковым платком, длинные концы которого, перекрещиваясь под подбородком, завязывались сзади на шее.

Моховик — свадебный головной убор. Его надевали на невесту сразу же после венца в сторож-

ке около церкви. Первое надевание женского головного убора, называвшееся «повивание», «повило», происходило очень торжественно. Свахи надевали его так, чтобы головной убор красиво смотрелся на невесте. При этом приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться». В некоторых деревнях, особенно когда «повивание» происходило не в сторожке около церкви, а в доме, при этом пелись песни, в которых рассказывалось, что девушка прощается с девичеством:

Чего мы хотели,

То мы и сделали.

Из дежки — лепешки,

Из муки — пеленешки,

Из девки — молодицу.

Моховик бытовал в Дмитровском уезде Курской губернии в XIX веке. В начале XX века этот головной убор встречался весьма редко.

МУТбВИЗ — АГАШНИК (см).

МЫШКА — нагрудная женская одежда из набойки, холста, без рукавов, короткая, до пояса.

Бытовала под этим термином в первой половине, середине XIX века во Владимирской, Московской губерниях.

н

НАБЁРЦЫ — онучи из холста. Термин был распространен в Калужской, Рязанской, Тульской губерниях в XIX — начале XX века.

НАБИВАЛЬНИК — женская горничная одежда типа сарафана из синего набивного домашнего холста с рисунком.

Шился из трех полотнищ ткани — двух передних и одного заднего, зауженных в верхней нагрудной части и расширенных книзу. В боковые швы набивальника вставлялись широкие клинья. Узкие лямки выкраивались из заднего, заложенного двумя складками по бокам полотнища.

На шов, соединявший передние полы набивальника, нашивались медные пуговицы и красный шнур, формирующий петли застежки.

Вдоль шва, на груди и вдоль верхней застежки набивальника нашивали полосы кумача, красного сукна, позумента.

Наибольшее распространение этот тип сарафана получил в конце XVIII — XIX веке в Архангельской губернии.

НАБЙВНИК (ПЕЧАТНЫЙ САРАФАН) — женская горничная одежда типа сарафана на узких лямках из синего набивного домашнего холста с рисунком.

Имел вид высокой юбки на лямках. Шился он из пяти - восьми полотнищ ткани, присборенных мелкими складками вверху по всей окружности груди или только на спине. Узкие лямки выкра



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.